2023/3(53)

Содержание

Прикладная культурология

Ипполитов С.С.

Пустовойт Ю.В.
Фокин С.С.

Ильина И.Е

Ельчанинов А.И.

Историческая культурология

Окороков А.В.

Музееведение

Пахомчик С.А.
Шелегина О.Н.
Нестерова И.А.

Филиппов Ю.В.
Казарина Н.И.
Грачева М.П.

 
DOI 10.34685/HI.2023.83.19.019
Пустовойт Ю.В.
Фокин С.С.
Модусы культурной ценности шахмат в ретроспективе и в современности
Аннотация. Статья посвящена комплексному обоснованию культурной ценности шахмат при помощи культурологического и аксиологического подходов. Шахматы, являясь достоянием человечества, а значит, кросскультурным феноменом, в различные периоды истории играли различные социокультурные роли. Авторы рассматривают шахматы как модель военного сражения, маркер элитарности, интеллектуальную ценность, явление нравственной культуры, эстетическую ценность, аттрактивное явление, средство культурно-педагогического воздействия и культурный формат досуга.

Ключевые слова: шахматы, культура шахматной игры, культурологический подход, аксиологический подход, ценность.



История шахмат насчитывает около двух тысяч лет, с самого зарождения они стали значимой частью мировой культуры. К настоящему времени шахматы сохранили свою уникальность и загадочность, которой наделил их Восток. На Западе оформился научный подход к игре в шахматы, раскрыты её красота и эстетика. С течением истории шахматы прочно заняли место среди традиционных культурных ценностей, вошли в быт каждого развитого народа. В настоящее время владение искусством игры в шахматы считают символом высокого интеллекта и мудрости в принятии решений, знаком образованности и культурной составляющей человека.

Этим определяется значительный исследовательский интерес к феномену шахмат. Так, в научных работах Ч.А.Боваева [1], М.А.Вершинина [2], Е.Н.Кучумовой [3], Т.Ю.Парамоновой [4], В.А.Полоудина [5], И.Г.Сухина [6], О.В.Тарасовой [7] и др. шахматы анализируются с точки зрения педагогики, методики обучения шахматной игре, когнитивной психологии. Попытки раскрыть культурный код шахмат содержатся в научных трудах М.Ю.Гутенева «Шахматная игра как феномен интеллектуальной культуры» [8] и Е.А.Николаева «Шахматная игра как философско-культурный феномен» [9]. Однако комплексный анализ культурного потенциала шахмат ни один из указанных авторов не ставил в качестве исследовательской проблемы.

Главной целью данной работы является комплексное обоснование культурной ценности шахмат сквозь призму аксиологического подхода для сохранения в дальнейшем уникальной ценности шахмат как константы отечественной и мировой культуры.

Социокультурная роль шахмат, их место в культурном пространстве изменялись с течением веков. Рассмотрим ключевые модусы проявлений культурной ценности шахмат как кросскультурного феномена в ретроспективе и в современности.

1) Шахматы как модель военного сражения на первом этапе своей истории.

Первоначально в шахматы был заложен смысл противостояния двух войск, в качестве верховного командующего выступал игрок. Прародительницей шахмат была индийская игра «чатуранга», в которую играли 4 человека. На следующем этапе развития игра превратилась в противостояние двух человек; новая игра получила название шатранж.

2) Шахматы как маркер элитарности в культуре разных стран и эпох.

С древности и на протяжении столетий шахматы воспринимались исключительно в качестве элитарной игры высших сословий в Индии, странах Арабского халифата, Средней Азии.

В Западной Европе шахматы, получившие распространение с XI века, стали одним из самых распространенных развлечений феодальной знати. Обучение шахматному мастерству входило в программу рыцарского воспитания. Шахматы были упомянуты в ряде таких классических литературных произведений, как «Песнь о Роланде», «Тристан и Изольда», «Роман о розе» и др.

На Русь шахматы попадают также в XI веке, о чём свидетельствуют археологические находки; первые же письменные упоминания о них относятся к XIII веку [10]. XII-XIV века отмечены широким распространением шахмат на Руси среди представителей княжеской знати, что подтверждено результатами археологических раскопок в Москве, Новгороде, Ярославле, Николо-Ленивце, Смоленске и других городах.

Отпечаток элитарности сохраняли шахматные клубы и сообщества, действовавшие в России, Европе и Америке в XIX и начале XX веков. Интеллектуальное времяпрепровождение представителей высших сословий можно назвать трендом в данный период в ведущих мировых странах. Лондон, Нью-Йорк, Вена и Грац стали центрами развития мирового шахматного искусства. В число самых известных и исторически значимых шахматных клубов и сообществ входят следующие. Во-первых, Манхэттенский шахматный клуб, открытый в 1877 году в Нью-Йорке, прославился игрой в нём чемпионов мира Э.Ласкера, Х.-Р.Капабланки, Р.Фишера. Во-вторых, Сент-Джорджский клуб в Лондоне, в котором играли Г.Стаунтон, В.Стейниц, Р.Черчилль, известный с 1843 года. В-третьих, нью-йоркский шахматный клуб Ф.Маршалла под названием “Marshall chess club”, с 1915 году организовывавший серию национальных чемпионатов США. Итак, занятие шахматами в данный период можно смело считать проявлениями элитарной культуры.

3) Шахматы как интеллектуальная ценность.

В европейской традиции с XV-XVI веков шахматы начинают рассматриваться как пространство противостояния замыслов, игра наделяется философским смыслом. В XVI веке партии начинают записывать, благодаря чему они становятся не просто игрой, а мыслью, выраженной в знаках и символах. Это событие позволило донести культуру шахматной игры до наших дней. Стоит отметить, что в XVI веке окончательно были сформированы ходы шахматных фигур и правила, дошедшие до XXI столетия. Ряд фигур стали ходить не на одну клетку, а на несколько, что придало ускорение и зрелищность игре.

В русской истории шахмат интеллектуальная значимость шахматной культуры обоснована школой первого советского чемпиона мира Михаила Ботвинника. Философия игры и подход к шахматам Ботвинника выстраивалась на глубоком знании мыслительной базы прошлого [11]. Это обеспечивало Михаилу Моисеевичу, помимо высочайших спортивных успехов, ещё и великолепные творческие достижения.

Таким образом, общепризнанно шахматы являются эффективным средством формирования культуры мышления и принятия решений.

4) Шахматы как явление нравственной культуры.

Большинство ведущих шахматистов и теоретиков шахмат на протяжении всей истории считали, что искусство игры в шахматы должно базироваться на прочном культурно-нравственном фундаменте.

Шахматист – профессия, требующая соблюдения определённых норм профессионального морального кодекса. Образцовой моделью профессионального поведения, предполагающая ответственность перед миллионами болельщиков и наличие набора определённых нравственных составляющих, является чемпион мира по шахматам. За всю историю проведения чемпионатов мира Международной федерацией ФИДЕ, основанной в 1924 году, шахматная корона принадлежала 16 игрокам. Их имена прочно вошли в сокровищницу как мировой культуры, так и национальных культур.

Недобросовестность, разные виды мошенничества в ходе игры удалось преодолеть и за счёт регулирования её хода различными регламентациями. Так, с появлением электронных часов в конце XX века и добавки времени благодаря «контролю Фишера» многие причины возникновения конфликтов были устранены.

В наше время единственный до конца не решённый вопрос связан с «читерством» преимущественно в онлайн-состязаниях, ведь это явление совсем недавно вошло в практику шахматной игры. Термин «читерство» англоязычного происхождения от глагола «to cheat» со значением «мошенничать» означает компьютерную подсказку во время партии. Причины желания отдельных игроков повысить эффективность действий во время игры или облегчить себе её условия за счёт применения технических электронных средств в том, что они не хотят прикладывать усилия, анализировать позиции, повышать своё мастерство, испытывать радость от добытых знаний. Гораздо проще для таких «антишахматистов» пойти на моральное преступление, спрятать электронное устройство и получить подсказку от компьютерной программы. Задача же мирового шахматного сообщества ныне – поиск возможностей преодолеть недостойные звания шахматиста уловки читеров.

5) Шахматы как эстетическая ценность.

Шахматные фигуры, шахматная доска, являющиеся произведением искусства, без сомнения, традиционно рассматриваются сквозь призму эстетической категории «прекрасное», в бытовом воплощении – представления о «красивом». Неслучайно достоянием многих музеев мира стали артефакты, связанные с шахматной культурой. Так, Британский музей гордится средневековыми шахматными фигуры с острова Льюис, сделанными из моржового клыка или из китового зуба; в московском Музее шахмат представлен уникальный фарфоровый шахматный комплект «Животные Севера против животных Юга», выполненный в стиле русского авангарда; изящные шахматные фигурки каслинского литья первой половины XIX века, принадлежавшие семье последнего русского императора, украсили экспозицию тобольского Музея семьи императора Николая II.

Оценке в системе координат эстетики подлежат и процесс шахматной игры, шахматные ходы. В различные периоды истории шахматисты и шахматные аналитики отмечали красоту игры в шахматы, их эстетику.

Кульминацией шахматного поединка может быть комбинация или эффектный – «красивый» – план, который позволит изменить оценку позиции на доске. В шахматной литературе и журналах невозможно найти партию без остановки партии в самом решающем – «красивом» – моменте. Эстетической оценке подлежит и шахматная композиция. Это специально составленные задачи и упражнения, которые имеют единственное решение. Красота решения этих заданий привлекает любителей шахмат во всем мире.

6) Шахматы как аттрактивное, зрелищное явление.

Эта функция реализуется в ходе шахматных матчей, в т.ч. спортивных, в присутствии зрителей, болельщиков или просто наблюдателей.

В России традиция такова, что шахматы являются зрелищным видом спорта, привлекающим огромное количество зрителей на турниры. Аттарктивностью обладают и состязания, проводимые вне спортивного контекста. Например, на картинах разных эпох можно найти в изобилии сюжеты, где за партией двух игроков наблюдают зрители, которые готовы часами наблюдать за партией, чтобы получить эстетическое наслаждение от игры двух профессионалов.

7) Шахматы как средство культурно-педагогического воздействия.

Шахматы воспитывают интеллектуальные и нравственные качества в подрастающем поколении. В наиболее развитых странах мира активно реализуется воспитательный потенциал этой древней игры. В конце XX века шахматы введены в школьную программу в таких странах, как США, Великобритания, Россия, Испания, Турция и др.

Культурное и педагогическое воздействие на молодёжь посредством приобщения к шахматному искусству может происходить многопланово, в идеале – системно. Проиллюстрируем отдельными примерами из шахматной истории нашей страны. В России в 1969 году по инициативе чемпиона мира Василия Смыслова и детского писателя Льва Кассиля стартовал всероссийский турнир школьников «Белая ладья». Ровно через десять лет, в 1979 году, в этом турнире приняло участие беспрецедентное количество участников – более миллиона советских школьников. После распада СССР турнир не проводился более 10 лет. Усилиями Федерации шахмат России удалось возродить знаковое соревнование в 2004 году. В Москве турнир «Белая ладья» [12] по инициативе Московского дворца пионеров удалось дополнить программой «Пешка и ферзь», предполагающей участие в турнире смешанных команд из двух юношей, одной девушки и шахматиста-пенсионера. Международной федерацией шахмат создана комиссия «Шахматы в школе», которая до последнего времени проводила детско-юношеские первенства Европы и мира, проводила семинары, выпускала учебно-методические пособия. Основной целью деятельности комиссии является популяризация шахмат в школах и образовательных учреждениях во всем мире.

8) Шахматы как культурный формат досуга.

История шахмат на протяжении веков показывает множество примеров, когда игра в шахматы выполняет досуговую функцию и воспринимается как отдых.

Итак, взгляд на шахматы как на архаичную модель военного сражения, маркер элитарности, интеллектуальную и эстетическую ценность, феномен нравственной культуры, аттрактивное явление, средство культурно-педагогического воспитания и культурный формат досуга позволяет поставить шахматы в ряд наиболее значимых культурных ценностей, являющихся достоянием человечества на протяжении веков.

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Боваев Ч.А. Методика формирования стратегического мастерства шахматистов на этапе спортивного совершенствования : автореф. дис. … канд. пед. наук. – Волгоград, 2011. – 26 с.

[2] Вершинин М.А. Теория проектирования системы формирования логического мышления шахматистов : автореф. дис. … док. пед. наук. – Волгоград, 2005. – 48 с.

[3] Кучумова Е.Н. Развитие рефлективной деятельности при обучении юных шахматистов : дис. … канд. психол. наук. – М., 1997. – 130 с.

[4] Парамонова Т.Ю. Психологический анализ стратегического планирования в игре шахматистов : дис. ... канд. психол. наук. – М., 1999. – 117 с.

[5] Полоудин В.А. Обучение игре в шахматы с применением компьютерных технологий как комплексное средство повышения интеллектуальных и игровых способностей младших школьников : автореф. дис. … канд. пед. наук. – М., 2007. – 23 с.

[6] Сухин И.Г. Дидактическое обеспечение развития способности действовать «в уме» у дошкольников в контексте обучения игре в шахматы : автореф. дис. ... канд. пед. наук. – М., 2008. – 25 с.

[7] Тарасова О.В. Педагогические условия формирования логической культуры младших школьников средствами шахматной деятельности : автореф. дис. … канд. пед. наук. – Казань, 2005. – 23 с.

[8] Гутенев М.Ю. Шахматная игра как феномен интеллектуальной культуры : дис. … канд. филос. наук. — Челябинск : Издат. центр Юж.-Урал. гос. ун-та, 2013. — 29 с.

[9] Николаев Е. А. Шахматная игра как философско-культурный феномен : дис. … канд. филос. наук. – Челябинск, 2009. – 26 с.

[10] Линдер И.М. Шахматы на Руси / И. М. Линдер. – М.: Наука, 1964. – 207 с.

[11] Ботвинник М.М. Аналитические и критические работы 1928-1986 : Статьи, воспоминания / М.М. Ботвинник. -- М.: Физкультура и спорт, 1987. - 528 с.

[12] Белая ладья: официальный сайт. – URL: https://belaya-ladya.moscow/ (дата обращения 14.03.2023).


Пустовойт Юлия Владимировна
кандидат философских наук,
старший научный сотрудник Центра экспозиционно-выставочной деятельности
Российского научно-исследовательского института культурного
и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва)
Email: pustovoit_yu@rambler.ru

Фокин Станислав Сергеевич
руководитель шахматной школы им. М.М. Ботвинника,
образовательный комплекс «Воробьевы горы» (Москва)
Email: nikof@list.ru
© Пустовойт Ю.В., Фокин С.С., 2023
Статья поступила в редакцию 20.08.2023.

Url: http://cr-journal.ru/rus/journals/623.html&j_id=57
Открыть PDF-файл

Наверх

 

Издатель 
Российский
НИИ культурного
и природного
наследия
им. Д.С.Лихачева

Учредитель

Российский
институт
культурологии. 
C 2014 г. – Российский
НИИ культурного
и природного наследия
имени Д.С.Лихачёва

Свидетельство
о регистрации
средства массовой
информации
Эл. № ФС77-59205
от 3 сентября 2014 г.
 
Периодичность 

4 номера в год

Издается только
в электронном виде

Входит в "Перечень
рецензируемых
научных изданий"
ВАК (по сост. на
19.12.2023 г.).

Регистрация ЭНИ

№ 0421200152





Наш баннер:




Наши партнеры:




сайт издания




 


  
© Российский институт
    культурологии, 2010-2014.
© Российский научно-
    исследовательский
    институт культурного
    и природного наследия
    имени Д.С.Лихачёва,
    2014-2024.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
     The authors’ opinions expressed therein are not necessarily those of the Editor.

При полном или частичном использовании материалов
ссылка на cr-journal.ru обязательна.
     Any use of the website materials shall be accompanied by the web page reference.

Поддержка —
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Институт Наследия). 
     The website is managed by the 
Likhachev Russian Research Institute
     for Cultural and Natural Heritage (Heritage Institute).