2021/2(44)
спецвыпуск

Содержание

Круглый стол 2 марта 2021 г. Тезисы докладов

Аверьянов В.В.

Баранов С.Д.

Волобуев С.Г.

Горлова И.И.

Лепехин В.А.

Маслин М.А.

Миронов А.С.

Посадский А.В.

Рудаков А.Б.

Шашкин П.А.

 
DOI 10.34685/HI.2021.34.42.009
Аверьянов В.В.
Концепция или доктрина традиционных ценностей крайне необходима
Аннотация. Тезисы выступления на круглом столе «Традиционные российские духовно-нравственные ценности в понятийном аппарате государственной культурной политики», прошедшем в Российском научно-исследовательском институте культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (2 марта 2021 г., Москва).

Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, традиционные ценности, культура, государственная культурная политика, Россия.


За последние 10 с лишним лет лобби традиционных ценностей в государственной элите была проделана огромная работа по наполнению законодательства РФ элементами этих самых ценностей. Традиционные ценности стали фактором развития нашей правовой системы. Но при этом огромная работа еще предстоит в будущем, поскольку они дисперсно распределены, распылены в правовых документах, соседствуя там с другими элементами, противоречащими этим ценностям.

В этой связи определяющее значение приобретает в правоприменительной практике субъективный фактор. Иными словами, российский чиновник при принятии тех или иных решений выбирает собственные приоритеты, в том числе и в отношении ценностей. При этом разное звучание одни и те же ценности имеют в контексте разных идеологических моделей. Ценности патриотические и космополитические, цивилизационные и «общечеловеческие» часто соседствуют, что приводит к размыванию дискурса.

Многие администраторы не умеют распорядиться тем арсеналом, который им предоставляет закон. Из этого напрашивается вывод: нужна официальная интегральная концепция или доктрина традиционных ценностей. Она смогла бы придать иерархичность тем представлениям, которые уже косвенно заложены в целом ряде законодательных актов, государственных и нормативно-правовых документов.

Даже в самых лучших правовых документах мы имеем дело с компромиссной платформой, но любой консенсус не позволяет достичь высокой степени концептуализации. Смысловая иерархия не работает; сформулировано много красивых слов, но они рассыпаны, абстрактное смешивается с конкретным. К примеру, в федеральных государственных образовательных стандартах вместе с действительно традиционными ценностями через запятую с ними перечисляются самовыражение, интернационализм, коллективизм и проч. Последнее можно понять как некие благие побуждения, связанные с уважительным отношением к советскому наследию. Но при этом работа по смысловому переводу тех или иных понятий на современный общеприменимый язык, вводу их в рамки единой модели, где они заняли бы подобающее место, не проведена.

Изборский клуб занимается осмыслением и описанием российских цивилизационных кодов. Мы пришли к выводу, что в будущей России возникнет свой этический кодекс ценностей. В него войдут не только этические абстракции, но и символические ценности (такие как Пасха, Победа, Жертвенность, Непокорность, Соборность, Общее дело, Новый Иерусалим, Третий Рим и т.д.). Все они могут и должны быть переведены на современный язык, сформулированы как конкретные смысловые установки, опредмеченные на уровне понятий, внятных и практикам, и молодежи.

Чтобы правильно интерпретировать категорию традиции, нам надо выйти из плена устаревших концепций середины XX века, в особенности концепции традиции и модернизации, которая доминировала тогда и в СССР, и на Западе. Традиция в контексте современного учения о ценностях понимается не как антипод инновации и не как простой консерватизм, то есть самоповтор. Традиция – это регенерирующая сила цивилизации и культуры. Традиционные ценности – это не какой-то полюс внутри пространства общественных борений, но скорее фундамент для развития, в том числе и инновационного. Это понимание также нужно отразить в том документе, о котором я говорил выше – концепции или доктрине традиционных духовных и нравственных ценностей. В ней должна быть собрана модель ценностей близкая для каждого гражданина, но при этом определенная, целеустремленная, так, чтобы интерпретация этих ценностей не могла быть слишком широкой, не размывала их. Такой документ, с моей точки зрения, крайне необходим.


© Аверьянов В.В., 2021.

Статья поступила в редакцию 10.04.2021.
Аверьянов Виталий Владимирович,
доктор философских наук,
директор Института динамического консерватизма (Москва),
заместитель председателя Изборского клуба (Москва) ,
email: v-aver@mail.ru

 

Издатель 
Российский
НИИ культурного
и природного
наследия
им. Д.С.Лихачева

Учредитель

Российский
институт
культурологии. 
C 2014 г. – Российский
НИИ культурного
и природного наследия
имени Д.С.Лихачёва

Свидетельство
о регистрации
средства массовой
информации
Эл. № ФС77-59205
от 3 сентября 2014 г.
 
Периодичность 

4 номера в год

Издается только
в электронном виде

Входит в "Перечень
рецензируемых
научных изданий"
ВАК (по сост. на
19.12.2023 г.).

Регистрация ЭНИ

№ 0421200152





Наш баннер:




Наши партнеры:




сайт издания




 


  
© Российский институт
    культурологии, 2010-2014.
© Российский научно-
    исследовательский
    институт культурного
    и природного наследия
    имени Д.С.Лихачёва,
    2014-2024.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
     The authors’ opinions expressed therein are not necessarily those of the Editor.

При полном или частичном использовании материалов
ссылка на cr-journal.ru обязательна.
     Any use of the website materials shall be accompanied by the web page reference.

Поддержка —
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Институт Наследия). 
     The website is managed by the 
Likhachev Russian Research Institute
     for Cultural and Natural Heritage (Heritage Institute).