2019/4(38)

Содержание

Цивилизация и культура

Бахревский Е.В.

Селезнева Е.Н.

Романова Д.Я.

Теоретическая культурология

Васильев Г.Е.

Прикладная культурология

Плещенко В.И.

Селезнев А.Г.

Музееведение

Рыбак К.Е.

Пустовойт Ю.В.

 
DOI 10.34685/HI.2019.75.87.003
Плещенко В.И.
Образ В.И.Ленина на советских банкнотах: диссонанс между сакральностью и функциональностью
Аннотация. Образ Ленина – основателя коммунистической партии и советского государства широко использовался в СССР, тиражируясь на различных носителях, в том числе на банкнотах и монетах. При этом на уже имевшиеся нестыковки между коммунистической идеологией и товарно-денежными отношениями накладывалось противоречие между сакральной личностью В.И.Ленина, изображенной на банкноте, и функциональным предназначением и особенностями кругооборота денежных знаков в экономике. Все это нашло отражение в стихотворении поэта-шестидесятника А.Вознесенского «Уберите Ленина с денег», в котором он изобразил картину соприкосновения чистого образа вождя и нечистых рук подлеца. Однако правильное использование Ленина («для сердца и для знамен») вызвало перегруженность окружающего пространства идеологическими артефактами, дав противоположный эффект: массовую иронию и большое количество анекдотов.

Ключевые слова:
образ В.И.Ленина, И.В.Сталин, наличные деньги, банкноты и монеты, товарно-денежные отношения, сакральность, коммунистическая идеология, «Уберите Ленина с денег».

Открыть PDF-файл


В 2020 году Россия встретит 150-летие со дня рождения основателя коммунистической партии и советского государства В.И.Ленина (1870-1924). При всей неоднозначности его личности (и последствий Октябрьской революции 1917 года) следует отметить выдающиеся организаторские способности, политическую волю и интуицию Ленина, позволившие изменить ход истории не только в России, но и (без преувеличения) во всем мире. Несомненно, Ленин был главной фигурой советской эпохи. Образ Ленина сопровождал советского человека повсюду: в школе, в институте, на рабочем месте и в часы отдыха. Материальным носителем ленинского образа выступали различные предметы: книги и плакаты, знамена и значки, партийные и комсомольские билеты, почтовые марки, а также банкноты и монеты.

В данной статье речь пойдет о наличных деньгах, которые, как известно, во все времена были одним из символов государства, власти. К примеру, в монархических странах использование образа правителя на денежных знаках всегда имело важное общественно-политическое значение. Каждый вступивший на престол монарх стремился закрепиться в сознании населения как действующая власть, тиражируя свой портрет на банкнотах и монетах как на наиболее массовых материальных носителях. Таким образом, наряду с функциональным назначением (как средства платежа, средства накопления и пр.), довольно важную роль в общественно-политической жизни играет и символическая составляющая денежных знаков.

Впервые портретное изображение В.И.Ленина на советских банкнотах появилось в 1937 году, когда в связи с двадцатилетием Октябрьской революции Гознаку поручили изготовить новые билеты Государственного банка СССР [1]. Казалось бы, а почему же это случилось столь поздно, ведь повсеместное и разностороннее увековечение памяти Владимира Ильича началось сразу же после его ухода из жизни? По мнению автора, мотивы произошедшего могли быть следующими.

Во-первых, в 1934 году состоялся вошедший в историю XVII съезд ВКП(б), провозгласивший окончательную победу социализма в стране (т.н. «съезд победителей») и одновременно ставший бенефисом И.В.Сталина, который стал считаться единственным вождем. При этом власть и влияние Сталина опирались на ленинский идеологический базис и личность В.И.Ленина, а сам он всегда представал его преемником и любимым учеником (лозунг «Сталин – это Ленин сегодня»). Соответственно, и растиражированный на различных носителях, в том числе на денежных купюрах, образ Ленина всеми силами работал на имидж Сталина. Схожим образом – с целью показать преемственность поколений Романовых, незыблемость династии – в царской России выпускались банкноты с изображением предшественников правящего монарха: Петра I, Екатерины II. Ранее же на советских деньгах изображались абстрактные рабочие и крестьяне. Теперь им на смену пришел вполне конкретный В.И.Ленин (на крупных номиналах).

Во-вторых, к 30-м годам некоторым образом изменилось отношение правящих кругов к деньгам. В частности, в первые годы советской власти купюры в СССР не назывались деньгами, именуясь «расчетными знаками» (или «совзнаками»). Это было следствием теоретических споров о судьбе денег, стремления новой власти устранить их из жизни общества [2]. Тут резонно будет напомнить про весьма плохую совместимость коммунистических идей с деньгами (ведь предполагалось же, что при коммунизме деньги должны были исчезнуть как явление). Глава Совнаркома В.И.Ленин во времена «военного коммунизма» выступал одним из главных генераторов подобных идей и много говорил о безденежном распределительном товарообмене, делая попытки наладить данный процесс на государственном уровне [3]. Да и такие известные теоретики экономики «военного коммунизма», как Н.Бухарин, Е.Преображенский, Ю.Ларин в 1918-1920 гг. постоянно подчеркивали, что коммунистическое общество не будет знать денег и на смену товарно-денежным отношениям придет административное распределение благ [4].

Отказ от наличных денег был довольно логичен с точки зрения пришедших к власти революционеров: поскольку деньги – это капитал, то путем их отмены можно будет окончательно ликвидировать капитализм в России. Вытеснение денег из обращения должно было произойти через их полное обесценивание путем неограниченной эмиссии, поскольку гиперинфляция съедала накопления бывших эксплуататоров [5]. С другой стороны, имела место и частичная «натурализация хозяйственных связей, выплат за труд», которая «воспринималась некоторыми учеными-экономистами как переходная мера к ликвидации денег вообще» [6]. Однако отказаться от торговли и денег не получилось: реальность существенно скорректировала планы большевиков [7]. Ленин признавал, что быстро восстановить крупное (и государственное) производство в стране сразу не получится, в связи с чем власти вынуждены дать определенную свободу торговле, возродить в определенной степени мелкую буржуазию и капитализм [8]. Политику полного запрета развития негосударственного, частного обмена (торговли, капитализма), неизбежного при наличии в стране миллионов мелких производителей, он считал «глупостью и самоубийством той партии, которая испробовала бы ее» [9]. Следствием изменения позиции властей (а также необходимости борьбы с послереволюционным хаосом в сфере наличного денежного обращения и гиперинфляцией), на наш взгляд, стал возврат на купюры слова «деньги». Так, в 1922 году в обращение были выпущены изготовленные Гознаком «государственные денежные знаки» [10]. Со временем марксистско-ленинская политэкономия смирилась с личными подсобными хозяйствами, вынужденно признавала «элементами социалистического хозяйства деньги и торговлю, колхозный рынок, деятельность некооперированных кустарей и ремесленников» [11].

В дальнейшем тема отмены денег в советском государстве уже не выходила из теоретической плоскости. В частности, этому вопросу уделил внимание И.В.Сталин в своих публикациях начала 50-х годов на тему экономики социализма. Обосновывая сохранение товарного производства и торговли в СССР, он говорил о наличии произведенной продукции, находящейся как в собственности государства (т.н. общенародная собственность), так и в собственности колхозов и кооперативов (групповая собственность). При этом экономические связи между данными типами хозяйствующих субъектов могут реализовываться исключительно через куплю-продажу. По мнению Сталина, вопрос об отмене товарного обращения и его «денежного хозяйства» можно будет ставить лишь после появления единого государственного производственного сектора, распоряжающегося всей потребительской продукцией в стране [12]. Данная трансформация должна произойти во время перехода от социализма к коммунизму и коммунистическому распределению по потребностям, исключающему всякий товарооборот и торговлю [13]. Но каким образом и когда произойдет это объединение, как именно будут организованы учет и распределение – об этом И.В.Сталин не пишет, для него это «вопрос особый, требующий отдельного обсуждения». В то же время на текущем этапе развития страны товарное производство без капиталистов с его «денежным хозяйством» обслуживает «дело развития и укрепления социалистического производства» [14]. Мысли «вождя народов» развили специалисты в области советской политэкономии, заявившие о деньгах в СССР как о старой форме, наполненной новым содержанием и как о важном инструменте – всеобщем орудии учета, планирования и контроля за производством и распределением. При этом денежные стимулы к труду уступают место моральным, поскольку советские люди работают ради морального удовлетворения, чести и славы, а не заработной платы [15]. В этой связи исследователь советского периода в истории и культуры Е.Добренко делает вывод о том, что в СССР «деньги не просто отчуждаются от труда, но становятся чем-то еще более грязным, чем прежде». Получается некоторый диссонанс: произошла практически полная инструментализация денег, они лишены идеологических и морально-этических коннотаций [16], но на них оказывается изображение В.И.Ленина – основателя СССР и главного теоретика коммунистического строительства.

Ввиду вышесказанного обратим внимание на следующее обстоятельство. До определенного времени образ Ленина находился в тени своего «наследника» – И.В.Сталина (в центре внимания всегда был последний). Поэтому даже в советском историческом кино про революционные события 1917-1918 гг. Сталин оказывается фигурой первого плана. В свою очередь Ленин в классических фильмах 30-х годов (таких как «Ленин в Октябре», «Ленин в 1918 году», «Человек с ружьем») хотя и решителен, бескомпромиссен по отношению к классовым врагам, все же немного комичен. Ленин там – суетливый и энергичный человек, эрудит, весельчак и энтузиаст, излишне внимательный к окружающим его людям, вызывающий умиление у зрителей и являющийся полной противоположностью немногословного, строгого и сурового Сталина в военной форме [17]. Большой, вальяжный и монументальный Сталин затмевает собой маленького, юркого и суетливого Ильича, внушая всем, кто на самом деле является первой фигурой революции [18].

В то же время Ленин, «предлагаемый советскому массовому зрителю, не был статичным феноменом»: трансформация его образа всегда была актуальна политическому моменту [19]. Говоря иными словами, «спрос» на Ленина определял «предложение». И вот, в 50-60-е годы прошлого века, в СССР наступило время т.н. «оттепели» – периода отказа власти от репрессивной политики, перехода к более мягкой форме авторитаризма, десталинизации государства и общества, а также значительного ослабления цензуры в культуре и искусстве. Произошедший в 1956 году ХХ съезд КПСС стал отправной точкой десакрализации Сталина, завершившейся выносом тела развенчанного вождя из мавзолея. Но коммунистическая идеология, многое позаимствовавшая из религиозных учений, не могла существовать без главной сакральной фигуры, поэтому при Хрущеве на первые роли в политике и культуре возвратился В.И.Ленин. Присутствуя в повседневной жизни любого советского человека на экране телевизора, в радиоэфире, в газетах, книгах, театральных постановках, а также в виде множества производных артефактов: плакатов, знамен, медалей и значков, банкнот и монет, он символизировал победу коммунистической идеологии. Привлекательности Ленина – «самого человечного человека», борца за права трудового народа во многом способствовал контраст с личностью развенчанного ХХ съездом партии Сталина, бывшего для многих (особенно для тогдашней интеллигенции) символом репрессий и произвола. Данный период стал временем расцвета веры в светлый образ вождя мирового пролетариата. Ленин потерял комичный оттенок и снова предстал перед людьми сакральной фигурой, а его культ – это «апология совершенства, исключительность, неподвластность здравому осмыслению, сверхгениальность» [20]. В то же время в быту, жизни простых людей происходило неизбежное соприкосновение этой священной личности (пусть и изображенной на банкноте) с довольно банальной повседневностью, торговлей, товарно-денежными отношениями.

И вот весной 1967 году, уже во времена Л.И.Брежнева, поэт Андрей Вознесенский (1933-2010) публикует в прессе короткое стихотворение под названием «Уберите Ленина с денег» [21]. 

Я не знаю, как это сделать,
Но, товарищи из ЦК,
уберите Ленина с денег,
так цена его высока!

Понимаю, что деньги – мера
человеческого труда.
Но, товарищи, сколько мерзкого
прилипает к ним иногда…

Я видал, как подлец
мусолил по Владимиру Ильичу.
Пальцы ползали малосольные
по лицу его, по лицу!

В гастрономовской бакалейной
он хрепел, от водки пунцов:
«Дорогуша, подай за Ленина
два пол-литра и огурцов».

Ленин – самое чистое деянье,
он не должен быть замутнён.
Уберите Ленина с денег,
он – для сердца и для знамен.

Стихотворение вызвало большой резонанс среди современников [22]. Сразу появилось множество оценок: от восторженных до возмущенных. Особенно оно задело тогдашнего главу Госбанка СССР А.А.Посконова, который написал гневное письмо в ЦК КПСС со словами: «Выступая по внешнему виду на защиту величия В.И.Ленина, автор употребляет при этом непристойные двусмысленные выражения, которые являются оскорбительными для памяти В.И. Ленина» [23].

Попробуем кратко разобрать по частям данное произведение. Начнем с того, что Андрей Вознесенский был частью поколения т.н. «шестидесятников», имевших особое мировоззрение, проповедовавших в своих произведениях новую эстетику, лирическую гражданственность, и при этом их ценности не расходились с социалистическими идеалами [24]. Как и многие другие, он искренне верил (в то время) в коммунизм и коммунистическую партию. Поэтому в самом начале Вознесенский взывает к верховному идеологическому органу государства, собранию главных советских авторитетов – ЦК КПСС: «Я не знаю, как это сделать, но, товарищи из ЦК…». ЦК КПСС фигурировал в те времена в СМИ и общественно-политической литературе как главный организатор побед советского строя, коллективный мудрец и хранитель ленинских идей, от его имени народу озвучивались различные судьбоносные решения [25]. Поэтому именно в ЦК партии адресован призыв убрать образ вождя с денежных купюр. Поэт явно знаком с марксистской политэкономией, в связи с чем констатирует: «Понимаю, что деньги – мера человеческого труда». И действительно, в денежном эквиваленте выражается стоимость любого предмета, за деньги покупаются и продаются товары и услуги. В деньгах оценивается и человеческий труд, затраченный на изготовления различных товаров (т.н. общественно-необходимые затраты труда). Но даже самая большая сумма денег не может быть выше цены Ленина, о чем и говорит поэт: «Уберите Ленина с денег, так цена его высока!». Тем более что функциональной особенностью наличного оборота является постоянный переход купюр из рук в руки. Причем руки, принимающие деньги, даже в СССР далеко не всегда являются «чистыми». Купюры используют для взяток и подкупа, да и предмет купли-продажи может иметь криминальное происхождение: краденые вещи и ценности, добыча браконьеров. Это понимает и Вознесенский: «Но, товарищи, сколько мерзкого прилипает к ним иногда…». Итак, творческому человеку становится противно оттого, что Ленин – святой советской эпохи, кристально чистая фигура, а за банкноту с его изображением нечистая личность получает «два пол-литра и огурцов». Чистый образ Ленина оказывается под угрозой: «Он не должен быть замутнён». Поэтому и закачивается стихотворение повторным призывом убрать портрет Ленина с денежных купюр, поскольку он «для сердца и для знамен».

Данное стихотворение отражает утопический идеализм «шестидесятников», создававших себе идеальные образы и стремившихся сохранить чистоту великих идей, уводя их от тривиального быта. В то же время в ранее упомянутом письме А.А.Посконова в ЦК КПСС говорится: «Портрет Владимира Ильича Ленина на денежных билетах отображает народную память о нем, как основоположнике великих преобразований и достижений советского народа в строительстве социализма и коммунизма» [26]. Но этот самый портрет, на взгляд автора, отображал не народную память, а сконструированный собирательный образ – символа коммунистической идеологии, мудрого вождя и учителя. Именно поэтому Ленин на банкнотах образца 1961 года величественен и монументален [27]. Его барельеф, выполненный в традициях античного искусства, довольно условно напоминает прижизненные изображения вождя [28]. Ранее, на сталинских банкнотах образца 1937 и 1947 годов, Ленин был «живой», изображен анфас и выглядел не столь сакрально.

Пожелание использовать Ленина «для сердца и для знамен» исполнялось в советской стране с чрезвычайным усердием. Но уже упоминавшаяся выше перегруженность окружающего пространства ленинскими артефактами сыграла злую шутку с коммунистическими идеологами. Как это часто бывает в нашей стране, эффект оказался противоположным, выразившись в массовой иронии и большом количестве анекдотов о Ленине и его соратниках. Особенно это стало заметно в период празднования 100-летия со дня рождения «вождя мирового пролетариата». К примеру, вышеупомянутая юбилейная рублевая монета породила в народе следующий анекдот: «У меня не мавзолей, не заваляешься – говорит мужик, доставая монету из кармана и направляясь в винный отдел магазина». Началось массовое осознание разрыва между символическими образами и окружающей реальностью. Постепенное утрачивание коммунистической идеей (а также ее носителями) нимба святости стало одной из причин ускорившегося кризиса социалистической системы в СССР и ее крушения в 1991 году. Именно с периодом распада («перестройки») связана и недолгая реинкарнация стихотворения Вознесенского. Так, лозунг «Уберите Ленина с денег!» возникал на многочисленных митингах в конце 80-х годов прошлого века. При этом смысл в эту фразу вкладывался совершенно иной, антисоциалистический. Сторонники перемен полагали, что Ленин, остающийся на советских денежных знаках, мешал развитию рыночных отношений, возврату к капитализму. В итоге Ленина с денег все же убрали, но вместе с исчезновением с политической карты мира страны, которую он основал.

В постсоветской России ни одна из выпущенных банкнот более не содержала портрета кого-либо из правителей страны (водяные знаки на отдельных купюрах не в счет). Не исключено, что это связано с нежеланием повторять опыт коммунистов и подвергать кого-либо из исторических персонажей нежелательному соприкосновению с бытом и создавать поводы для искажений и новых анекдотов. Все сегодняшние денежные знаки (за исключением памятных банкнот) относятся к т.н. «городской серии». Города на купюрах, на взгляд автора, – это довольно нейтральные образы, не вызывающие особых ассоциаций и не создающие вокруг себя дискурсивного пространства.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Трачук А.В., Никифорова Н.М. ЭГЗБ – ФГУП «Гознак»: 1818-2008 : История в событиях, фактах, судьбах. – М.: ИМА-пресс, 2008. – С. 218.

[2] Михаэлис А.Э., Харламов Л.А. Бумажные деньги России. – Пермь: Перм. печ. фабрика Гознака, 1993. – С. 26.

[3] Белоусов В.Д., Бирюков В.А. Попытка отмены денег в годы военного коммунизма // Вестник Московского университета. Серия 6: Экономика. – 2012. – № 2. – С. 27.

[4]. Верещагин С.Г. Политика налогов в СССР в период с 1917 по 1941 г. // Право и политика. – 2007. – № 7. – С. 133-143.

[5] Там же.

[6] Михаэлис А.Э., Харламов Л.А. Бумажные деньги России… С. 26.

[7] Единственный случай отказа от денег в современной мировой истории произошел в Камбодже после прихода к власти партии Пол Пота. Его сопровождал геноцид собственного народа и полное разрушение хозяйства страны. – См.: Юровицкий В.М. Денежное обращение в эпоху перемен. — М.: ГроссМедиа; РОСБУХ, 2007. – С. 13.

[8] Ленин В.И. О продовольственном налоге / Полн. собр. соч. В 55 т. Т. 43. – М.: Политиздат, 1970. – С. 221.

[9] Там же. С. 222.

[10] Трачук А.В., Никифорова Н.М. ЭГЗБ – ФГУП «Гознак»: 1818-2008… С. 136.

[11] Там же. С. 582.

[12] Сталин И. Экономические проблемы социализма в СССР. – М.: Книга по требованию, 2016. – С. 15-17.

[13] Там же. С. 92.

[14] Там же. С. 17.

[15] Добренко Е. Политэкономия соцреализма. – М.: Новое лит. образование, 2007. – С. 403-404.

[16] Там же. С. 404,

[17] Двинятина М. Травестия в советском кино. – URL: https://www.nlobooks.ru/magazines/teoriya_mody/47/article/19331/ (дата обращения: 10.10.2019).

[18] Зоркая Н.М. Трилогия о Максиме и большевики от Максима до Ленина. – URL: https://www.portal-slovo.ru/art/35974.php (дата обращения: 10.10.2019).

[19] Венков А.А. Образ В.И.Ленина и его трансформация в советском художественном кинематографе // Новое прошлое. – 2019. – № 1. – С. 43.

[20] Москвин Д.Е. «Долгая лениниана»: эволюция образа Ленина в отечественной визуальной культуре // Символическая политика : Сб. науч. трудов. – М.: ИНИОН. – 2014. – Вып. 2. – С. 130.

[21] Цит. по: URL: https://leninism.su/posetiteli-sajta-o-lenine/4254-samodelnaya-podborka-stikhov-o-lenine.html?start=13 (дата обращения: 10.10.2019).

[22] Отметим, что с публикацией данного стихотворения не все так ясно. Сам Вознесенский в интервью, данном в 2001 г., заявлял, что нигде его не печатал, говоря: «Раньше не мог, теперь не хочу» (Андрей Вознесенский: Я очень много орал в своей жизни... – URL: https://www.kommersant.ru/doc/2289117). По другим же данным, поэт весной 1967 г. предложил стихотворение «Литературной России», публикация в которой состоялась 24 марта (Огрызко В. Против воли первого главреда «ЛиЖи» (Андрей Вознесенский). – URL: https://litrossia.ru/item/10963-protiv-voli-pervogo-glavreda-lizhi-andrej-voznesenskij/ (дата обращения: 10.10.2019).

[23] Вознесенский А. Стихотворения и поэмы: в 2 т. Т. 2. – СПб.: Вита Нова, 2015. – С. 404-405.

[24] Бойников А. Примкнувший к шестидесятникам. – URL: https://litrossia.ru/item/9186-primknuvshij-k-shestidesyatnikam/ (дата обращения: 10.10.2019).

[25] «Центральный Комитет Коммунистической партии Советского Союза, Президиум Верховного совета СССР и Совет Министров СССР…» – такими словами обычно начиналось важное заявление советского руководства.

[26] Вознесенский А. Стихотворения и поэмы… С. 405.

[27] С функциональной точки зрения портрет Ленина на банкноте квалифицируется как дополнительная степень защиты от подделок. – См.: Трачук А.В., Никифорова Н.М. ЭГЗБ – ФГУП «Гознак». 1818-2008… С. 325.

[28] В качестве дополнения отметим, что тиражирование образа Ленина затронуло не только банкноты, но и монеты. Их выпуск был приурочен к важным датам в истории: годовщинам Октябрьской революции, образования СССР, а также юбилеям самого вождя мирового пролетариата. Наиболее известен юбилейный рубль (отчеканен Гознаком к 100-летию вождя). Он был выпущен в обращение в довольно большом количестве: тираж соответствовал годовщине – 100 млн. штук.


© Плещенко В.И., 2019.

Статья поступила в редакцию 15.11.2019.

Плещенко Вячеслав Игоревич,
кандидат экономических наук,
начальник управления, АО «Гознак» (Москва),
e-mail: v_pl@mail.ru.

 

Издатель 
Российский
НИИ культурного
и природного
наследия
им. Д.С.Лихачева

Учредитель

Российский
институт
культурологии. 
C 2014 г. – Российский
НИИ культурного
и природного наследия
имени Д.С.Лихачёва

Свидетельство
о регистрации
средства массовой
информации
Эл. № ФС77-59205
от 3 сентября 2014 г.
 
Периодичность 

4 номера в год

Издается только
в электронном виде

Входит в "Перечень
рецензируемых
научных изданий"
ВАК (по сост. на
19.12.2023 г.).

Регистрация ЭНИ

№ 0421200152





Наш баннер:




Наши партнеры:




сайт издания




 


  
© Российский институт
    культурологии, 2010-2014.
© Российский научно-
    исследовательский
    институт культурного
    и природного наследия
    имени Д.С.Лихачёва,
    2014-2024.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
     The authors’ opinions expressed therein are not necessarily those of the Editor.

При полном или частичном использовании материалов
ссылка на cr-journal.ru обязательна.
     Any use of the website materials shall be accompanied by the web page reference.

Поддержка —
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Институт Наследия). 
     The website is managed by the 
Likhachev Russian Research Institute
     for Cultural and Natural Heritage (Heritage Institute).