Музеефикация памятника архитектуры дворцового типа признана одной из самых сложных задач музейной практики. Внешний облик дворца, особенности внутреннего пространства определяют основу и идеологию концепции музейной экспозиции, задают направления в поиске особых творческих решений на путях адаптации и музейного использования здания, которые напрямую связаны с его историей и индивидуальными особенностями.
По мнению исследователей, современная музеефикационная деятельность развивается в двух направлениях: «Первое направление определяется восприятием памятника как музейного объекта и характеризуется пониманием исторических и художественных особенностей, на основании которых его можно воспринимать своего рода экспонатом. В рамках этого подхода формируется особое отношение к объекту наследия, обуславливающее его включение в живую ткань культуры путем восстановления. Второе направление определяется приспособлением памятника «под музей» с непременным сохранением его подлинных архитектурных форм и особенностей, а также с размещением в нем различных музейных структур» [1].
Опыт музеефикации исторического здания, в котором размещается Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник, показал, что эти оба направления очень тесно взаимосвязаны и важны не только для сохранения, но и для развития памятника в культурном пространстве города.
Имя нижегородского купца I гильдии Сергея Михайловича Рукавишникова чаще всего связывают с его усадьбой и знаменитым дворцом, который стал украшением Верхне-Волжской набережной города Нижнего Новгорода. Сергей Михайлович слыл приверженцем всего модного и современного и, унаследовав старый двухэтажный дом с мезонином, принял решение перестроить его на свой лад. К реконструкции строения были привлечены талантливые архитекторы Р.Я.Килевейн и П.С.Бойцов. Архитектуру дворца определили художественные тенденции той поры и желание заказчика жить «в ногу со временем». В результате творческих изысканий и их практического воплощения в течение двух лет (1875-1877) на бровке высокого берега Волги – Откосе, излюбленном месте прогулок нижегородцев, был возведен особняк, богато украшенный лепниной и напоминающий итальянское палаццо. Новый вид получили и другие строения усадьбы: флигель, конюшни, обустройство внутреннего дворика. «Так строили, чтоб не только в день, когда леса падут, но и на много-много лет в городе не было дома, тому дому равного», – именно так отмечает статусность семейного особняка Иван Рукавишников в романе «Проклятый род» [2].
Постреволюционные преобразования второго десятилетия ХХ века, связанные с изменениями в жизни владельцев, города и страны, приводят к изменению функции и назначения знаменитого дома. В 1918 г. дворец на набережной был реквизирован для размещения в нем Народного музея, а в 1924 г. здесь получил свою постоянную прописку городской краеведческий музей. Именно с этим домом многие поколения нижегородцев и горьковчан связывают само понятие «Музей».
Сейчас усадьба Рукавишниковых является объектом культурного наследия регионального значения, региональной собственностью и входит в состав музейного объединения «Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник». В целом, это пример хорошо сохранившегося крупного городского усадебного комплекса последней четверти ХIХ в. с особняком, обильно украшенным «качественной и выразительной лепниной», что «выделяется даже на фоне современного ему архитектурного ряда эклектических построек» [3].
Размещение здесь музея во многом способствовало сохранению и дома, и самой усадьбы. Со времени создания он (комплекс) почти не претерпел серьезных изменений, если не считать двух реконструкций в середине 1950-х, которые коснулись здания конюшни и незначительной перепланировки комнат третьего этажа особняка. С той поры каких-либо серьезных реставрационных работ в усадьбе не проводилось. Побелки и покраски наружных фасадов и внутренних помещений, периодически проводимые без предварительных расчисток, привели к тому, что богатство лепнины потеряло былую четкость и красоту. А постоянные весенние протечки крыш стали причиной распространения в помещениях грибка и плесени. К началу «Перестройки» состояние здания ухудшилось и было признано аварийным. В 1994 г. музей закрывается на реставрацию, и год спустя, после эвакуации коллекций в главный дом усадьбы, начинаются работы по реконструкции здания депозитария (бывшей конюшни). К своему столетнему юбилею (1996) музей планировал получить в подарок обновленные, отвечающие требованиям нормативных документов, помещения хранилищ. Но социально-экономическая ситуация в стране отодвинула долгожданный «подарок» на долгие годы.
Процесс комплексной реставрации усадьбы Рукавишниковых последних лет по времени и объемам работ разделяется на три этапа:
1. Реконструкция здания депозитария, осуществленная в 1995-2007 гг.
Масштабная комплексная реставрация, проведенная в 2007-2010 гг., стала мощным прорывом к обретению исторической правды в отношении архитектурного памятника – дворца Рукавишниковых. Результаты проведенных работ весьма показательны, и, как следствие, напрашивается вполне логичный вывод о том, что до сей поры мы просто недооценивали уровень и значимость этого объекта культурного наследия, определив его статус как «памятника регионального значения». Благодаря проведенным работам появилась возможность переосмыслить и оценить многочисленные страницы его архитектурной истории. Обнаружились прямые доказательства факта реконструкции старого дома, до того прослеженные исследователями лишь по архивным документам [4]. Очевидно, что природу архитектуры, выбор материалов и приемы строительства особняка определяли не только художественные тенденции эпохи, предложения архитекторов, но, во многом, видение и самого просвещенного заказчика.
Что и как было сделано, демонстрируют находки, на первый взгляд вроде бы несущественные, но как раз они-то и раскрывают интереснейший пласт исторической информации. Представляется важной и своевременной музеефикация предметов, появившихся в ходе исследования и реставрации здания. Часть из них уже доступна для обозрения, и внимательные посетители видят не только великолепное убранство купеческого особняка, но и соответствующе оформленные фрагменты: расчистки старой кирпичной кладки, вязь вентиляционных решеток и фрагменты обоев.
В перспективе планируется показ отдельных частей балок, демонстрирующих технику их крепления, элементов отопительной и вентиляционной систем, массивных кованых скоб и гвоздей. Для расширения познаний в области строительного искусства не меньший интерес представляют самые разные, даже незначительные материальные следы, оставленные мастерами-строителями той поры. К ним можно отнести образцы разнообразной металлической фурнитуры (крючки, петли, задвижки и т.д.) и прочие примечательные детали, свидетельствующие об уровне и качестве производившейся в свое время С.М.Рукавишниковым реконструкции. Таким образом, дворец-памятник дает нам хорошую возможность трансляции и культурных, и технологических традиций прошлого.
Восстановление архитектурно-художественного облика главного дома усадьбы, приближенного к первоначальному, оказало определенное влияние на реконструкцию представлений о средовой культуре памятника и во многом определило характер его последующего приспособления для музейного использования.
Особняк Рукавишниковых – интереснейший образец строительного искусства и технологий своего времени. Работы, связанные с его восстановлением, еще раз подтвердили это, поэтому представляется важным сделать музейное здание – главный дом городской купеческой усадьбы – полноправным объектом показа широкому кругу посетителей. Те, несомненно, оценят архитектурные особенности дворца, эстетические качества его интерьеров – их «стильность», характер и насыщенность отделок, художественную цельность необычного сооружения.
С 1924 г. усадьба Рукавишниковых с ее роскошным дворцом ассоциируется у местного сообщества с Нижегородским (ранее Горьковским) краеведческим музеем, неоднократно менявшим свое название, но сохранившим свой изначальный тип музея исторического. Поэтому работа над концепцией музея проходила с учетом многих факторов, в том числе и вышеуказанного. Судьба памятника и его функционирование предопределили основные идеи его музеефикации на данном этапе.
Авторский коллектив: сотрудники музея, члены координационного совета и дизайнеры Комбината музейно-выставочного искусства из Санкт-Петербурга, учитывая современные подходы к оптимизации музейного пространства, уже на стадии проектных изысканий столкнулся с целым рядом трудностей, которые «продиктовал» дом Рукавишникова. Но, как ни странно, именно они и подсказали интересные предложения, воплощенные в жизнь.
Одним из самых сложных было решение задачи приспособить интерьеры здания-памятника к исполнению музейной функции. Разработанные проекты создания служебных помещений и зон (входная группа, касса, торговая точка, информационные стойки и т.д.) не нарушили целостного единства памятника. На наш взгляд, это было сделано очень тактично по отношению к историческому пространству купеческого дома. Входная группа оборудована в непосредственной близости от парадного входа и вполне соответствует его духу и характеру. Музейный буфет разместился в бывшей господской кухне, что позволяет организовать здесь дополнительное экспозиционное пространство, в котором возможно совместить приятное времяпровождение с приобретением полезных знаний и их практическим применением.
Реставрационные работы были основаны на истории, степени сохранности и планах дальнейшего использования залов Рукавишниковского дворца. В частности, это касалось, например, трех залов третьего этажа, в которых в соответствии с проектом музеефикации сейчас размещена «Особая кладовая». Для этого потребовалось своевременное проведение целого ряда специальных работ по дополнительному укреплению стен, дверей и оборудованию охранными системами. Но все что было сделано никак не повлияло на облик этих интерьеров, внешне ничем не отличающихся от соседних помещений.
Во внешнем облике господского дома появилось и нововведение – пандус у западного крыльца, оборудованный для удобства приема посетителей с ограниченными физическими возможностям. Таким образом упрощается посещение первого этажа, где проектом музеефикации предполагается оборудование камерного мультимедийного зала, который органично тематически вписывается в будущую историческую экспозицию. Он продолжит тему предыдущего зала экспозиции, который познакомит с уровнем развития культуры и технических достижений синематографа на рубеже ХIХ-ХХ столетий и посвящен истории кинематографа. Интерьер зала будет иметь соответствующее оформление, а размещенный экспозиционный материал даст посетителям представление о первых кинотеатрах, появившихся в Нижнем Новгороде в конце ХIХ столетия и быстро завоевавших популярность у горожан. Кроме того, здесь можно организовать просмотр фрагментов кинохроники того времени.
Созданая в 2011 г. виртуальная версия знакомства с дворцом Рукавишниковых поможет рассмотреть убранство интерьеров двух верхних этажей. Таким образом, посетитель сможет увидеть экспозиционные залы музея как бы в объективе времени. Кроме того, наличие специальных кресел-подъемнков позволяет решить проблему преодоления трех сложных лестниц особняка для желающих воочию наблюдать все великолепие купеческого дома и музейные экспозиции.
Следует отметить, что процесс комплексной реставрации особняка Рукавишниковых позволил музейщикам и реставраторам выявить и подчеркнуть важнейшие качества интереснейшего памятника гражданской архитектуры, «размытые» и скрытые временем. Проектом реставрации было предусмотрено и восстановление фрагмента внутреннего дворика усадьбы Рукавишниковых. Восстановлен фонтан, появилась стилизованная реконструкция деревянной беседки, оборудованы цветники. В результате музей получил дополнительную площадку для проведения музейных программ, адресованных публике, а посетители получили возможность осмотра памятника архитектуры с разных сторон.
Если говорить о взаимовлиянии музея и здания-памятника, в котором он располагается, то следует остановиться на некоторых акцентах пространственно-тематических и архитектурно-художественных предложений.
Стремление обеспечить максимальную целостность облика каждого интерьера повлияло на некоторые экспозиционные решения, поскольку именно уникальность интерьеров во многом обуславливает технические возможности и ограничения существующих и будущих экспозиций. Использование залов главного дома усадьбы в экспозиционных целях потребовало привнесения в них и специального экспозиционно-выставочного оборудования, в разработке которого художники-дизайнеры опирались на облик и стилевые особенности мемориальных предметов мебели, некогда бытовавших в этих стенах.
Колорит архитектурного пространства дворца Рукавишниковых, литературное наследие – роман И.С.Рукавишникова «Проклятый род», в основу которого легла история рода и подробное описание особняка, сама судьба усадьбы, донельзя правдиво документирующая местную историю, неразрывно связанную с историей страны, – все вместе взятое задало тон и направление сценарной концепции экспозиционного проекта. Одним из основных экспозиционных приемов – там, где позволяет наличие соответствующих музейных предметов – является реконструкция образа самого дома с точки зрения его функционального использования. Органично вписался в пространство бывшего кабинета С.М.Рукавишникова фрагмент стилизованной реконструкции кабинета последней четверти ХIХ века, созданный в соответствии с описанием, которое дает нам сын хозяина особняка в романе «Проклятый род». Гарнитур мемориальной мебели нашел свое место в парадной столовой, завершающей анфиладу второго этажа. А гарнитур мебели для будуара середины ХIХ столетия, выполненный в стиле «второго рококо», стал естественным оформлением спальни хозяйки дома.
Таким образом, основное направление музеефикации усадьбы Рукавишниковых предлагает показ самого здания как самоценного музейного экспоната, что обеспечивает понимание посетителем музея художественного и исторического значения этого архитектурного сооружения в контексте русской истории и культуры. Вместе с тем, можно трактовать усадьбу с ее главным домом и гораздо шире – как памятник, имеющий многообразные связи со многими этапами отечественной истории. А факт пребывания в нем краеведческого (регионального) музея с его богатыми коллекциями, хронологически охватывающими большой временной диапазон, позволяет разместить в пространствах здания многочисленные тематические экспозиции, построенные на разнообразном материале.
Сложившаяся первоначально музейная идея будущей исторической экспозиции в доме Рукавишникова, рассказывающей об истории края, имела широкие хронологические рамки (с древнейших времен до наших дней). Предложенный разработчиками, в лице координационного совета, подход четко определял как хронологические, так и визуальные границы экспозиции. Первые два этажа, где идет рассказ о дореволюционной жизни купеческой семьи, города, края и наиболее значимых исторических событиях, участии в них представителей клана Рукавишниковых и др. (до октябрьского переворота 1917 г.), в повествовании фигурирует жилой дом – частная собственность купеческой семьи. Весь третий этаж, соответственно, должен демонстрировать посетителю историю города, края, страны в последующее советское время, когда дом Рукавишниковых становится общедоступным учреждением культуры – городским музеем, в организации которого после революции принимали участие и члены семьи Рукавишниковых.
Жизнь, как известно, вносит свои коррективы в наши планы… Активная экспозиционно-выставочная работа музея в последнее десятилетие наглядно показала, что далеко не все исторические темы-экспозиции и не каждая музейная коллекция «приживается» в стенах памятника-дворца. Анализ выставочной деятельности 2010-2019 гг. привел к заключению о необходимости пересмотра использования третьего этажа особняка. Здесь наиболее перспективным представляется экспонирование музейных предметов и обширных коллекций дореволюционной поры.
В этом отношении справедливо замечание коллеги из Санкт-Петербурга Кальницкой Е.Я.: «При создании экспозиции в здании-памятнике со сложной биографией мы имеем дело с созданием музейной концепции истории. Образная характеристика памятника определяет научный подход к его использованию. Подлинность здания делает его источником знаний и объектом исследования, а также определяет его “музейность”. При создании здесь любых экспозиций следует искать особые творческие решения и помнить об их расположении в исторической среде» [5].
В целом, оценивая проделанную работу, можно сказать, что прошедшие годы подтвердили правильность избранной стратегии развития музея и его заслуженный статус ведущего государственного музея Нижегородской области.
Музеефикация дворцов: актуализация архитектурного наследия в современной теории и практике: автореф. дис. … канд. ист. наук. – СПб., 2009. – С. 3.
Проклятый род: Роман – Н.Новгород: Нижегородская ярмарка; Покровка, 1999. – С. 97.
Иван Сергеевич Рукавишников (1877-1930), потомок известного в России купеческого рода, известный в начале ХХ в. поэт-символист, прозаик «Серебряного века» русской литературы. С 1901 по 1925 гг. вышло около двух десятков его сочинений, преимущественно поэтических сборников. Первые части его романа-трилогии «Проклятый род» впервые были опубликованы в 1911 г. на страницах журнала «Современный мир», последняя – «На путях смерти» издана отдельной книгой в 1912 г. Исследователи творчества писателя определяют роман как «типичное произведение эпохи модернизма, в котором дано конкретно-социальное и мистическое, символически обобщенное истолкование событий семейной жизни волжских купцов-миллионеров».
ойцов. – М.: Директ-Медиа, 2016. – С. 26.
Дворец С.М.Рукавишникова – «дом в доме»: Из истории строительства. / Новый роман старого дома: Нижегородский государственный историко-архитектурный музей-заповедник ⁄ сост. Л.Н.Варэс. – Н.Новгород: РИДО-НН, 2010. – С. 28-48.
Указ. соч. С. 35.