2011/1(3)

Содержание

Теоретическая культурология

Межуев В.М.

Пелипенко А.А.

Историческая культурология

Вишленкова Е.А.

Прикладная культурология

Астафьева О.Н.

Быховская И.М.

Гуманитарные исследования

Жукова О.А.

Малая культурологическая энциклопедия

Бондарев А.В.

Шестаков В.П.

Юбилейные даты

Мошняга П.А.

Рецензии

Суханова Т.Н.

Чистякова В.О.

Научная жизнь

Севан О.Г.

Севан О.Г.

 
УДК 008:061.2/.3
Севан О.Г.
Уилл Прайс. Параллели. Деревянная архитектура вчера, сегодня и везде

 
2011 год стал важным этапом разработки темы «культура дерева», когда автор статьи приняла участие в выставке «Уилл Прайс. Параллели. Деревянная архитектура вчера, сегодня и везде» в качестве научного консультанта. 22 февраля 2011 г. в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева во флигеле «Руина», известного своим холодом в зимнее время (все как на улице!), состоялось открытие экспозиции. Она собрала много посетителей, особенно молодежи, знающей об участии современных архитекторов в выставке, что, конечно, радует .

Известный английский архитектор У.Прайс посетил многие страны мира, изучая и фотографируя архитектуру, в том числе и российскую. Его интересный исследовательский опыт представлен в книге «Архитектура в дереве», которая и стала основой предложенной экспозиции. Многие из представленных им исторических памятников сохраняются в музеях под открытым небом или стали объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ряд из них были изучены куратором выставки Николаем Малининым и предложены на выставке в параллели с современными постройками. Архитектурный критик продемонстрировал и новые российские деревянные постройки, которые уже стали частью нашей культуры в последнее десятилетие.

Особенность экспозиции состоит в попытке сопоставления и сравнения деревянной архитектуры старой и новой, исторической и современной, традиционной и новаторской, отреставрированной или разваливающейся и заброшенной. Здесь можно проводить много параллелей, и не только те, что были предложены автором книги и участниками экспозиции. Сам факт поиска аналогий показывает необходимость понимания того, почему именно сегодня встал вопрос о таком объединении, в частности, в российской культуре.

На выставке можно увидеть много уникальных современных построек, находок, деталей, но есть и «простоватые», особенно, если их сравниваешь с теми, что выбраны для параллели из прошлого. Но не хочется быть особенно критичным при анализе параллельного сопоставления, поскольку данные о памятниках в книге Прайса представлены с XI в. по 1920-е гг. Здесь есть дворцы императоров и знати, купцов, держащих в подчинении города, и пр. А здания нашего времени – это куда как более демократичная и стилистически молодая архитектура последнего десятилетия. Да и назначение объектов, как их функции и обитатели – разные. В нашей стране современная деревянная архитектура только встает на ноги, находится в поиске образцов, новых конструкций и технологий, и это при повсеместном исчезновении на глазах памятников уникального деревянного зодчества, что заслуживает специального разговора в связи с обсуждаемой темой. Если исчезнут памятники, что можно будет взять за исторические образцы, в чем будет проявляться российская самобытность?

Несомненно, цель данной выставки – презентация отдельных уникальных объектов, штучных, которые сами по себе очень интересны, но, к сожалению, на фотографиях в экспозиции не вписаны в культурную среду. Среды-то вокруг них и нет. Есть природа, есть отдельные проблески воды, леса, неба, иногда чего-то соседствующего. Но культурное окружение отсутствует. Не увидишь на выставке ландшафтов, города, села, пространства страны. Их нет, как нет на фотографиях и людей. (Архитекторы придерживаются точки зрения, что при фотографировании акцент необходимо делать только на архитектуре.) Или, может быть, средовой подход будет целью следующей выставки?

Идея сохранения и развития исторической среды деревянного села или города, столь распространенная в Северной Европе еще 30 лет назад, не получила поддержки в нашей стране. Есть редкие примеры городов (Томск, Иркутск и некоторые малые города, как-то Елабуга и Городец), где с трудом пробивается такой подход. А в столице при строительстве культовых деревянных построек, заполонивших площади у выходов метро, проектировщики и церковники бессмысленно заимствуют образцы северных памятников, искажают их, и выдают за современное деревянное зодчество. Аналогичные тенденции можно наблюдать в торговых и туристических комплексах, располагающихся в городах, как и в жилых постройках, расположенных поблизости.

В этой связи перед специалистами, заказчиками, руководителями российской культуры встает вопрос: где же получают образование архитекторы, работающие в дереве? Есть ли сегодня специализированные программы, курсы, направления, ориентированные на изучение мирового и отечественного деревянного наследия и его связи с современностью? Ответ – нет. Конечно, сегодня ряд сайтов демонстрируют самые разные по уровню и качеству примеры. Некоторым удается попасть в мастерские архитекторов, которые не так давно пришли к дереву и совершили прорыв в нашем современном строительстве. Но этих объектов, как известно, не увидишь за высокими заборами, хотя имена отечественных мастеров известны: Николай Белоусов и Тотан Кузембаев, Александр Бродский, Евгений Асс, Юрий Григорян. Есть и мировые авторитеты – Томас Херцог, Эдуард Каллинан, Герман Кауфман, Сами Ринтала, Имре Маковец и другие архитекторы. Работы многих из них представлены на выставке «Уилл Прайс. Параллели. Деревянная архитектура вчера, сегодня и везде».

Экспозиция заставляет думать и ставит много вопросов. Могут ли деревянные памятники России, имеющие собственные региональные особенности, служить образцами для использования их конструкций, деталей, образов в современном строительстве, т.е. можно ли (да и надо ли) искать конкретную взаимосвязь между ними? Сохраняются ли сами памятники деревянного зодчества как элементы среды поселений и как примеры для формирования современной архитектуры? Можно ли говорить о российской самобытности, глядя не только на памятники, но и на постройки нашего времени, и что из них появится в Списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО завтра? Можно ли представить не отдельные объекты современности сами по себе, а в культурной среде, в определенном контексте? Сможет ли следующая выставка поставить более сложную задачу, которая позволит обсуждать и решать вопросы сохранения и развития среды наших городов, сел, культурных ландшафтов, и не только деревянных? И, наконец, есть ли и могут ли быть не параллели, а пересечения в деревянной архитектуре вчера, сегодня и, быть может, завтра?

На 21 марта 2011 г. запланировано проведение круглого стола – семинара, на котором предстоит обсудить проблемы, частично сформулированные выше: образование в сфере деревянной архитектуры, как в реставрации, так и в новом строительстве; совмещение и сочетание появляющихся деревянных сооружений в исторической среде деревянных городов; современное использование опыта музеев под открытым небом с целью реконструкции сельских и городских центров; образование местных жителей и многое другое.

  
© Севан О.Г., 2011

Статья поступила в редакцию 1 марта 2011 г.
 
Севан Ольга Георгиевна,
кандидат архитектуры,
заведующая Сектором проблем культурной среды поселений
Российского института культурологии (Москва),
e-mail: ecovast@rambler.ru

 

Издатель 
Российский
НИИ культурного
и природного
наследия
им. Д.С.Лихачева

Учредитель

Российский
институт
культурологии. 
C 2014 г. – Российский
НИИ культурного
и природного наследия
имени Д.С.Лихачёва

Свидетельство
о регистрации
средства массовой
информации
Эл. № ФС77-59205
от 3 сентября 2014 г.
 
Периодичность 

4 номера в год

Издается только
в электронном виде

Входит в "Перечень
рецензируемых
научных изданий"
ВАК (по сост. на
19.12.2023 г.).

Регистрация ЭНИ

№ 0421200152





Наш баннер:




Наши партнеры:




сайт издания




 


  
© Российский институт
    культурологии, 2010-2014.
© Российский научно-
    исследовательский
    институт культурного
    и природного наследия
    имени Д.С.Лихачёва,
    2014-2024.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
     The authors’ opinions expressed therein are not necessarily those of the Editor.

При полном или частичном использовании материалов
ссылка на cr-journal.ru обязательна.
     Any use of the website materials shall be accompanied by the web page reference.

Поддержка —
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Институт Наследия). 
     The website is managed by the 
Likhachev Russian Research Institute
     for Cultural and Natural Heritage (Heritage Institute).