2020/3(41)

Содержание

Теоретическая культурология

Вертиевец О.А.

Прикладная культурология

Шошина С.И.

Филиппов Ю.В.

Культурная политика

Петрова Е.С.

Музееведение

Саркисов В.А.
Саркисова Е.Г.

Лебедева В.С.

Варэс Л.Н.

 
DOI 10.34685/HI.2020.92.60.003
Петрова Е.С.
К вопросу о взаимодействии органов власти и НКО в реализации культурных инициатив
Аннотация. Статья посвящена основным опорным пунктам при подготовке исследований по взаимодействию органов государственной власти и общественных организаций в области реализации творческих и культурных инициатив. В тексте затронуты основные федеральные законодательные акты, касающиеся деятельности НКО, упомянуты региональные законодательные инициативы и приведены примеры государственных программ.

Ключевые слова: культурная политика, НКО, гранты.



На протяжении последних десяти лет на территории Российской Федерации активно внедряются инструменты взаимодействия федеральных и региональных органов власти с общественными институтами в области культурных, образовательных и социальных инициатив. Данное взаимодействие осуществляется по инициативе как государственных органов власти, так и самого общества. Основными инструментами этих взаимоотношений являются:
 
– законодательные акты;

– создание специальных органов и отделов по связям с общественностью;

– оформление общественных инициатив в проектной форме;

– накопление проектного опыта с обеих сторон;

– обнародование инициатив в прессе и в сети Интернет;

– переработка опыта в научной среде (прежде всего, в области социологии).

Изучение вариантов развития общественных и государственных инициатив в области культуры на территории Российской Федерации и выявление лучших практик такого взаимодействия позволят, с одной стороны, наиболее эффективно выстраивать государственные культурные программы и предложить местным властям работающие инструменты взаимодействия с некоммерческими организациями, с другой — показать самим организациям возможности использования административных и материальных ресурсов государства для реализации проектов в области культуры.

Согласно Федеральному закону от 12.01.1996 N 7-ФЗ (ред. от 29.07.2018) «О некоммерческих организациях» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.01.2019) [1], «Некоммерческой организацией является организация, не имеющая извлечение прибыли в качестве основной цели своей деятельности и не распределяющая полученную прибыль между участниками». Учет таких организаций ведется в Министерстве юстиций Российской Федерации. С целью систематизации и информирования Минюст создал Портал некоммерческих организаций, который «предназначен для содействия некоммерческим, общественным и религиозным организациям в осуществлении деятельности в соответствии с требованиями закона. Портал обеспечивает возможность оформления отчетов НКО в электронном виде и их публикации в сети Интернет» [2]. Таким образом, государство в полной мере осуществляет полноценные информирование и поддержку общества в области созданий таких организаций. Любая общественная инициатива должна быть зарегистрирована в соответствующей форме для корректного ведения деятельности на законодательном уровне.

Некоммерческие организации могут создаваться с разнообразными целями (культурными, благотворительными и т.д.), что позволяет инициативной группе выбрать подходящие цели и задачи и указать их в учредительных документах. Законодательный регламент позволяет вести НКО разнообразную деятельность, в том числе собирать финансовые средства и обеспечивать прозрачность действий, что невозможно осуществить в случае, если таковую деятельность ведут физические лица.

Несмотря на то что на сегодня наиболее распространенной практикой реализации общественных проектов является создание некоммерческой организации, в государстве предусмотрены возможности для инициирования проектов физическими лицами и поддержки этих проектов со стороны местных органов власти. В частности, удачным примером может послужить Белгородская область. Здесь постановлением Правительства Белгородской области от 31 мая 2010 г. «Об утверждении положения об управлении проектами в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области» предусмотрены возможности поддержки проектов частных лиц [3].

Для системной поддержки проектов НКО, анализа их эффективности и контроля качества в государстве принята проектная система. Она позволяет систематизировать различные проекты по определенным критериям.

Наиболее известной и эффективной практикой в этой области является Фонд президентских грантов. Он позволяет аккумулировать и систематизировать лучшие проекты НКО с 2006 г. и является единым оператором грантов Президента с 3 апреля 2017 г. Система выявляет лучшие проекты с помощью экспертной оценки и согласно единым критериям, независимо от характера проектов. Грантовая поддержка на государственном уровне позволяет эффективно реализовывать общественные проекты и является одной из самых удобных форм для аккумулирования ресурсов некоммерческими организациями.

Опыт Фонда президентских грантов позволяет любым НКО оценить эффективность своего проекта, исходя из принятых критериев, и может быть рекомендован как инструмент реализации проектов и их оценки самими НКО. Основными критериями являются:
 
– социальная значимость проекта;

– структурированность целей и задач;

– следование строгому календарному графику;

– бюджетирование;

– управленческая прозрачность на всех этапах;

– команда проекта с хорошим профессиональным опытом;

– количественные показатели (количество благополучателей, количество партнеров, количество публикаций и т.д.);

– софинансирование проекта на дальнейших этапах реализации;

– информационная поддержка;

– история успешных проектов НКО-заявителя.

Использование данных критериев позволяет оценить успешность проекта НКО в любой области, в том числе в культуре.

Таким образом:

1) эффективным инструментом для реализации проектов НКО является возможность обратиться к грантовой поддержке со стороны государства;

2) любой проект НКО может быть оценен по определенным критериям.

Гранты (федеральные, региональные), донорские средства, частные пожертвования позволяют НКО реализовывать собственные проекты. Софинансирование проекта является гарантом устойчивости проекта и показателем его эффективности, демонстрируя заинтересованность в проекте не только государства, но также бизнеса и частных лиц.

Министерство культуры РФ также использует возможности предоставления грантов на реализацию проектов в области культуры. Эксперты министерства выявляют лучшие творческие проекты, что также подтверждает возможность эффективного использования государственных средств для реализации проектов НКО как одного из наиболее удобных способов выявления и поддержки проектов НКО в области культуры. Подобными инструментами пользуются и местные органы власти.

В частности, в 2019 г. Министерство провело конкурс на сто творческих проектов, «направленных на укрепление российской гражданской идентичности на основе духовно-нравственных и культурных ценностей народов Российской Федерации, включая мероприятия, направленные на популяризацию русского языка и литературы, народных художественных промыслов и ремесел».

Согласно Концепции долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г. принята политика социальной поддержки населения [4]. Она учитывает опыт некоммерческих организаций и подчеркивает их эффективность. В тексте Концепции определены основные пути поддержки НКО со стороны государства. Таким образом, можно считать, что именно НКО будут определяющей формой для поддержки общественных проектов со стороны государства в ближайшие годы. Согласно Концепции, в этой области определены следующие направления:

– создание прозрачной и конкурентной системы государственной поддержки негосударственных некоммерческих организаций, оказывающих социальные услуги населению;

– реализация органами государственной власти и органами местного самоуправления программ в области поддержки развития негосударственных некоммерческих организаций;

– сокращение административных барьеров в сфере деятельности негосударственных некоммерческих организаций;

– введение налоговых льгот для негосударственных некоммерческих организаций, предоставляющих социальные услуги;

– содействие развитию практики благотворительной деятельности граждан и организаций, а также распространению добровольческой деятельности (волонтерства).

Поддержка проектов со стороны органов государственной власти может считаться успешной, если она соответствует критериям, указанным выше.

Помимо общегосударственных программ поддержки общественных инициатив существуют различные региональные практики, позволяющие реализовывать проекты НКО наиболее эффективно.

Так, с 2012 г. в Ярославской области работает «Центр социального партнерства», созданный в результате проведения конкурса на создание постоянно действующего общественного ресурсного центра для социально ориентированных некоммерческих организаций. Его деятельность поддерживается федеральным и муниципальным бюджетом. Данная практика используется также в ряде других регионов РФ. Консультирование позволяет информировать НКО, систематизировать их работу, выявлять лучшие практики, законодательно поддерживать НКО, помогать в области фандрайзинга и т.д. Комплексные программы поддержки социально ориентированных НКО утверждаются на уровне местных властей (например, в Костромской, Свердловской, Новосибирской областях и др.) [5].

Очевидно, что со стороны государства не только финансовая поддержка проектов, но и консультационная позволяет вести проекты НКО наиболее эффективно.

Ряд проектов, которые получают такую всестороннюю поддержку, одновременно привлекают внимание экспертов и органов власти уже в самом ходе обсуждения проекта. Это позволяет оказать дополнительную помощь наиболее ярким проектам, вывести общественные инициативы на системный и масштабный уровень [6].

На сегодня в РФ нет единого информационного ресурса, который бы аккумулировал лучшие проекты на территории всего государства. Таким образом, представляется целесообразным выявить лучшие проекты и законодательные инициативы именно в различных регионах РФ.

Каждый регион обладает собственной спецификой: социальной, культурной, политической, исторической. Сами проекты в области культуры на местном уровне исходят из ситуации в каждом регионе, демонстрируют ее уникальность. Одновременно все они выявляют национальную и культурную идентичность страны. Большой интерес представляют также уникальные виды поддержки таких проектов, которые предоставляют местные власти.

Федеральные программы позволяют при этом выявить именно те проекты, которые вносят наибольший вклад в развитие всей страны и отражают культурную политику России.

Некоммерческие организации могут получить от государства различные виды помощи и поддержки для развития культурных проектов. А именно:
 
– финансовая помощь (гранты, субсидии, конкурсы);

– материальная помощь (помещения, оборудование);

– информационная помощь (СМИ);

– методическая помощь (правовая поддержка; управление проектами);

– обучение;

– законодательная поддержка (взаимодействие НКО с партнерами и контрагентами);

– администрирование;

– участие проекта в выставках, программах, мероприятиях, организуемых местными и федеральными властями.

Каждый из данных видов поддержки может существенно повысить эффективность проекта. Таким образом, государство является важнейшим партнером НКО для осуществления проекта.

Культурная политика РФ определяет приоритеты развития программ, связанных с возрождением культуры страны, укреплением ее идентичности. При этом именно общественные инициативы позволяют выявить те области, которые наиболее важны для самих граждан. Синергия государства и общества позволяет определить именно те области, в которых поддержка на уровне власти наиболее актуальна и значима.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Федеральный закон от 12 января 1996 г. N 7-ФЗ «О некоммерческих организациях». – URL: https://base.garant.ru/10105879/ (дата обращения: 20.09.2020).

[2] О деятельности некоммерческих организаций: Информационный портал Министерства юстиции Российской Федерации : [сайт]. – URL: http://unro.minjust.ru (дата обращения: 20.09.2020).

[3] См. подробнее: Постановление правительства Белгородской обл. от 31.05.2010 N 202-пп (ред. от 12.10.2015) «Об утверждении Положения об управлении проектами в органах исполнительной власти и государственных органах Белгородской области». – URL: https://dizo31.ru/media/site_platform_media/2018/6/21/202pp.pdf (дата обращения: 20.09.2020).

[4] Распоряжение Правительства РФ от 17.11.2008 N 1662-р (ред. от 28.09.2018) «Концепция долгосрочного социально-экономического развития РФ до 2020 г.» – URL: https://consultant.ru/document/cons_doc_LAW_82134/28c7f9e359e8af09d7244d8033c66928fa27e527/ (дата обращения: 20.09.2020).

[5] Сборник лучших практик: СО НКО – поставщики услуг и получатели поддержки : Рабочие материалы VII Всерос. конф. 5 дек. 2014 г. // Мин-во эконом. развития РФ. – М., 2014.

[6] См., напр.: Шевченко Н.В., Захаров В.М. Практика взаимодействия органов власти и некоммерческих организаций (на примере Белгородской области). – Белгород, 2016.


© Петрова Е.С., 2020.

Статья поступила в редакцию 29.08.2020.

Петрова Екатерина Сергеевна,
младший научный сотрудник,
Российский научно-исследовательский институт культурного
и природного наследия им. Д.С.Лихачева» (Москва)

 

Издатель 
Российский
НИИ культурного
и природного
наследия
им. Д.С.Лихачева

Учредитель

Российский
институт
культурологии. 
C 2014 г. – Российский
НИИ культурного
и природного наследия
имени Д.С.Лихачёва

Свидетельство
о регистрации
средства массовой
информации
Эл. № ФС77-59205
от 3 сентября 2014 г.
 
Периодичность 

4 номера в год

Издается только
в электронном виде

Входит в "Перечень
рецензируемых
научных изданий"
ВАК (по сост. на
19.12.2023 г.).

Регистрация ЭНИ

№ 0421200152





Наш баннер:




Наши партнеры:




сайт издания




 


  
© Российский институт
    культурологии, 2010-2014.
© Российский научно-
    исследовательский
    институт культурного
    и природного наследия
    имени Д.С.Лихачёва,
    2014-2024.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
     The authors’ opinions expressed therein are not necessarily those of the Editor.

При полном или частичном использовании материалов
ссылка на cr-journal.ru обязательна.
     Any use of the website materials shall be accompanied by the web page reference.

Поддержка —
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Институт Наследия). 
     The website is managed by the 
Likhachev Russian Research Institute
     for Cultural and Natural Heritage (Heritage Institute).