2020/3(41)

Содержание

Теоретическая культурология

Вертиевец О.А.

Прикладная культурология

Шошина С.И.

Филиппов Ю.В.

Культурная политика

Петрова Е.С.

Музееведение

Саркисов В.А.
Саркисова Е.Г.

Лебедева В.С.

Варэс Л.Н.

 
DOI 10.34685/HI.2020.27.77.005
Лебедева В.С.
Партнерство в образовательной деятельности музея на примере проекта «Матица: сохранение и развитие северного деревянного судостроения»
Аннотация. В статье рассматривается партнерство в образовательной деятельности музея как современная технология музейной деятельности. На примере сетевого партнерского проекта «Матица», разработанного Северным морским музеем, показаны особенности и перспективы данной технологии в рамках сохранения и развития традиционного деревянного судостроения.

Ключевые слова: музеи, партнерство, проектная деятельность, судостроение, Северный морской музей, культура.



Практическая деятельность учреждений культуры в сфере просвещения способна решать важные проблемы общественной жизни. Сегодня в обществе существует заметный запрос на необходимость иметь корни, быть сопричастным истории, традициям. Для северных территорий России высокий потенциал в формировании идентичности имеет тематика традиционного деревянного судостроения. Примеров эффективных практик по восстановлению технологий деревянного судостроения единицы.

С целью увеличить интерес к деревянному судостроению, требуется использовать нетрадиционные образовательные технологии. Одной из таких технологий, на наш взгляд, является сетевое партнерство. Особое значение данная технология имеет для небольших организаций, что доказывает пример Северного морского музея (Архангельск) [1].

В результате изучения успешных практик зарубежных мастеров судостроения, школ судостроения и музеев-верфей на базе Северного морского музея нами был создан проект «Матица» [2]. На наш взгляд, проект, кроме прочих задач в сфере культуры и общественной жизни, решает еще и задачу разработки новой образовательной технологии, основанной на партнерстве с другими организациями, в том числе общественными, и частными лицами, энтузиастами. Этот проект предусматривает создание сообщества специалистов с разным опытом и компетенциями, обмен опытом, проведение ярких массовых мероприятий и серию мероприятий просветительского характера. Ключевые просветительские мероприятия базируются на инновациях, реализуемых только в партнерстве.

Основной организационной площадкой проекта является Северный морской музей, партнерами – Норвежский Баренцев секретариат, национальный парк «Кенозерский», Северный (Арктический) федеральный университет.

Культурный, просветительский, образовательный потенциал морского наследия в широком смысле задает уровень амбиций музея, подталкивает к трансформации себя в центр изучения, сохранения, популяризации знаний о поморской культуре. Для реализации этих амбиций необходимо находить и создавать артефакты, связанные с темой, готовить просветительские материалы и представлять их в востребованных в обществе новых форматах, содействовать становлению форматов «музей-верфь», «корабль-музей», ярко представленных в соседних странах, Норвегии, Швеции и Финляндии, широко осваивать традиционные технологии, представлять их обществу. Небольшому морскому музею, чей штат всего 23 сотрудника, работать по полному циклу этой деятельности непосильно. Партнерами в проектах музея становятся энтузиасты, подвижники, одиночки и общественные организации, занимающиеся практической работой по поиску, сохранению, строительству деревянных судов. Вместе с такими партнерами музей создает новую образовательную технологию. Подвижники не всегда видят необходимость как опираться на научно-исследовательскую базу, так и разрабатывать методики преподавания и формы презентации своего опыта: фокус их внимания сосредоточен на строительстве судов. Музей же как раз испытывает недостаток опыта в практике поиска, реставрации, сохранения и строительства судов, но имеет опыт и ресурсы и для научной деятельности, и для разработки образовательных технологий, применяемых в просветительской деятельности.

На сегодняшний день к проекту «Матица» присоединились не менее 40 участников из России, Норвегии, Швеции и США, среди которых есть музеи, музеи-верфи, яхт-клубы, любители и профессионалы в области деревянного судостроения и судовождения, педагоги школ по судостроению и другие.

В рамках проекта уже были реализованы такие мероприятия, как школьная археологическая экспедиция по поиску останков деревянных судов на побережье Белого моря, съемка короткометражных фильмов о судостроителях-частниках «Матица. Лица», а также проведена установочная онлайн-конференция для участников проекта.

Кроме того, нами запланирован курс открытых лекций «Матрица смыслов» и методический семинар по обучению судостроению, что позволит обсудить и продемонстрировать кейсы по сохранению, реставрации и изучению объектов деревянного судостроения, судоходству и реализации тематических образовательных программ. Вместе с партнерами Северный морской музей откроет уличное выставочное пространство, а также займется разработкой настольных мастер-классов в рамках судостроительной тематики.

Ключевое мероприятие проекта – Международный Форум по практическому деревянному судостроению – запланировано на июль 2021 года. Вместе с партнерами музей также воплотит идею создания ежегодного регионального праздника народного судостроения.

В ходе реализации проекта на верфях партнеров завершится строительство кочей и карбасов, что позволит провести первую парусную регату судов северных регионов России и стран Баренцева региона.

В ходе проекта «Матица» для музея будут разработаны просветительские мероприятия в форматах «урбан-квест», «фотокросс», экспедиция, работа на верфи и пр. Эти мероприятия, в основе которых лежит анимационная деятельность, востребованы у той целевой аудитории музея, представители которой не готовы приходить в музей на традиционные выставки и экскурсии. Материальной базой таких мероприятий станут площадки, на которых ведутся проекты, и артефакты деревянного судостроения, которые обеспечиваются усилиями партнеров музея. А музей при этом дополняет их своим научным и педагогическим потенциалом, разрабатывая и проводя мероприятия силами кадрового состава музея и приглашенных музеем специалистов с использованием площадок партнеров.

У разных организаций свои сильные стороны в этой образовательной технологии. Северный морской музей ориентирован на тему морского наследия, но ограничен в ресурсах, а наибольший опыт и фонды его – в сфере советского судостроения и морских перевозок. При этом музей в силу ведомственной принадлежности получает поддержку от руководства региона и может быть организатором.

Сетевое партнерство с другими организациями, в том числе общественными, и частными лицами, энтузиастами позволяет расширить спектр деятельности и возможности музея, что имеет признаки новой образовательной технологии.
 

ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Северный морской музей : официальный сайт. – URL: http://northernmaritime.ru/.

[2] Матица – традиционное название киля поморского судна. Подробно о проекте см.: Матица. Международный проект по сохранению и развитию деревянного судостроения : официальный сайт. – URL: https://matitsa.ru/.


© Лебедева В.С., 2020.

Статья поступила в редакцию 10.10.2020.

Лебедева Валерия Сергеевна,
методист по музейно-образовательной деятельности, 
Северный морской музей (Архангельск),
e-mail: matitsa2020@yandex.ru

 

Издатель 
Российский
НИИ культурного
и природного
наследия
им. Д.С.Лихачева

Учредитель

Российский
институт
культурологии. 
C 2014 г. – Российский
НИИ культурного
и природного наследия
им. Д.С.Лихачева

Свидетельство
о регистрации
средства массовой
информации
Эл. № ФС77-59205
от 3 сентября 2014 г.
 
Периодичность 

4 номера в год

Издается только
в электронном виде

Регистрация ЭНИ
№ 0421200152





Наш баннер:




Наши партнеры:




сайт издания




 


  
© Российский институт
    культурологии, 2010-2014.
© Российский научно-
    исследовательский институт
    культурного и природного
    наследия им. Д.С.Лихачева,
     2014-2020.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
     The authors’ opinions expressed therein are not necessarily those of the Editor.

При полном или частичном использовании материалов
ссылка на cr-journal.ru обязательна.
     Any use of the website materials shall be accompanied by the web page reference.

Поддержка —
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева. 
     The website is managed by the Russian Scientific Research Institute
     for Cultural and Natural Heritage named after D.Likhachev