2023/3(53)

Содержание

Прикладная культурология

Ипполитов С.С.

Пустовойт Ю.В.
Фокин С.С.

Ильина И.Е

Ельчанинов А.И.

Историческая культурология

Окороков А.В.

Музееведение

Пахомчик С.А.
Шелегина О.Н.
Нестерова И.А.

Филиппов Ю.В.
Казарина Н.И.
Грачева М.П.

 
DOI 10.34685/HI.2023.35.74.021
Пахомчик С.А.
Шелегина О.Н.
Нестерова И.А.
Музей истории крестьянского быта в деревне Насекина Тюменской области: роль в сохранении и развитии культурного наследия
Аннотация. В статье рассмотрена деятельность Музея истории крестьянского быта в старинной деревне Насекина Тюменской области, включенного в федеральный туристический маршрут «В Сибирь по своей воле». Представлены формы интерактивной работы с локальным сообществом, детьми и молодежью, туристами по приобщению к традиционной культуре и народным ремеслам для развития и трансляции региональной и общегражданской российской идентичности.

Ключевые слова: музей истории крестьянского быта, Тюменская область, федеральный туристический маршрут, объект нематериального культурного наследия, региональная, российская идентичность.



Для эффективного решения проблем, связанных с вовлечением в сферу туризма всей совокупности объектов историко-культурного наследия с актуальной целью – укрепления цивилизационной идентичности российских регионов [1], необходимы формирование репрезентативной источниковой и эмпирической базы, разработка и апробация новых междисциплинарных подходов к ее анализу. Вкладом в решение этих исследовательских задач можно считать представление и оценку деятельности одного из сельских музеев Тюменской области, включенного в федеральный туристический проект «В Сибирь по своей воле».

Музей истории крестьянского быта в д. Насекина Тюменской области открыт в 2019 г. и функционирует в интерактивном режиме. Появился он благодаря заслуженному геологу, ученому, почетному гражданину Тюмени и Тюменской области, первооткрывателю многочисленных месторождений нефти и газа Западной Сибири Ивану Ивановичу Нестерову и группе энтузиастов. Нестреров И.И. – это человек, который не только открывал нефть и газ для потомков, но и мечтал, чтобы они знали свои корни. Он сам являлся уроженцем небольшой деревни Параткуль Долматовского района Курганской области.

Деревня Насекина – старинная, первое упоминание о ней относится к 1623 г.: «деревню основали братья Олешко и Михалко Насекины». В ней и соседних деревнях занимались кустарными промыслами, держали скот, ловили рыбу на реке, ходили в лес на зверя и птицу, собирали грибы и ягоды. В притрактовых селениях развивали кузнечное дело, мастерили сани и колеса, говорили: «не земля нас кормит, а большая дорога».

Дом, в котором расположен музей, – деревянный пятистенный с подклетом (нижний этаж крестьянской избы), построенный около 150 лет тому назад с хорошо сохранившимися резными наличниками на окнах. В 1970-е гг. его приобрел под дачу И.И.Нестеров и очень любил приезжать в него. В одной комнате он сделал кабинет, перевез книги, альбомы, фотографии, коллекцию камней. Во второй комнате находилась огромная русская печь и хозяйственные предметы. «Иван Иванович всегда говорил, что изба просто обязана стать музеем», – вспоминает ныне заведующая музеем Инна Нестерова, невестка легендарного геолога. Еще при его жизни она начала выполнять это пожелание. Экспонаты для музея собирали все жители, несли в музей вещи от прабабушек. Теперь в музейном дворе стоят старые сани, телега с сеном, на лавках в доме лежат инструменты, прялки, в шкафах стоит посуда, на окнах и печи висят вышитые занавески. В подвале Кулаковского Дома культуры нашли ткацкий станок, привели в порядок, устроили выставку знаменитых тюменских ковров, на которую целый год возили школьников со всего Тюменского района.

В избе – большая русская печь, стол, лавки, кухонная утварь, домотканые половики. В горнице – печь-голландка, махровый тюменский ковер и предметы быта середины ХХ в., собранные основателем музея И.И.Нестеровым. Гости могут попробовать укрепить лучину на кованном металлическом светце, попользоваться деревянным утюгом. Во дворе под навесом – ткацкий станок, длинный-предлинный стол, за которым под песни да разговоры пьют чай с сушками. В амбаре – прялки, сундуки, ведра да бочки. На огороде, кроме грядок с овощами и садовыми деревьями, много места для народных игр: в горелки, ручеек, границу, поводырь, кубарь, волчок, юлу да закидушку. Можно «нырнуть» в натуральный шатер из растущей черемухи, прилечь на телегу и поваляться в стоге сена.

В настоящее время экспозиции музея отражают этапы истории развития крестьянского дома, дают представление о жизни и быте крестьян XIX-XX вв., о том, как они воспринимали устройство мира, какими ремеслами владели. В горнице размещен и мемориальный комплекс – уголок личных вещей И.И.Нестерова, основателя этого уникального музея-старинной усадьбы с постройками: баней, дровяником, амбаром, стайками, большим приусадебным хозяйством.

Крестьянская одежда, хранящаяся в музее, и чудесный вид на пойму реки привлекают сюда фольклорные ансамбли для проведения фотосессий и видеосъемок. Региональные телекомпании в интерьере этого дома снимали многие эпизоды документальных фильмов о Н.Чукмалдине, крестьянском восстании 1921 г. Есть в доме экспонаты – «знаменитые артисты»: ткацкий станок, что стоит под навесом, «сыграл» в фильме «Тобол», а телега – постоянный участник народных фестивалей.

Обратили внимание на музей и представители федерального телеканала «Культура». Они снимали в музее сцены документального фильма, посвященного сохранению традиций крестьянского быта, рукоделия и ткачества. Вместе с гостями из Москвы другие посетители музея в этот день квасили капусту, мастерили обрядовых кукол, готовили ароматный травяной чай в самоваре, варили кашу в русской печи, под руководством специалистов расписывали деревянных Коньков-горбунков.

Музей находится на 34 километре Ирбитского (старого Бабиновского тракта, проложенного еще во времена Ивана Грозного) тракта и, как известно, включен в перечень объектов для посещения в рамках федерального туристического маршрута «В Сибирь по своей воле». Туроператоры оценили интерактивное направление деятельности музея и отметили, что именно такой подход к экспозиции может стать наиболее привлекательным как для детских, так и для взрослых групп, особенно приезжающих из других регионов страны, а также из-за рубежа, где особенно ценятся старина и культурная аутентичность.

В музее интересно всем – от дошкольников до пенсионеров. Кто-то вспоминает в нем свое босоногое детство, кто-то впервые погружается в быт наших предков, а кто-то, соприкоснувшись с историей, присоединяется к памяти своего рода. Музей живет по народному календарю, как и сто лет тому назад. Весной посетителей музея ждет погружение в крестьянский быт «В гостях на деревне»: заклички весны «На сороках», писание крапанки – яйца-желания на Пасху под волочебные песни. После Пасхи – народный весенний праздник Красная горка с играми да хороводами. Летом, пройдя по огородной тропе, посетители узнают о полезных и вредных растениях, лекарственных травах: как сажать, выращивать, собирать урожай. На Ивана-Купалу можно сплести венок из трав и цветов, под купальские песни поиграть и похороводиться. В августе на Обжинках нужно будет теребить лен, обмолачивать его цепами, «завивать бороду».

В музее прощаются с летом и встречают осень на Осенинах, своими руками делают рябиновые бусы. На капустных посиделках на скорость и на качество рубят капусту, делают куклу Крупеничку. На Кузьминках уже надо и с осенью прощаться и мастерить куклу Филипповка.

Зимой в музее проходит катание на санях, а тем, кто замерз, всегда можно погреться на теплой печке. Посетителям расскажут, как задобрить Деда Мороза и смастерить куклу Ангелочек. На Колядках ходят с песнями по соседским дворам, потом вместе едят то, что наколядовали. Гостям музея расскажут, кто такой Овсень, зачем водили Козу и причем тут виноградье. На зимних святках можно погадать, послушать подблюдные песни, испечь пряник-козулю, попробовать сочиво, а в день Святого Трифона – русского дня влюбленных погадать на льне, поиграть в народные игры. В феврале самый массовый и яркий праздник – Масленица со своими неповторимыми обрядами, играми и состязаниями. Завораживают народные песни, которые присутствующие на музейном празднике начинают петь уже со второго куплета, слыша мелодию и слова в первый раз в жизни «Масленица-кукашейка», «Вы блины, мои блины».

Музеем предлагается десять мастер-классов, которые проводят экскурсоводы музея – квалифицированные мастера-ремесленники. Посетителям предоставляется возможность поработать на старинном ткацком станке, попробовать мять лен, порисовать в технике кармакской урало-сибирской росписи и др. Ребят даже учат рисовать нефтью, мастерить обрядовые куклы. Для городских жителей погружение в крестьянский быт – своеобразная экзотика. Им интересно получить навыки растопки русской печи, розжига угольного самовара. Привлекает и то, что все экспонаты можно брать в руки, разрешена фотосъемка. В планах музея показать гостям как можно больше различных ремесел и процессов: окраски тканей, изготовления валенок, плетения корзин. Одной из ближайших целей музея создание интерактивного ресурса «Мастерская Куделица» для реализации мероприятий по популяризации традиционных ремёсел Тюменской области.

Музеем активно интересуются представители местных региональных туристических агентств. Они частые гости музея, обсуждающие возможности развития локального сельского туризма и включение Музея истории крестьянского быта в деревне Насекина в действующие маршруты.

Сформированы специальные программы для младших школьников, в частности под названием «Филиппок», состоящие из чтения одноименного рассказа, использования угля, пера для написания слов как в старой школе, чаепития с бубликами, рассказами про лен, а также изготовления кукол-оберегов. Для старших классов разработан и реализуется проект «Осенины»: капустные посиделки, создания кукол-оберегов, заваривание травяных чаев с последующим чаепитием с бубликами, навыки приготовления и употребления в пищу печеного картофеля.

В целом, как показывает практика работы в туристической сфере, Музей истории крестьянского быта в деревне Насекина Тюменской области является круглогодичной интерактивной площадкой, где бережно хранят и транслируют для посетителей знания и традиции о материальном и нематериальном наследии населения Зауралья.

По данным Департамента потребительского рынка и туризма Тюменской области, музей входит в топ пяти рекомендованных к посещению туристических объектов юга Тюменской области, как места традиционного бытования исторического материального культурного наследия – тюменского коврового промысла и кармакской народной домовой росписи.

В музее собрано более 400 предметов крестьянского быта: утварь, орудия труда, аутентичные старинные костюмные комплексы народов, проживавших в Тюменской области. Приведены в рабочее состояние прялки и ткацкие станки, участвующие в процессе изготовления нитей и тканей для этих костюмов. Действующая команда музея владеет технологиями и приемами обработки льняного волокна, прядения и ткачества и готова познакомить широкую аудиторию с традиционными исчезающими видами ремёсел и обучить посетителей основам ремесла.

В доме всегда рады гостям. Хозяева – сотрудники музея мечтают освоить бондарское ремесло и учить других собирать бочки, плести из лозы, валять валенки из шерсти. Для этого они собирают материалы, истории и инструменты, с ними всегда можно поспорить, самим посетителям рассказать про крестьянскую жизнь, обряды и праздники. Хозяева и друзья дома – своеобразная большая семья, которая всегда рада общению друг с другом. Есть гости, которые приезжают по несколько раз и в какой-то момент незаметно и органично вливаются в большую музейную семью. Все с удовольствием участвуют в заготовке дров, сеянии и прополке льна. Ко льну здесь особое трепетное отношение. Как задует тепляк, так в Сибири звали южный ветер, и быстро, на глазах, раскроются размером с копеечку листочки на березе, пора сеять лен-долгунец. Надо дождаться всходов, прополоть несколько раз от навязчивых нудных сорняков, вырастить, обработать, спрясть пряжу, изготовить нить из волокна и выткать кусочек ткани, вручную или за ткацким станом.

Активная жизнь музея привлекает и местное сообщество. Многие деревенские соседи помогают, чем могут. Однажды собрались красильщики и расписали забор у знакомых жителей Насекина, каждая его досточка стала индивидуальной и неповторимой. В 2022 г. тюменская (кармацкая) домовая роспись, при деятельном участии друзей музея, была внесена в реестр нематериального наследия Тюменской области. Энтузиасты и сотрудники музея смогли доказать, что сформировавшаяся в Тюменском уезде роспись – наше бесценное наследие и наша народная культура, как ее ни назови: и тюменской, и кармакской, и урало-сибирской, и цветочной, и даже петушиной.

В настоящее время музей располагает материальными и интеллектуальными возможностями для демонстрации традиционных видов хозяйственной деятельности, которые являются не только основой жизнеобеспечения, но и опорой культуры, мировоззрения, фольклора, обрядов, праздников, народной педагогики, традиций, сохранения преемственности поколений, что и позволяет понять культурный код народов, проживающих на территории Тюменской области.

Сегодня Музей истории крестьянского быта в деревне Насекина – сообщество ремесленников и мастеров декоративно-прикладного искусства, фольклористов, знатоков народной песни и просто душевных людей, готовых делиться своими знаниями и навыками со всеми, кто неравнодушен к истории нашего народа. В любое время года всех ждет печеная картошка из русской печи, сбитень и травяной чай из самовара на углях.

Дети – самые желанные гости. Здесь им рассказывают про крестьянскую жизнь и традиции и то, что в них зашифровано многими поколениями, да так рассказывают, что и взрослые испытывают изумление. Сотрудники музея представляют текстильное и красильное ремеслах, вместе с детьми мастерят куклы, обереги, рисуют углем, пишут на глиняных досках, на бересте, на восковых дощечках – церах. Они повествуют о том, как святой Наум-Грамотник учил детей уму-разуму, показывают, как смастерить куклу «Отдарок-на-подарок», которая учила быть благодарными. Дети все слушают, все делают, но поглядывают все время на печку, а когда разрешат, забираются туда, лежат, свысока посматривают, спускаться не желают.

Многие взрослые посетители не хотят покидать гостеприимный музей, а когда все-таки после печеной картошки с травяным чаем возвращаются домой, то погружаются в сладкую дремоту, видят цветные сны, а наутро находят время чтобы «черкнут» пару строк в благодарность хозяевам дома-музея. Вот некоторые из таких отзывов: «Очень место у вас волшебное: исцеляющее, вдохновляющее, успокаивающее». «Кажется, что просто приехал в гости к бабушке в деревню». «Я приезжаю сюда, чтобы от души поиграть на гармошке и получаю от этого огромное удовольствие». «Душевная радушная гостеприимная хозяйка». «Русский дух завораживает». «Красота, простор, а информации сколько интересной!!! С удовольствием валялись в сене, рубили капусту, добавки припрашивая, кто нарубил мельче, домой забрал». «Удивлены, очарованы, поражены. Красивые, умные, активные. Два часа пролетели незаметно. Мы уже два дня в Сургуте, но разговоры только о вас». «Как же вдохновляют люди, которые занимаются своим делом. Которые не делают вид. Которые творят чудеса своими руками. Такие встречи очищают. Делают добрее. Чувствую внутри солнце, которое вырывается наружу». «Красивая природа, хороший дом на большую семью. А нас всех понесло в города искать лучшую жизнь. Скоро назад побежим». «Полная чаша и сплошной океан любви». «Музей чудесный, просто волшебный какой-то! Изобильный огород, сладкие яблочки прямо с дерева, а вид какой – прямо дух захватывает!!!».

Такой замечательный Музей истории крестьянского быта в деревне Насекина планируется включить в туристический проект «Тюменские кругосветки», одобренный на заседании двадцать первого Круглого стола «Музей и проблемы культурного туризма» в Государственном Эрмитаже (6-7 апреля 2023 г.) [2, с. 207].

Приобщение к основам народной культуры, поддержка национальных традиций, внимательное, непотребительское отношение к природе, вовлечение семьи в познавательную и досуговую деятельность в сельских сибирских музеях помогают воспитать гармонично, нравственно развитую личность – патриота своей большой страны – России!

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Путрик Ю.С., Соловьев А.П. Использование объектов культурного наследия в сфере туризма как средства укрепления цивилизационной идентичности российских регионов // Журнал Института Наследия : [сайт]. – 2022. – № 4. – Url: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/61/555.html (дата обращения: 01.06.2023). DOI 10.34695/HI.2022.29.49.06.

[2] Пахомчик С.А., Шелегина О.Н. Музейный мир в туристическом проекте «Тюменские кругосветки» // Музей и проблемы культурного туризма: материалы 21-го Круглого стола (6 –7 апреля 2023 г.). – СПб.: Изд-во Гос. Эрмитажа, 2023. – С. 205–210.


Пахомчик Сергей Алексеевич
кандидат экономических наук, доцент,
Тюменский государственный университет (Тюмень)
Email: homa380@yandex.ru

Шелегина Ольга Николаевна
доктор исторических наук,
ведущий научный сотрудник Институт аистории СО РАН (Новосибирск)
Email: oshelegina@yandex.ru

Нестерова Инна Александровна
директор Музея истории крестьянского быта в деревне Насекина (Тюменская область)
Email: shrotinna@mail.ru

© Пахомчик С.А., Шелегина О.Н., Нестерова И.А. 2023
Статья поступила в редакцию 09.06.2023.

Открыть PDF-файл
Url: http://cr-journal.ru/rus/journals/627.html&j_id=57

Наверх

 

Издатель 
Российский
НИИ культурного
и природного
наследия
им. Д.С.Лихачева

Учредитель

Российский
институт
культурологии. 
C 2014 г. – Российский
НИИ культурного
и природного наследия
имени Д.С.Лихачёва

Свидетельство
о регистрации
средства массовой
информации
Эл. № ФС77-59205
от 3 сентября 2014 г.
 
Периодичность 

4 номера в год

Издается только
в электронном виде

Входит в "Перечень
рецензируемых
научных изданий"
ВАК (по сост. на
19.12.2023 г.).

Регистрация ЭНИ

№ 0421200152





Наш баннер:




Наши партнеры:




сайт издания




 


  
© Российский институт
    культурологии, 2010-2014.
© Российский научно-
    исследовательский
    институт культурного
    и природного наследия
    имени Д.С.Лихачёва,
    2014-2024.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
     The authors’ opinions expressed therein are not necessarily those of the Editor.

При полном или частичном использовании материалов
ссылка на cr-journal.ru обязательна.
     Any use of the website materials shall be accompanied by the web page reference.

Поддержка —
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Институт Наследия). 
     The website is managed by the 
Likhachev Russian Research Institute
     for Cultural and Natural Heritage (Heritage Institute).