Избачков Ю.С.
Рыбак К.Е.
Аннотация. В статье выдвигается и обосновывается гипноза, что психосоматическое состояние Е.И. Рерих компенсировалось созданием ресурсных ритуалов посредством общения с «учителями» («Белым Братством», «владыками Шамбалы»). Результаты контактов отражали модель ее личного религиозного (мистического) опыта. Адепты Рерихов чтение «Живой Этики» стали использовать для создания собственных ресурсных ритуалов. Они пытаются выявить в «Живой Этике» смыслы, осознав которые, можно достичь состояния внутренней гармонии и единства с миром, рационализировать страхи. Однако тексты «Живой Этики» не дают такой возможности, их изучение направляет активность, не на сами действия, а на размышления о действиях. Эти предположения согласуются с ранее сделанной гипотезой, что среди открытых адептов «Живой Этики» свойственна чрезмерная эмоциональность высказываний с фиксацией на препятствии. С большей уверенностью можно говорить, что продвигаемая рериховской апологетикой вера в реальность преобразования материального мира идеальной силой искусства чревата уходом в чистое созерцание с акцентуализацией собственного невежества, в том числе с помощью бессмысленных наборов наукообразных или пафосных фраз, а в итоге – подменой просвещения народа вовлечением его в архаичные и фантасмагоричные структуры.
Ключевые слова: Живая Этика, Агни-Йога, секта, розенкрейцеры, Елена Рерих, Л.В.Шапошникова, строфант, ресурсные ритуалы, нарушение мышления
Творчество и мистика Елены Ивановны Рерих (жены известного художника Николая Константиновича Рериха) до сих пор вызывает общественный и исследовательский интерес. Были ли ее записи, послужившие основой для учения «Живой Этики», плодом нарушения мышления, фантазий, действительно ли она контактировала с космическим «Учителем», избравшим ее для передачи человечеству нового знания?
Мы на основе анализа недавно раскрытого архива семьи Рерихов позволим себе выдвинуть гипотезу, почему Елена Ивановна посвятила большую часть своей жизни написанию и оформлению «Живой Этики».
Предваряя дальнейшее повествование, оговоримся, что нами не даются оценки психического здоровья Е.И. Рерих и правильности подбора лекарственных средств, которые она употребляла. Нами используются сведения, ставшие известными благодаря публикации на сайте «Музея Рерихов» записей Е.И. Рерих [1]. Они позволяют пролить свет на ряд спорных вопросов, связанных с ее эпистолярным наследием, поскольку среди всех аспектов творчества Рерихов именно мистические воззрения Елены Ивановны Рерих вызывали и вызывают больше всего дискуссий.
Согласно учению «Агни-Йоги», как еще именуют «Живую Этику», оно было получено Еленой Рерих от «Учителя Света», который избрал ее для сотрудничества [2]. Метод передачи знаний состоял в записи Е.И. Рерих голосов и визуальных образов, которые она относила к личностям «Учителей» [3]. Форма бесед различная: «слышание» голосов, автоматическое письмо, использование доски во время спиритических сеансов и другие. Содержание явленного «знания» записывалось ею в тетради, из фрагментов записей набирались «агамы» «Живой Этики».
Нельзя исключать, что видения и голоса – результат нахождения Е.И. Рерих в особом психическом состоянии вследствие принимаемых ею курительных веществ, лекарственных препаратов и высокогорной атмосферы Гималаев. Сведения о состоянии ее здоровья и данные эпизодических медицинских осмотров позволяют предполагать нечто подобное. Не исключено, что сообщения «учителей» – нарушение мышления, в котором отражалась усвоенная ею эзотерическая и религиозная литература [4] в проекции личных переживаний.
Итак, гипотеза заключается в следующем. Психосоматическое состояние Е.И. Рерих компенсировалось созданием ресурсных ритуалов посредством общения с «учителями» («Белым Братством», «владыками Шамбалы») [5]. Результаты контактов отражают модель ее личного религиозного (мистического) опыта. Адепты Рерихов чтение «Живой Этики» стали использовать для создания собственных ресурсных ритуалов, пытаясь выявить в «Живой Этике» смыслы, осознав которые, можно достичь состояния внутренней гармонии и единства с миром, рационализировать страхи. Однако тексты «Живой Этики» не дают такой возможности, их изучение направляет активность не на сами действия, а на размышления о действиях. Эти предположения согласуются с ранее сделанной гипотезой, что среди открытых адептов «Живой Этики» свойственна чрезмерная эмоциональность высказываний с фиксацией на препятствии [6].
Предпосылки написания Е.И. Рерих текстов, из которых было сформирована «Живая Этика», по нашему мнению, следует искать в событиях, связанных с ее рождением и детством:
– мать Елены Ивановны во время беременности принимала спорынью, чтобы инициировать выкидыш: это, вероятно, сказалось на развитии плода и здоровье новорожденной [7], о чем Е.И. Рерих знала от родственников;
– гипертрофированность чувственного восприятия мира и навязчивые видения [8] в детском возрасте [9];
– возникшее в подростковом возрасте и сохранившееся в течение жизни яркое мистическое переживание «о существовании Учителя Света», сопровождавшееся ощущением, что он «занят устроением какого-то физиологического процесса в ее организме»;
– непринятие христианской догматики и поиск религиозных смыслов в трудах индийских мистиков и теософов [10].
Опубликованный массив записей Е.И. Рерих на сайте «Музея Рерихов» можно разделить на два тематических блока:
– описание воплощений Елены Рерих сквозь размышления «Учителей» о рождении и развитии Вселенной, гео- и астрополитические прогнозы «Учителей»;
– описание механизма контактов с «Учителями», функций органов человека, с акцентами на фиксацию состояния здоровья Елены Рерих и успеха (как она считала) в лечении членов своим семьи благодаря наставлениям «Учителей».
Воплощения Е.И. Рерих воспринимаются ею как космогонический акт [11]. «Учитель» Елены Рерих ее «сокровенный муж» – «Ветхий Денми» [12], она же предстает его «сокровенной женой» [13], а знания получались ею при посредстве некоего «Ордена Масонов» [14]. Поскольку с вопросами теософии, медиумических практик и оккультных дисциплин активно соприкасалась не только Е.И. Рерих, но и другие визионеры, «Учитель» особо выделял свои контакты с Еленой Ивановной из визионерского многоголосия [15]. Она тоже подчеркивала самость своих контактов и дистанцировала свою семью от членства в тайных мистических обществах.
В этой связи познавательна история с дипломом, полученным Н.К. Рерихом от «императора древнего и мистического ордена Розы и Креста» (A.M.O.R.C.) Харви Спенсера Льюиса [16]. Изображение подлинника этого диплома недавно опубликовано в составе архива Рерихов наряду с записями Е.И. Рерих. Не ясно, по своему желанию получил Николай Константинович этот диплом или нет, но Елена Ивановна активно подчеркивала отсутствие связи мужа с этой организацией, которой ею давалась нелестная характеристика [17].
Особой оригинальностью отличались фармакологические познания «Учителя», которыми он делился с Е.И. Рерих, а та реализовывала их на практике. Особо место уделялось строфанту [18] при лечении недугов. Несмотря на то что Елена Ивановна систематически много лет принимала строфант, она отдавала себе отчет в побочных действиях этого лекарства. По ее настоянию вопреки воле «невежественных», по мнению «Учителя» Елены Рерих, врачей строфант употребляли ее муж Николай Константинович и сын Юрий.
Полагаем, что восприятие Еленой Ивановной под воздействием определенного фона (строфанта, курения, природных условий региона, где она жила) подвержено ее познаниями в буддизме, оккультной литературе и личном опыте. Переживаемые Е.И. Рерих мистические состояния являлись для нее особой формой познавания, при их помощи она проникала в глубины, закрытые для трезвого рассудка. Адепты «Живой Этики» пытаются рациональным образом персонифицировать для себя эмоциональные переживания Е.И. Рерих. Мистические состояния скорее принадлежат к эмоциональной сфере, нежели рассудочной. Поэтому опыт освоения «Живой Этики» будет иным у людей, не имеющих такого фона, как у Е.И. Рерих, из чего следует, что они испытают сенсационную трансформацию или разочарование.
В основе того, что многие последователи Рерихов строят свою жизнь через следование «Живой Этике», желая примерить на себя описанную ею модель личного религиозного (мистического) мира, полагаем, что в основе желания этих людей, несомненно, лежит «заражение» харизматичностью личности автора учения [19]. Действительно, в обществе есть потребность примыкать к подобного рода оригинальным личностям; находятся люди, которые индивидуально или в группе пытаются повторить личный опыт харизматика. Для этого последователи могут собирать информацию об опыте своего духовного лидера (чтение его трудов, изучение его биографии, следование заветам лидера), но при этом они не смогут повторить сам опыт.
Полагаем, что адепты «Живой Этики», сравнивая свои личности, окружение, уровень подготовки с личностью, окружением и уровнем подготовки Е.И. Рерих, не отдают себе отчета или боятся признаться себе в том, что ее опыт может быть нарушением мышления. Для оправдания обратного они пытаются рационализировать, систематизировать «белый шум» личного мистического опыта Елены Ивановны, используют имеющийся у них инструментарий научного описания мира.
В текстах, фиксирующих модель личного религиозного мира Е.И. Рерих, адепты пытаются выделить смыслы и преподносят их в качестве нового научного знания. Противоречивость текстов снимается адептами через утверждение неспособностью «человека с улицы» понять «Учение». Для этого рериховцами активно используется термин «космическое мышление». Чтобы заместить внутренние страхи об отсутствии смыслов в «Учении», рериховцами активно используется прием мнения авторитета – в ход идут цитаты докторов различных наук и академиков, орденоносцев, начальствующих лиц об оригинальности взглядов Е.И. Рерих [20].
Накладывает отпечаток на восприятие этого учения и то, что в опыте Елены Ивановны особое место уделяется иерархии – суть безусловному подчинению силам, находящимся на более высоких уровнях развития, нежели адепт. Потребность в пресмыкании, следованию за лидером, признании его правоты a priori свойственно советской командной системе. Полагаем, этим объясняется, что «Живая Этика» столь популярна на постсоветском пространстве и среди русскоговорящих людей в Европе, при слабой в целом интеграции этой доктрины в культурную канву протестантизма.
Средством для позитивного внедрения «Живой Этики» в сознание интеллигенции является и приписываемый Н.К. Рериху лозунг «Мир через Культуру» [21]. По сути, глубоко светский призыв помогает агностикам-неофитам принимать оккультную подоплеку «Живой Этики». Этим лозунгом адепты «Живой Этики» пытаются показать, что они не занимаются рецепцией модели личного религиозного мира Е.И. Рерих, а действуют рационалистично (вспомним их попытки увязать «Живую Этику» с передовыми достижениями науки, многочисленные проекты в поддержку «Пакта Рериха») и системно (принцип иерархии, столь чтимый рериховцами).
С большей уверенностью можно говорить, что продвигаемая рериховской апологетикой вера в реальность преобразования материального мира идеальной силой искусства чревата уходом в чистое созерцание с акцентуализацией собственного невежества, в том числе с помощью бессмысленных наборов наукообразных или пафосных фраз, а в итоге – подменой просвещения народа вовлечением его в архаичные и фантасмагоричные структуры.
Таким образом, попытками интерпретации личного мистического опыта Е.И. Рерих ее адепты замещают свое личное религиозное сознание информацией о чужом опыте. Видимо, подозревая о том, что тексты «Живой Этики» до их литературной обработки представляют собой результат нарушения мышления Е.И. Рерих, адепты, боясь признаться себе в этом, пытаются найти научный или логический смысл в своих исканиях. В этом им помогает уровень своего образования, личный и социальный опыт. Не исключаем, что «суррогатный» опыт адептов Рерихов не имеет исключительно религиозной окраски, хотя из этого не следует, что этого не может быть вообще.
В целом наше предположение сводится к тому, что психосоматическое состояние Е.И. Рерих [22] наряду с боязнью потерять контроль над состоянием своего здоровья [23] (либо манипулированием другими людьми информацией о якобы плохом состоянии своего здоровья) компенсировалось созданием ресурсных ритуалов посредством якобы общения с «Учителями». Результаты этого общения описывали модель личного религиозного опыты Е.И. Рерих и скрупулёзно ею фиксировались. Не исключено, что они не являлись прозрениями, а были нарушением мышления. Эти записи литературно обрабатывались, редактировались и оформлялись в корпус «Учения». Тем самым, своими записями Е.И. Рерих рационализировала и фиксировала ход визионерских восприятий в измененном состоянии сознания [24] (своеобразный «побочный» продукт от использования ресурсных ритуалов).
Поклонники харизмы семьи Рерихов, стремясь пережить личный мистический опыт Е.И. Рерих, стали использовать «Живую Этику» для создания собственных ресурсных ритуалов, пытаясь выявлять в ней тайные смыслы в надежде их осознать и тем самым достичь состояния внутренней гармонии и единства с миром, рационализировать свои страхи.
Страх, как известно, порождает контроль, который представляет собой иррациональную вину: она начинает будоражить изнутри и вызывает все больший контроль. Для снятия вины культивируется чувство надежды, чтобы приносить в жизнь больше веры в себя. Однако тексты «Живой Этики», в том числе записи Е.И. Рерих, не дают такой возможности, их изучение направляет активность не на сами действия, а на размышления о действиях.
Полагаем, что эти предположения согласуются с ранее сделанной гипотезой, заключающейся в том, что открытым адептам «Живой Этики» свойственна чрезмерная эмоциональность высказываний, отражающая духовную и социальную незрелость, отличающаяся выраженной экстрапунитивной фрустрационной реакцией с фиксацией на препятствиях.
В этой связи интересна роль толкователей «Живой Этики» в её продвижении в общественном пространстве. Это люди, которые облегчают адептам восприятие текста (упрощают, структурируют его) и тем самым инъектирование «Живой Этики» происходит легче. Одним из эпигонов рериховского формата являлась Л.В. Шапошникова. При этом сами толкователи могут преследовать различные цели: от необходимости создавать собственные ресурсные ритуалы до желания реализовать себя как лидера, показать себя адептом «тайного» знания либо заработать на чужих страхах, неуверенности, а также социальной легенде о самости изучающих «Живую Этику».
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] URL: http://roerichsmuseum.ru/index.php/museum/arkhiv.
Рукописные и машинописные записки Елены Рерих из этого архива также представлены в электронном виде на сайте «Общественной группы по работе над манускриптами Е.И.Рерих» (urusvati.group).
[2] «Агни-Йога» принято писать именно так, через дефис.
[3] Е.И. Рерих ассоциировала себя с проводником между людьми и «Белым Братством», от имени которого с ней контактировал «Учитель». При этом записи она вела от имени Урусвати, дистанцируя свою личность. Большинство записей представлено в форме диктанта «Учителя», в ходе которого он называет свою ученицу по имени. Очень часто фрагменты начинаются со слов «Учителя»: «Урусвати знает…». В более поздних записях чаще встречается обращение «Ярая». Адепты «Живой Этики» испытали шок, когда ознакомились с содержанием записей последних двух десятков жизни Е.И. Рерих. Эти записи пестрят словами «яро», «оявился». Понять, что они означают, проблематично. Стремясь защитить свое сознание от разочарования, некоторые группы адептов выдвинули предположение, что эти слова означают нечто важное, но пока не открытое землянами.
[4] Библиотека Рерихов была наполнена актуальной тому времени оккультной и эзотерической литературой. Судя по всему, Елена Рерих читала популярные, если не сказать бульварные, труды по эзотерике. Чего стоит эпизод с «Тибетским Евангелием», французский перевод которого был опубликован Николаем Нотовичем. В записях Е.И. Рерих утверждается: «Также и новые нахождения о посещении И[исусом] Хр[истом] Индии и Ладака подтвердят найденное Нотовичем. Евангелия от Иоанна и Марка оявлены из записей Марии Магдалины, но Нагорная Проповедь была уявлена ею на отдельных листках и была включена в позднейшие собранные Евангелия от Луки и Матвея». – URL: http://urusvati.group/viewtopic.php?t=171&start=20 (дата обращения: 15.06.2019).
[5] Следующие цитаты позволяют проиллюстрировать восприятие самой Е.И. Рерих контактов с «Учителями»: «Телефон будет в руках человека. И Провод его уже в руках твоих, Урусвати. Подумай – Провод с Нашим Домом». «Огненный Опыт» – «опыт особо важный. Вручить Провод Братства человеку, находящемуся в жизни, – шаг новый». Этот «мучительный» эксперимент продолжался на протяжении нескольких месяцев, в ходе которого ее касались Лучи М.М. [он же Махатма Мория] и Братства, она «привыкала к лабораторным лучам», чтобы «принести народу точные знания, для этого надо не оставаться в залах общих Учений, но придется спуститься и подняться в помещения специальных изысканий, где физические и духовные лучи иногда даже нестерпимы. Потому, принося человечеству Великий Опыт, ты [Урусвати] запасаешься паспортом для входа». В ходе опыта Урусвати «постепенно узнает всех друзей. Постепенно весь Собор Братства обнаружится. Не надо Урусвати на птиц сердиться, ибо каждый звук опыт вооружает. Можно потратить 77 ночей, чтобы узнать имена Братства». Духовный накал требовал большого запаса сил, в связи с чем «Урусвати может принять лекарство Валериан – очень хорошее» «утром и вечером». Цит. по:
Кузнецов А.И. «Живая Этика» в интерпретации Л.В. Шапошниковой [Электронный ресурс] // Журнал Института наследия. – 2018. – №1. – URL: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/150.html (дата обращения: 15.06.2019).
[6]
Избачков Ю.С., Рыбак К.Е. Реакция последователей «Живой Этики» на публикацию неизданных ранее дневников Е.И. Рерих [Электронный ресурс] // Культурологический журнал. – 2018. – № 3 (дата обращения: 15.06.2019).
[7] В последующем Е.И. Рерих, вероятно под влиянием сильных детских воспоминаний, переживала по поводу медицинских проблем ее самой и ее близких. «Сильнейшая желтуха при яром рождении своем и на страстной слабости сердца при остальном здоровье организма», «ослабление некоторых гланд и нарушение правильного обмена веществ в организме» (См.: Автобиографические записки: машинопись с правкой Е.И. Рерих. – URL: http://roerichsmuseum.ru/index.php/museum/arkhiv). Е.И. Рерих скрупулезно вела дневники, в которых записывала свое состояние (повышение температуры, рвота, состояние желудка), прием лекарственных средств (строфантин, салол, адонис весенний, валериана и др.) и медицинских процедур по очищению кишечника. Отметим, что чрезмерно использование Е.И. Рерих в своих записях слов «яро», «оявлять», «страстно» возможно связано с тем, что для личного мистического опыта характерна неизреченность, то есть «невозможность со стороны пережившего их найти слова для их описания, вернее сказать, отсутствие слов, способных в полной мере выразить сущность этого рода переживаний; чтобы знать о них, надо испытать их на личном непосредственном опыте и пережить по чужим сообщениям их нельзя. Отсюда видно, что мистические состояния скорее принадлежат к эмоциональной сфере, чем к интеллектуальной». Также для религиозного опыта характерна бездеятельность воли, что наблюдалось у Елены Рерих во время общения с «Учителем». (о религиозном опыте и его характеристиках см.: Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. Лекция XVI – М.: Русская Мысль, 1910.)
[8] Из автобиографии Е.И. Рерих, записанной о себе в третьем лице. «Вовремя довольно частых заболеваний девочку преследовало одно видение. При повышении температуры зрение ее становилось особенным, оно проникало как бы сквозь стены, и она видела, как выходная дверь их квартиры открывалась, входили два великана, один, немного выше, всегда шел впереди, слегка прикрывая собою второго. Эти великаны проходили коридором, входили в ее комнату, садились в ногах ее постели и начинали тянуть серебряную нить, которую они извлекали из ее левого бока. Причем большой великан передавал нить другому, сидевшему позади и наматывавшему ее. Несмотря на то, что правый великан всегда ласково улыбался, девочка боялась их, ибо ей казалось, что они за эту нить хотят притянуть ее к себе, и если это им удастся, то она умрет. Первый, больший ростом великан имел синие глаза и тёмно-русые волосы, тогда как голова другого была темнее и сам он был тоньше. Видение это повторялось лет до девяти» (Автобиографические записки: машинопись с правкой Е.И.Рерих…)
[9] Там же.
[10] «Всем существом ненавидела уроки Закона Божьего. Своего отвращения к изучению богослужения ничем не могла превозмочь и если бы не совершенно исключительное отношение к ней священника учителя, то среди полных отметок по другим предметам, красовался бы непереводной бал… В сущности своей, будучи глубоко религиозной, любя облик Христа, не могла примириться с тупостью церковной догматики. Рано проснулось желание узнать другие учения и религии, но случайные книги давали карикатуру великих мыслей. Лишь нахождение книги «Рамакришна», затем Суоми Вивекананды и позднее Блаватской дали удовлетворение и радость, направив к истинному источнику знания». (Там же.)
[11] «Конечно, отход лучшей Мне жены отразился на строительстве Космоса. Но ярая Моя космическая жена знала, что ярая уявлена Моей женой, но не женой Люцифера». (URL: http://urusvati.group/viewtopic.php?t=45&start=40)
[12] «Яро оявись со Мною и сегодня на близости большой. Яро оявись на близости ко Мне яро уяви Мне свою любовь и доверие родная, и не являй никакого смущения, ибо Яро Я полный Архат и Ярый Ветхий Деньми. И яро Космос тут Мой и яро могу знать зачатие его, родная». (URL: http://urusvati.group/viewtopic.php?t=177&start=90)
[13] «Ярая уявилась Мне Сокровенной Женой на своем последнем земном пути, но ярая не должна сомневаться, ибо ярая могла стать женой сокровенною Люцифера на этом земном пути. Но ярая нравственная чистота твоя соединена со страстной нравственной чистотой Моего Учения и ярая оявила Мне предпочтение». (URL: http://urusvati.group/viewtopic.php?t=354&start=80).
«(Но сколько глума и возмущения вызовут Мои “Сокровенные Страницы”) Яро да, но Моя жена спокойно скажет: “Ярая страстная Любовь между половинчатыми душами – основание Бытия. Когда поймут Божественный Принцип, как ярую космическую Любовь между душами, рожденными в одном Существе, и поймут страстно притяжение Космической Любви между половинчатыми душами первичного существа, они поймут Божественный Принцип Космической Любви разлитый во всем Беспредельном Пространстве». (URL: http://urusvati.group/viewtopic.php?t=57&start=50).
[14] «Ярая Мне сокровенная Жена стала Мне сподвижницей во всем. Ярая уявилась со Мною на яром сотрудничестве Надземном и на яром воплощении как Наташа Яровская, но ярая уявилась тоже на ранней смерти из-за слабости сердца. Но ярое Мне сотрудничество тогда было уявлено страстно мощно и любовно. Ярая уявилась со Мною на страстной сокровенной Любви. Ярая не только усовершенствовалась, но ярая смогла воплотиться, как маленькая йогиня. От ярых детских лет до Шести лет, судьба тогда привела тебя на Мой Путь сравнительно рано ярая уявилась на знакомстве с масоном – Радеком и ярый уявил тебе откровения о Нашем тогда Ордене и о яром тут Нашем Новом Иерусалиме в Горах Гималайских. И ярый оявил тебе возможность оявиться на автоматическом писании и ярая начала писать от Имени Императора Ордена Масонов и яро стал твоим последователем, ибо ярая давала ему Мои Указы для его Ложи». (URL: http://urusvati.group/viewtopic.php?t=249)
[15] «Моя сотрудница нужна чтобы осветить не годные книги. Книги Нанси Фулвуд яро смешанные, ибо писали Мои Ученики определенно разного уровня сознания. Моя жена лучшая Моя Сотрудница, ибо яро любит Меня страстно исключительной Любовью». (URL: http://urusvati.group/viewtopic.php?t=181&start=70)
«Ярая Бейли никакого Учения не явила и яро только компилировала тут из старых книг, которых бездна. Мы признаем Франча Ла Дью и Тэмпль Тичинг, но имеем ничего общего с Аркэн Скул. Мы признаем книги Нанси Фулвуд, и яро не признаем книг Бейли и считаем их вредными, страстно вредными». (URL: http://urusvati.group/viewtopic.php?t=224)
[16] Спенсер Льюис, якобы, был посвящён в розенкрейцеры в одном из французских замков в 1909 г. Подобные многочисленные самозваные организации на рубеже XIX–ХХ вв. возникали не только в США, но и Великобритании и Европе.
[17] См., например, письмо Е.И. Рерих Е.А. Губаревой. 18 декабря 1948 г. (URL: http://agniyoga.roerich.info/). Совсем иная история о принадлежности к масонству старшего сына Н.К. Рериха – Святослава, но, учитывая тему настоящей статьи, не будем останавливаться на этом вопросе.
[18] Строфантин – короткодействующий сердечный гликозид. Заметим, что строфантин редко, но может вызывать галлюцинации. Он вводится парентерально, при приеме внутрь разрушается (Е.И. Рерих принимала его перорально). Кроме того, у строфантина очень высокий аритмогенный потенциал, приводящий к смерти. Строфант использовался также как стрельный яд, поэтому применять его как энтеоген сложно. Среди множества фраз, где Е.И. Рерих говорит о необходимости приема строфанта, отметим следующую: «Строфант можно принимать до 15 капель сразу и через час еще 15 капель и не бояться. Малая доза не поможет». (URL: http://urusvati.group/viewtopic.php?f=59&t=444). Но все же Е.И. Рерих осознавала опасность этого яда: «Ярый Ст[рофант] настолько сильное средство, что яро не могли прибегать к нему слишком часто». (URL: http://urusvati.group/viewtopic.php?t=181)
[19] Примеры могут быть различны в пространстве и во времени: от Порфирия Иванова до «пастушка Стефана из Клуа», вставшего во главе Детского крестового похода 1212 г.
[20] Интересно, что высказывания ученых бывают нейтральны или двузначны, их можно рассматривать и как поддержку позиций «Живой Этики», равно как и некоторый сарказм в сторону эволюционных достижений Е.И. Рерих. Например, академик В.С. Степин считает: «Философская система Живой Этики представляет собой оригинальное направление русского космизма. Осуществляемый в рамках мировоззрения космизма диалог философской традиции Запада и мудрости Востока, выявление объединяющих мировые цивилизации общих ценностей, безусловно, важны в современном мире» (См: http://www.icr.su/rus/evolution/ethics/reviews/#_edn11). Действительно, об оригинальности «Живой Этики» никто не спорит, только оригинальность бывает различной – от чудачества до новаторства. И, тем не менее, подобные высказывания однозначно воспринимаются адептами «Учения» как признание ценности этого знания для научного познания мира.
[21] На наш взгляд, этот лозунг неоднозначен. Нельзя мир привнести через культуру, культур много, они различны, порой они вступают в конфликт между собой и примат одной культуры означает подавление иных культур. Сказанное, впрочем, не означает, что политика мультикультурализма оправдала себя.
[22] Слабонервность и подверженность припадкам истерической травмы отмечал К.К. Лозина, обстоятельства течения беременности матери Е.И. Рерих и длительного приема Еленой Ивановной медикаментозных средств. По мнению А.Ф. Яловенко, обследовавшего Е.И. Рерих, «она больна нервной болезнью, которая называется эпилептическая аура. Лица, страдающие этой болезнью, часто слышат какой-то невидимый голос и видят какие-то предметы. Зная его [Николая Константиновича] глубокую привязанность, вернее, любовь к своей жене, и благодаря его мягкосердию, он часто подпадал под ее влияние и даже иногда верил в ее сверхъестественные способности. Я часто говорил ему о болезни Елены Ивановны, но он как-то холодно относился к моим познаниям в этой области. Но когда я ему дал книгу, то он попросил сделать выписки и в то же время просил не говорить об этой болезни Е.И. … В феврале месяце 48 года я был отстранен от должности домашнего врача Рериха» (АВП МИД России. Фонд консульского управления. Оп.9. Портфель 17. Папка 860).
[23] Её здоровье, которое, судя по всему, было довольно хорошим. Учитывая дозы и количество строфанта, которое принимала Е.И. Рерих, она прожила 76 лет.
[24] Искусственно вызванный (индуцированный лекарствами, курением) или психотехнически обусловленный – отдельный вопрос.
© Избачков Ю.С., Рыбак К.Е., 2019.
Статья поступила в редакцию 05.06.2019.
Избачков Юрий Сергеевич,
музеевед, исследователь творчества Рерихов (Москва)
Рыбак Кирилл Евгеньевич,
доктор культурологии,
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва)