2021/2(44)
спецвыпуск

Содержание

Круглый стол 2 марта 2021 г. Тезисы докладов

Аверьянов В.В.

Баранов С.Д.

Волобуев С.Г.

Горлова И.И.

Лепехин В.А.

Маслин М.А.

Миронов А.С.

Посадский А.В.

Рудаков А.Б.

Шашкин П.А.

 
DOI 10.34685/HI.2021.10.26.015
Шашкин П.А.
Базовые духовные ценности России как основа стратегического планирования
Аннотация. Тезисы выступления на круглом столе «Традиционные российские духовно-нравственные ценности в понятийном аппарате государственной культурной политики», прошедшем в Российском научно-исследовательском институте культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (2 марта 2021 г., Москва).

Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, традиционные ценности, культура, государственная культурная политика, Россия.




С точки зрения государственного управления система ценностей задает вектор национального развития – его стратегическую цель и составляет основу формирования национальных интересов. В этом смысле оправдано нормативное определение культуры как национального приоритета и фиксация первостепенной роли культуры для национального развития и обеспечения национальной безопасности.

Сохранение и трансляция из поколения в поколение позитивных ценностей, сохранение культурной преемственности и идентичности – основа ценностно ориентированной государственной политики и устойчивости общества. Государственной программой Российской Федерации «Развитие культуры» (утв. Постановлением Правительства РФ от 15 апреля 2014 г. №317) предусмотрена реализация ценностно ориентированной государственной культурной политики, предусматривающей распространение традиционных для российского общества ценностей, продвижение в культурном пространстве ценностей и образцов, способствующих культурному и гражданскому воспитанию личности. К целям государственной культурной политики в числе прочих отнесена передача от поколения к поколению традиционных для российской цивилизации ценностей и норм, традиций, обычаев и образцов поведения (Основы государственной культурной политики, раздел IV. Утв. Указом Президента РФ от 24 декабря 2014 года №808).

Учитывая сказанное, конкретизация нормативного определения того, что относить к традиционным ценностям, поддерживаемым государством, и что не может быть к ним отнесено, необходима. Сохранение, производство, трансляция и распространение духовных ценностей, отвечающих национальным интересам, требует четких и подлежащих транспарентной научно обоснованной оценке критериев предоставления государственной поддержки субъектам ценностно ориентированной государственной политики.

Действующая Конституция Российской Федерации справедливо признает идеологическое многообразие и запрещает возводить какую-либо идеологию в ранг государственной или обязательной (ст. 13). В демократическом обществе неприемлемы подавление и дискриминация со стороны государства идеологических установок меньшинства. Однако это не означает отказ государства от целенаправленной управленческой деятельности по формированию общегражданской системы ценностей, консолидирующих нацию.

Формирование социальных интересов как целенаправленный, специально организованный процесс предполагает последовательное формирование интересов личности, осознание большинством общества национальных интересов как объективно значимых потребностей личности, общества и государства в обеспечении их защищенности и устойчивого развития (п.6 Стратегии национальной безопасности Российской Федерации, утв. Указом Президента РФ от РФ от 31 декабря 2015 г. №683) и поддержание необходимого для достижения национальных целей развития нормативного порядка в обществе. Реализация национальных интересов как ключевая цель стратегического планирования, в свою очередь, требует поддержания культурного и духовного потенциала нации на уровне, необходимом для достижения национальных целей развития, выступая важнейшим компонентом политики обеспечения национальной безопасности.

Принимая во внимание международный опыт стратегического планирования, Стратегией национальной безопасности России к числу национальных интересов на долгосрочную перспективу было отнесено сохранение и развитие культуры, традиционных российских духовно-нравственных ценностей, в число которых включаются: приоритет духовного над материальным, защита человеческой жизни, прав и свобод человека, семья, созидательный труд, служение Отечеству, нормы морали и нравственности, гуманизм, милосердие, справедливость, взаимопомощь, коллективизм, историческое единство народов России, преемственность истории нашей Родины.

Однако само по себе простое перечисление этих ценностей, многие из которых носят абстрактный характер и относятся к общепризнанным ценностям мирового сообщества, не задает вектор национального развития. В прежней редакции Стратегии национальной безопасности (утв. Указом Президента РФ от 12 мая 2009 г. №537) справедливо подчеркивалось: «ценности и модели развития стали предметом глобальной конкуренции». В чем специфика строительства российской модели развития и ее ценностей, в чем ее преимущества в рамках глобальной конкуренции? Государственная политика, в том числе культурная, в конечном счете преследует цель сохранения и развития преимуществ нации, претендующей на лидерство и сохранение суверенитета.

В Конституции России человек, его права и свободы провозглашаются высшей ценностью (ст.2). Одновременно в преамбуле Конституции, наряду с утверждением прав и свобод человека, отмечается почитание памяти предков, передавших нам любовь и уважение к Отечеству, веру в такие ценности как добро и справедливость, утверждается сохранение исторически сложившегося государственного единства. В статье 67.1 говорится о сохранении памяти предков, передавших нам идеалы и веру в Бога, а также утверждаются преемственность в развитии Российского государства, правопреемство с Союзом ССР (ч. 1, 2), то есть в какой-то мере декларируется правопреемство и с ценностями дореволюционной России, и с ценностями СССР, что требует дальнейшей конкретизации. В посланиях к Федеральному Собранию Президенты В.В.Путин и Д.А.Медведев неоднократно обращались к ценностям патриотизма, демократии, справедливости, свободы и общественной нравственности как государствообразующим, задающим цели государственной политики [1].

Подчеркивая преемственность в развитии государства, Конституция, таким образом, определяет синтез общечеловеческих гуманитарных ценностей и ценностей самобытной российской культуры, в них укорененных, в качестве уникального наследия – базовых ценностей, которые задают вектор национального развития и всей государственной политики в целом. Подчеркивая важность сохранения культурной самобытности в условиях глобальной конкуренции ценностей и моделей развития и возрастающих угроз национальному культурному суверенитету, Конституция (ч.4 ст.68) определяет, что культура в Российской Федерации является уникальным наследием ее многонационального народа, поддерживается и охраняется государством.

Культурная самобытность как фактор, обеспечивающий преимущества России в условиях глобальной конкуренции, и защиту ее национальных интересов, предполагает реализацию комплексной государственной политики по трем основным направлениям:

- приоритет культурного развития личности (образование, воспитание, просветительская деятельность, нацеленные на развитие творческого интеллектуального потенциала) – ключевой фактор развития производительных сил страны, что прямо коррелирует с нормой Конституции о том, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими и определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием (ст.18). В том числе речь идет о правах на свободу творчества, на участие в культурной жизни и коррелирующую с перечисленными правами обязанность сохранения исторического и культурного наследия (ст.44 Конституции РФ);

- формирование и поддержание общероссийской идентичности и единого культурного пространства, обладающего своей неповторимой спецификой. В Стратегии государственной национальной политики Российской Федерации на период до 2025 года (утв. Указом Президента РФ от 19 декабря 2012 г. N№1666) общероссийская гражданская идентичность (гражданское самосознание) определяется как осознание гражданами Российской Федерации их принадлежности к своему государству, народу, обществу, ответственности за судьбу страны, необходимости соблюдения гражданских прав и обязанностей, а также приверженность базовым ценностям российского общества (пп. «г» п.4.2 Стратегии). Общероссийская гражданская идентичность (гражданское самосознание), согласно Стратегии, основана на сохранении русской культурной доминанты, присущей всем народам, населяющим Российскую Федерацию. Современное российское общество объединяет единый культурный (цивилизационный) код, который основан на сохранении и развитии русской культуры и языка, исторического и культурного наследия всех народов Российской Федерации и в котором заключены такие основополагающие общечеловеческие принципы, как уважение самобытных традиций народов, населяющих Российскую Федерацию, и интегрирование их лучших достижений в единую российскую культуру (п.11.1 Стратегии). Благодаря объединяющей роли русского народа – системообразующего звена российской нации и государствообразующего народа (ч.1 ст.68 Конституции РФ), многовековому межкультурному и межэтническому взаимодействию на исторической территории Российского государства сформировались уникальное культурное многообразие и духовная общность различных народов, приверженных единым принципам и ценностям, таким как патриотизм, служение Отечеству, семья, созидательный труд, гуманизм, социальная справедливость, взаимопомощь и коллективизм (п.11 Стратегии);

- защита культурного суверенитета. Под гуманитарным (культурным) суверенитетом следует понимать совокупность культурных, религиозных, мировоззренческих и социально-психологических факторов, позволяющих народу и государству утверждать свою идентичность, избегать социально-психологической и культурной зависимости от внешних центров влияния, быть защищенным от деструктивного идеологического и информационного воздействия, сохранять историческую память, следовать своим национальным идеалам и ценностям [2]. Обеспечение культурного суверенитета Российской Федерации реализуется посредством не только ограничительных мер, направленных на защиту общества от внешней идейно-ценностной экспансии и деструктивного информационно-психологического воздействия (п.82 Стратегии), но и через признание первостепенной воспитательной, образовательной и просветительской роли российской культуры в укреплении единства и целостности нации, в формировании осознанных ценностей гражданственности и патриотизма, приверженности базовым ценностям общества, на которых основывается общенациональная идентичность и способность к стратегическому целеполаганию и реализации национальных интересов, обеспечению национальной безопасности.

Достижение целей стратегического планирования по этим трем ключевым направлениям призвано обеспечить сохранение и дальнейшее развитие культурной самобытности, уникального наследия российского общества как основы реализации всего комплекса национальных интересов на долгосрочную перспективу.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 25.04.2005; Послание Президента РФ Федеральному Собранию РФ от 05.11.2008.

[2] Соборное слово XVI Всемирного Русского Народного Собора // Всемирный Русский Народный Собор : [сайт]. – URL: https://vrns.ru/news/sobornoe-slovo-xvi-vsemirnogo-russkogo-narodnogo-sobora//#.UHrnzUcl9Zs (дата обращения: 15.04.2021).

© Шашкин П.А., 2021.

Статья поступила в редакцию 10.04.2021.

Шашкин Павел Александрович,
кандидат философских наук,
советник генерального директора Международного научно-исследовательского института проблем управления (Москва),
e-mail: paulshashkin@list.ru


 

Издатель 
Российский
НИИ культурного
и природного
наследия
им. Д.С.Лихачева

Учредитель

Российский
институт
культурологии. 
C 2014 г. – Российский
НИИ культурного
и природного наследия
имени Д.С.Лихачёва

Свидетельство
о регистрации
средства массовой
информации
Эл. № ФС77-59205
от 3 сентября 2014 г.
 
Периодичность 

4 номера в год

Издается только
в электронном виде

Входит в "Перечень
рецензируемых
научных изданий"
ВАК (по сост. на
19.12.2023 г.).

Регистрация ЭНИ

№ 0421200152





Наш баннер:




Наши партнеры:




сайт издания




 


  
© Российский институт
    культурологии, 2010-2014.
© Российский научно-
    исследовательский
    институт культурного
    и природного наследия
    имени Д.С.Лихачёва,
    2014-2024.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
     The authors’ opinions expressed therein are not necessarily those of the Editor.

При полном или частичном использовании материалов
ссылка на cr-journal.ru обязательна.
     Any use of the website materials shall be accompanied by the web page reference.

Поддержка —
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Институт Наследия). 
     The website is managed by the 
Likhachev Russian Research Institute
     for Cultural and Natural Heritage (Heritage Institute).