2019/2(36)

Содержание

Культурная политика

Аристархов В.В.

Житенёв С.Ю.

Цивилизация и культура

Толок Е.С.

Историческая культурология

Гронский А.Д.

Прикладная культурология

Избачков Ю.С.
Рыбак К.Е.

Музееведение

Кирьянова О.Г.

Петрова Д.А.

Дробязко С.И.

Рецензии

Путрик Ю.С.

 
Толок Е.С.
Культурное наследие российской цивилизации и пути его сохранения
Аннотация. В данной статье рассмотрена проблема сохранения культурного наследия Российской цивилизации. Основная мысль автора: для сохранения культурного наследия современной России необходимо идентифицировать и обозначить собственный курс цивилизационного развития, не в подражание Западу или Востоку. Россия исторически выработала свое видение добра, красоты, истины, свой особый мир, свой тип человека, свои особые духовные ценности. Российская цивилизация должна быть ориентирована на высшие ценности, поддержку цивилизационных ценностей, актуализацию таких ценностей, как духовность, соборность, семья, патриотизм, милосердие. Особый акцент, по мнению автора, необходимо сделать на патриотическом воспитании, так как чувство патриотизма дает новый импульс духовному оздоровлению молодежи, выступает проводником идеологии миролюбия, добрососедства, терпимости, культуры межнациональных и межпоколенных отношений, сохранения национальных ценностей.

Ключевые слова: культурное наследие, глобализация, ценности, культурная идентичность, патриотическое воспитание.



Понятие «культурное наследие» весьма сложно и многогранно, что и вызывает некоторые затруднения в части его определения. На наш взгляд, культурное наследие – это то, что приобрело ценность в прошлом и ценность чего ожидается в будущем. Поскольку эта ценность и ее ожидания изменяются с течением времени, это утвердило само культурное наследие в качестве субъекта динамического изменения.

Так, мы можем говорить о том, что культура современной России характеризуется взаимодействием ряда негативных факторов, наиболее значимыми из которых являются коммерциализация искусства, кризис материальной базы культуры, «анемия» национальной гордости, утрата связи общества с историей страны.

Нельзя не отметить и экспансию западной, прежде всего американской культуры, которая приводит к насыщению всех мировых стран, в том числе России, наиболее простыми образцами западной массовой культуры – быстрой музыкой, быстрыми компьютерами и быстрой едой. Один из теоретиков глобализации американец Збигнев Бжезинский утверждает, что культурное превосходство является недооцененным аспектом американской глобальной мощи. По его мнению, американская массовая культура излучает магнитное притяжение, особенно для молодежи во всем мире [1]. Привлекательность американской массовой культуры берет свое начало в жизнелюбивом качестве жизни, которое она проповедует, ее притягательность во всем мире неоспорима. Американские телевизионные программы и фильмы, популярная музыка занимают почти три четверти мирового рынка. Увлечениям, привычкам в еде и даже одежде все больше подражают во всем мире.

Производимые Голливудом социальные мифы весьма привлекательны для населения. По сути своей они являются социальной терапией для современных людей, но в то же время они представляют собой и виртуальную реальность, которая разлагает национальную идентичность. Современная американская культура заключает в себе ценности не лучшего свойства, а именно крайний индивидуализм, коллективный эгоцентризм, примитивизм, насилие и жестокость. Предлагаемая россиянам два с лишним десятилетия вестернизированная масс-культура пропагандирует вульгарный социал-дарвинизм, согласно которому человек человеку уже «не друг, товарищ и брат», а «волк».
  
Весьма убедительными являются результаты социологического исследования Фонда «Общественное мнение», в рамках которого респондентам был задан ряд вопросов [2].

1. «Влияет ли западная культура на характер отношений между людьми в России, и если да, то положительно или отрицательно»? Полученные ответы респондентов отражены на Диаграмме 1.
 
2. «Влияет ли западная культура на художественные вкусы россиян, и если влияет, то положительно или отрицательно»? Ответы участников опроса представлены на Диаграмме 2.
 








3. «Какое влияние западные фильмы оказывают на россиян»? Анализируя ответы респондентов на данный вопрос (Диаграмма 3), мы видим, что большинство указывают «отрицательное влияние», дополняя свой ответ следующими комментариями: «слишком много отрицательных эмоций»; «западные фильмы – это нечто ненужное и неподходящее для нашего народа»; «такие фильмы учат совершать преступления»; «в массе они оказывают вредное воздействие – они уничтожают национальные ценности, размывают понятие нравственности» и т.д.
 
Обобщая результаты вторичного анализа социологических данных ряда исследований, мы приходим к выводу о том, что по мере того как осваиваются, а затем и культивируются американские нововведения в различных сферах жизнедеятельности постепенно меняются менталитет людей, их ценности, жизненные установки.

За годы реформ в России выросло поколение, оторванное от своих корней – так называемое «поколение пепси», путающееся в представлениях о добре и зле. Существенными характеристиками данного поколения являются расщепленное сознание, утраченные ориентиры, бездуховные цели.

В данном контексте весьма показательными являются результаты экспертного опроса, проведенного Центром научной политической мысли и идеологии в мае 2016 г. с целью выявить ценностно-мотивационные установки современной российской молодежи и ее социокультурный и гражданский потенциал. Как видно из Диаграммы 4, наибольшие изменения фиксируются в сфере нравственности. Балльная оценка относительно нравственного состояния современной российской молодежи оказалась почти в полтора раза ниже, чем оценка молодого поколения конца советского периода [3].

Вполне очевидным является тот факт, что, вследствие бездумного копирования наихудших элементов западного образа жизни и поведения, повсеместного подражательства Западу велика опасность утраты Россией своего формировавшегося веками менталитета, национальных и духовных ценностей. И сегодня как никогда перед Россией стоит задача сохранения своей культурной идентичности, что предполагает нахождение того общего для всех населяющих ее народов фундамента, который позволил бы реально осознать свое неразрушимое единство и общность ценностей и смыслов. Таким крепким фундаментом, на наш взгляд, может и должно стать то общее культурное достояние народов России, которое позволяет сохранить общую культурную идентичность всех народов, проживающих в Российской Федерации.

Особый акцент необходимо сделать, на наш взгляд, на патриотическом воспитании, так как чувство патриотизма дает новый импульс духовному оздоровлению молодежи, выступает проводником идеологии миролюбия, добрососедства, терпимости, культуры межнациональных и межпоколенных отношений, сохранения национальных ценностей. Реализация естественной потребности молодых людей – быть патриотом выступает как условие их духовного и материального развития, утверждения гуманистического образа жизни, осознание своей исторической культурной, национальной и духовной принадлежности к Родине и понимание демократических перспектив ее развития в современном мире. По нашему убеждению, сегодня как никогда необходимо создание реального образа России как процветающего, справедливого и уважаемого в мире государства, в котором граждане планируют жизнь своей семьи, детей, внуков на длительную перспективу.

В процессе патриотического воспитания особую роль играют образовательные учреждения. Образовательные учреждения – это социальные институты, в которых сконцентрированы все категории молодежи. В них представлена вся палитра различных этносов и конфессий. В связи с этим патриотическое воспитание, воспитание идей толерантности, развитие умений межкультурного диалога, наиболее эффективно проводить в учебных заведениях. Критериями эффективности воспитательной работы должны быть умение обучаемых правильно осмысливать происходящие в стране и других государствах события, способность выражать свое мнение с позиции нравственности и этических норм [4].

Так, к примеру, мы уверенно можем сказать о том, что со студентами Балаковского инженерно-технологического института – филиала Национального исследовательского ядерного университета «МИФИ» проводится систематическая гражданско-патриотическая работа, дающая положительные результаты. Подтверждение тому – данные социологического опроса студентов, проведенного в феврале 2018 г. Ключевыми вопросами нашего социологического исследования были: «Любите ли Вы Россию?» «Считаете ли Вы себя патриотом?» Ответы на данные вопросы представлены в Диаграммах 5 и 6). 

Как видно из Диаграммы 5, подавляющее большинство студенческой молодежи (83%) любит свою страну. Отрицательно ответили на данный вопрос только 5% участников опроса. Затруднились ответить на данный вопрос 11% студентов, 1% респондентов предложили свои варианты ответов: «отношусь нейтрально», «отчасти», «за что-то да, за что-то нет», «люблю, но хочу уехать», «конкретно страну как объект – да», «люблю природу и самобытность, не нравится ментальность людей».
 
По данным опроса, представленным на Диаграмме 6, большинство (61%) студентов готовы называть себя патриотами, не считают себя таковыми 15%. Затруднились ответить на данный вопрос 23% респондентов. 1% респондентов предложили свои варианты ответов: «относительно», «50 на 50», «я люблю свою страну, но не считаю себя патриотом», «я – космополит, но это не мешает мне иметь активную гражданскую позицию».

Конечно, несмотря на достаточно оптимистичные результаты исследования, мы отчетливо понимаем, что нельзя останавливаться: гражданско-патриотическая работа в образовательных учреждениях должна быть перманентной.

Для сохранения культурного наследия современной России необходимо идентифицировать и обозначить собственный курс цивилизационного развития, не в подражание Западу или Востоку. Россия – сложное соединение двух культурных потоков и традиций: западной и восточной – исторически выработала свое видение добра, красоты, истины, свой особый мир, свой тип человека, свои особые духовные ценности. Российская цивилизация должна быть ориентирована на высшие ценности, поддержку цивилизационных ценностей, пропаганду позитивного отношения к жизни с помощью средств массовой коммуникации и информации.

По нашему убеждению, сегодня как никогда необходимо создание реального образа России как процветающего, справедливого и уважаемого в мире государства, в котором граждане планируют жизнь своей семьи, детей, внуков на длительную перспективу.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] См., например: Бжезинский З. Великая шахматная доска : Господство Америки и его геостратегические императивы. – М.: Междунар. отношения, 1999.

[2] Западная культура и Россия. – URL: http://bd.fom.ru/report/cat/recl/dd003634 (дата обращения 08.05.18).

[3] См.: Савин М.В. Сущностное значение преемственности, традиции и социальной памяти как феноменов культуры / М.В. Савин // Личность. Культура. Общество. – 2003. – № 1-2. – С. 523-526.

[4] См.: Низовцева Л.В. Западный индивид: от разумной свободы к рациональному эгоизму / Л.В. Низовцева // Теория и практика общественного развития. – 2014. – № 5. – С. 24-26.


© Толок Е.С., 2019.

Статья поступила в редакцию 20.06.2019.

Толок Екатерина Сергеевна,
ассистент кафедры гуманитарных дисциплин
Балаковского инженерно-технологического института
(Балаково, Саратовская область),
e-mail: tolokks@mail.ru

 

Издатель 
Российский
НИИ культурного
и природного
наследия
им. Д.С.Лихачева

Учредитель

Российский
институт
культурологии. 
C 2014 г. – Российский
НИИ культурного
и природного наследия
имени Д.С.Лихачёва

Свидетельство
о регистрации
средства массовой
информации
Эл. № ФС77-59205
от 3 сентября 2014 г.
 
Периодичность 

4 номера в год

Издается только
в электронном виде

Входит в "Перечень
рецензируемых
научных изданий"
ВАК (по сост. на
19.12.2023 г.).

Регистрация ЭНИ

№ 0421200152





Наш баннер:




Наши партнеры:




сайт издания




 


  
© Российский институт
    культурологии, 2010-2014.
© Российский научно-
    исследовательский
    институт культурного
    и природного наследия
    имени Д.С.Лихачёва,
    2014-2024.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
     The authors’ opinions expressed therein are not necessarily those of the Editor.

При полном или частичном использовании материалов
ссылка на cr-journal.ru обязательна.
     Any use of the website materials shall be accompanied by the web page reference.

Поддержка —
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Институт Наследия). 
     The website is managed by the 
Likhachev Russian Research Institute
     for Cultural and Natural Heritage (Heritage Institute).