2021/2(44)
спецвыпуск

Содержание

Круглый стол 2 марта 2021 г. Тезисы докладов

Аверьянов В.В.

Баранов С.Д.

Волобуев С.Г.

Горлова И.И.

Лепехин В.А.

Маслин М.А.

Миронов А.С.

Посадский А.В.

Рудаков А.Б.

Шашкин П.А.

 
DOI 10.34685/HI.2021.95.60.018
Горлова И.И.
Традиционные духовно-нравственные ценности в нормативно-правовых документах Российской Федерации: состояние и пути совершенствования
Аннотация. Тезисы выступления на круглом столе «Традиционные российские духовно-нравственные ценности в понятийном аппарате государственной культурной политики», прошедшем в Российском научно-исследовательском институте культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (2 марта 2021 г., Москва).

Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, традиционные ценности, культура, государственная культурная политика, Россия.



В тезаурус современной отечественной гуманитарной науки и общественно-политической практики уверенно вошел термин «традиционные духовно-нравственные ценности».

Проблематика традиционных духовно-нравственных ценностей и ее непрекращающееся обсуждение во многом отражают глубинные вопросы человеческого существования, смысла жизни живущих и будущих поколений. Президент Российской Федерации В. В. Путин в своих публичных выступлениях, в ежегодных Посланиях Федеральному Собранию Российской Федерации, говоря о дефиците и необходимости укрепления духовно-нравственной основы страны, неоднократно ставил перед общественной системой, органами власти и институтами гражданского общества задачи формирования нравственного, гармоничного человека, ответственных граждан, уважающих ее ценности, историю и традиции, граждан с широким кругозором, обладающих внутренней культурой, способных творчески и самостоятельно мыслить. Так, например, еще в 2012 г. на заседании Совета по культуре и искусству В.В.Путин отмечал: «Потеря собственного «культурного лица», национального культурного кода, морального стержня – все это ослабляет и разрушает общество. Обществом, в котором «растворена» культурная традиция, легко манипулировать. Теряется иммунитет к разного рода экстремистским, деструктивным и даже агрессивным идеям».

Во исполнение этих заявлений Президента был разработан и принят ряд документов стратегического планирования, предусматривающих комплекс мер, направленных на совершенствование гуманитарной политики и институциализации традиционных духовно-нравственных ценностей, среди которых следует назвать:
 
– «Основы государственной культурой политики» (2014);
– «Стратегию национальной безопасности России» (2015);
– «Стратегию развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года» (2015);
– «Стратегию государственной культурной политики на период до 2030 года» (2016);
– «Стратегию развития информационного общества» (2017).

Особое значение имеют поправки, внесенные в Конституцию Российской Федерации в 2020 г., резюмировавшие и нормативно закрепившие общественно-государственные дискуссии по проблемам традиционных духовно-нравственных ценностей.

Названные нормативно-правовые акты представляют собой базовые документы для разработки и совершенствования законодательства Российской Федерации, развития и модернизации основных направлений культурной, образовательной и, в целом, гуманитарной политики. В каждом из названных документов есть разделы, посвященные наиболее значимым современным российским духовно-нравственным ценностям.

И здесь стоит отметить своеобразную преемственность теории и практики. «Стратегия национальной безопасности Российской Федерации» имплицитно подчеркнула и актуализировала идею В.М.Межуева, описывающую системное структурирование культуры. «Системы культуры» следует понимать как «формы межиндивидуального взаимодействия», способы совместной деятельности и соответствующие им цели и средства. К таким системам относятся «хозяйство, право, нравственность, религия, наука, искусство». При этом «следует отличать системы культуры, базирующиеся на взаимосвязанных действиях индивидов, от тех, в которых действует общая воля (в лице, например, государства и его институтов)» [1]. Резюмируя все вышеописанное, можно утверждать, что «культура – это не только система ценностей, регулирующая всю жизнедеятельность человека, но и уникальный социокультурный опыт хозяйствования, традиции воспитания и образования. В целом, образ жизни, а также целостная, многоуровневая система представлений о мире и его взаимосвязях» [2].

При этом духовно-нравственные ценности являются прежде всего ценностями смысложизнеобразующими, т.е. теми, которые призваны лежать в основе основополагающих целей человеческой жизни, придающих смысл человеческому существованию и делающих его наполненным созидательной деятельностью не только во имя настоящего, но и будущего. Размывание традиционных духовно-нравственных ценностей или пренебрежение ими неминуемо ведет к ослаблению единства многонационального народа Российской Федерации. Особую опасность представляет распространение низкокачественной продукции, которой изобилует глобальная массовая культура.

Анализируемые документы стратегического планирования, принятые в Российской Федерации в последние годы, констатируют следующее:

– во-первых, определяют подмену нравственных ориентиров и искажение традиционных ценностей в качестве одной из основных угроз государственной и общественной безопасности;

– во-вторых, причисляют сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей к национальным интересам наряду с укреплением обороны страны и ее суверенитета;

– в-третьих, в ряду стратегических целей обозначают сохранение и приумножение традиционных духовно-нравственных ценностей как основы идентичности народов Российской Федерации, единого культурного пространства страны;

– в-четвертых, ставят задачу создания общероссийской системы духовно-нравственного воспитания граждан, внедрения принципов духовно-нравственного развития в систему образования, культурную, молодежную и национальную политику, в культурно-просветительскую деятельность в целом;

– в-пятых, признают ключевую, объединяющую роль в историческом сознании многонационального российского народа за русским языком и русской культурой.

То есть эти нормативные акты постулируют важнейшую тенденцию, которая должна найти свое системное развитие в нормативно-правовой, научно-исследовательской и практической сферах. Начат процесс определения традиционных духовно-нравственных ценностей в качестве как методологической, так и в качестве правовой нормы.

Принятием поправок в Конституцию Российской Федерации в сентябре 2020 г. открывается новая страница в истории российской государственности и нациестроительства. «Изменения, нацеленные на защиту базовых семейных ценностей, исторической правды, усиление духовного и нравственного воспитания, поддержку и охрану культуры как уникального наследия многонационального российского народа» [3], имеют огромное значение для определения дальнейших путей развития нашей страны.

Поэтому при выстраивании «образа будущего», к которому следовало бы стремиться, необходимо принимать во внимание то, что у России имеется свой исторический путь развития, свои ценности, свой идеал общественного устройства. Именно в соответствии с ними на протяжении веков выстраивались миропонимание, культура и мораль не только русского народа, являющегося государствообразующим, но и всех других народов, составляющих вместе с ним единую российскую государственность.

В этой связи основной методической задачей модернизации законодательства в области гуманитарного развития является четкое и логичное нормативно-правое описание традиционных духовно-нравственных ценностей и создание на его основе отраслевого законодательства и подзаконных актов.

Несмотря на множество упоминаний, официального списка традиционных духовно-нравственных ценностей все еще не существует. Но есть попытки дать определение данной категории. Среди разнообразных инициатив стоит отметить проекте закона «О традиционных ценностях», предложенный в Оренбургской области. В проекте документа традиционные духовно-нравственные ценности определяются как «вид базовых культурных ценностей», «устойчивых, позитивных, нематериальных этических категорий, имеющих статус общепризнанных и общепринятых в российском обществе; которые передаются из поколения в поколение как исторически сформированный сакральный социальный опыт общества, выраженный в виде целостной системы <...> и обладающий качествами социально-исторической универсальности и уникальности; образующие культурную идентичность и суверенитет общества, этическое ядро национального духа и характера народа, его самобытность, жизнеспособность и потенциал развития; обеспечивающие непрерывность общественной жизни, коллективную социальную сплоченность, коллективное и индивидуальное моральное совершенствование личности, единство культурно-исторической социальной памяти; являющиеся базисными и универсальными в отношении прав и свобод человека, признанных международным законодательством» [4].

Столь длинная формулировка в целом отражает сложившийся подход к традиционным ценностям как призванным не допустить разобщенности общества и сохранить единство многонациональной страны.

С учетом вышеизложенного предлагаю собственную формулировку данного понятия, на базе которой целесообразно осуществлять дальнейшую деятельность по развитию и совершенствованию нормативно-правовой базы и практической работы в области политики гуманитарного развития: «Традиционные духовно-нравственные ценности – вид нематериального культурного наследия, исторически сформированные устойчивые ценности, признанные народами Российской Федерации, образующие культурную идентичность, государственный и культурный суверенитет общества, передаваемые в семье из поколения в поколение, образующие ядро культурно-исторической социальной памяти, являющиеся базисными в отношении прав и свобод человека, признанных законодательством».

На базе такой формировки целесообразно продолжать работу по подготовке проектов новых федеральных законов Российской Федерации в области гуманитарного развития, разработка и обсуждение которых ведется уже не один год, важнейшими из которых следует признать:
 
– федеральный закон «О культуре в Российской Федерации»;
– федеральный закон «О меценатской деятельности в Российской Федерации»;
– федеральный закон «О профессиональных творческих союзах».

Если два первых нормативно-правовых акта достаточно активно обсуждаются и в профессиональных сообществах, и в среде законодателей, то закону, регламентирующему деятельность творческих союзов и определяющих статус творческого деятеля, явно уделяется меньше внимания. Между тем проекты такого закона дважды обсуждались в Государственной Думе в 1996 и в 1999 гг. соответственно и были отклонены по причинам несоответствия действующему законодательству. В то же время актуальность такого нормативно-правового акта несомненна в рамках текущего этапа формирования ценностной модели современной государственной культурной политики. В 2018 г. экс-министр культуры Российской Федерации Е.Ю.Сидоров, комментируя сложившуюся ситуацию, отмечал: «Нельзя творческие организации подводить под закон об общественных организациях. Одно дело филателисты, любители кружев и бабочек, а другое – писатели, композиторы, актеры».

Как представляется, в аспекте проблематики традиционных ценностей следует вернуться к подготовке и обсуждению такого законопроекта. Еще в 1999 г. депутат А.Н.Грешневиков на пленарном заседании Государственной Думы заявлял: «В нынешнее время, когда живуча только эстрада, живуче только то искусство, которое пропагандирует насилие, убийство, и уровень культуры ясен… художники, скульпторы, кинорежиссеры, писатели, которые отражают истинные, традиционные ценности, влачат жалкое существование. Если мы снимем этот законопроект, то каким же образом мы сегодня позволим писателям, художникам, скульпторам заниматься тем, чем им положено заниматься, то есть отстаивать те истинные ценности, которые всегда в обществе поддерживались и взращивались?» Как мне кажется, дальнейшие комментарии излишни. Традиционные ценности, в том числе в области искусства, аккумулирующие многовековой опыт и достижения многонациональной русской культуры, государственная поддержка их создания, их популяризация в обществе – есть наиболее действенная форма противостояния влиянию глобальной массовой культуры.

Подводя итог вышесказанному, хочу подчеркнуть, что традиционные базовые нормативные ценности, встроенные в современные культурные формы, могут существенно трансформировать уровень развития культуры как в стране в целом, так и в ее регионах. Традиционные духовно-нравственные ценности в современных условиях развития российского общества можно рассматривать как культурный капитал, способный стать системной детерминантой модернизации и фактором глобального конкурентного преимущества на международной арене.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Межуев В.М. Идея культуры: очерки по философии культуры. – М.: Прогресс-Традиция, 2006. – С. 217.

[2] Астафьева О.Н. Культурная политика: теоретическое понятие и управленческая деятельность : лекции / О.Н. Астафьева. – М.: Изд-во РАГС, 2010. – С. 5.

[3] Духовно-нравственные ценности общества как основа суверенитета государства https://rg.ru/2020/06/17/nuzhny-li-rossii-universalnye-cennosti.html (дата обращения: 21.02.2021).

[4] Железняк А. О Проекте Закона О традиционных ценностях // Проза. Ру : [сайт]. – Url: http://www.proza.ru/2016/05/22/1183 (дата обращения: 21.02.2021).


© Горлова И.И., 2021.

Статья поступила в редакцию 10.04.2021.


Горлова Ирина Ивановна,
доктор философских наук, профессор
директор Южного филиала Российского научно-исследовательского института
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачева (Краснодар),
email: ii.gorlova@gmail.com

 

Издатель 
Российский
НИИ культурного
и природного
наследия
им. Д.С.Лихачева

Учредитель

Российский
институт
культурологии. 
C 2014 г. – Российский
НИИ культурного
и природного наследия
имени Д.С.Лихачёва

Свидетельство
о регистрации
средства массовой
информации
Эл. № ФС77-59205
от 3 сентября 2014 г.
 
Периодичность 

4 номера в год

Издается только
в электронном виде

Входит в "Перечень
рецензируемых
научных изданий"
ВАК (по сост. на
19.12.2023 г.).

Регистрация ЭНИ

№ 0421200152





Наш баннер:




Наши партнеры:




сайт издания




 


  
© Российский институт
    культурологии, 2010-2014.
© Российский научно-
    исследовательский
    институт культурного
    и природного наследия
    имени Д.С.Лихачёва,
    2014-2024.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
     The authors’ opinions expressed therein are not necessarily those of the Editor.

При полном или частичном использовании материалов
ссылка на cr-journal.ru обязательна.
     Any use of the website materials shall be accompanied by the web page reference.

Поддержка —
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Институт Наследия). 
     The website is managed by the 
Likhachev Russian Research Institute
     for Cultural and Natural Heritage (Heritage Institute).