Международная научно-практическая конференция «Роль музеев в формировании исторического сознания» (Рязань, 25–28 апреля 2011 г.) стала важным событием для музееведов, музейных работников, историков России, стран СНГ и ФРГ.
Идею проведения конференции, предложенную Сектором музейной энциклопедии Российского института культурологии, поддержал Комитет по культуре и туризму Рязанской области, а музейный комплекс Рязанского края стал той базой, на основе которой она была реализована. Благодаря тому, что инициатива была поддержана ИКОМ России, Немецким культурным центром имени Гете в Москве, Земельной службой негосударственных музеев Баварии, конференция приобрела международный масштаб. Для специалистов Российского института культурологии организация подобных форумов является важной составляющей научно-исследовательского процесса.
Обсуждение феномена музея в контексте новых научных парадигм, прошедшее с участием крупнейших специалистов в области гуманитарного знания, послужило импульсом к осмыслению социокультурной миссии музея в современном обществе, его места в процессах формирования культурной идентичности, возможного вклада музеев в территориальное развитие российских регионов.
Отметим, что внимание европейских коллег к региональному культурному наследию России растет, и это не случайно. Сегодня Россия рассматривается как особая, объединяющая разнообразное культурное пространство территория, связанная, с одной стороны, мощнейшими историко-культурными узами со странами СНГ, с другой стороны – со странами Западной Европы. Рязанская область – один из важных регионов Центральной России, где не только сохранены великолепные памятники культуры и истории, но и созданы на их основе уникальные экспозиции, несомненно, представляющие интерес для профессионального музейного сообщества.
Проблема исторических экспозиций и их воздействия на социум чрезвычайно актуальна для музеев всего мира. Фактически, современные музеи выступают своего рода связующим звеном между научным сообществом, для которого каждый экспонат наполнен особым ценностно-смысловым содержанием и является предметом анализа и изучения, и социумом, поддерживающим учреждения культуры, в том числе и музеи. Как институты «памяти» они обладают неограниченным влиянием на «идентификационные» механизмы нации, посредством которых удерживается единство социокультурного пространства. Не вызывает сомнения воспитательный потенциал музеев: подлинность вещественных свидетельств разных эпох, наглядность и достоверность воссоздания исторической среды в музее не только обеспечивают информативность экспозиции, но оказывают на посетителя сильное эмоциональное воздействие, формируют социальную память общества, воспитывают молодое поколение в духе патриотизма.
Но всегда ли умеют современные музеи распорядиться этим потенциалом, использовать его профессионально и эффективно, реально оценить свои возможности, спрогнозировать степень своего участия в социокультурных изменениях, последствия своего воздействия на личность и социум? Всегда ли и полностью ли осознают свою ответственность перед обществом, обусловленную авторитетом музея, доверием к нему?
Эти вопросы сегодня волнуют мировое музейное сообщество и для их решения необходимо объединение усилий музейных специалистов и преподавателей, историков, культурологов, психологов, социологов, одним словом, профессионалов самых разных направлений. Мысль о необходимости координации усилий по поиску новых принципов и технологий формирования исторического сознания музейными средствами неоднократно подчеркивалась участниками конференции, представляющими разные страны. Специалисты рассмотрели как общие проблемы музейного представления истории, так и вопросы создания исторических экспозиций в национальных и региональных музеях.
Заявленная тема конференции была проблемно обозначена в докладе ведущего научного сотрудника Российского института культурологии, кандидата исторических наук М. Е. Каулен «Как наше слово отзовется…». Руководитель Земельной службы негосударственных музеев Баварии доктор М. Хенкер, выступивший с докладом «Исторические музеи и выставки в Баварии и Германии», показал роль государства и власти в воспитании регионального и национального самосознания, опираясь, прежде всего, на опыт Баварии XIX в. Руководитель отдела музеев современной истории Земельной службы негосударственных музеев Баварии доктор В. Штеблер в докладе «Презентация современной истории в музее (на примере музеев и мемориалов Баварии)» дал анализ экспозиций, посвященных современной истории и затронул проблемы их создания. Директор Музеев города Деггендорф доктор Б. Петшек-Зоммер в докладе «Миграция как новая тема для немецких музеев» поделилась размышлениями о новых формах работы с мигрантами, проанализировав изменения в понимании миграционной проблематике в Германии, а также конкретно показав ее значение для современных немецких музеев.
О трудностях при работе над новой экспозиций и путях их преодоления рассказала заместитель директора музея по научной работе Н. В. Колымаго («Создание новой экспозиции Национального исторического музея Республики Беларусь: вопросы и решения»). Заведующая сектором внедрения инноваций в музейном деле Научно-методического центра по культурологии Министерства культуры и туризма Азербайджанской Республики П. Алмазова в докладе «Музеи исторического профиля Азербайджанской Республики и их деятельность по формированию исторических знаний молодежи» сделала акцент на образовательно-просветительной работе музеев с молодым поколением.
Среди российских участников тему формирования исторического сознания молодежи в докладе «Историческая память российской молодежи: диагностика и институты ее формирования» осветила доктор философских наук, заведующая сектором РИК, профессор Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ О. Н. Астафьева. Опираясь на результаты проведенных социологических исследований, она проанализировала основные тренды в динамике культурных потребностей молодежи, обозначив место музея как института культуры в системе социализации, досуговых интересов. Один из важных сюжетов данной темы – работа со школьной аудиторией – был раскрыт в докладе доктора культурологии, научного сотрудника РИК А. Н. Рылевой «Проект “школа-музей” как способ формирования исторического сознания современной молодежи». Междисциплинарный подход к заявленной теме нашел отражение в докладе кандидата исторических наук, доцента Института филологии и истории РГГУ М. Ф. Румянцевой «Музейная экспозиция как форма репрезентации/позиционирования актуального исторического знания: от постмодерна к постпостмодерну». Различным аспектам поставленной на конференции проблемы были посвящены доклады заведующей научно-методическим отделом ГИМ Л. И. Скрипкиной, кандидата педагогических наук, доцента кафедры музееведения и экскурсоведения Университета культуры и искусства Петербурга Л. М. Шляхтиной, зав. сектором РИК, кандидата исторических наук И. В. Чувиловой. Конкретные примеры экспозиционных, выставочных и научно-образовательных проектов представлены в докладах заведующей отделом изучения и музеефикации городища «Старая Рязань» Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника Е. В. Буланкиной, главного хранителя Музея истории молодежного движения Г. Д. Елисеевой, заместителя директора Красноярского краевого краеведческого музея Л. Л. Карнауховой, кандидата культурологии, старшего научного сотрудника РИК О. Е. Черкаевой, кандидата исторических наук, ученого секретаря Научного совета по музеям СО РАН О. Н. Шелегиной.
Важной задачей конференции стало обсуждение перспектив развития региональных музеев, актуализации историко-культурного наследия и презентации его местному сообществу в русле современного развития исторической науки и гуманитарного знания. Представление о том, как на практике музей использует новые научные подходы, участники конференции получили во время дискуссий на «круглом столе», а также непосредственно в музейных залах, где уже на конкретных примерах обсуждались проблемы научного и архитектурно-художественного проектирования. По мнению участников конференции, экспозиция Рязанского историко-архитектурного музея-заповедника «От Руси к России» – яркий пример формирования музеем исторического сознания местного социума и региональной идентичности на основе комплекса артефактов, имеющих не только региональное, но и мировое значение. Экспозиция Касимовского краеведческого музея демонстрирует решения тех же задач в локальном пространстве, уникальность которого состоит в многовековом сосуществовании двух культур – русской и татарской. В поиске путей создания новой экспозиции находится Музей истории молодежного движения в Рязани – обсуждение связанных с этим проблем стало важным импульсом для выбора концепции будущей экспозиции, основанной на диалоге с местным сообществом. Таким образом, обсуждение музейных экспозиций Рязанской области послужили импульсом для разработки новых подходов в деле актуализации регионального наследия Рязанской области и представления его как можно более широкому кругу местного сообщества.
На протяжении длительного времени музей рассматривался как институт общественной памяти, в значительной степени способствующий формированию сознания социума. Эта задача музея сформировалась исторически. Но сегодня мы являемся свидетелями существенных перемен, касающихся как общества в целом, так и музея, в частности. Чтобы достойно выполнять свои функции в современном обществе, музей должен обогатить свою деятельность достижениями науки, новыми методами и технологиями, отвечающими современному состоянию общественного сознания, и при этом бережно сохранять веками сформированные традиции, без которых музей не является музеем, – таково было общее мнение участников конференции.
Возможность поделиться своим опытом и проблемами, наметить общие задачи и пути их решения, найти единомышленников, установить важные контакты – этим определяется неизменный интерес к таким форумам.