2023/3(53)

Содержание

Прикладная культурология

Ипполитов С.С.

Пустовойт Ю.В.
Фокин С.С.

Ильина И.Е

Ельчанинов А.И.

Историческая культурология

Окороков А.В.

Музееведение

Пахомчик С.А.
Шелегина О.Н.
Нестерова И.А.

Филиппов Ю.В.
Казарина Н.И.
Грачева М.П.

 
DOI 10.34685/HI.2023.73.43.020
Окороков А.В.
Погоны советских речников
Аннотация. В статье рассматривается краткая история возникновения и развития знаков различия (погон) Министерства речного флота СССР – важного элемента ведомственной форменной одежды. Приводится описание их внешнего вида и технологии изготовления*.

Ключевые слова: знаки различия, СССР, погоны, речной флот, форменная одежда.



До появления железных дорог в России речной транспорт играл главную роль в обеспечении как грузовых, так и пассажирских перевозок. Например, в 1913 г. на его долю приходилось около 23% общего грузооборота транспорта страны. В это время сеть эксплуатируемых водных путей России составляла 64 тыс. км, из которых 36 тыс. были приспособлены для круглосуточного плавания [1].

Речные суда принадлежали многим судовладельцам. В том же 1913 г. флот, находившийся в эксплуатации, принадлежал 59 акционерным предприятиям, 110 товариществам и нескольким тысячам отдельных владельцев. На речном транспорте не существовало единых условий перевозок, общих тарифов. Каждый судовладелец устанавливал их по своему усмотрению. Соответственно, не было и единой форменной одежды.

Ситуация изменилась после октябрьской революции. 26 января 1918 г. был издан Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР «О национализации торгового флота». В этом документе, подписанным Председателем Совнаркома В.Ульяновым (Лениным) и Управделами Совнаркома В.Бонч-Бруевичем отмечалось: «общенациональной неделимой собственностью Советской Республики объявлены судоходные предприятия, принадлежащие: акционерным обществам; паевым товариществам; торговым домам и единоличным крупным предпринимателям, и владеющие морскими и речными судами всех типов, служащими для перевозки грузов и пассажиров, со всем движимым и недвижимым имуществом, активом и пассивом этих предприятий» [2].

Первым советским центральным органом управления национализированным флотом и судоходством был Отдел водных сообщений при ВСНХ, в Коллегию которого входили руководители союза водников. Декретом Совета народных комиссаров (СНК) от 18 мая 1918 г. Отдел водных сообщений был преобразован в Главное управление водных сообщений (Главвод при ВСНХ [3]). Этим же декретом была установлена единая структура управления водным транспортом во всех бассейнах страны: на местах создавались областные (облводы) и подчиненные им районные управления (рупводы). К июню 1918 г. в Советской Республике для обеспечения руководства национализированным флотом было создано 11 областных управлений водного транспорта, из них 8 – в речных бассейнах. В январе 1920 г. управление железнодорожным и водным транспортом стал осуществлять единый орган – Народный комиссариат путей сообщения (НКПС), куда был передан Главвод [4].

К началу навигации 1923 г. в стране уже действовали 9 речных государственных пароходств: Волжское, Северо-Западное, Северное, Верхне-Днепровское, Нижне-Днепровское, Доно-Кубанское, Западно-Сибирское, Средне-Азиатское и Амурское.

Однако в условиях создания молодой Советской Республики вопрос об установлении форменной одежды на водном транспорте встал только через 10 лет после национализации речного флота. Первая форма советских речников была установлена приказом Народного Комиссариата Путей Сообщений № 418 от 9 июля 1928 г. с оригинальным названием «Описание форменной одежды для лиц руководящего состава судового экипажа и береговых учреждений внутреннего водного транспорта».

В этом приказе в качестве элементов форменной одежды для специалистов водного транспорта были установлены: пальто; бушлат; пиджак двубортный; китель чёрный; китель белый; жилет; брюки и фуражка.

Знаками отличия руксостава (термин 1928 г.) были установлены знаки на головном уборе (фуражке) и для отличия рода службы и должностей на судах речного транспорта – отличительные знаки на воротниках форменной одежды и нашивки в виде шевронов золотого цвета для верхней команды и серебряного для нижней. Руководящий состав береговой службы отличительных знаков на воротниках не имел [5].

Такая форменная одежда советского речного флота продержалась до 1 мая 1935 г. [6].

В 1939 г. для улучшения руководства транспортом Народный комиссариат водного транспорта был разделен на Народный комиссариат речного флота СССР и Народный комиссариат морского флота СССР. В состав Наркомречфлота вошли 33 речных пароходства, 20 бассейновых управлений пути, 20 инспекций судоходства и 14 инспекций Речного Регистра СССР, ряд крупных заводов.

1 сентября 1947 г. вышел Указ Президиума Верховного Совета СССР «О введении персональных званий и новых знаков различия для начальствующего состава Министерства речного флота», подписанный Председателем Президиума Верховного Совета СССР Н.Шверником и Секретарем Президиума Верховного Совета СССР А.Горкиным. В соответствии с Указом работники речного флота были поделены на эксплуатационно-судовую [7], техническую и административную службы.

Были введены следующие персональные звания:

I. По эксплуатационно-судовой службе.

Для высшего начальствующего состава:
- Генерал-директор речного флота [8]
- Генерал-директор речного флота 1 ранга
- Генерал-директор речного флота 2 ранга
- Генерал-директор речного флота 3 ранга

Для старшего начальствующего состава:
- Капитан речного флота 1класса
- Капитан речного флота 2 класса
- Капитан речного флота 3 класса

Для среднего начальствующего состава:
- Старший лейтенант речного флота
- Лейтенант речного флота
- Младший лейтенант речного флота

Для младшего начальствующего состава:
- Главстаршина речного флота
- Старшина речного флота 1 класса
- Старшина речного флота 2 класса
- Старшина речного флота 3 класса

II. По технической службе.

Для высшего начальствующего состава:
- Инженер-генерал-директор речного флота 1 ранга
- Инженер-генерал-директор речного флота 2 ранга
- Инженер-генерал-директор речного флота 3 ранга

Для старшего начальствующего состава:
- Инженер-капитан речного флота 1 ранга
- Инженер-капитан речного флота 2 ранга
- Инженер-капитан речного флота 3 ранга

Для среднего начальствующего состава:
- Инженер-старший лейтенант речного флота
- Техник-лейтенант речного флота
- Техник-младший лейтенант речного флота

Для младшего начальствующего состава:
- Главный старшина технической службы
- Старшина технической службы речного флота 1 класса
- Старшина технической службы речного флота 2 класса
- Старшина технической службы речного флота 3 класса

III. По административной службе.

Для высшего начальствующего состава:
- Генерал-директор административной службы речного флота 1 ранга;
- Генерал-директор административной службы речного флота 2 ранга
- Генерал-директор административной службы речного флота 3 ранга

Для старшего начальствующего состава:
- Директор-полковник административной службы речного флота
- Директор-подполковник административной службы речного флота
- Майор административной службы речного флота

Для среднего начальствующего состава:
- Старший лейтенант административной службы речного флота
- Лейтенант административной службы речного флота
- Младший лейтенант административной службы речного флота

Для младшего начальствующего состава:
- Главстаршина административной службы речного флота
- Старшина административной службы речного флота 1 класса
- Старшина административной службы речного флота 2 класса
- Старшина административной службы речного флота 3 класса [9].

Интересно отметить, что в первоначальном варианте Указа, представленного З.А.Шашковым 20 июля 1947 г., проектируемые персональные звания речников были максимально приближены к флотским военным званиям. Например, лица высшего начальствующего состава эксплуатационно-судовой и судомеханической служб именовались адмиралами; звания старшего состава делились на ранги; в среднем составе имелось звание «капитан-лейтенант речного флота» [10].

В окончательном варианте Указа от 1 сентября 1947 г. в качестве знаков различия были утверждены нарукавные галуны (для высшего, старшего и среднего состава эксплуатационно-судовой и технической служб) и погоны плечевые. Во исполнение Указа был издан Приказ Министра речного флота СССР № 281 от 24 сентября 1947 г. В приложении 3 к Приказу было дано следующее описание погон:

«Погон представляет собой вытянутый шестиугольник с параллельными длинными сторонами, нижний конец которого прямоугольный, а верхний заканчивается срезанным тупым углом со стороной среза, параллельной нижнему краю. Края погонов, кроме нижнего, окантовываются зеленым сукном. Длина погона – 14–16 см, ширина погона: для высшего начальствующего состава – 6 см, для старшего и среднего начальствующего состава – 5,5 см, а для младшего начальствующего и рядового состава, а также и студентов – 4 см. Ширина канта – 0,25 см, высота боковой стороны срезанного тупого угла – 1 см.

Погоны всего личного состава (кроме погонов для фланельки и форменки) – жесткие пристяжные. Погоны для фланельки и форменки мягкие пришивные с одной пуговицей в верхнем конце, изготовляемые из черного сукна» [11].

Погоны для высшего начальствующего состава изготавливались из галуна особого плетения на суконном подборе с зигзагообразной золоченной или серебряной полосками по длине погона. Пуговицы на погоне – серебряные при золотом зигзаге и золотые – при серебряном, диаметром 1,8 см. Цвет зигзага зависел от принадлежности к той или иной службе. Золотой цвет зигзага на галуне погона высшего начальствующего состава определял принадлежность к эксплуатационно-судовой и технической службам, а серебряный зигзаг – к административной.

Для определения принадлежности к той или другой отрасли хозяйства на погонах носились металлические эмблемы (для административной службы, при серебряном зигзаге – золотого цвета, для эксплуатационно-судовой и технической служб, при золотом зигзаге – серебряного цвета).

На погонах генерал-директора речного флота в центре вышивалась серебряной канителью пятиконечная звезда размером между вершинами противолежащих лучей – 50 мм. На погонах генерал-директора речного флота 1 ранга, инженер-генерал-директора речного флота 1 ранга и генерал-директора административной службы речного флота 1 ранга – три пятиконечные звездочки; генерал-директора речного флота 2 ранга, инженер-генерал-директора речного флота 2 ранга, генерал-директора административной службы 2 ранга – две звездочки; генерал-директора речного флота 3 ранга, инженер-генерал-директора речного флота 3 ранга и генерал-директора административной службы речного флота 3 ранга – одна звездочка.

Звездочки вышивались серебряной канителью при золотом зигзаге и золотой – при серебряном. Размер звездочки составлял 20 мм (между вершинами противолежащих лучей).

Погоны для старшего и среднего начальствующего состава изготавливались также из галуна особого плетения: для начальствующего состава эксплуатационно-судовой и технической служб на черном фоне с золотым включением; для административной службы – на черном фоне с серебряным включением. Просветы на погонах были зеленого цвета шириной 4 мм каждый: два для старшего начальствующего состава и один для среднего начсостава. Просвет для среднего начсостава располагался на середине погона, а просветы на погоне старшего начсостава – на расстоянии 2,3-2,4 один от другого и на равном удалении от параллельных краев погон.

В верхней части погона размещалась металлическая пуговица с установленной эмблемой диаметром 1,8 см.: золотого цвета – при галуне с серебряным включением и серебристого – при галуне с золотым включением. На поле погона вдоль центральной линии закреплялись металлические эмблемы по отраслям хозяйства и пятиконечные звездочки, определявшие звание. Размер звездочек составлял 20 мм для старшего и 13 мм для среднего начальствующего состава (размер между вершинами противолежащих лучей).

Просветы и звездочки на погонах размещались следующим образом: для капитана речного флота 1 класса, инженер-капитана речного флота 1 класса, директора-полковник административной службы речного флота – два просвета и три звездочки; для капитана речного флота 2 класса, инженер-капитана речного флота 2 класса и директора-подполковника административной службы речного флота – два просвета и две звездочки; для капитана речного флота 3 класса, инженер-капитана речного флота 3 класса и майора административной службы речного флота – два просвета и одна звездочка; для старшего лейтенанта речного флота, инженера старшего лейтенанта речного флота и старшего лейтенанта административной службы речного флота – один просвет и три звездочки; для лейтенанта речного флота, техника-лейтенанта речного флота, лейтенанта административной службы речного флота – один просвет и две звездочки; для младшего лейтенанта речного флота, техника младшего лейтенанта речного флота и младшего лейтенанта административной службы речного флота – один просвет и одна звездочка.

Звездочки располагались на продольной оси погона на расстоянии от нижнего края до центра звезды: при одной – на 5 см; при двух – на 3,5 см с интервалом в 3 см; при трех – на 2,5 см с интервалом в 2,5 см.

Погоны для младшего начальствующего состава изготавливались из приборного сукна черного цвета на суконном подборе.

На поле погона нашивались галуны соответственно званию: для главстаршин – одна продольная нашивка шириной 2 см по середине погона; для старшин 1 класса – три поперечных шириной 1 см каждая на расстоянии 0,5 см от нижнего края погона; для старшин 2 класса – две поперечные шириной 1 см на расстоянии 2,5 мм друг от друга (нижняя нашивалась на расстоянии 0,5 см от нижнего края погона). Для старшин 3-го класса – одна поперечная нашивка.

На погонах крепились металлические пуговицы с установленной эмблемой диаметром 1,8 см и эмблемы по отраслям хозяйства (для эксплуатационно-судовой и технических служб – золотые, а для административной службы – серебряные).

Погоны студентов высших учебных заведений, учащихся речных училищ и техникумов изготавливались из приборного сукна черного цвета на суконном подборе. В центральной части погона для студентов высших учебных заведений, на расстоянии 3,5 см от нижнего края, крепился накладной металлический знак «штурвал на якоре», серебряного цвета. На погоны учащихся речных училищ и техникумов знак наносился белой краской по трафарету. В верхней части погона размещалась пуговица серебряного цвета с установленной эмблем диаметром 1,8 см.

Погоны студентов и учащиеся закрытых учебных заведений, кроме этого, обшивались по сторонам (кроме нижней) галуном серебряного (белого) цвета шириной 1 см [12].

Погоны рядового состава речного флота изготавливались так же, как и погоны младшего начальствующего состава, из приборного сукна черного цвета на суконном подборе. На них располагались: пуговица с установленной эмблемой диаметром 1,8 см и металлические эмблемы соответствующей отрасли хозяйств (золотые – для эксплуатационно-судовой и технической служб и серебряные – для административной) [13] (см. Приложение).

Приказом № 281 от 24 сентября 1947 г. устанавливался так же и общий вид эмблем отраслей хозяйства речного флота.

Эмблемы изготавливались из металла золотого или серебряного цвета и укреплялись на погонах на расстоянии 3,0 см от центра пуговицы до центра эмблемы. Они указывали на принадлежность к соответствующей специальности, а у студентов и учащихся речных училищ и техникумов – на соответствующий факультет и отделение.

Эмблемы отражали следующие специальности:

1. Два перекрещенных якоря – эксплуатационно-судовую.
2. Перекрещенные якорь и ключ – судомеханическую, механическую, судостроительную и технологическую.
3.Перекрещенный якорь и топор – путейскую и строительную.
4. Якорь и молния – связь и электротехника.
5. Две перекрещенные винтовки на якоре – военизированная охрана.
6. Серп и молот на якоре – административно-хозяйственную.
7. Щит на двух перекрещенных якорях – юридическую.
8. На двух перекрещенных якорях водолазный шлем – подводно-водолазную.
9. На перекрещенных ключе и молотке водолазный шлем – инженерно-техническую подводно-водолазную [14].

Этим же приказом МРФ студентам высших учебных заведений и учащихся речных училищ и техникумов, исполняющих обязанности старост курсов, групп и других административных должностей в период нахождения в учебном заведении, присваивались соответствующие персональные звания младшего начальствующего состава по технической службе.

Лицам, окончившим специальные учебные заведения, присваивались следующие персональные звания:
По окончании вуза – лейтенанта речного флота или ему соответствующего, а по окончании с отличием – старшего лейтенанта речного флота.
По окончанию среднего технического учебного заведения – младшего лейтенанта речного флота или ему соответствующего, а по окончании с отличием – лейтенанта речного флота [15].

Интересно отметить, что Постановлением Совета Министров СССР от 1 сентября 1947 г. № 3092 «О мероприятиях по восстановлению и дальнейшему развитию речного транспорта», подготовленным по инициативе министра речного флота З.А.Шашкова и подписанным Председателем Совета Министров СССР И.В.Сталиным, численность центрального аппарата Минречфлота была установлена в 1650 человек.

Погоны в Министерстве речного флота СССР просуществовали всего семь лет.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 12 июля 1954 г. система знаком различия на речном флоте (и в первую очередь погоны), была упразднена. Остались только нарукавные знаки «для личного состава, непосредственно связанного с эксплуатацией флота, обслуживанием пассажиров и перевозкой грузов». Это решение было подтверждено Постановлением Совета Министров СССР № 546 от 25 апреля 1956 г. «О форменной одежде и знаках различия для личного состава Министерства речного флота». Согласно документу, знаки различия для начальствующего состава Министерства речного флота определялись должностной категорией и состояли из соответствующего сочетания галунов, нашиваемых на обоих рукавах тужурки, кителя, шинели и бушлата [16].

Важные изменения в форменной одежде и знаках различия речников произошли в 1969 г. 8 марта этого года вышло Постановление Совета Министров СССР № 282 «О форменной одежде и знаках различия работников речного флота и учащихся речных высших и средних учебных заведений РСФСР» и Приказ МРФ от 25 июля 1969 г. № 94-пр. Этими документами утверждались «наплечные колодки (погончики)» на летних костюмах для старшего, среднего и младшего начальствующего состава судов заграничного плавания. Они изготавливались из черного приборного сукна с черным кантом (по периметру) общей шириной 50 мм и длиной 130 мм. На расстоянии 10 мм от нижнего края колодки были нашиты установленные, для соответствующих должностных категорий, нашивки из золотого галуна и эмблемы, штампованные из металла золотого цвета. Эти наплечные знаки различия командный состав речного флота мог носить только при плавании за пределами СССР. Ношение погончиков на территории СССР запрещалось. Внутри страны для начальствующего состава продолжали служить знаки отличия в виде нашивок «из галуна золотого цвета в сочетании с установленными нарукавными эмблемами золотого цвета, нашитыми раздельно на колодки из парусиновой подложки, покрытые приборным сукном в цвет материала костюма» [17]. А также нарукавные эмблемы.

Эта система знаков различия просуществовала на речном флоте без изменений вплоть до 1986 г.

28 марта 1986 г. вышло Постановление Совета Министров РСФСР № 128 «О форменной одежде и знаках различия работников речного флота и учащихся речных высших и средних учебных заведений РСФСР». Во исполнение этого Постановления был обнародован Приказ № 69-пр от 28 апреля 1986 г. «О форменной одежде и знаках различия для работников Министерства речного флота», подписанный Министр речного флота РСФСР Л.В.Багровым.

Эти приказом были утверждены новые знаки различия для начальствующего состава: нарукавные нашивки из галуна золотистого цвета, нашитые раздельно на колодки из приборного сукна в цвет материала костюма, нарукавные эмблемы и погоны (наплечные знаки различия).

Наплечные знаки изготавливались из черного приборного сукна, дублированного с бязью, с черным кантом (по периметру) общей шириной 45 мм и длиной 120 мм.

На расстоянии 10 мм от нижнего края колодки нашивались установленные для соответствующих должностных категорий нашивки из золотистого галуна с просветами между ними 3 мм. Ширина галуна составляла: широкого - 30 мм, среднего - 13 мм, и узкого - 6 мм.

В средней части верхнего галуна над верхней кромкой был нашит равнобедренный треугольник из этого же галуна высотой 9,5 мм со сторонами по 13 мм, (по низу галун образовывал треугольную выемку высотой 4 мм).

Нашивки должностных категорий на наплечных знаках для младшего и среднего начальствующего состава могли быть выполнены из поливинилхлоридной пленки, имитирующей золотистый цвет.

Погоны пришивались на плечевые швы форменной повседневной куртки (платья-костюма). На летний костюм, мужские сорочки и женские блузки наплечные знаки различия могли изготавливаться из мягкого материала с нанесенными знаками различия из поливинилхлоридной пленки, имитирующей золотистый цвет, и пристегиваются на шлевки и форменную пуговицу.

Наплечные знаки учащихся высших и средних учебных заведений речфлота имели форму прямоугольника размером 65х50 мм по периметру, окантованного поливинилхлоридной пленкой, имитирующей золотистый цвет, шириной 4 мм. Наплечные знаки выполнялись на черном, темно-синем или белом фоне в зависимости от комплекта форменной одежды. На расстоянии 3 мм от окантовки нижней большой стороны наносился желтой краской надпись «Речфлот». Высота букв 11 мм. Над надписью «Речфлот» располагался вымпел Министерства речного флота РСФСР красного цвета, окантованный желтой линией толщиной 2 мм. Размеры вымпела составляли: длина флагштока 40 мм, длина верхней шкаторины 42 мм, длина нижней шкаторины 27 мм. Верхняя шкаторина наклонена к флагштоку под углом 35°, а нижняя - под углом 105°. Расстояние от нижней части флагштока до верхнего среза надписи «Речфлот» составляла 6 мм.

Вымпел с флагштоком имели наклон влево таким образом что угол, образованный нижней и средней шкаторинами, был в центре наплечного знака.

Наплечные знаки с полем черного цвета нашивались на шинели и рубашки всех категорий надписью «Речфлот» к низу вточки рукава. Наплечные знаки темно-синего цвета нашивались на рубашки, а белого - на форменки белого цвета.

В таком виде знаки различия советских речников просуществовали и в постсоветской России и были официально отменены в 2014 г.



   

















* Статья подготовлена в рамках научной темы «Культура жизни: опыт и уроки моделирования достойной жизни в советском государстве».


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] История развития речного транспорта в России. – Url: www.wt.matrixplus.ru/statriver.htm (дата обращения 21.03.2023).

[2] Декрет Совета Народных Комиссаров РСФСР от 26.01.1918г. «О национализации торгового флота».

[3] ВСНХ – Высший Совет Народного Хозяйства РСФСР/

[4] В организационном отношении структура и формы управления водным транспортом изменялись в зависимости от хозяйственно-политических задач. Так, в июле 1921 г. вместо Главвода в НКПС было образовано Центральное управление речного транспорта (Цурек), наряду с управлением морским флотом (Цумор). Весной 1923 г. были созданы управления внутренних водных путей и правления речных государственных пароходств.

[5] Приказ НКПС СССР № 418 от 9.07.1928 г. «Описание форменной одежды для лиц руководящего состава судового экипажа и береговых учреждений внутреннего водного транспорта».

[6] Кондратьев С.В. Первая форменная одежда советских речников (обр. 1928 г.). – Url: https://dmitryjewski.livejournal.com/54698.html?ysclid=lfl4giv76t105172731 (дата обращения: 12.01.2023 г.)

[7] В документе обозначена как эксплоатационно-судовая служба.

[8] Это звание получил министр речного флота З.А.Шашков, что соответствовало званию адмирала флота.

[9] О введении персональных званий и новых знаков различия для личного состава Министерства речного флота (приказ № 281 от 24 сентября 1947 г.). – М.: Изд-во Мин-ва реч. флота СССР, 1947. – С. 1-3.

[10] Кондратьев С., Шишкин А. Униформа сталинских речников 1947-1954. Ч. 1 // Старый Цейхгауз. – 2012. – № 6(50), – С. 68-69.

[11] О введении персональных званий и новых знаков различия для личного состава Министерства речного флота (приказ № 281 от 24 сентября 1947 г.). – М.: Изд-во Мин-ва реч. флота СССР, 1947. – С. 24

[12] На 1 сентября 1948 г. кадры для речного флота готовили в двух институтах и одном высшем училище, находившихся в ведении Министерства высшего образования СССР, шести училищах и 13 техникумах, находившихся в ведении Министерства речного флота СССР. В соответствии с приказом МРФ от 24 сентября 1947 г.

[13] Указ Президиума Верховного Совета СССР от 01.09.1947 г. не коснулся Лензолотофлота, Колымского речного пароходства, Янского речного пароходства Дальстроя и Енисейского речного пароходство Норильского комбината, которые замыкались на Министерство внутренних дел. Там у высшего начальствующего и офицерского состава имелись свои звания.

[14] О введении персональных званий и новых знаков различия для личного состава Министерства речного флота (приказ № 281 от 24 сентября 1947 г.). – М.: Изд-во Мин-ва реч. флота СССР, 1947. – С. 24-28; Кондратьев С., Шишкин А. Униформа сталинских речников 1947-1954. Ч. 2 // Старый Цейхгауз. – 2013. – № 3(53). – С. 60-74.

[15] Кондратьев С., Шишкин А. Униформа сталинских речников 1947-1954. Ч. 3 // Старый Цейхгауз. – 2013. – № 4(54). – С. 61.

[16] Постановление Совета министров СССР № 546 от 25 апреля 1956 г. «О форменной одежде и знаках различия для личного состава Министерства речного флота».

[17] Постановление Совета Министров СССР № 282 от 8 марта 1969 г. «О форменной одежде и знаках различия работников речного флота и учащихся речных высших и средних учебных заведений РСФСР».


Окороков Александр Васильевич
доктор исторических наук,
заместитель директора по научной работе Российского научно-исследовательского
института культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва),
действительный член Академии военных наук,
действительный член Русского географического общества.
Email: info@heritage-institute.ru
© Окороков А.В., 2023
© Окороков А.В., илл., 2023
Статья поступила в редакцию 20.08.2023.

Url: http://cr-journal.ru/rus/journals/626.html&j_id=57
Открыть PDF-файл

Наверх

 

Издатель 
Российский
НИИ культурного
и природного
наследия
им. Д.С.Лихачева

Учредитель

Российский
институт
культурологии. 
C 2014 г. – Российский
НИИ культурного
и природного наследия
имени Д.С.Лихачёва

Свидетельство
о регистрации
средства массовой
информации
Эл. № ФС77-59205
от 3 сентября 2014 г.
 
Периодичность 

4 номера в год

Издается только
в электронном виде

Входит в "Перечень
рецензируемых
научных изданий"
ВАК (по сост. на
19.12.2023 г.).

Регистрация ЭНИ

№ 0421200152





Наш баннер:




Наши партнеры:




сайт издания




 


  
© Российский институт
    культурологии, 2010-2014.
© Российский научно-
    исследовательский
    институт культурного
    и природного наследия
    имени Д.С.Лихачёва,
    2014-2024.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
     The authors’ opinions expressed therein are not necessarily those of the Editor.

При полном или частичном использовании материалов
ссылка на cr-journal.ru обязательна.
     Any use of the website materials shall be accompanied by the web page reference.

Поддержка —
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Институт Наследия). 
     The website is managed by the 
Likhachev Russian Research Institute
     for Cultural and Natural Heritage (Heritage Institute).