12 марта 2011 г. в Москве на 82-м году жизни после тяжелой болезни скончался выдающийся ученый и мыслитель-гуманист Эдуард Саркисович Маркарян, доктор философских наук, профессор, президент Международной ассоциации стратегий выживания и развития (АСВР); руководитель Отдела ключевых стратегических проблем выживания и развития Института философии, социологии и права Национальной академии наук Республики Армения.
Смерть Эдуарда Саркисовича – это поистине невосполнимая утрата для всего Российского научно-образовательного культурологического общества, почетным членом которого он являлся с момента его основания. Э.С.Маркаряна был одним из крупнейших специалистов по социальной философии и культурологии на всем постсоветском пространстве, научный вклад исследователя трудно переоценить. Именно благодаря ему в России и ряде сопредельных стран утвердилось совершенно новое направление научных исследований, получившее с его легкой руки название – культурология. В конце 1960-х гг. Эдуард Саркисович подхватил идею своего американского коллеги Л.Э.Уайта о необходимости создания культурологии как самостоятельной науки, которая ставила бы целью обобщенно-научное, а не частнодисциплинарное или абстрактно-философское, знание о культуре как системной целостности. И хотя с подобной инициативой выступал еще в 1909 г. выдающийся немецкий ученый и мыслитель В.Ф.Оствальд, тем не менее, эта идея, поддержанная и развитая Л.Э.Уайтом, в западной науке в силу разных причин не смогла получить продолжения. Но то, что не получилось у самого Уайта, удалось в нашей стране Маркаряну: по общему мнению коллег в значительной мере именно благодаря его энергичным усилиям и настойчивости культурология оказалась конституирована в дисциплинарном поле социально-гуманитарных наук практически на всем постсоветском пространстве. Эдуард Саркисович первым в СССР очертил содержательную область культурологии, показал ее качественную специфику по отношению к философии культуры, социологии, этнографии и другим наукам, также изучающим мир культуры. «За деревьями видеть лес», за колоссальным вариативным многообразием культурных явлений видеть инвариантное – культуру в ее системной сопряженности и целостности. Такова была и остается исходная установка, заложенная в фундамент культурологии ее основоположниками. По сути именно Маркаряну в Советском Союзе принадлежит обоснование необходимости культурологии как самостоятельной науки, отграничение ее предмета, объекта, начало разработки методологии. Создание армянской культурологической школы также, может быть, с полным правом отнесено к числу важных заслуг ученого.
Сфера научных интересов Эдуарда Саркисовича была необычайно обширной: от изучения философско-исторических концепций локальных цивилизаций до осмысления проблемы внеземных цивилизаций, от построения собственной системной теории культуры до разработки общих принципов самоорганизации живых систем любой природы, от философских проблем происхождения культуры и человеческого общества до выявления первопричин глобального кризиса современной мировой цивилизации и аналитического моделирования ее дальнейшего развития. Он внес значительный вклад разработку методологических и теоретических основ культурологии, осознание ее практического потенциала и роли в современном мире. Можно считать, что Э.С.Маркарян представлял в Советском Союзе неоэволюционное направление исследований, в частности, сюда можно отнести предпринятые им опыты по изучению процессов системогенеза человеческого общества, общих и локальных (этнических, национальных и региональных) уровней историко-культурного развития. В ряде работ в центр внимания им были поставлены проблемы интегративного взаимодействия, социальных, биологических и физических наук. Кроме того, его интересовали научные основы прогнозирования социокультурного развития, ключевые проблемы выживания и развития, стратегические принципы перехода к гуманистически направляемому типу развития цивилизации как условию самосохранения человечества. Столь обширный круг научных поисков предопределил то, что основные его исследования находятся на стыке философии, социологии, культурологии, политологии и этнологии. Научное творчество выдающегося ученого столь многогранно и обширно, что оно еще ждёт своего всестороннего и подробного исследования.
В 1948−1953 гг. Э.Маркарян учился в Московском государственном институте международных отношений на правовом факультете. В 1956−1958 гг. он состоял в аспирантуре по кафедре истории зарубежной философии философского факультета МГУ им. М.В.Ломоносова. В 1958 г. он защитил кандидатскую диссертацию «Исторический очерк и критический анализ концепции общественного круговорота» (научный руководитель – профессор Г.П.Францов). В 1962 г. в существенно трансформированном виде работа была опубликована в виде монографии под названием «О концепции локальных цивилизаций». Заметное влияние на формирование концептуальных представлений молодого ученого оказали идеи американских культурологов и антропологов, придерживавшихся неоэволюционизма и мультикультурализма (Л.Э.Уайт, Дж.Стюард, М.Харрис, М.Салинс, Э.Р.Сервис и др.). Со многими из них он был знаком лично и состоял в длительной переписке. В 1967 г. Маркарян защитил докторскую диссертацию на тему «Методологические проблемы системного исследования общественной жизни». С 1968 г. и до последних лет, являясь профессором Ереванского государственного университета, читал курсы лекций по культурологии, традициологии и др. Со второй половины 1990-х гг. он был приглашен в качестве преподавателя также и в Российско-армянский (славянский) университет.
Ообую известность в научных кругах Эдуард Саркисович приобрел в 1960-х гг. благодаря своим новаторским исследованиям самоорганизации общественной жизни людей, а также внедрению принципов системного подхода применительно к изучению культуры. С середины 1960-х гг. ученый приступил к разработке основ культурологии как самостоятельной интегративной дисциплины, обладающей особым статусом в структуре социально-гуманитарных наук. Им были разработаны концепции общества как универсальной адаптивно-адаптирующей системы; деятельности людей как специфической разновидности информационно направляемой активности живых систем; культуры как универсального надбиологического способа (технологии) человеческой деятельности. Именно Э.С.Маркаряну принадлежит разработка и обоснование деятельностной концепции культуры, ставшей одной из самых влиятельных на всем постсоветском интеллектуальном пространстве. С позиций созданной им концепции исследователь рассматривал культуру как самоорганизующуюся систему, являющуюся специфическим модусом социальной самоорганизации. Именно благодаря культуре деятельность людей стимулируется, мотивируется, программируется и исполняется, исторически же выработанные ее типы воспроизводятся и изменяются. Сама постановка вопроса о деятельностной природе культуры задавала направление мысли в сторону выявления генетических проблем ее перманентного порождения и диалектического самовозобновления. Согласно его точки зрения, культура возникла как система средств регуляции взаимоотношений между людьми, их объединениями, между ними, а также между обществом и физической и биологической природой. Что касается цивилизации, то, по мнению ученого, это та же культура, только которая в результате длительной эволюции приобрела такие качественно новые атрибуты, как государственная власть, социально-классовая стратификация, урбанизация, письменность и ряд других.
В начале 1970-х гг. Маркарян – одновременно с А.П.Окладниковым и независимо от него – пришел к осознанию фундаментальной значимости изучения процессов культурогенеза, внеся существенный вклад в возрождение отечественных культурогенетических исследований («О генезисе человеческой деятельности и культуры», 1973 г.). Предпринятые во второй половине 1970-х гг. совместно с С.А.Арутюновым и Ю.И.Мкртумяном исследования послужили в Советском Союзе основой возникновения новой области культурологического знания – этнокультурологии. Здесь в центр внимания было поставлено изучение этнической культуры, благодаря которой обеспечивается адаптация различных народов к условиям окружающей их природной и социальной среды, а также изучение роли культурных традиций в жизнедеятельности различных этносов.
С начала 1980-х гг. он заложил также и теоретические основания интегративной науки о динамике традиций, названной им традициологией. Особое значение для создания традициологии имело систематическое сравнение информационных основ социокультурного и биологического типов организации жизни. В основе этой науки лежит понимание динамики культурной традиции как универсального механизма воспроизведения и изменения человеческих обществ и основного носителя жизненного опыта, проявляющегося в процессах формирования, действия и трансформации любых групповых паттернов деятельности. Культурная традиция, рассматриваемая с этого угла зрения, является специфическим механизмом культуры, призванным упорядочивать и структурировать социальный жизненный опыт через стереотипизацию «культурных мутаций» (новаций). Он фактически первым в СССР стал разрабатывать проблемы социальных и гуманитарных технологий, которые в наши дни стали остроактуальными. Он показал, что по своей природе, содержанию и механизмам функционирования все эти технологии являются культурными. В ходе разработки традициологической концепции он установил ту общую субстанцию, благодаря которой воспроизводятся и изменяются как биологические, так и социокультурные системы – жизненный опыт. Развивая эту идею, он предложил синтетическое понятие воспроизводственной динамики живых систем.
Начиная с 1990-х гг. в центре внимания Маркаряна находились фундаментальные противоречия и несоответствия, присущие динамике современной мировой цивилизации. В последние годы он, продолжая продуктивно развивать свои интегративные идеи, вышел на новый рубеж поисков. В исследованиях этих лет ученый пришел к выводу, что современная эпоха характеризуется условиями все более углубляющегося планетарного кризиса, несущего смертельные угрозы всему человеческому роду. Разработанный им в начале 2000-х гг. проект «Гуманизм ХXI столетия» как раз и был ориентирован на выявление долгосрочных параметров выживания и развития человечества. Согласно его взглядам, достижение этой цели возможно лишь посредством перехода от стихийного, сугубо технократического, крайне деструктивного типа развития мировой цивилизации, к качественно иному, осознанно направляемому развитию, гуманистическому преобразованию всей мировой цивилизации. Все ее звенья, все сферы деятельности людей должны быть подчинены достижению искомой цели – самосохранению человечества. Он был глубоко убежден, что именно в достижении данной цели должен состоять гуманизм нового тысячелетия. В связи с этим большое значение исследователь придавал реформированию современной научно-образовательной системы, которая соответствовала бы гуманистическим императивам XXI в. Э.С.Маркарян с полным основанием считал, что одним из самых уязвимых сторон современной цивилизации являются существующие сейчас, теоретически крайне дезинтегрированные, знания об обществе. Как с горечью замечал Эдуард Саркисович, нередко представителями других значительно более развитых групп наук они даже порой исключаются из числа собственно научных знаний. Крайне искаженно представляя феномен общественной жизни людей, они никак не соответствуют требованиям современной эпохи. Яркий пример подобного искажения Маркарян усматривал в давно укоренившемся и до сих пор господствующем в мире воззрении, сводящем всю культуру к искусству. Одним из последствий такого положения дел, по мнению ученого, является познавательная западня, в которой оказываются люди в результате столь произвольной редукционистской трактовки культуры.
Несомненно, обозначенная исследователем проблема интегративного взаимодействия наук о социокультурной, биологической и физической природных состояниях очень сложна, существует множество преград, научных, организационных, психологических. Не следует забывать о мощной силы инерции, которая характерна для сложившейся за последние столетия односторонне специализированной научно-образовательной культуры, продолжающей доминировать во всем мире. Тем не менее, как призывал ученый, на путь преодоления данной инерции необходимо вступить как можно раньше, ибо это требуется для выживания и развития человечества. Проблемы, поставленные Маркаряном в последних работах, отличает необычайная масштабность и значимость для самосохранения человечества в будущем. Поэтому имеются все основания полагать, что исследование этих проблем со временем будет приобретать все более нарастающую важность и актуальность.
За долгую и насыщенную научными достижениями жизнь Э.С.Маркарян опубликовал более двухсот научных работ*. В том числе более тридцати монографий изданы в СНГ, Англии, Германии, США, Болгарии, Венгрии. Они посвящены широкому кругу вопросов: теоретико-методологическим основам культурологии, генезису человеческой деятельности и культуры, стратегическим проблемам выживания и развития человечества, гуманизму как идеологии самосохранения человечества и т.д. Он был участником, руководителем и инициатором многочисленных конференций, международных конгрессов и симпозиумов, проходивших на самом высоком научном уровне и имевших широкий резонанс в соответствующих профессиональных кругах. К сожалению, по разным причинам, как объективного, так и субъективного характера, не все свои замыслы выдающийся ученый успел воплотить в жизнь…
В общении с коллегами Эдуард Саркисович был исключительно деликатен, по-восточному дипломатичен и предупредителен. Он обладал чувством стиля и всегда был изысканно элегантно одет. Особое наслаждение ему доставляла барочная музыка: как он сам признавался, ему очень нравилось заниматься научной работой под музыку Георга Фридриха Генделя, Иоганна Себастьяна Баха, Антонио Вивальди и других выдающихся композиторов. Их музыка придавала некую мерность течению его мысли, заряжала духовной энергией, вдохновляла и успокаивала. В одной из многочисленных заграничных научных командировок он посетил Индию и там очень увлекся йогой, которой он стал ежедневно заниматься. Может быть, именно это помогало ему поддерживать хорошую физическую форму до последних дней жизни.
Хорошо знавшая его на протяжении многих лет С.Н.Иконникова однажды в разгар дискуссий на одной из конференций дружески назвала его «возмутителем спокойствия». Действительно, Эдуард Саркисович не терпел рутины в науке, стараясь взорвать ее постановкой провокационных вопросов, высокоинтеллектуальный спор был его подлинной страстью. В одной из последних статей С.Н.Иконниковой удалось весьма тонко запечатлеть образ выдающегося ученого: «Тихий голос, мягкая улыбка, готовность продолжать обсуждение научных проблем в любой ситуации, своеобразная “упертость”, свидетельствующая об увлеченности проблемой, – неотъемлемые черты его облика и духовного мира». Это очень верная характеристика. Его всегда отличала доброжелательность и приветливость, скромность и простота в общении. В то же время он был неизменно строг и требователен к научным статьям и диссертациям, нетерпим к халтуре и беспринципности, лени и необязательности. Его немного боялись, потому что его планка оценки была неизменно высокой. Так он подходил к себе, этого он требовал от других. Таким цельным и противоречивым, глубоко обеспокоенным будущим человечества и находящимся в беспрестанном поиске, – был этот выдающийся ученый-гуманист. Светлый образ Эдуарда Саркисовича Маркаряна навсегда останется в сердцах всех тех, кто его знал.
1. Айрапетян С.Г., Кажоян Р.А., Саркисян Д.А. Качество культуры мира. Ретроспективный анализ оснований для номинации профессора Э.С.Маркаряна на Нобелевскую премию мира. Ереван, 2002.
2. Интервью с профессором Эдуардом Саркисовичем Маркаряном // Журнал социологии и социальной антропологии. 2010. № 2 (51). С. 5−20.
3. Культурология и глобальные вызовы современности: к разработке гуманистической идеологии самосохранения человечества: сб. науч. ст., посвященный 80-летию Э.С. Маркаряна / под общ. ред.: А.В.Бондарева и Л.М.Мосоловой. СПб., 2010.
университета им. А.И. Герцена, ученый секретарь Научной коллегии