2019/4(38)

Содержание

Цивилизация и культура

Бахревский Е.В.

Селезнева Е.Н.

Романова Д.Я.

Теоретическая культурология

Васильев Г.Е.

Прикладная культурология

Плещенко В.И.

Селезнев А.Г.

Музееведение

Рыбак К.Е.

Пустовойт Ю.В.

 
DOI 10.34685/HI.2019.99.88.004
Рыбак К.Е.
Место и роль музеев, действующих на общественных началах, в системе советских и российских музеев (Часть 2)
Аннотация. В статье обсуждается зарождение и развитие в музейной сети СССР института музеев, действующих на общественных началах (общественных, народных, школьных музеев и др.). Изучено изменение этого института в парамузейные структуры, деятельность которых в силу правового статуса в полной мере не охватывается действующим законодательством о музеях. Также исследованы профили деятельности музеев, которые были характерны для общественных музеев.

Общественные музеи в основном были комплексного профиля и дополняли собой бюджетные музеи. Общественные музеи являлись фактором развития сети государственных музеев, поскольку потенциально могли стать филиалами государственных музеев либо обособиться с самостоятельные бюджетные государственные учреждения. В развитии сети общественных музеев проявлялся системный закон периферийного развития, по которому все новое в системе возникает именно на периферийных уровнях системы, где слабы системные связи. Действительно, деятельность общественных музеев была в меньшей степени регламентирована, нежели работа бюджетных музеев, что давало большую степень свободы для развития общественных музеев.

Основная задача общественных музеев сводилась к пропаганде марксистско-ленинского мировоззрения и достижений коммунистического строительства, повышению образованности и культуры советских людей, их эстетическом воспитании и формировании чувства советского патриотизма. И, что не менее важно, направлять досуг населения в значимом для государства направлении.

Деятельность общественных музеев по выявлению и собиранию экспонатов позволяла выявлять у населения подлинные памятники материальной и духовной культуры, с последующим включением последних в музейный фонд СССР. Как правило, такое изъятие носило безвозмездный характер.

Анализ организационно-правовой формы общественных музеев, созданных в период Союза ССР свидетельствует, что они создавались без образования юридического лица и в подавляющем числе являлись структурными подразделениями предприятий, учреждений или организаций.

Игнорирование с начала 1990-х годов вопроса о необходимости правовой регламентации общественных отношений, связанных с восстановлением, развитием и деятельности общественных музеев, в определенной степени маргинализировало этот институт и привело к возникновению парамузейных образований, которые под видом деятельности музеев реализуют иные цели и задачи. Следует отметить, что такое игнорирование, полагаем, посредственно способствовало обеднению фондов общественных музеев и рассредоточению предметов этих музеев в частных руках.*

Ключевые слова: музейная сеть, система музеев, классификация музеев, профили деятельности музеев, общественные музеи, народные музеи, школьные музеи, парамузейные организации, музейное право.
 

Приказом Минкультуры СССР от 12.04.1978 было утверждено «Типовое положение о музее, работающем на общественных началах» [1], этим же приказом признавалось утратившим силу «Типовое положение о народном музее», утвержденное заместителем Министра культуры СССР от 15.02.1965.

Согласно приказу Минкультуры СССР от 12.04.1978 общественный музей является культурно-просветительным учреждением, целенаправленно собирающим, хранящим, экспонирующим предметы материальной и духовной культуры, представляющие историческую, научную, художественную или иную ценность, ведущим на их основе широкую работу по коммунистическому воспитанию трудящихся.

Общественные музеи подразделялись на:

- музеи, работающие под непосредственным руководством органов культуры (районные, городские, сельские) и отчитывающиеся перед ними;

- музеи коллективов предприятий, учреждений, совхозов, колхозов, высших и средних специальных учебных заведений, профессионально-технических училищ, работающие под руководством их общественных организаций и администрации (правления);

- школьные музеи, работающие под руководством органов народного образования.

Общественные музеи могли быть разных профилей: историческими, краеведческими, революционной, боевой и трудовой славы, мемориальными, литературными, художественными, естественно-научными, технико-экономическими, сельскохозяйственными, музыкальными, театральными и т.д. Профиль музея определялся характером имеющихся в нем коллекций памятников истории и культуры.

Общественные музеи создавались:

- по инициативе и при непосредственном участии трудящихся на основании решения исполкома местного Совета народных депутатов при наличии положительного заключения государственного музея соответствующего профиля (районные, городские, сельские общественные музеи);

- на основании решения общественных организаций и администрации (правления колхоза) по согласованию с местными органами культуры при наличии положительного заключения государственного музея (общественные музеи на предприятиях, в учреждениях, совхозах и колхозах, высших и средних специальных учебных заведениях, профессионально-технических училищах).

Районные, городские и сельские общественные музеи пользовались помещениями, предоставленными исполкомами местных Советов народных депутатов. Общественные музеи предприятий, учреждений, организаций и учебных заведений пользовались помещениями, предоставленными администрацией (правлением колхоза), которые осуществляли хозяйственное содержание помещения музея (отопление, освещение, уборка, охрана, ремонт), а также приобретение необходимого оборудования.

Обязательным условием для создания общественного музея являлось наличие:
- собранных и зарегистрированных в инвентарной книге музейных коллекций, на основе которых может быть создана экспозиция;
- актива, способного вести работу музея на общественных началах;
- помещения и оборудования, обеспечивающего сохранность музейных коллекций и условия для их показа.

Общественные музеи независимо от их ведомственной подчиненности подлежали обязательной регистрации в местных органах культуры.

В соответствии со своим профилем и задачами музей, работающий на общественных началах, проводил следующую работу:

- планомерно комплектовал (собирал), учитывал, хранил, изучал предметы материальной и духовной культуры, представляющие историческую, научную, художественную или иную ценность;

- на основе своих фондов и других материалов совместно с учреждениями культуры проводил массовую научно-просветительную, пропагандистскую и культурно-воспитательную работу среди различных групп трудящихся и населения (оказание содействия коллективам организаций, предприятий и учебных заведений в проведении выставок, экскурсий, лекций, торжественных ритуалов посвящения в рабочий класс, вручения трудовых книжек, чествования победителей социалистического соревнования, коллективов и ударников коммунистического труда, в проведении комсомольских собраний и пионерских сборов, семинаров пропагандистов, лекторов и других мероприятий).

Научно-методическое руководство общественными музеями осуществлял районный (областной, краевой, республиканский) государственный музей соответствующего профиля (напомним, что к трудовым обязанностям заместителя директора музея системы Минкультуры РСФСР по научной работе относилась организация научно-методической помощи государственным и народным музеям области (зоны) [2]) по указанию областного (краевого) управления культуры, министерства культуры автономной, союзной республики.

Формы оказания научно-методической помощи сводились к консультациям, стажировкам, семинарам, курсам повышения квалификации активистов-общественников, а также рецензированию научно-экспозиционной и экскурсионной документации общественных музеев (тематических, тематико-экспозиционных планов, методических разработок, экскурсий и др.).

Руководство музеем, работающим на общественных началах, осуществлял совет музея. Количественный состав совета определялся спецификой и объемом работы музея. В состав совета входили представители партийной, профсоюзной, комсомольской и других общественных организаций, администрации (правления колхоза), отделений общества охраны памятников истории и культуры, ветераны войны и труда, передовики и новаторы производства, ударники коммунистического труда, работники культуры и искусства, народного образования. Совет музея избирал председателя, а также распределял обязанности между членами совета, которые организовывали и направляли работу музея. Совет музея отчитывался о проделанной работе перед органом или организацией, которые приняли решение о создании музея или осуществляют контроль за его деятельностью.

Копии утвержденных планов и отчетов направлялись в районный (областной, краевой, республиканский) музей или другой государственный музей соответствующего профиля, на который было возложено научно-методическое руководство и оказание практической помощи. Последние отчитывались о работе общественных музеев перед вышестоящим органом культуры.

В соответствии с Законом СССР «Об охране и использовании памятников истории и культуры» исполкомы Советов народных депутатов, органы, осуществлявшие контроль за деятельностью общественных музеев, администрация предприятий, учреждений, совхозов, высших и средних специальных учебных заведений, профессионально-технических училищ, правления колхозов обязаны были создавать необходимые условия для обеспечения сохранности фондов общественных музеев, их охраны и использования. Непосредственную ответственность за сохранность музейных коллекций несли лица, на которых администрацией предприятий, учреждений и организаций возложена работа по учету, хранению и использованию фондов.

Лучшим общественным музеям присваивалось звание «Народный музей».

Руководители «Народных музеев» имели право на бесплатное посещение музеев республиканского (РСФСР) подчинения и музеев местного подчинения, расположенными на территории РСФСР [65].

В приложении №2 к приказу (см. [3]) был в том числе прейскурант на фотографирование музейных предметов и прокат негативов, а также на экспертные услуги музеев. Приложением №3 к приказу музеи местного подчинения разносились на 4 категории по уровню цен на входные билеты:

К первой категории относились музеи и филиалы всех профилей, имеющие тематически самостоятельную экспозицию и расположенные в отдельном помещении:
1) деятельность и фонды которых имеют всесоюзную и мировую известность, а также расположенные в памятниках истории и культуры всесоюзного и республиканского значения, отреставрированных и приспособленных для музейных целей;
2) имеющие в экспозиции не менее 80% подлинных материалов (основной фонд), а также проводящие постоянные выставки фондовых коллекций и организующие открытое хранение фондов;
3) широко использующие в музейной практике разнообразные формы работы с посетителями (кино- и музыкальные лектории, клубы интересных встреч, консультации в экспозиционных залах для одиночных посетителей и т.п.), аудиовизуальные и другие технические средства пропаганды, а также обеспечивающие высокую культуру приема и обслуживания посетителей музеев;
4) имеющие I группу по оплате труда руководящих работников и специалистов.

Ко второй категории относились музеи и филиалы всех профилей, имеющие тематически самостоятельную экспозицию и расположенные в отдельном помещении:
1) деятельность и фонды которых имеют республиканское (РСФСР) значение, а также расположенные в памятниках истории и культуры, находящихся под государственной охраной;
2) имеющие в экспозиции не менее 60% подлинных материалов (основной фонд) и проводящие постоянные выставки фондовых материалов и организующие открытое хранение фондов;
3) использующие в музейной практике разнообразные формы работы с посетителями (лектории, клубы интересных встреч, консультации в экспозиционных залах для одиночных посетителей и т.п.), аудиовизуальные и другие технические средства пропаганды, а также обеспечивающие необходимые условия для приема и обслуживания посетителей музеев;
4) имеющие не ниже III группы по оплате труда руководящих работников и специалистов.

К третьей категории относились музеи и филиалы всех профилей, имеющие тематически самостоятельную экспозицию и расположенные в отдельном помещении:
1) деятельность и фонды которых имеют важное значение в масштабах автономной республики, края, области;
2) имеющие в экспозиции не менее 50% подлинных материалов (основной фонд) и проводящие выставки фондовых материалов;
3) имеющие нормальные бытовые условия для приема и обслуживания посетителей;
4) имеющие не ниже IV группы по оплате труда руководящих работников и специалистов.

К четвертой категории относились все остальные музеи.

Вернемся к вопросу о присвоении звания «Народный музей». Оно давалось музею, работающему на общественных началах не менее трех лет, достигшему высокого организационного и идейно-политического уровня научно-просветительной, пропагандистской и культурно-воспитательной работы, при посещаемости не менее 5 тысяч человек и 70 проведенных экскурсиях в год.

Для присвоения звания музею необходимо было иметь в наличии:
- не менее 500 подлинных памятников истории и культуры, представляющих научную, историческую или художественную ценность;
- учетную документацию (инвентарную книгу, заверенную государственным музеем, акты приема и выдачи, описи музейных предметов, взятых на учет государственным музеем);
- отдельное помещение с экспозиционной площадью определенного размера (не менее 70 кв. метров);
- экспозиции, соответствующие современным научным и эстетическим требованиям.

Через каждые пять лет звание «Народный музей» должно было подтверждаться министерством культуры союзной республики. В случае несоответствия уровня работы общественного музея требованиям, предъявляемым настоящим Положением, он лишался звания «Народный музей».

Это звание присваивалось министерствами культуры союзных республик по представлению министерств культуры автономных республик, управлений культуры крайисполкомов, облисполкомов и районных отделов культуры (в республиках, не имеющих областного деления). Общественным музеям трудовых коллективов, высших и средних специальных учебных заведений, профессионально-технических училищ звание «Народный музей» присваивалось по согласованию с республиканскими, краевыми и областными советами профсоюзов, школьным музеям – по согласованию с органами народного образования.

Пример. На 1 января 1978 г. на Украине из 2800 общественных музеев, музейных комнат и уголков звание «Народный музей» присвоено коллегией Минкультуры УССР 282 музеям, в Молдавской СССР – пяти музеям из 64; в Латвийской СССР – трем музеям из 57 [4. С. 29]. В 1986 г. в ТАССР действовало 11 «Народных музеев» (из 175 музеев, созданных на общественных началах) [5. C. 29, 41]. То есть практически каждом десятому общественному музею присваивалось звание «Народный музей». Это свидетельствует о том, что как минимум 10% из числа общественных музеев обладали не менее 500 подлинными предметами, представлявшими историко-культурную ценность, надлежащим образом вели учетную документацию, имели собственные экспозиции в пространстве, составлявшем не менее 70 метров.

Учет памятников истории и культуры и других экспонатов, находящихся в общественных музеях, производился в порядке, определенном законодательством Союза ССР о музейном и архивном фондах СССР. По мере поступления в общественный музей экспонаты учитываются в инвентарной книге, которая ведется по образцу государственного музея.

Экспонирование и хранение в народных музеях и в музеях на общественных началах орденов и медалей СССР и документов о награждении осуществлялось при условии строгого соблюдения в этих музеях порядка их хранения, установленного «Инструкцией о порядке учета и хранения музейных ценностей из драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в государственных музеях и культурно-просветительных учреждениях СССР», утвержденной Минкультуры СССР 18.09.1975 №29-166. В случае несоблюдения порядка хранения ордена и медали СССР должны быть переданы в государственные музеи.

В случае прекращения деятельности общественного музея находящиеся в нем памятники истории и культуры, входящие в состав музейного фонда СССР, должны были поступать в распоряжение того государственного музея, в котором они находятся на учете. Памятники истории и культуры, подвергавшиеся угрозе уничтожения или порчи, могли быть изъяты у общественного музея в порядке, определенном законодательством. Памятники истории и культуры, находящиеся в ведении общественного музея, но подлежащие на основании «Положения о музейном фонде Союза ССР» включению в состав музейного фонда Союза ССР, учитывались не только в инвентарной книге общественного музея, но и в специальной инвентарной книге районного (областного, краевого, республиканского) музея или музея соответствующего профиля по указанию областного (краевого) управления культуры, министерства культуры автономной, союзной республик.

Год спустя после издания приказа Минкультуры СССР от 12.04.1978 министром культуры РСФСР 05.04.1979 было утверждено «Типовое положение о музеях РСФСР, работающих на общественных началах». Выделялись следующие профили общественных музеев: исторический, краеведческий, литературный, художественный, естественнонаучный, технико-экономический, сельскохозяйственный, музыкальный и театральный. Профиль музея определялся характером имеющихся в нем подлинных памятников истории и культуры, объектов природы. Музеи, создававшиеся в память о выдающемся событии или лице, расположенные на памятном месте или в памятном здании (поле, землянке, комнате, квартире, доме) и воссоздававшие мемориальную обстановку, являлись мемориальными музеями вне зависимости от их профиля.

Постановлением Совмина РСФСР от 11.02.1983 №77 «О мерах по дальнейшему улучшению работы музеев в РСФСР» [6] Министерству культуры РСФСР, Советам Министров автономных республик, крайисполкомам, облисполкомам, Мосгорисполкому, Ленгорисполкому, министерствам и ведомствам РСФСР было поручено оказывать всемерную поддержку патриотическому движению трудящихся по сохранению и активному использованию в воспитании населения памятников материальной и духовной культуры, созданию на основе собранных реликвий общественных музеев, содействовать широкому приобщению к этой работе ветеранов войны и труда, интеллигенции, учащихся, оказывать практическую помощь в создании экспозиций, в организации проводимой ими массово-политической работы по воспитанию у молодежи уважения к родному городу, селу, колхозу, совхозу, предприятию, коммунистического отношения к труду.

Деятельность школьных музеев регламентировалась «Положением о школьном музее», утвержденным Постановлением Секретариата ЦК ВЛКСМ, коллегии Министерства просвещения СССР и коллегии Министерства культуры СССР №8/58а от 19.08.1974. Приказом Министра просвещения СССР от 15.09.1985 было утверждено новое «Положение о школьном музее», в развитие которого, учитывая «Положение о Музейном фонде Союза ССР», утвержденного приказом Минкультуры СССР от 29.07.1985 №173, были изданы Методические рекомендации по учету и хранению фондов в школьных музеях РСФСР (1986).

Согласно пункту 1.3 «Положения о школьном музее» все подлинные памятники истории, культуры и природы, хранящиеся в фондах школьных музеев, являются общенародной собственностью, входят в состав музейного фонда Союза ССР и Государственного архивного фонда СССР и подлежали государственному учету в установленном порядке.

Учетно-хранительская работа в школьном музее, как и в государственном, преследовала две цели:
- обеспечить сохранность каждого предмета от хищений и порчи;
- обеспечить получение и сохранность наиболее полных сведений о предметах, поступающих в музей.

Согласно «Положению о школьном музее» организация музея возможна лишь при наличии собранной и зарегистрированной в инвентарной книге коллекции музейных предметов, дающей возможность создать музей определенного профиля, а также при наличии помещения и оборудования, обеспечивающих сохранность музейных предметов и условия их показа. Ответственность за организацию сохранности фондов музея возлагалась на директора учебно-воспитательного учреждения, в котором функционирует музей. За сохранность фондов директор школы отвечал перед руководством отдела народного образования, которому подчинен музей, а также перед органами культуры, в которых музей зарегистрирован. Приказом директора по согласованию с партийной и профсоюзной организациями назначался руководитель музея – педагог школы. Руководитель музея являлся одновременно хранителем фондов, он же отвечал за правильное ведение учетно-фондовой документации. С целью лучшей организации учета, хранения, правильного использования фондов в политико-воспитательной работе и учебном процессе школьные музеи должны были ежегодно доводить до сведения государственных музеев данные о подлинных памятниках, хранящихся у них и поступающих вновь. В случае, когда в школьный музей поступали памятники, имеющие большую историческую ценность и государственное значение, школьный музей должен был передавать их в государственный музей, который фиксировал эти материалы как дар школы и предоставлял взамен подлинников копии.

Для регистрации материалов, поступающих в музей, велись две учетные книги: Книга поступлений основного фонда и Книга поступлений научно-вспомогательного фонда (Книга учета научно-вспомогательных материалов). В установленном порядке велся актовый учет.

Все материалы, экспонируемые и хранящиеся в школьном музее, составляли фонд школьного музея. Фонд школьного музея состоял из основного музейного фонда и фонда вспомогательных материалов. В состав основного фонда входили все подлинные памятники материальной и духовной культуры, а также памятники природы, являющиеся первоисточниками наших знаний по истории природы и общества. Предметы основного фонда входили в музейный фонд Союза ССР. Именно эти материалы являлись основой для деятельности музея.

В школьных музеях в основной фонд обычно входили следующие типы памятников:

1. Вещественные:
- археологические материалы;
- музейные предметы, относящиеся к феодальной и капиталистической общественно-экономической формации и социалистической общественно-экономической формации, характеризующие экономику, общественные отношения, внутреннюю и внешнюю политику, историю революционного движения, борьбу за мир в СССР и защиту социалистического отечества, культуру (орудия труда, образцы продукции, оружие, знамена, обмундирование, предметы быта и одежды, в том числе произведения профессионального декоративно-прикладного искусства и народного творчества, мемориальные предметы, связанные с историческими событиями или выдающимися личностями: участниками революционного движения, Гражданской и Великой Отечественной войн, народными героями, деятелями науки и культуры и т.д.);
- нумизматические материалы из недрагоценных металлов.

2. Изобразительные памятники:
- произведения изобразительного и декоративно-прикладного искусства (живопись, скульптура, графика, в том числе плакат и др.);
- фотографические материалы, имеющие документальное, мемориальное или художественное значение;
- карты, атласы, глобусы, планы, чертежи, связанные с историческими событиями и явлениями, историей науки, географических открытий;
- письменные памятники: рукописные и печатные документы, книги с автографами, по тематике музея и т.д.

3. Киноматериалы.

4. Фонозаписи – речевые и музыкальные, имеющие документальной или художественное значение.

В школьных музеях, посвященных какому-либо лицу или событию в состав основного фонда входили:
- мемориальные предметы, принадлежавшие меморируемому лицу или его ближайшему окружению (вещественные, изобразительные, письменные памятники, фоно- и кинодокументы);
- мемориальные предметы, относящиеся к меморируемому событию;
- памятники, не являющиеся мемориальными, ко отражающие историческую обстановку, в которой действовало меморируемое лицо или происходило меморируемое событие, а также результаты деятельности меморируемого лица;
- произведения литературы и искусства, посвященные меморируемому лицу или событию.

В состав основного фонда школьного музея могли входить также музейные предметы, документирующие развитие природы и историю развития естественнонаучных дисциплин, в их числе:
- образцы природы, обработанные и законсервированные для длительного хранения, а также снабженные этикетками, гарантирующими точность определения.
- уникальные объекты живой и неживой природы, например, редкие виды животных и растений, метеориты, кристаллы необычной формы и т.д.;
- биогруппы и ландшафтные диорамы, с научной точностью воспроизводящие естественную обстановку изученных музеем природных участков и основанные на подлинных, научно обработанных материалах;
- изобразительные материалы, характеризующие природные условия (картографические, фотографические и произведения изобразительного искусства);
- письменные, изобразительные, вещественные памятники, отражающие историю естественных наук.

В состав научно-вспомогательного фонда включались материалы, изготовленные для нужд экспозиции: схемы, диаграммы, муляжи, модели, репродукции, ксеро- и фотокопии, тексты.

В фонды школьных музеев поступали преимущественно документальные памятники личного происхождения: личные документы, документы из личных коллекций и архивов.

Наиболее распространенными категориями документальных памятников в фондах школьных музеев были: личные документы, письма, фотодокументы, тиражированные издания, воспоминания участников и очевидцев исторических событий, в том числе и фонодокументы.

Документальные памятники школьных музеев являлись составной частью музейного фонда Союза ССР, входили в отраслевой фонд музеев и библиотек Министерства культуры СССР, который, в свою очередь, является составной частью Государственного архивного фонда СССР, что предполагало выполнение школьными музеями основных положений теории и практики архивного дела в процессе их комплектования, учета, описания, хранения и использования. Применение этих положений в полном объеме в школьном музее было невозможно в силу его специфики. В связи с этим встала проблема государственного учета и передачи на государственное хранение документальных памятников школьных музеев.

Школьные музеи должны были передавать на государственное хранение документы, созданные до проведения буржуазных реформ 2 половины XIX в. включительно. В государственные хранилища целесообразно было передавать и документы, содержащие информацию о рабочем движении конца XIX в., русской революции 1905–1907 гг., Февральской буржуазно-демократической революции, Великой Октябрьской социалистической революции и Гражданской войне.

Целесообразно было передавать на государственное хранение документы о жизни и деятельности тех лиц, личные фонды которых хранятся в государственных архивах и музеях, что соответствовало бы принципу недробимости фондов, а также документальные памятники, составляющие единый комплекс с орденами и медалями CССP, огнестрельным и холодным оружием, изделиями из драгоценных металлов и драгоценных камней, которые в обязательном порядке передавались на государственное хранение. Государственному учету должны подлежать все подлинные документы, относящиеся к периоду до 1945 года включительно, а документальные памятники более позднего происхождения – ставиться на учет по решению экспертных комиссий государственных архивов и фондовых комиссий государственных музеев.

Подобная практика позволяла проводить государственный учет документальных памятников школьных музеев на основе единых принципов. Важным аспектом является организация учета документальных памятников в составе государственного архивного фонда СССР. В соответствии с существующими правилами постановку на государственный учет памятников истории и культуры, хранящихся в фондах школьных музеев, проводили государственные музеи. Этот учет осуществляется в «Специальной инвентарной описи государственного музея».

Ценность того или иного экспоната и необходимость передачи его в государственный музей определялась специалистами в каждом конкретном случае индивидуально. К подобным экспонатам относились уникальные объекты живой и неживой природы, чрезвычайно редкие памятники материальной и духовной культуры, например, исчезнувшие или сохранившиеся в ограниченном числе животные, редкие виды растений, метеориты, оригинальные формы кристаллов, документальные и вещественные материалы по развитию производства и общественных отношений, народного хозяйства, государства, права, культуры, по истории революционного движения, Великой Отечественной войны, социалистического и коммунистического строительства, связанные с важнейшими историческими событиями, жизнью и деятельностью выдающихся личностей. Такие памятники способствовали выявлению важных для науки фактов, помогают раскрыть новую страницу в истории человеческого общества и природы. Поэтому совет школьного музея должен был периодически, по мере поступления подлинных материалов, приглашать специалистов-консультантов из государственного музея для определения научного значения и художественной ценности найденных памятников, а также для выявления экспонатов исключительной ценности, которые должны были быть переданы в фонд государственного музея. Через каждые три года в школьном музее должна была составляться опись наиболее ценных экспонатов школьного музея, которая направляется в областной краеведческий музей или другой государственный музей, указанный местным управлением культуры.

Особенности шифрования предметов в школьных музеях сводились к следующему. Одновременно с записью в книги поступлений на каждый из предметов наносилось учетное обозначение – шифр. Шифр состоял из индекса, то есть начальных букв названия музея и номера этого предмета по Книге поступлений. Так, индекс музея школы №6 – МШ6, а шифр предмета основного фонда: МШ6/1, МШ6/2 и т.д. На материалах научно-вспомогательного фонда к шифру добавлялось обозначение «нвф»: МШ6/нвф1, МШ6/нвф2 и т.д.

В инвентарную книгу последовательно заносились так называемые текущие поступления. Материалы, собранные во время экспедиций (походов), т.е. в полевых условиях, должны были регистрироваться непосредственно в процессе сбора в коллекционной описи. Коллекционная опись являлась составной частью инвентарной книги, имела ту же форму и порядок заполнения.

Вопросы учета и хранения музейных ценностей, хранящихся в общественных, в т.ч. школьных музеях регламентировались Инструкцией по учету и хранению музейных ценностей музеев системы Минкультуры СССР (кроме художественных) (утв. 02.04.1968); Инструкцией по учету и хранению музейных ценностей в художественных музеях и художественных отделах музеев системы Минкультуры СССР» (утв. 23.12.1971); Инструкцией о порядке учета и хранения музейных ценностей из драгоценных металлов и драгоценных камней, находящихся в государственных музеях и культурной просветительных учреждениях СССР (утв. 18.09.1975) и упоминавшейся уже Инструкцией о порядке приема в музеи страны для экспонирования и хранения орденов и медалей СССР. 
 
Выводы

1. Музейную сеть составляли музеи, являющиеся юридическими лицами, и музеи, находящиеся в ведении учреждений, организаций и предприятий (государственных, колхозных, кооперативных, общественных), то есть являющиеся структурными подразделениями юридических лиц.

Анализ организационно-правовой формы общественных музеев, созданных в период Союза ССР, свидетельствует, что они создавались без образования юридического лица и в подавляющем числе являлись структурными подразделениями предприятий, учреждений или организаций.

2. Музеи, действующие на общественных началах, воспринимались как «новое социальное явление современности», способствующее распространению знаний, их усвоению и формированию исторического сознания, вместе с тем никто на основе научного исследования ими не занимался, они не были включены Минкультуры СССР в единую музейную сеть, отсутствовали концепции общественных музеев и не были определены перспективы их развития [7. С.6, 30, 36].

3. Основная задача общественных музеев с течением времени сместилась от краеведения в политико-просветительную деятельность и свелась к пропаганде марксистско-ленинского мировоззрения и достижений коммунистического строительства, повышению образованности и культуры советских людей, их эстетическому воспитанию и формированию чувства советского патриотизма. И, что не менее важно, направлять досуг населения в значимом для государства направлении. («Признаем за истину: знание истории порождает патриотизм. И самое ценное, когда молодежь постигает историю, участвую в рейдах «красных следопытов», создании музейных экспозиций… поиске неизвестных героев» [8. C.4]).

4. В основе создания музеев, организуемых на общественных началах, лежал принцип добровольности, поскольку такие музеи создавались по инициативе местного населения или трудового коллектива, а также безвозмездности деятельности.

Наряду с внушительным количеством общественных музеев (к середине 1980-х гг. Минкультуры СССР их учтено более 12000, пики создания приходились на юбилейные годы), учитывая, что общественные музеи создавались энтузиастами-общественниками, не обладавшими музейным образованием, по сути дела дилетантами, наблюдалась тенденция к тому, что руководство общественных музеев не осознавало важности социальных задач. Музеи теряли собственно музейность, комплектование музеев сводилось только к собирательской работе, музеи утрачивали источниковую ценность, вплоть до гибели коллекций [7. С.17 – 18, 26, 27].

5. Музеи, работавшие на общественных началах, были в основном комплексного профиля.

Собрания общественных музеев реализовывали потребность населения в фиксации происходящих событий и строились по микротерриториальному и микропроизводственному признакам: отражались в основном специфика развития края или конкретного производства в связи с историей страны, личное отношение к истории (через дневники, воспоминания, письма).

Следствием этого, с одной стороны, являлось то, что музеи воспринималась не как музеи, а лишь музейные собрания (эта особо проявлялось в «школьных кабинетах», а также такой объективной характеристике общественных музеев, как малая экспозиционная площадь и отсутствие фондохранилищ). С другой стороны, взаимосвязь с окружающей средой, населением, коллективом предприятия была преимуществом общественного музея перед государственным.

В собирательской работе преобладал субъективный характер комплектования фондов, иллюстративно-выборочный характер подбора предметов исходя из конъюнктурного интереса и целесообразности, что противоречило принципу неразрывности фонда и приводило к обеднению форм работы музеев. Усугубляло ситуацию то, что собранный материал должным образом не описывался, не учитывался и системно не изучался (в этих проблемах проявлялось несовершенство организации документирования общественной жизни в стране).

Зачастую собрания общественных музеев формировались за счет документов личного происхождения (т.н. «массовые исторические источники», принадлежавшие «рядовым» гражданам, «вторичный материал о фондообразователях», не представлявшие ценности для архивов), что позволяло расширить возможности документирования исторического процесса и социального быта [7. С.3–5, 11, 21, 23, 26].

6. Музеи, действующие на общественных началах, разделялись по принципу подконтрольности своей администрации (органов культуры различного уровня руководства предприятий, учреждений, совхозов, колхозов, высших и средних специальных учебных заведений, органов народного образования («школьные музеи»).

7. Музеи, действующие на общественных началах, дополняли собой бюджетные музеи и встраивались в цепочку институтов комплектования государственных фондов (местные краеведческие общества – общественные музеи – государственные архивы, библиотеки и музеи). Общественные музеи являлись фактором развития сети государственных музеев, поскольку потенциально могли стать филиалами государственных музеев либо обособиться в самостоятельные бюджетные государственные учреждения, что означало официальное признание результатов работы общественных музеев.

В развитии сети общественных музеев проявлялся системный закон периферийного развития, по которому все новое в системе возникает именно на периферийных уровнях системы, где слабы системные связи. Действительно, деятельность общественных музеев была в меньшей степени регламентирована, нежели работа бюджетных музеев, что давало большую степень свободы для развития общественных музеев.

8. Деятельность общественных музеев по выявлению и собиранию экспонатов позволяла выявлять у населения подлинные памятники материальной и духовной культуры, с последующим включением последних в музейный фонд СССР. Как правило, такое изъятие носило безвозмездный характер.

В этом тезисе проявляется принцип специализации подсистем сложной системы (если рассматривать музейную сеть как сложную систему, представляющую собой множество взаимодействующих между собой по определенным законам музеев. Между музеями, являющимися элементами системы, имеются устойчивые связи, необходимые для сохранения и развития системы в определенных условиях).

9. В настоящее время институт общественного музея в том понимании, которое ему придавалось во времена СССР, не существует, несмотря на социальную значимость этого музейного института. Вместе с тем до сих пор в названии организаций используются слова, отсылающие к музеям, созданным на общественных началах, но учитывая единичные случае использования, это можно считать анахронизмом.

В нормативной правовой системе Российской Федерации выявлены два акта, в которых используется понятие «общественный музей»:

- Правительству Российской Федерации во исполнение Указа Президенту Российской Федерации от 08.06.1996 №858 «О дополнительных мерах по реабилитации лиц, репрессированных в связи с участием в событиях в г. Новочеркасске в июне 1962 г.» было поручено рассмотреть вопрос о выделении средств из федерального бюджета на создание «Общественного Музея памяти Новочеркасской трагедии» [9] (см. также муниципальное учреждение «Новочеркасский муниципальный музей памяти Новочеркасской трагедии 1962 г.» (прекращена деятельность). Музей, посвященный событиям в Новочеркасске 1962 года, открыли в 2002 году. Причастны к открытию музея городские и областные власти, Фонд Сороса и ряд общественных организаций. [10]);

- согласно статье 13 Федерального закона от 17.06.1996 №74-ФЗ «О национально-культурной автономии» [11] в целях обеспечения права граждан Российской Федерации, относящих себя к определенным этническим общностям, на сохранение и развитие национальной культуры национально-культурные автономии могут создавать краеведческие, этнографические и иные общественные музеи.

Термин «школьный музей» используется чаще на уровне ведомственных писем. Например, «Всероссийский детский совет по развитию школьных музеев» (см. письмо Минобрнауки России от 02.08.2017 №ТС-512/09 «О направлении методических рекомендаций» (вместе с «Методическими рекомендациями по организационно-методической поддержке деятельности детских общественных движений и ученического самоуправления», «Методическими рекомендациями по совершенствованию сетевого взаимодействия в системе воспитания», «Рекомендациями по расчету качественных и количественных показателей эффективности реализации стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, утвержденной распоряжением правительства Российской Федерации от 29 мая 2015 г. №996-р») [12].

Выборка с использованием сайта nalog.ru позволила установить, что юридические лица, использующие в своем названии слова «общественный музей», «народный музей», «школьный музей», чаще всего создаются в организационно-правовой форме некоммерческих организаций.

В собственно наименовании юридического лица:

- фразу «народный музей» используют 34 юридических лица (в т.ч. народный музей – 14 организаций, народный краеведческий музей – 14, народный фольклорно-исторический музей – 1, народный исторический музей – 3, народный историко-краеведческий музей – 2; организационно-правовая форма: учреждение – 30, нет данных – 3, товарищество с ограниченной ответственностью – 1);

- фразу «общественный музей» используют две организации («Общественный альпинистско-охотнический музей имени В.Высоцкого» и «Общественный музей «Царскосельская коллекция», в отношении организационно-правовой формы этих организаций нет данных в выписках из ЕГРЮЛ);

- фразу «школьный музей» использовала одна организация («Юхаристальский комплексно-краеведческий школьный музей им. Магомедова Н.М.»).

Из общественных организаций выявлено 33 юридических лица, использующих в наименовании слово «музей», причём только 2 из них обозначили основным видом деятельности «91.02 Деятельность музеев», 12 – «94.99 Деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки», 9 – «91.33 Деятельность прочих общественных организаций, не включенных в другие группировки», 2 – «92.52 Деятельность музеев и охрана исторических мест и зданий», 1 – «92.31 Деятельность в области искусства», в отношении 7 организаций нет данных в выписках из ЕГРЮЛ.

В отношении коммерческих организаций следующая статистика. Слово «музей» в наименовании используют 240 обществ с ограниченной ответственностью, не считая 10 товариществ с ограниченной ответственностью, 9 закрытых акционерных обществ в свое название поместили «музей».

10. Игнорирование с начала 1990-х годов вопроса о необходимости правовой регламентации общественных отношений, связанных с восстановлением, развитием и деятельности общественных музеев, в определенной степени маргинализировало этот институт и привело к возникновению парамузейных образований, которые под видом деятельности музеев реализуют иные цели и задачи. Следует отметить, что такое игнорирование, полагаем, посредственно способствовало обеднению фондов общественных музеев и рассредоточению предметов этих музеев в частных руках.

ЛИТЕРАТУРА

1. См.: Бюллетень нормативных актов министерств и ведомств СССР. – 1978. – № 12.

2. Типовая должностная инструкция заместителя директора по научной работе, утв. приказом Минкультуры РСФСР от 05.11.1980 №645 (сведениями о признании этого приказа утратившим силу не располагаем).

3. Приказ Минкультуры РСФСР от 05.02.1988 №55 «Об утверждении прейскурантов на услуги, оказываемые музеями местного и республиканского (РСФСР) подчинения» (сведениями о признании утратившим силу этого приказа не располагаем).

4. Янбых Л.Е. Общественные музеи в системе музеев РСФСР/ Актуальные вопросы деятельности общественных музеев. – М., 1980. – С. 7-35.

5. Луговая Г.М. Взаимодействие государственных и общественных музеев ТАССР в 1960-е – 1980-е гг. – М., 1988. – 45 с.

6. Свод законов РСФСР. – 1988. – Т. 3. – С. 524. Документ утратил силу постановлением Правительства Российской Федерации от 23.10.1993 №108о «О признании утратившими силу решений Правительства РСФСР в связи с принятием Закона Российской Федерации «Основы законодательства Российской Федерации о культуре» (Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. – 1993. – № 45. – С. 4339).

7. Решетников Н.И. Общественные музеи: проблемы и перспективы развития. – М.: Рос. ин-т перепод. работ. иск-ва, культ. и туризма, 1992. – 59 с.

8. Разгонов С. Высокое слово – Отечество // Советский музей. – 1985. – № 2. – С. 3-5.

9. Собрание законодательства Российской Федерации. –1996. – № 24. – Ст. 2888.

10. Музей памяти Новочеркасской трагедии 1962 года. – URL: https://www.votpusk.ru/country/dostoprim_info.asp?ID=17844 (дата обращения: 03.09.2019).

11. Собрание законодательства Российской Федерации. –1996. – № 25. – Ст. 2965.

12. Вестник образования. – 2017. – № 18. – С. 50-75.

© Рыбак К.Е., 2019.

Статья поступила в редакцию 25.08.2019.
Рыбак Кирилл Евгеньевич,
доктор культурологии,
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва),
e-mail: st1482@mail.ru

 

Издатель 
Российский
НИИ культурного
и природного
наследия
им. Д.С.Лихачева

Учредитель

Российский
институт
культурологии. 
C 2014 г. – Российский
НИИ культурного
и природного наследия
им. Д.С.Лихачева

Свидетельство
о регистрации
средства массовой
информации
Эл. № ФС77-59205
от 3 сентября 2014 г.
 
Периодичность 

4 номера в год

Издается только
в электронном виде

Регистрация ЭНИ
№ 0421200152





Наш баннер:




Наши партнеры:




сайт издания




 


  
© Российский институт
    культурологии, 2010-2014.
© Российский научно-
    исследовательский институт
    культурного и природного
    наследия им. Д.С.Лихачева,
     2014-2019.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
     The authors’ opinions expressed therein are not necessarily those of the Editor.

При полном или частичном использовании материалов
ссылка на cr-journal.ru обязательна.
     Any use of the website materials shall be accompanied by the web page reference.

Поддержка —
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева. 
     The website is managed by the Russian Scientific Research Institute
     for Cultural and Natural Heritage named after D.Likhachev