2012/4(10)

Содержание

Теоретическая культурология

Капустина Л. Б.

Ерохина Т. И.

Историческая культурология

Шелегина О. Н.

Кьоцци П.

Прикладная культурология

Урмина И. А.

Сменцарев Г. В.

Гуманитарные исследования

Шапинская Е. Н.

Жукова О. А.

Малая культурологическая
энциклопедия

Шестаков В. П.

Юбилейные даты

Кондаков И. В.

Месянжинова А. В.

К 80-летию Российского института культурологии

Астафьева О. Н.
Томилов Н. А.
Сорокин А. П.

Рецензии

Акопян К. З.

Багдасарьян Н. Г.

Научная жизнь

 
УДК 316.77
Шелегина О. Н.
Коммуникационное пространство региональных музеев

Аннотация. В современной социокультурной ситуации развитие музейного мира во многом определяется динамикой коммуникационного пространства региональных музеев. Оно включает экспозиционно-выставочную деятельность, средства массовой информации, локальные и глобальные коммуникационные сети, музейную аудиторию. Результаты историко-культурологического анализа деятельности музеев Сибирского региона позволяют выявить эволюцию коммуникационного пространства, сочетание в нем традиционных и новационных направлений, адаптационные стратегии к условиям глобализации.

Ключевые слова: коммуникационное пространство, музейный мир, региональные музеи, интернет-ресурсы, адаптационные стратегии




Музей — тысячелетний феномен мировой истории и культуры. «Так как развитие человечества в целом находит свое отражение в развитии и состоянии музеев, на музейную действительность также оказывают влияние все факторы, которые в настоящее время обуславливают сегодня и завтра человечества», — подчеркивал известный музеолог З. Странский [1]. Исследования музейного мира, формирование которого соотносят с эпохой Просвещения, трансформацию (институциализацию) — с Великой французской революцией и ростом числа музеев в XIX в., активизируются в настоящее время в связи с его значительным усложнением. Процессы глобализации, информатизации, интенсивная трансформация общественных институтов, освоение историко-культурного и природного наследия, оказывают существенное влияние на функционирование музеев, музейного мира [2].

В современной социокультурной ситуации создание новой музейной парадигмы, дающей возможность перехода музеев на более высокий уровень функционирования, целесообразно осуществлять в соответствии с коммуникационной стратегией, получившей широкое распространение в современном социальном и гуманитарном знании и направленной на междисциплинарное решение важных культурологических проблем [3].

Актуальным и значимым для качественного приращения культурологического знания является синтез достижений социокультурной антропологии, социологии адаптаций, музееведения и эмпирического опыта в области музейного дела, активизация позиции музеологов в формировании единого пространства диалога теории и практики. Этому способствуют межддисциплинарные проекты международного уровня, направленные на исследование проблем интеграции российских музеев в региональное социокультурное пространство [4], разработка и апробация моделей комплексного изучения музейного мира регионов.

В модели «Музейный мир Сибири», впервые введенной автором в научный оборот [5], выделяются материальное (историко-культурноe и природноe наследие, особо охраняемые территории, музеефицированные объекты, музеи и учреждения музейного типа); интеллектуальное (научные учреждения и учебные заведения, общественные организации, лица, занимающиеся музейной деятельностью и музееведением, музейные проекты) и коммуникационное (средства массовой информации, выставочная деятельность музеев, локальные и глобальные коммуникационные сети, музейная аудитория) комплементарные и диффузные пространства. Она является системной, носит универсальный характер, может использоваться, в соответствии с модульным принципом, для структурирования и изучения музейного мира республиканского, областного, формирования региональной культурной политики. 

При изучении специфики музейного освоения культурного пространства, следует учитывать положения теории музейности (О. С. Сапанжа) о коммуникационных формах проявления музейности, системной взаимообусловленности коммуникационных процессов в пространстве культуры и процессов музейной коммуникации, а также наличии коммуникации во всех областях музейной деятельности [6].

Выделение коммуникационного пространства музеев связано с динамикой условий и компонентов музейной деятельности. До середины ХХ в. была распространена только внутримузейная деятельность (фонды, архивы, экспозиции, выставки), со второй половины ХХ в. выделяется и внемузейная (акции, проекты, фестивали на улицах города), с конца ХХ в. появляется и глобальная (использование Интернет).

Музей как адаптивно-адаптирующая система в коммуникационном пространстве реализуется посредством контактов в сфере музейного мира, интеграции в социокультурное пространство региона, глобальное культурное и информационное пространство путем использования средств массовой информации, организации экспозиционно-выставочной и издательской деятельности, работы с музейной аудиторией в том числе и «цифровой культурной аудиторией» (digital cultural audience). 

На начальном этапе формирования музейного мира Сибири, создания музеев в последней трети XIX — начале XX в. определяющую коммуникационную роль во внемузейном пространстве играла периодическая печать. В газетах «Восточное Обозрение», «Сибирская газета», «Тобольские губернские ведомости», «Сибирском вестнике» публиковались материалы, способствующие комплектованию фондовых собраний, широко освещался ход организации и функционирования местных музеев, отражалось непосредственное восприятие современниками этого культурного явления, давалась высокая оценка роли и значения музеев для развития науки, культуры, образования региона, подчеркивалось международное признание Минусинского музея.

Издательская деятельность содействовала развитию позитивного имиджа музеев, популяризации их работы. Значительных успехов в этом направлении достиг Минусинский музей. За четверть века было опубликовано 14 работ, преимущественно каталогов с описанием всего фондового собрания и уникальных коллекций. «Ежегодник Тобольского музея», выпускавшийся с 1893 по 1918 г., явился первым сибирским и российским «толстым журналом» научно-популярного характера по музейной проблематике.

Социокультурный ресурс региональных музеев формировался посредством развития музейной коммуникации. То, что экспозиция является эффективной формой взаимодействия с посетителями осознавалось и декларировалось сибирскими музеями уже на этапе их становления и развития. Выдвигалось положение о том, что музеи в провинции должны строится на местном материале и иметь комплекс отделов, стремящихся к всестороннему отражению природы, истории и экономики края. Приобщение к музеям представителей аборигенных народов, способствовало развитию межкультурных контактов, воспитанию у населения толерантности. Все это повышало коммуникативный потенциал музеев. Экспозиции Минусинского и Красноярского, наряду с Кавказским, Полтавским, Кишиневским музеями были отнесены в конце XIX в. к лучшим в России. Они содействовали социокультурному развитию региона, адаптации населения к его условиям, расширению кругозора и повышению образовательного уровня, что свидетельствовало об их значительной коммуникативной роли. 

Коммуникационное пространство региональных музеев существенно расширялось за счет их участия в тематических и универсальных выставках разных уровней, в том числе всероссийского и международного. Своеобразным достижением для сибирских музеев стало участие во Всероссийской промышленной и художественной выставке 1896 г. в Нижнем Новгороде, ставшей венцом выставочного движения дореволюционной России, подводившей итоги развития страны в XIX в. Самым значительным успехом, определяющим уровень развития музейного мира Сибири его коммуникационного пространства в рассматриваемый период, явилось участие во Всемирной выставке в Париже (1900) Тобольского и Минусинского музеев, музея Восточно-Сибирского отдела Русского Географического общества [7]. Таким образом можно говорить о достаточно прочных и многоаспектных традициях, положенных в дальнейшее развитие коммуникационного музейного пространства Сибирского региона.

В современном мире музей в широком смысле понимается как пространство памяти, феномен, охватывающее институты, различные места и территории, опыт и даже нематериальные пространства. С развитием компьютеров и цифрового мира постепенно стало принятым понятие кибер-музей, по отношению к которому в музеологии считается не корректным употребление «виртуальный». Виртуальный музей в мировом масштабе отождествляется с проблемными областями музеальной сферы — последствиями процесса извлечения из контекста/воссоздания контекста; воспроизведения коллекций подлинных предметов. Он является совокупностью решений, которые могут быть применены к музейным проблемам, включающий и кибер-музей, но не ограничивающийся им. Под виртуальным музеем понимаются так же электронные публикации, объединенные по тематическому, региональному, проблемному или иному принципу подборок артефактов, в действительности находящихся в разных местах и не составляющих коллекций [8]. Виртуальные музеи, кибер-музеи являются новационной формой музея, адаптированной к условиям информационного общества, глобализации.

Выделяются ряд моделей развития музея в региональном информационно-коммуникационном пространстве:

– партнерская, предусматривающая установление и развитие отношений с организациями, занимающимися накоплением, хранением, передачей информации (компьютерными фирмами, студиями, провайдерскими компаниями), средствами массовой информации, университетами для совместного создания и продвижения разнообразных информационных ресурсов музея;

– коммуникационная, ориентированная на создание новых форм коммуникаций внутри музейных и внешних, формирование позитивного образа музея, привлечение к нему новых партнеров, распространение и продвижение информационных потоков по внешним и внутренним каналам;

– ресурсная, характеризующаяся организацией и наращиванием ресурсов музея в информационном пространстве и реализующаяся посредством перевода традиционного музейного ресурса (фондов, архива, библиотеки), а также музейной деятельности в информационный ресурс, путем создания новационных технических форм просветительной работы — мультимедиа презентаций;

– образовательная, направленная на подготовку специалистов, проведение обучающих семинаров, участие в конференциях;

– управленческая, создающая условия для перехода от управления информацией к управлению с помощью информации.

Модель внутреннего взаимодействия предусматривает внедрение в работу новых форм и методов работы с информацией: локальные сети музея, тематические информационные ресурсы, вспомогательные базы данных, создание интернет-сайтов, интернет-порталов [9].

Дифференциация моделей дает музею возможность на их основе целенаправленно развивать коммуникационное пространство. Определение будущего музея в условиях глобализации активизирует поиск эффективных моделей для конструктивного транскультурного диалога.

C конца XX в. музейное сообщество осмысливает проблемы, вызванные процессами глобализации, разрабатывает инновационные технологии и подходы, обеспечивающие перспективы развития музея в изменившейся внешней среде. 

Сценарий глобализации «по модели культуры» (О. Н. Астафьева) обнажает широкий спектр разного рода противоречий, в том числе связанных с динамикой наращивания информационно-коммуникативных компонентов в глобализирующейся культуре. Глобализация информационно-коммуникативного пространства современной цивилизации оказывает объединительное воздействие на культуру различных стран, унифицирует стандарты и мотивацию поведения, размывает основания этнокультурной идентификации. В жизненном мире человека прочное (и все более увеличивающееся по времени) место занимает Интернет или компьютерный собеседник [10].

Музеи должны адекватно реагировать на глобализационные процессы в области культуры (рост международного общения, распространение английского языка, усиливающееся влияние интернет, развитие международного туризма), корректировать формы и методы работы в том числе, направленные на представление традиционных систем жизнеобеспечения, органичное сочетание культурного разнообразия и региональной идентичности, социально-ориентированный диалог с посетителями на основе информационных технологий (Декларация XXXI Международного симпозиума ИКОФОМ / ИКОМ ЮНЕСКО «Музеи, музеология и глобальные коммуникации» (КНР, Чангша, 2008 г.).

Музей ХХI века может нормально функционировать только при условии широкого внедрения современных информационных технологий . Они, в соответствии с определением данным в «Словаре актуальных музейных терминов», представляют совокупность научно-технических методов, средств и ресурсов, обеспечивающих сбор, хранение, обработку информации в музее и ее распространение в музейной и вне музейной сфере и направленных на повышение эффективности деятельности сотрудников музеев, оптимизацию распространения и поиска информации (компьютеризация фондов, создание баз данных и музейных сайтов), усиление информативности и коммуникативности музейной экспозиции, а так же на сохранение цифрового наследия.

Одной из важных составляющих модернизации деятельности региональных музеев является их адаптация к современным технологиям, использование для реализации своей миссии глобальной коммуникационной сети. Пространство музейного мира Сибири базируется, в основном, на интернет-порталах «Музеи России» и «Музеи СО РАН», а также территориальных сайтах (республик, областей).

Портал «Музеи России», созданный в 1996 г. АНО «Российская сеть культурного наследия», осуществляющей информационные проекты, направленные на продвижение культурного наследия России, пользуется большой популярностью как у сотрудников музеев, так и у музейной аудитории. В настоящее время это единственный в нашей стране специализированный музейный портал, включающий страницы 3000 музеев и галерей, его ежемесячно посещают более 70 000 российских и зарубежных пользователей. Портал позволил российским музеям разных масштабов деятельности и профиля выйти на мировой уровень.

В конце ХХ — начале ХХI в. региональная интернет-политика была связана с созданием по инициативе Омского государственного историко-краеведческого музея сервера «Музеи Сибири». На нем размещались сайты с разной полнотой и глубиной информации, характеризующей этнографические коллекции музеев (Тюменского областного краеведческого музея им. И. Я. Словцова, Ханты-Мансийского этнографического музея-заповедника «Торум Маа», Тобольского государственного историко-архитектурного музея заповедника). Имелись специализированные сайты, посвященные истории и культуре отдельных народов Сибири. Среди них совместный проект Омского государственного университета и Сибирского культурного центра (г. Омск) — сайт «Традиционная культура русских», сайт «История и культура немцев Сибири: по материалам архивных и музейных коллекций» Омского государственного историко-краеведческого музея, подготовленный под руководством П. П. Вибе [11].

Наиболее эффективным оказалось создание специальных интернет-проектов, посвященных культуре населения Сибири. Реализация проектов виртуальных экспозиций началась в Новосибирском областном краеведческом музее в 1997 году. Благодаря поддержке Института «Открытое общество» музей получил доступ в глобальную информационную сеть. Интернет-проект «Аборигены Сибири» (руководитель А. В. Шаповалов) можно рассматривать как интеграционный в сфере науки, культуры, образования. Его контент составляли материалы Новосибирского областного краеведческого музея, Бийского краеведческого музея, Музея истории и культуры народов Сибири и Дальнего Востока Института археологии и этнографии СО РАН, Красноярского краевого краеведческого музея, Тобольского государственного историко-архитектурного музея-заповедника, Хакасского республиканского краеведческого музея. Целью являлось формирование и функционирование интернет-ориентированного учебного пособия, содержащего материалы по материальной и духовной культуре четырнадцати крупнейших этносов Сибири. Студентам предоставлялась новационная форма обучения — удаленный доступ к ранее неиспользуемым этнографическим фондам музеев Сибири для подготовки на их основе научных и учебно-практических. Преимущество виртуальных экспозиций позволило расширить рамки фондовых собраний отдельных музеев путем привлечения коллекции других музеев, материалов научных публикации, способствовало расширению музейной аудитории за счет привлечения цифровой культурной аудитории.

В значительной степени стимулировали внедрение в деятельность музеев Сибири информационных и интернет-технологий Международная научная конференция «Электронный век и музеи» (Омск, 2003 г.), проект «Цифровые решения для музеев», инициированный в 2003 г. Межрегиональным общественным фондом «Открытая Сибирь. Агентство регионального развития». Томским государственным университетом, Межрегиональным институтом общественных наук была проведена серия Всероссийских научных конференций «Музей и современные технологии» (2003, 2004, 2005 гг.). Наблюдалась совокупная положительная динамика количества музеев имеющих доступ в Интернет: по данным ГИВЦ Министерства культуры Российской Федерации, в 2000 г. таких в Сибири было 47, в 2001 — 60, в 2005 г. — 110. С использованием Интернета музей любого масштаба становился своеобразной точкой интеграции локальной культуры в мировое культурно-информационное пространство, становился глокальным.

Стратегия развития информационного общества в Российской Федерации, принятая в 2008 г. и направленная на формирование единого национального информационного пространства и его интеграцию в мировое, предусматривает и развитие такой формы культурного наследия как цифровое (совокупность электронных ресурсов, включающая оцифрованные текстовые документы, изображения, звуковые и графические материалы, веб-страницы, базы данных).

В настоящее время существует ряд партнерских музейных объединений регионального и международного уровня, выполняющих функции информационно-ресурсных центров, обслуживающих проектную деятельность в культуре, формирующих базы данных по наследию территорий. Ассоциация по документации и новым информационным технологиям в музеях (АДИТ) занимается созданием механизмов свободного и эффективного доступа граждан к информации о культурном наследии, предоставление широкого спектра информационных услуг на базе современных технологий, содействие развитию образования, культурного туризма, сохранению памятников истории и культуры, вовлечению государственных, частных и общественных организаций, отдельных граждан в работу по сохранению, исследованию и популяризации культурного наследия страны с использованием возможностей современных информационных технологий, содействие формированию единого мирового культурно-информационного пространства путем включения в него информации о памятниках истории и культуры России.

АДИТ отстаивает и объединяет интересы музеев, правительства, бизнеса и общества, развивая профессиональную музейную сеть (информационно-ресурсные центры, профессионально-консультационные центры, ассоциации) в которых сотрудничество приобретает взаимовыгодный и плодотворный характер, ведет к созданию партнерских организаций. Его региональный представитель в Сибирском регионе — Омский государственный историко-краеведческий музей.

В 2009 г. на портале «Музеи России» было представлено 411 музеев Сибири (Алтайский и Красноярский края, Хакасия, Тыва, Бурятия, Кемеровская, Иркутская, Омская, Томская, Новосибирская, Тюменская области). Для большинства музеев веб-страница на портале была единственным интернет-ресурсом (только 42 музея имели самостоятельные представительства в глобальной сети). Тюменский областной музей изобразительных искусств со своего официального сайта, содержащего в основном информацию о его фондах, давал ссылку на проект «Культура и искусство Тюменской области». Названный сайт, по сути, являлся порталом областного значения, ведущим к сайтам 14 музеев, нескольким тематическим ресурсам, посвященным архитектуре, резьбе по дереву, музыкальной культуре Тобольска и других центров. Одну из наиболее проработанных информационных моделей представлял, и в настоящее время представляет Музейный комплекс «Государственный музей Природы и Человека» (г. Ханты-Мансийск). Это единственный ресурс государственного музея на портале, имеющий развитую систему гиперссылок. В его состав входила база данных по сотрудникам и были представлены публикации (в виде библиографических ссылок и превью); разрабатывался онлайн-каталог; открытки и некоторые другие изображения представлены в различных форматах файлов для оптимизации их просмотра. Пример такого высокого уровня организации информационного пространства является пока единичным в сибирском музейном Интернете [12].

По сравнению с 2009 г. представительство музеев Сибири в портале «Музеи России» существенно расширилось. В 2012 г. нами выявлено 522 веб-страницы, официальных сайтов — 90. Показательно, что сайты не дублируют информацию музейной страницы в портале «Музеи России», а содержат больший по объему контент, имеют оригинальный дизайн. Практически все музеи стараются акцентировать внимание на экспозиции. Наличие на сайте сведений о фондах, за исключением самого общего описания коллекций или просто их списка, является достаточно редким. Вместе с тем, наметилась тенденция к большей открытости музейных собраний.

По представленности в Интернет, в целом, а также на портале «Музеи России» и числу самостоятельных сайтов лидирует Омская область, имеющая значимые традиции в этом направлении музейной деятельности, вторую позицию занимает Тюменская область, третью — Иркутская. В областных интернет-пространствах можно выделить некоторые особенности. Тюменская область имеет репрезентативное представительство в портале «Музеи России» — 73 музея, из них сайты заявлены у 19. Именно в ней предпринята масштабная инициатива по созданию объединенного ресурса музеев Югры (URL: http://hmao-hub.spb.kamis.ru), задуманного как единая точка доступа к онлайн-каталогам музеев этой административной единицы. В настоящее время в той или иной степени полноты на сайте отражены каталоги 26 музеев. Попыткой освоения атрактивного представления коллекций является слайд-шоу экспонатов на сайте Музея геологии, нефти и газа (г. Тюмень).

Особо в коммуникационном пространстве выделяется сайт Красноярского музейного центра (URL: http://www.mira1.ru). Его решение сочетает современные мировые тенденции художественного дизайна с оригинальным информационным дизайном. Оформление сайта периодически обновляется, выделяются разнообразные рубрики, в частности. «Полиэкран», используется flash-анимация, «облако» тегов: гиперссылки на подборки ресурсов, в разной степени связанных с тематикой сайта. Пример Красноярского музейного центра пока, к сожалению, не подхвачен другими музейными сайтами сибирского региона.

В Омской области значимым адаптивным ресурсом и потенциалом располагает Омский государственный историко-краеведческий музей. Наряду с официальным хорошо структурированным сайтом (URL: http://museum.omskelecom.ru/ogik), содержащим информацию по всем направлениям деятельности музея и описание коллекций, он также имеет тематические сайты: «История и культура немцев Сибири» и «Русские укрепленные линии и сибирское казачье войско в XVII — начале XX вв.» — ресурс, содержащий вариант, приближенный к онлайн-каталогу музейных предметов (описание экспонатов по полям, просмотр изображений в режиме увеличения, литература и источники). Омский государственный краеведческий музей в настоящее время внедряет анимированную карту сайта, использующую образ разреза музейного здания.

Музеями Новосибирской области информационно-коммуникационное пространство освоено не равномерно. Наиболее развитые сайты имеют государственные краеведческий (URl:http://museum.nsk.ru/) и художественный (URl: http://www.nsartmuseum.ru/) музеи. По информативности и аттрактивности выделяется сайт Музея города Новосибирска (URl:http://mk.nso.ru/Pages/default.aspx.). На нем пользователям предлагается раздел «виртуальная экспозиция», содержащий архив выставок за 2001–2010 гг. (панорама зала в виде последовательности фотографий, интерактивная карта выставки, секции которой ведут к тем же статичным панорамам). Существует значительная потребность и перспективы к расширению коммуникационного пространства, в т. ч. и с использование сайта Министерства культуры области, что предусмотрено текущими и перспективными программами в области культурной политики.

В коммуникационном интернет-пространстве Томской области представлена информация о 131 музее разного уровня (от государственных до школьных), в т.ч. о 31музее на уровне web-страниц, 9 в отдельных сайтах. Слабое, по оценке И. А. Сизовой, представительство музеев Томской области в интернет, свидетельствует «о незаинтересованности в успешном функционировании музеев самих музейщиков, структур региона, отвечающих за культурное наследие, непонимании возможностей интернет-представительства для своего развития или неумении воспользоваться этим инструментом [13]. Все это не позволяет соответствующим образом показать значимость культурного наследия области с богатыми историческими традициями.

Анализ интернет-ресурсов, имеющих приоритетное значение в современном коммуникационном пространстве музейного мира Сибири, позволяет сделать некоторые наблюдения. Целевая направленность музейных сайтов преимущественно находится в области популяризации деятельности музея с целью привлечения средств. Показательно, что часто информация о просветительской работе подменяется информацией о коммерческих услугах — проведении праздников, мероприятий. Задача освоения виртуального пространства ставится немногими музеями. Использование внутри музейных баз данных в ресурсе характерно для Красноярского краевого краеведческого музея (URL: http://www.kkkm.ru), предлагающего воспользоваться его разработкой всем музеям, а так же для научного проекта Омского государственного историко-краеведческого музея «Сибирское казачество».

В условиях адаптации к рынку, необходимости активного продвижения музейных услуг, на сайтах превалирует «афишная» информация, рекламирующая мероприятия и услуги. На сайте Сургутского художественного музея используются аттрактивные элементы в ленте новостей. Метка «Это интересно!» ставится напротив новости, и при клике на нее ведет в расширенное описание программы мероприятия (URL: http://www.shm-surgut.ru). Алтайский художественный музей на титульной странице дает разнообразно структурированные ссылки к различным видам услуг музея (издания в левом меню, выставки — в верхнем меню). Следует отметить дифференцированный подход к музейной аудитории. Информация о мероприятиях для детей, школьников, студентов, молодых родителей, профессионалов представляется отдельно, выделяются типы мероприятий: образовательные, юбилейные, творческие мастерские. Анонсы часто даются в виде «иконических» знаков: визиток, афиш, эмблем, привлекающих пользователя яркой картинкой. Для выяснения смысла мероприятия необходимо приложить минимальное когнитивное усилие, кликнув на соответствующий знак и прочитав описание мероприятия (URL: http://www.ab.ru/~muzei).

Рекламная функция веб-ресурсов в современной ситуации, безусловно, воспринимается музеями как основная. Услуги музея, включая экскурсионные туристические маршруты, образовательные программы, абонементные мероприятия, описываются сплошным текстом с минимумом фотографий-иллюстраций.

Виртуальных музеев среди музейных ресурсов Сибири, отраженных в портале «Музеи России» в настоящее время пока не имеется. Все ресурсы являются музейными сайтами. Крайне редко используются в ресурсах даже элементы виртуального музея. В качестве примера можно привести сайт Новосибирского государственного художественного музея . В нем есть «онлайн» раздел, включающий подразделы «журнал», «лекторий», «выставки». Виртуальная выставка реализована в форме 3D панорамы по выставочному залу (URL: http://www.nsartmuseum.ru).

В целом развитие коммуникационного пространства региональных музеев путем представительства в Интернет играет все более важную роль как для успешного функционирования самих музеев, так и для актуализации историко-культурного и природного наследия региона на глобальном уровне. Информационно-коммуникационные технологии дают возможность эффективной реализации миссии музея в электронной среде, но требуют соответствующей адаптации, что вызывает определенные сложности.

В настоящее время из 30 музеев Западной Сибири различных форм собственности (государственных, муниципальных, ведомственных) только 32% активно используют в своей деятельности для продвижения этнографических коллекций информационно-коммуникационные технологии. В 61% музеев не ведется работа по оцифровке фондов этнографических музеев, а собственный сайт имеют лишь 17 % музеев, что ограничивает доступ граждан к культурным ценностям, представленным в виртуальной форме, с целью проведения исследовательской и образовательной работы, расширения кругозора, затрудняет вовлечение музеев в сферу туризма. Эти проблемы связаны с отсутствием теории создания и оценки качества, официальных документов, регламентирующих оформление отечественных музейных сайтов, вопросами материально-технического и кадрового обеспечения данного направления коммуникативной деятельности [14]. Для развития информационного пространство музейного мира Сибири целесообразно внедрение в практику методики формирования контента сайтов этнографических музеев, разработанную О. В. Самаковской, что будет способствовать соответствующей презентации богатых региональных музейных коллекций в мировом информационном пространстве.

В настоящее время достаточно высокоорганизованное и содержательное коммуникационное музейное пространство, теоретические разработки и новационные формы представления историко-культурного и научного наследия характерны для Сибирского отделения Российской академии наук. Научным советом по музеям СО РАН совместно с Мультимедиацентром Новосибирского государственного университета реализуется стратегия освоения пространства глобальной сети на основе портала «Музеи СО РАН» (URL: http://php.mmc.nsu.ru). В настоящее время на нем зарегистрированы Байкальский музей и 39 подразделений институтов, занимающихся музейной деятельностью под эгидой Научного совета по музеям СО РАН. Он обеспечивает эффективную коммуникацию и единую точку доступа к разнообразным Интернет-ресурсам академических музеев. Принципиальными новшествами данного проекта является использование для организации портала базы данных музеев стандартного паспорта музея СО РАН, апробированного в ходе паспортизации, проведенной Научным советом по музеям СО РАН в 2008 г., использование элементов электронного менеджмента (ведение планово-отчетной документации).

Значительный интерес для развития музейного мира Сибири имеют междисциплинарные новационные разработки сибирских ученых-информатиков и музееведов: «Электронный фотоархив СО РАН» (URL: http://soran1957.ru) и «Электронный архив академика А. П. Ершова» (URL:http://ershov.iis.nsk.su/russian), экспозиция Байкальского музея «Удаленный мониторинг байкальских организмов в режиме реального времени», представленные в Интернет, а так же научно-исследовательский проект «Виртуальный музей — технологическая основа адаптации культурного наследия к социальным и техногенным трансформациям» (Институт вычислительных технологий).

С целью координации деятельности в этой сфере Новосибирским государственным университетом, Институтом вычислительных технологий, Институтом истории СО РАН при поддержке Объединенного ученого совета по нанотехнологиям и информатике, Научного совета по музеям СО РАН, Комитета музеологии Сибири в 2009 г. был проведен методологический семинар «Публикация научно-образовательных музеев и коллекций в сети Интернет». В ходе обмена опытом, обсуждалась остро стоящая проблема введения накопленной информации в научный и учебный оборот, организации ее полного и эффективного использования. Участниками семинара подчеркивалось, что проблема полноты отражения состояния музейных фондов в Интернет сегодня напрямую связана с проблемой актуализации накопленной информации. Развитие форм и уровней представления информации (единых принципов создания электронного каталога, интеграции музейных коллекций), становится одним из приоритетных направлений «электронного музееведения».

Сотрудники Музея СО РАН и Мультимедиа центра НГУ, развивая «электронное музееведение», исходили из того, что новые информационных технологий позволяют использовать разные экспозиционные методы для представления одной и той же коллекции. Систематический метод, ориентированный в первую очередь на исследователей, может органично сочетаться с тематическим (иллюстративным), ориентированным на лекторов, учителей, широкий круг интересующихся историей науки. Одновременно могут решаться задачи воссоздания атмосферы эпохи. Апробация разрабатываемых форм представления информации велась на основе экспозиционно-выставочного комплекса «Пять десятилетий в истории Сибирского отделения РАН», созданного в Музее СО РАН на протяжении 2004–2007 гг. Музей СО РАН позиционировался как ядро виртуального пространства, оформленного в виде музейного портала.

Важное значение для создания коммуникаций нового уровня с цифровой культурной аудиторией в информационном пространстве музейного мира Сибири — виртуальных музеев, будет иметь опыт разработки Институтом вычислительных технологий СО РАН, представителями научной школы ученого из Новосибирского государственного университета виртуального музея известного математика А. А. Ляпунова». Реализация этого проекта направлена на сохранение и введение в научно-информационный оборот, изучение богатейшего наследия основоположников российской информатики и кибернетики (.URL: http://it.nsu.ru/node/120).

Дальнейшее развитие музейного коммуникационного пространства Сибирского отделения нацелено на развитие электронного менеджмента, автоматический анализа отчетности в Портале музеев СО РАН, интеграцию в него заинтересованных музеев Сибири. С этой целью в рамках Всероссийской научно-практической конференции «Современные тенденции в развитии музеев и музееведения» (Новосибирск, октябрь 2011 г.) был проведен мастер-класс «Портал музеев СО РАН» как электронная форма менеджмента — совместная новационная разработка Научного совета по музеям СО РАН и Информационно-вычислительного и коммуникационного центра Новосибирского государственного университета (ИВ и КЦ НГУ).

В настоящее время Научным советом по музеям СО РАН на основе партнерской модели ведется выбор стратегии дальнейшего развития коммуникационного пространства региональных музеев с учетом их позиционирования в глобальной сети. На портале «Музеи СО РАН» выделена web-страница партнера Научного совета по музеям — Комитета музеологии стран Азии и Тихоокеанского региона ИКОМ ЮНЕСКО. Представлены материалы, отражающие ход выполнения совместного для Российского института культурологии МК РФ и Института истории СО РАН, Научного совета по музеям открытого междисциплинарного проекта «Интеграция российских музеев в региональное социокультурное пространство». Он носит новационный характер и направлен на оптимизацию механизма взаимодействия музеев и местного сообщества, проведение комплексного исследования музейной аудитории. Это открывает новые возможности для создания более ясных и доступных экспозиций, повышение эффективности деятельности всех типов музейных учреждений с учетом дифференцированного подхода к посетителям, особенностями коммуникационного пространства региональных музеев.

Интеграционные процессы в деятельности музеев, установление все более тесных связей между музеями различных географических и предметных областей требуют создания адаптационной стратегии функционирования коммуникационного пространства музейного мира Сибири. Перспективы развития музеев в условиях информационного общества, связываются исследователями с сетевым принципом как наиболее адаптивной формой организации [15]. В условиях глобализации музейный мир Сибири нацелен на реализацию региональной адаптационной стратегии глобального уровня «От создания музеев Сибири к созданию Музея Сибири», сочетающей традиционные и новационные формы организации коммуникационного пространства региональных музеев.

ПРИМЕЧАНИЯ
 
[1] Странский, З. Понимание музееведения // Музееведение. Музеи мира. М., 1991. С. 8.

[2] Young, L. Globalisation, Culture and Museums // ICOM News. 2002. № 1. Р. 3; Сastells M. Museums in the Information Era : Cultural Connectors of Time and Space [Электронный ресурс] 2001. URL: http://archives.icom.museum/pdf/E_news2001/p4_2001-3.pdf (дата обращения: 20.12.2012).

[3] См.: Астафьева О. Н. Интерактивность и междисциплинароность как основа познавательных стратегий культурологии // Наследие в эпоху социокультурных трансформаций : материалы междунар. конф. М., 2010. С. 31– 44.

[4] См.: Каулен М. Е. Международное значение проекта «Интеграция российских музеев в региональное социокультурное пространство» / М. Е.Каулен, И. В.Чувилова, О. Е.Черкаева, В. А.Ламин, О. Н. Шелегина // Музей и посетитель: процесс, прогресс и протест. Иркутск : Оттиск, 2012. С. 23–35.

[5] Шелегина О. Н. История и современные тенденции в развитии музейного мира Сибири (адаптационный подход) : автореф. дис. … д-ра ист. наук. Томск, 2012.

[6] Сапанжа, О. С. Культурологическая теория музейности: дис. … д-ра культурологии. СПб., 2011. С. 42-43.

[7] Шелегина О. Н. Сибирские музеи как социокультурные точки пересечения прошлого, настоящего и будущего : учеб. пособие. Вып. 2: Адаптация русского населения в условиях освоения территории Сибири: социокультурные аспекты, ХVIII — нач. ХХ в. М., 2002. С. 96–133.

[8] Ключевые понятия музеологии // Музей / ИКОМ России. 2012. C. 48–52; Словарь актуальных музейных терминов. Виртуальный музей // Музей. 2009. № 5, С. 52.

[9] Пролеткин, И. В., Калинина, Л. Л., Шпак, М. Е. Как развиваться музею в современном информационном мире // Музей и современные технологии : Материалы Всерос. науч. конф. Томск, 2006. C. 82–94.

[10] См.: Савруцкая Е. П. Коммуникационный аспект инновационных трансформаций в конструировании социальной реальности // Культурологический журнал [Электронный ресурс]. 2012. 3 (9). URL: http:// www. cr-jornal.ru/rus/ jornals/55.html&j_id=6 (дата обращения 03.12.2012).

[11] Вибе П. П. Корпоративные проекты сибирских музеев // Известия ОГИК музея [Электронный ресурс]. № 10. URL: http://museum.omskelecom.ru/ogik/Izvestiya_10/wiebe1.htm (дата обращения: 05.04.2012);

[12] Казаков, В. Г. Панина, Н. Л., Шелегина, О. Н. Музеи Сибири в Интернете // Научно-исторический и культурно-образовательный потенциал сибирских музеев. Новосибирск, 2010. С. 165-166.

[13] Сизова, И. А. Музеи Томской области в сети Интернет // Вестник Томского гос. ун-та. Культурология и искусствоведение. 2011. № 4. С. 59-65.

[14] Самаковская, О. В. Продвижение этнографических музеев Западной Сибири в электронном информационном пространстве : автореф. дис. … канд. культурологии. Кемерово, 2012.

[15] Гиль А. Ю. Музей в культуре информационного общества : автореф. дис. … канд. филос. наук. Томск, 2009. 22 с.

© Шелегина О. Н., 2012

Статья поступила в редакцию 12 ноября 2012 г.

Шелегина Ольга Николаевна,

кандидат исторических наук,
старший научный сотрудник,
Институт истории Сибирского отделения
Российской академии наук (Новосибирск),
e-mail: oshelegina@yandex.ru

 

Издатель 
Российский
НИИ культурного
и природного
наследия
им. Д.С.Лихачева

Учредитель

Российский
институт
культурологии. 
C 2014 г. – Российский
НИИ культурного
и природного наследия
имени Д.С.Лихачёва

Свидетельство
о регистрации
средства массовой
информации
Эл. № ФС77-59205
от 3 сентября 2014 г.
 
Периодичность 

4 номера в год

Издается только
в электронном виде

Входит в "Перечень
рецензируемых
научных изданий"
ВАК (по сост. на
19.12.2023 г.).

Регистрация ЭНИ

№ 0421200152





Наш баннер:




Наши партнеры:




сайт издания




 


  
© Российский институт
    культурологии, 2010-2014.
© Российский научно-
    исследовательский
    институт культурного
    и природного наследия
    имени Д.С.Лихачёва,
    2014-2024.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
     The authors’ opinions expressed therein are not necessarily those of the Editor.

При полном или частичном использовании материалов
ссылка на cr-journal.ru обязательна.
     Any use of the website materials shall be accompanied by the web page reference.

Поддержка —
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Институт Наследия). 
     The website is managed by the 
Likhachev Russian Research Institute
     for Cultural and Natural Heritage (Heritage Institute).