2011 год стал важным этапом разработки темы «культура дерева», когда автор статьи приняла участие в выставке «Уилл Прайс. Параллели. Деревянная архитектура вчера, сегодня и везде» в качестве научного консультанта. 22 февраля 2011 г. в Государственном музее архитектуры им. А.В.Щусева во флигеле «Руина», известного своим холодом в зимнее время (все как на улице!), состоялось открытие экспозиции. Она собрала много посетителей, особенно молодежи, знающей об участии современных архитекторов в выставке, что, конечно, радует .
Известный английский архитектор У.Прайс посетил многие страны мира, изучая и фотографируя архитектуру, в том числе и российскую. Его интересный исследовательский опыт представлен в книге «Архитектура в дереве», которая и стала основой предложенной экспозиции. Многие из представленных им исторических памятников сохраняются в музеях под открытым небом или стали объектами Всемирного наследия ЮНЕСКО. Ряд из них были изучены куратором выставки Николаем Малининым и предложены на выставке в параллели с современными постройками. Архитектурный критик продемонстрировал и новые российские деревянные постройки, которые уже стали частью нашей культуры в последнее десятилетие.
Особенность экспозиции состоит в попытке сопоставления и сравнения деревянной архитектуры старой и новой, исторической и современной, традиционной и новаторской, отреставрированной или разваливающейся и заброшенной. Здесь можно проводить много параллелей, и не только те, что были предложены автором книги и участниками экспозиции. Сам факт поиска аналогий показывает необходимость понимания того, почему именно сегодня встал вопрос о таком объединении, в частности, в российской культуре.
На выставке можно увидеть много уникальных современных построек, находок, деталей, но есть и «простоватые», особенно, если их сравниваешь с теми, что выбраны для параллели из прошлого. Но не хочется быть особенно критичным при анализе параллельного сопоставления, поскольку данные о памятниках в книге Прайса представлены с XI в. по 1920-е гг. Здесь есть дворцы императоров и знати, купцов, держащих в подчинении города, и пр. А здания нашего времени – это куда как более демократичная и стилистически молодая архитектура последнего десятилетия. Да и назначение объектов, как их функции и обитатели – разные. В нашей стране современная деревянная архитектура только встает на ноги, находится в поиске образцов, новых конструкций и технологий, и это при повсеместном исчезновении на глазах памятников уникального деревянного зодчества, что заслуживает специального разговора в связи с обсуждаемой темой. Если исчезнут памятники, что можно будет взять за исторические образцы, в чем будет проявляться российская самобытность?
Несомненно, цель данной выставки – презентация отдельных уникальных объектов, штучных, которые сами по себе очень интересны, но, к сожалению, на фотографиях в экспозиции не вписаны в культурную среду. Среды-то вокруг них и нет. Есть природа, есть отдельные проблески воды, леса, неба, иногда чего-то соседствующего. Но культурное окружение отсутствует. Не увидишь на выставке ландшафтов, города, села, пространства страны. Их нет, как нет на фотографиях и людей. (Архитекторы придерживаются точки зрения, что при фотографировании акцент необходимо делать только на архитектуре.) Или, может быть, средовой подход будет целью следующей выставки?
Идея сохранения и развития исторической среды деревянного села или города, столь распространенная в Северной Европе еще 30 лет назад, не получила поддержки в нашей стране. Есть редкие примеры городов (Томск, Иркутск и некоторые малые города, как-то Елабуга и Городец), где с трудом пробивается такой подход. А в столице при строительстве культовых деревянных построек, заполонивших площади у выходов метро, проектировщики и церковники бессмысленно заимствуют образцы северных памятников, искажают их, и выдают за современное деревянное зодчество. Аналогичные тенденции можно наблюдать в торговых и туристических комплексах, располагающихся в городах, как и в жилых постройках, расположенных поблизости.
В этой связи перед специалистами, заказчиками, руководителями российской культуры встает вопрос: где же получают образование архитекторы, работающие в дереве? Есть ли сегодня специализированные программы, курсы, направления, ориентированные на изучение мирового и отечественного деревянного наследия и его связи с современностью? Ответ – нет. Конечно, сегодня ряд сайтов демонстрируют самые разные по уровню и качеству примеры. Некоторым удается попасть в мастерские архитекторов, которые не так давно пришли к дереву и совершили прорыв в нашем современном строительстве. Но этих объектов, как известно, не увидишь за высокими заборами, хотя имена отечественных мастеров известны: Николай Белоусов и Тотан Кузембаев, Александр Бродский, Евгений Асс, Юрий Григорян. Есть и мировые авторитеты – Томас Херцог, Эдуард Каллинан, Герман Кауфман, Сами Ринтала, Имре Маковец и другие архитекторы. Работы многих из них представлены на выставке «Уилл Прайс. Параллели. Деревянная архитектура вчера, сегодня и везде».
Экспозиция заставляет думать и ставит много вопросов. Могут ли деревянные памятники России, имеющие собственные региональные особенности, служить образцами для использования их конструкций, деталей, образов в современном строительстве, т.е. можно ли (да и надо ли) искать конкретную взаимосвязь между ними? Сохраняются ли сами памятники деревянного зодчества как элементы среды поселений и как примеры для формирования современной архитектуры? Можно ли говорить о российской самобытности, глядя не только на памятники, но и на постройки нашего времени, и что из них появится в Списке объектов Всемирного наследия ЮНЕСКО завтра? Можно ли представить не отдельные объекты современности сами по себе, а в культурной среде, в определенном контексте? Сможет ли следующая выставка поставить более сложную задачу, которая позволит обсуждать и решать вопросы сохранения и развития среды наших городов, сел, культурных ландшафтов, и не только деревянных? И, наконец, есть ли и могут ли быть не параллели, а пересечения в деревянной архитектуре вчера, сегодня и, быть может, завтра?
На 21 марта 2011 г. запланировано проведение круглого стола – семинара, на котором предстоит обсудить проблемы, частично сформулированные выше: образование в сфере деревянной архитектуры, как в реставрации, так и в новом строительстве; совмещение и сочетание появляющихся деревянных сооружений в исторической среде деревянных городов; современное использование опыта музеев под открытым небом с целью реконструкции сельских и городских центров; образование местных жителей и многое другое.