Романова Д.Я.
Аннотация. В статье делается акцент на связи родовой памяти и культурной идентичности, а также на значимости применения цивилизационно-ценностного подхода. Особое внимание уделяется наследованию ценностных качеств представителей семьи и рода, что важно для исследования развития семейных традиций. Подчеркивается роль семьи в процессе осмысления цивилизационного пути России.
Ключевые слова: семья, цивилизация, родовая память, культурная идентичность, нематериальное культурное наследие, ценности, традиции.
Актуализация семейного и родового традиционного наследия в современном информационном пространстве является чрезвычайно значимой для формирования национальной идентичности человека, его укорененности в культурной памяти предков. Наследование семейных паттернов должно способствовать развитию особой созидательной, творческой среды, обладающей образовательным и воспитательным потенциалом. В настоящее время представляется необходимым уделять особое внимание сохранению и наследованию семейных и родовых традиций как неотъемлемой части нематериального культурного наследия. При этом необходимо оговориться, что часть культурного наследия семьи может сохраняться на материальных носителях, которые становятся неотъемлемой частью истории семьи.
Данное наследие представляет собой своеобразный социокультурный феномен, изучение которого важно для понимания многих исторических и социальных процессов в жизни общества и государства. Будучи духовной и культурной ячейкой общества, семья играет одну из решающих ролей в процессе осмысления пути русской цивилизации. Родословная человека – отдельный пласт культурного наследия, особенно когда речь идет о ценностном содержании личностных качеств, передающихся из поколения в поколение, когда преемственность осуществляется избирательно и осознанно. Изучение ценностной ориентированности представителей одного рода позволяет увидеть, как родственные связи со временем превращаются в семейные традиции и в каких случаях появляются предпосылки для создания в семье среды единомышленников в деле сохранения накопленных интеллектуальных, профессиональных и обыденных ценностей. Речь идет, прежде всего, о единомыслии в сфере традиционных семейных ценностей.
В публикации, посвященной гражданским смыслам генеалогии, мы подчеркивали, что для более объективного подхода к традициям и примерам своих родственников нужен акцент на их личных качествах и характеристиках, ценностном мире, а не идеализация их поступков [1], основанная исключительно лишь на факте родства. В работе по выявлению этих особых качеств, которые можно обнаружить в семейных хрониках, необходимо использовать богатейшие краеведческие исследования, накопленные в нашей стране за последние двести лет.
Семейное и родовое наследие – ключевая тема для развития культурологии семьи, для изучения взаимовлияния семейных ценностей и культурного кода общества. В статье «Генеалогия как сфера культурологии», в которой рассматриваются разные представления о предмете и объекте генеалогии, Е.А.Тарасова отмечает: «…основой генеалогии становится некая среда (ментальность), а не историческая событийность, создаваемая тем или иным родом. В контексте такого понимания на главный план выходит проблема родовой памяти, так как во многом благодаря ей становится возможным создание необходимой среды бытования. Родовая память формирует сознание человека, воссоздание себя заново…» [2]. Сохранение родовой памяти неразрывно связано с сохранением культурной идентичности и трансляцией самобытности народа. Безусловно, для осмысления такого сложного феномена, как семья, необходим междисциплинарный подход. Сама трансляция традиций сопряжена с рядом факторов. Здесь важно привести размышление Н.В.Розенберг из ее работы «Семья как культурная единица, способ сохранения и трансляции культурных традиций»: «Семейные традиции апеллируют к образу жизни, к сложившейся в семье повседневности, а также к семейной культуре, присущей определенной местности и национальному этосу, определенной конфессии, ценностям, которые являются составными элементами семейной культуры. Традиции, которые присущи институту семьи на протяжении всего периода его существования, внутренне детерминированные экономическими, технологическими, политическими факторами социального времени, рассыпаются на внутреннюю мозаику семейных традиций отдельных семей, которая состоит из элементов национальной культуры, культуры региона как элементов макроуровня, этнической, конфессиональной принадлежности членов семьи как элементов мезоуровня, и элементов внутренней культуры, ценностного сознания индивидов…» [3].
Для гармоничного развития личности необходимо не только формирование чувства принадлежности к родной культуре, но и к семейным внутренним культурным ценностям, в русле которых могут продолжаться и рождаться новые традиции. В процессе обращения к культурному коду семьи и рода необходимо также применение цивилизационно-ценностного подхода, позволяющего рассматривать специфику семейного наследия в общенациональных масштабах. В настоящее время сбережение семейного и родового культурного наследия даёт возможность сохранить культурную идентичность народов России и память о своих предках, которая может быть утрачена под натиском чуждых нам зарубежных субкультур. Методология сохранения родовой памяти в настоящее время ещё не разработана во всём своём многообразии, поэтому перед исследователями стоит важная задача продолжить эту важную научную работу.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1]
Романова Д.Я. Гражданские смыслы генеалогии. – URL: /http://xn--80aaajgidkikjc2ahi8aw3t.xn--p1ai/2019/10/28/darya-romanova-grazhdanskie-smysly-genealogii/ (дата обращения: 20.11.2019).
[2]
Тарасова Е.А. Генеалогия как сфера культурологии. – URL: https://cyberleninka.ru/article/n/genealogiya-kak-sfera-kulturologii/viewer (дата обращения: 23.11.2019).
[3]
Розенберг Н.В. Семья как культурная единица, способ сохранения и трансляции культурных традиций. – URL: /https://cyberleninka.ru/article/n/semya-kak-kulturnaya-edinitsa-sposob-sohraneniya-i-translyatsii-kulturnyh-traditsiy/viewer (дата обращения: 24.11.2019).
© Романова Д.Я., 2019.
Статья поступила в редакцию 25.11.2019.
Романова Дарья Яковлевна,
кандидат культурологии,
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва),
e-mail: dariam1864@mail.ru