Аверьянов В.В.
Аннотация. Тезисы выступления на круглом столе «Традиционные российские духовно-нравственные ценности в понятийном аппарате государственной культурной политики», прошедшем в Российском научно-исследовательском институте культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (2 марта 2021 г., Москва).
Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, традиционные ценности, культура, государственная культурная политика, Россия.
За последние 10 с лишним лет лобби традиционных ценностей в государственной элите была проделана огромная работа по наполнению законодательства РФ элементами этих самых ценностей. Традиционные ценности стали фактором развития нашей правовой системы. Но при этом огромная работа еще предстоит в будущем, поскольку они дисперсно распределены, распылены в правовых документах, соседствуя там с другими элементами, противоречащими этим ценностям.
В этой связи определяющее значение приобретает в правоприменительной практике субъективный фактор. Иными словами, российский чиновник при принятии тех или иных решений выбирает собственные приоритеты, в том числе и в отношении ценностей. При этом разное звучание одни и те же ценности имеют в контексте разных идеологических моделей. Ценности патриотические и космополитические, цивилизационные и «общечеловеческие» часто соседствуют, что приводит к размыванию дискурса.
Многие администраторы не умеют распорядиться тем арсеналом, который им предоставляет закон. Из этого напрашивается вывод: нужна официальная интегральная концепция или доктрина традиционных ценностей. Она смогла бы придать иерархичность тем представлениям, которые уже косвенно заложены в целом ряде законодательных актов, государственных и нормативно-правовых документов.
Даже в самых лучших правовых документах мы имеем дело с компромиссной платформой, но любой консенсус не позволяет достичь высокой степени концептуализации. Смысловая иерархия не работает; сформулировано много красивых слов, но они рассыпаны, абстрактное смешивается с конкретным. К примеру, в федеральных государственных образовательных стандартах вместе с действительно традиционными ценностями через запятую с ними перечисляются самовыражение, интернационализм, коллективизм и проч. Последнее можно понять как некие благие побуждения, связанные с уважительным отношением к советскому наследию. Но при этом работа по смысловому переводу тех или иных понятий на современный общеприменимый язык, вводу их в рамки единой модели, где они заняли бы подобающее место, не проведена.
Изборский клуб занимается осмыслением и описанием российских цивилизационных кодов. Мы пришли к выводу, что в будущей России возникнет свой этический кодекс ценностей. В него войдут не только этические абстракции, но и символические ценности (такие как Пасха, Победа, Жертвенность, Непокорность, Соборность, Общее дело, Новый Иерусалим, Третий Рим и т.д.). Все они могут и должны быть переведены на современный язык, сформулированы как конкретные смысловые установки, опредмеченные на уровне понятий, внятных и практикам, и молодежи.
Чтобы правильно интерпретировать категорию традиции, нам надо выйти из плена устаревших концепций середины XX века, в особенности концепции традиции и модернизации, которая доминировала тогда и в СССР, и на Западе. Традиция в контексте современного учения о ценностях понимается не как антипод инновации и не как простой консерватизм, то есть самоповтор. Традиция – это регенерирующая сила цивилизации и культуры. Традиционные ценности – это не какой-то полюс внутри пространства общественных борений, но скорее фундамент для развития, в том числе и инновационного. Это понимание также нужно отразить в том документе, о котором я говорил выше – концепции или доктрине традиционных духовных и нравственных ценностей. В ней должна быть собрана модель ценностей близкая для каждого гражданина, но при этом определенная, целеустремленная, так, чтобы интерпретация этих ценностей не могла быть слишком широкой, не размывала их. Такой документ, с моей точки зрения, крайне необходим.
© Аверьянов В.В., 2021.
Статья поступила в редакцию 10.04.2021.
Аверьянов Виталий Владимирович,
доктор философских наук,
директор Института динамического консерватизма (Москва),
заместитель председателя Изборского клуба (Москва) ,
email: v-aver@mail.ru