2019/4(38)

Содержание

Цивилизация и культура

Бахревский Е.В.

Селезнева Е.Н.

Романова Д.Я.

Теоретическая культурология

Васильев Г.Е.

Прикладная культурология

Плещенко В.И.

Селезнев А.Г.

Музееведение

Рыбак К.Е.

Пустовойт Ю.В.

 
DOI 10.34685/HI.2019.11.97.005
Пустовойт Ю.В.
Образовательное пространство музея – школе: к вопросу изучения курса «Основы религиозных культур и светской этики»
Аннотация. Музей и школа призваны создавать единое пространство актуализации духовно-нравственных ценностей. В статье приведен свод музеев России, имеющих потенциал стать социальными партнерами школы в преподавании предметов духовно-нравственного содержания и в экспозиции которых нашла отражение религиозная тематика.

Перечислены возможные формы работы с предметами коллекций этих музеев на уроках модулей религиоведческого содержания учебного предмета «Основы религиозной культуры и светской этики», в т.ч. обозначены перспективы применения электронных (мультимедийных) технологий.

Ключевые слова: музей, общеобразовательная школа, религиозная культура, духовно-нравственные ценности, экспозиционно-выставочное пространство, цифровые технологии, педагогический потенциал.

В настоящее время задача актуализации духовно-нравственных ценностей является государственным заказом и общеобразовательной школе как учреждению образования, и музею как учреждению культуры. Это отражено в следующих нормативных документах, регламентирующих деятельность как музея, так и школы: «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» [1], «Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» [2] и «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» [3]. Общеобразовательной школе рекомендуется выстраивать партнерские отношения с музеем как важнейшим социальным субъектом воспитания особенно сейчас, ведь, как справедливо отмечает Е.В. Черкесова, «общество переживает цивилизационный кризис и интеграционные процессы мирового сообщества, а музей как хранитель и транслятор культурного наследия дает возможность увидеть мир многогранным, сохраненным, устойчивым в своей культуре» [4]. Таким образом, сегодня школа и музей являются социальными структурами, имеющими потенциал формировать и развивать ценностно-нормативную основу национального самосознания. Цель взаимодействия общеобразовательного учреждения с музеем в указанном контексте – «совместное обеспечение условий для духовно-нравственного развития и воспитания обучающихся» [5]. Поэтому в настоящий момент принципиально важно уточнить направление и формы совместной деятельности школы и музея, ориентированные на исполнение обозначенной цели.

Одной из главных площадок возможной совместной работы школы и музея стало преподавание обязательного с 2012 г. предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе, предполагающего знакомство с основами православной, иудейской, буддийской и исламской культур в культурологическом ключе. В собраниях музеев РФ содержатся богатейшие коллекции предметов религиоведческого содержания, обращение к которым в процессе преподавания ОРКСЭ значительно обогащает изучение курса и содержательно, и методически.

Для взаимодействия музея и школы можно использовать все виды образовательной деятельности, предписанные Федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования, и всевозможные методические приемы, чтобы предметный мир музея стал наглядным пособием для обучающихся:

- урочную образовательную деятельность (использование возможностей виртуальных музеев: виртуальной экспозиции, виртуальных экскурсий, туров [6], видеотрансляций; создание и пополнение методической копилки учителя, например, коллекции визуальных изображений редкими и интересными иллюстрациями экспонатов музеев из виртуальных коллекций и медиатек и т.д.);

- внеурочную образовательную деятельность (проведение внеурочных воспитательных мероприятий: праздников, викторин, выставок, дискуссий, игр на материалах музейных коллекций или в стенах музея; экскурсии в реальном времени и пространстве, предполагающие общение с подлинниками, или виртуальные экскурсии по музею, которые проводит учитель или обучающиеся);

- внешкольную образовательную деятельность (экскурсии по музею, тематические занятия, которые проводят музейные научные сотрудники; разнообразные программы музейной педагогики, применяемые в музее).

Посещение музея/музейной выставки может стать этапом создания проекта на уроках ОРКСЭ.

Так, все виды образовательной деятельности при изучении ОРКСЭ используют интерпретацию музейных текстов и образов, включенных в экспозиции, и таким образом происходит трансляция духовно-нравственных смыслов той или иной культуры.

Перечислим музеи России, имеющие мощный образовательный потенциал для изучения различных модулей «Основы религиозных культур и светской этики» и классифицируем их по критерию степени сфокусированности на религиоведческой тематике.

1. Профильные музеи. Данные музеи, представляющие религиозную культуру во всем ее многообразии, действуют в российских городах – «перекрёстках культур»: Санкт-Петербурге, Сарапуле и Дербенте. В качестве ключевой задачи профильных музеев заявлено «обобщение опыта мировых религий в культурном контексте, демонстрация общности их компонентов с целью воспитания веротерпимости и уважения к культовым традициям представителей разных конфессий и народов» [7]. Образовательное пространство музеев этой группы позволяет изучать на их базе пять из шести модулей учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики»: «Основы православной культуры», «Основы иудейской культуры», «Основы буддийской культуры», «Основы исламской культуры» и «Основы мировых религиозных культур».

Государственный музей истории религии (Санкт-Петербург)

Не уступающий по уникальности коллекции самым известным музеям северной столицы крупнейший в России музей истории религии предлагает знакомство с разнообразными постоянными экспозициями: «Религии Древнего мира: иудаизм и возникновение монотеизма», «Возникновение христианства», «История русского православия», «Религии Востока: буддизм, индуизм, конфуцианство, даосизм, синтоизм», «Ислам». Представленные музейные экспонаты позволяют раскрыть большинство тем учебной программы модулей религиоведческого содержания.

Музей истории религии и национальностей Прикамья (Сарапул)

Инициатором создания музея выступила епархия РПЦ, однако реализуется этот проект при государственной поддержке Фонда президентских грантов. Музей новый, поэтому постоянно действующая экспозиция посвящена только христианству и исламу, экспозиционное пространство зала иудаизма находится в процессе создания [8].

Музей истории мировых культур и религий (Дербент)

Экспозиционное пространство дербентского музея состоит из залов, посвященных языческой, буддийской, иудейской, русско-православной, армяно-григорианской и исламской культурам [9].

2. Узкопрофильные музеи.

Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева (Москва)

В постоянном экспозиционном пространстве размещены залы с произведениями древнерусского христианского искусства, выполненными в разных техниках: иконами, фресками, деревянной скульптурой, рукописной и старопечатной книгой [10]. Образовательное пространство музея позволяет изучать, например, отдельные темы модульных курсов «Основы православной культуры» и «Основы мировых религиозных культур», например, тему «Икона» или темы, посвященные религиозному искусству.

Музей русской иконы (Москва)

Это самое крупное в России и значительное по уровню произведений частное собрание, включающее раннехристианские и византийские древности VI–XIV вв. (некоторые из не имеют аналогов даже в крупных музеях страны), греческие памятники, русские иконы, составляющие ядро коллекции и экспонаты эфиопской христианской культуры [11]. Экспозиционно-выставочное пространство так же предоставляет возможности для наглядного изучения темы «Икона» модульного курса «Основы православной культуры» или темы «Искусство в религиозной культуре» модуля «Основы мировых религиозных культур».

Еврейский музей и центр толерантности (Москва)

Это неклассический музей, поскольку собственно музейных предметов, артефактов его коллекция не содержит. Интерактивное пространство, созданное при помощи гаджетов, в 4D формате воссоздает историю сотворения мира, раскрывает особенности вероучения и культа, зрелищно демонстрирует вехи развития иудаизма и особенности быта российских иудеев. Еврейский музей предоставляет широкие возможности для полноценного изучения модульного курса «Основы иудейской культуры» [12].

3. Музеи, содержащие тематические залы, посвященные религиозным культурам.

Государственная Третьяковская галерея (Москва)

В галерее содержится собрание древнерусской живописи, являющееся поистине главным достоянием культуры России и сокровищницей русского искусства, позволяющее соприкоснуться в т.ч. с шедевром всех времен и народов – «Троицей» Андрея Рублева. В этих залах можно говорить, например, о символике православной иконы в рамках изучения «Основ православной культуры» или тем «Искусство в религиозной культуре», «Паломничества и святыни» модуля «Основы мировых религиозных культур».

Государственный музей искусства народов Востока (Москва)

Отдельные экспозиции музея дают возможность для изучения многих тем программы модульного курса «Основы буддийской культуры», т.к. именно здесь располагаются ценная экспозиция предметов из древнейшего буддистского центра I-V веков н. э. Кара тепе, экспозиции предметов религиозного культа залов «Искусство Тибета», «Искусство Бурятии и зала стран Юго-Восточной Азии [13].

Государственный исторический музей (Москва)

Входящий в состав ГИМа храм Покрова-на-Рву, именуемый в народе Храмом Василия Блаженного, возможно посетить для изучения темы «Храм» модуля «Основы православной культуры» или тем «Священные сооружения», «Искусство в религиозной культуре» модуля «Основы мировых религиозных культур».

Музейно-выставочный комплекс «Новый Иерусалим» (Истра, Московской обл.)

В музеях провинциальных, удаленных от центра старинных русских городов часто представлены богатые коллекции иконописных изображений, как, например, в комплексе «Новый Иерусалим».

4. Музеи нерелигиоведческой направленности, инициирующие выставки религиозной тематики.

Музей истории Гулага (Москва)

Так, в 2016 г. состоялась выставка «Репрессированный буддизм», рассказывающая о судьбах представителей буддийской общины в XX столетии [14].

Историко-краеведческие музеи регионального и муниципального подчинения

Примером может стать постоянная экспозиция «Макет города – город макетов» Шуйского историко-художественного и мемориального музея имени М.В. Фрунзе, где школьники могут познакомиться с макетами красивейших и богатых историей православных храмов древнего города Шуи, в большинстве своем разрушенных в годы советской власти.

5. Музеи при культовых учреждениях.

Церковно-археологический кабинет имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I (Сергиев Посад)

В крупнейшем в настоящее время в России церковном музее масштабно и хронологически представлены византийская и русская иконография, богатое собрание предметов русского церковного прикладного искусства, западноевропейского декоративно-прикладного искусства, среди которых священные книги, характерные элементы убранств православного и католического храмов, облачения священнослужителей, картины крупнейших русских художников на религиозные сюжеты, фонотека и фототека, воссоздающая посредством фотообраза жизнь Русской Православной Церкви. Главным священным предметом, выставленным в ЦАКе, являются сохранившиеся сандалии преподобного Сергия Радонежского [15]. Предметное пространство ЦАКа предоставляет значительный наглядный материал для изучения многих тем модулей «Основы православной культуры» и «Основы мировых религиозных культур».

Музей Московской соборной мечети (Москва)

В предметном пространстве музея в полноте раскрываются большинство тем модульного курса «Основы исламской культуры» или части тем курса «Основы мировых религиозных культур». Хотя музей одной из самых крупных в Европе мечети является совсем молодым, его музейная коллекция содержит редкие, священные для мусульман экспонаты, как то: фрагмент покрывала Каабы, шкатулка из перламутра в форме иерусалимской мечети Купол Скалы, Коран из серебра высшей пробы, предназначенная для хранения Корана шкатулка 19 века из Индии [16].

Таким образом, согласно разработанной классификации, можно выделить пять типов российских музеев, в экспозициях которых отражена религиозная тематика:

- профильные музеи, посвященные осмыслению религии и демонстрации артефактов различных религиозных культур в историческом или феноменологическом ключе; 
 
- узкопрофильные музеи, посвященные одному из религиозных верований либо демонстрирующие отдельные аспекты религиозного искусства;

- музеи, содержащие тематические залы, посвященные религиозным культурам: чаще всего к этой группе примыкают музеи изобразительного искусства, одна из экспозиций которых посвящена древнерусскому искусству/иконописи;

- музеи нерелигиоведческой направленности, инициирующие выставки религиозной тематики: к этой группе относятся преимущественно региональные или муниципальные музеи историко-краеведческой направленности;

- музеи при культовых учреждениях: православных, католических и протестантских храмах, синагогах и мечетях.

Данная классификация отражает обеспеченность в большей степени учебного модуля «Основы православной культуры» возможностями образовательного пространства музеев РФ по сравнению с остальными четырьмя модулями ОРКСЭ, что, без сомнения, объясняется культурообразующим значением православия в истории нашей страны.

Итак, учителям общеобразовательной школы, преподающим основы религиозных культур, необходимо использовать богатейший потенциал данных музеев в своей профессиональной деятельности. Только плодотворное взаимодействие общеобразовательной школы и музея в преподавании учебного предмета «Основы религиозных культур и светской этики» в 4 классе позволит в полной мере реализовать образовательно-просветительскую цель, поставленную государством на современном этапе перед учреждениями образования и культуры и направленную на утверждение духовно-нравственных ценностей и ориентиров россиян.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Стратегия государственной культурной политики на период до 2030 года. С. 6 [Электронный ресурс]. – URL: http://static.government.ru/media/files/AsA9RAyYVAJnoBuKgH0qEJA9IxP7f2xm.pdf (дата обращения: 01.12.2019).

[2] Стратегия развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года. С. 2. [Электронный ресурс]. – URL: http://council.gov.ru/media/files/41d536d68ee9fec15756.pdf (дата обращения: 01.12.2019).

[3] Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. С. 6. [Электронный ресурс]. – URL: https://mosmetod.ru/files/metod/nachalnoe/orkse/fgos/konc_dnrv.pdf (дата обращения: 01.12.2019).

[4] Черкесова Е.В. О сущности взаимодействия школы и музея в социально-партнерских отношениях // Мир науки, культуры и образования. –2013. - №4. – С.106.

[5] Данилюк А.Я., Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России…

[6] См. виртуальные туры основных музеев РФ на сайте: https://www.culture.ru/institutes/10078/gosudarstvennaya-tretyakovskaya-galereya (дата обращения: 05.12.2019).

[7] Музей истории мировых культур и религий: официальный сайт. [Электронный ресурс]. – URL: http://derbentmkr.ru/ (дата обращения: 05.12.2019).

[8] Музей истории религии и национальностей Прикамья: официальный сайт. [Электронный ресурс]. – URL: // http://mirinp.pravorg.ru/ (дата обращения: 26.11.2019).

[9] Музей истории мировых культур и религий: официальный сайт. [Электронный ресурс]. – URL: // http://derbentmkr.ru/ (дата обращения: 26.11.2019).

[10] Центральный музей древнерусской культуры и искусства имени Андрея Рублева: официальный сайт. [Электронный ресурс]. – URL: // https://www.rublev-museum.ru/ (дата обращения: 27.11.2019).

[11] 11. Музей русской иконы: официальный сайт. [Электронный ресурс]. – URL: // http://new.russikona.ru/ (дата обращения: 25.11.2019).

[12] Еврейский музей и центр толерантности: официальный сайт. [Электронный ресурс]. – URL: // http://jewish-museum.ru (дата обращения: 26.11.2019).

[13] Государственный музей искусства народов Востока: официальный сайт. [Электронный ресурс]. – URL: // https://www.orientmuseum.ru/ (дата обращения: 24.11.2019).

[14] Музей истории Гулага: официальный сайт. [Электронный ресурс]. – URL: // https://gmig.ru/ (дата обращения: 28.11.2019).

[15] Церковно-археологический кабинет имени Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия I: официальный сайт. [Электронный ресурс]. – URL: // http://acmus.ru/ (дата обращения: 25.11.2019).

[16] Музей Московской соборной мечети: официальный сайт. [Электронный ресурс]. – URL: // https://www.mihrab.ru/muzej (дата обращения: 27.11.2019).


© Пустовойт Ю.В., 2019.

Статья поступила в редакцию 09.12.2019.
Пустовойт Юлия Владимировна,
кандидат философских наук,
старший научный сотрудник,
Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва),
e-mail: pustovoit_yu@rambler.ru

 

Издатель 
Российский
НИИ культурного
и природного
наследия
им. Д.С.Лихачева

Учредитель

Российский
институт
культурологии. 
C 2014 г. – Российский
НИИ культурного
и природного наследия
им. Д.С.Лихачева

Свидетельство
о регистрации
средства массовой
информации
Эл. № ФС77-59205
от 3 сентября 2014 г.
 
Периодичность 

4 номера в год

Издается только
в электронном виде

Регистрация ЭНИ
№ 0421200152





Наш баннер:




Наши партнеры:




сайт издания




 


  
© Российский институт
    культурологии, 2010-2014.
© Российский научно-
    исследовательский институт
    культурного и природного
    наследия им. Д.С.Лихачева,
     2014-2019.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
     The authors’ opinions expressed therein are not necessarily those of the Editor.

При полном или частичном использовании материалов
ссылка на cr-journal.ru обязательна.
     Any use of the website materials shall be accompanied by the web page reference.

Поддержка —
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева. 
     The website is managed by the Russian Scientific Research Institute
     for Cultural and Natural Heritage named after D.Likhachev