2021/2(44)
спецвыпуск

Содержание

Круглый стол 2 марта 2021 г. Тезисы докладов

Аверьянов В.В.

Баранов С.Д.

Волобуев С.Г.

Горлова И.И.

Лепехин В.А.

Маслин М.А.

Миронов А.С.

Посадский А.В.

Рудаков А.Б.

Шашкин П.А.

 
DOI 10.34685/HI.2021.81.46.013
Посадский А.В.
Дискурс традиционных ценностей в пространстве российского конституционализма
Аннотация. Тезисы выступления на круглом столе «Традиционные российские духовно-нравственные ценности в понятийном аппарате государственной культурной политики», прошедшем в Российском научно-исследовательском институте культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (2 марта 2021 г., Москва).

Ключевые слова: духовно-нравственные ценности, традиционные ценности, культура, государственная культурная политика, конституционализм, Россия
.



Дискурс традиционных ценностей отражен в Конституции РФ. Он – неотъемлемая составляющая системы документов стратегического планирования Российской Федерации. В Cтратегии национальной безопасности традиционные российские духовно-нравственные ценности видятся фундаментом отечественной государственности, основанием общероссийской идентичности народов нашей страны. Стратегическими целями обеспечения национальной безопасности заявлено сохранение и приумножение традиционных российских духовно-нравственных ценностей как основы российского общества. Во имя этих целей реализуются государственная культурная и национальная политика. Стратегией государственной культурной политики предполагается ее осуществление как ценностно ориентированной и направленной на распространение традиционных ценностей. Стратегия развития воспитания полагает формирование личности, разделяющей российские традиционные духовные ценности, в качестве приоритетной задачи. Стратегия государственной антинаркотической политики утверждает, что антинаркотическая идеология России базируется на традиционных российских духовно-нравственных ценностях.

Дискурс традиционных ценностей – неотъемлемая составляющая президентского дискурса В.В.Путина. Президентская концепция национальной идеи (концепция патриотизма как национальной идеи и базовой российской ценности), государственного суверенитета, национальной безопасности, государственной культурной политики (как охватывающей все стороны жизни и направленной на сохранение традиционных ценностей) основывается на дискурсе традиционных ценностей.

Принципиально важно отметить, что президентский дискурс формировался под влиянием идей Д.С.Лихачева. Творческое наследие великого мыслителя выступает контекстом президентского дискурса В.В.Путина. В президентском дискурсе системно воспроизводится идея Д. С.Лихачева о духовно-нравственных основаниях общественно-государственной жизни, его отождествление смысла государственного бытия с трансляцией и развитием культурного и природного наследия, взгляд на государство как гарант сохранения и развития культурного достояния нации, убеждение, что государство обязано видеть в культуре основу духовной безопасности народа, понимание национальной культурной политики как всеохватывающей. В связи с этим необходимо указать на то, что «Декларация прав культуры» Д.С.Лихачева справедливо может быть отнесена к знаменательным моментам в развитии российского конституционализма [1], а сам президентский дискурс может быть продуктивно осмыслен в системе координат лихачевской программы экологии культуры как цели существования современного национального государства.

Традиционные ценности – опорное понятие современного российского конституционализма, его концептуальное и ценностное ядро. Дискурс традиционных ценностей выступает основанием аксиологии российского конституционализма, его ценностной метапарадигмой. Дискурс традиционных ценностей может быть обозначен как дискурс легитимации современного российского политико-правового пространства. Само формирование современного российского конституционализма должно быть осмыслено в качестве процесса обретения традиционными ценностями формально-юридической нормативности, в качестве процесса формально-юридического закрепления стержневого российского ценностного целеполагания.

Следуя парадигме современного российского конституционализма, традиционные ценности, являясь исторически устоявшимися духовными смыслами, предающимися от поколения к поколению, составляют ценностное ядро российской цивилизационной общности. Они определяют самобытный характер российского цивилизационного процесса, выступают основанием государственного суверенитета страны, являются началами культурного и государственного развития нашего Отечества. Их защита и приумножение – основание национальной безопасности. Традиционная идентичность видится идентичностью легитимирующей культурное и государственное бытие России. При этом сама российская государственность рассматривается в качестве сложного социокультурного феномена. Государственная культурная политика, как и государственная политика в целом, понимается как органическое продолжение российского цивилизационного процесса. Государственная культурная политика трактуется не узко-секторально, а всеохватывающе. Дискурс традиционных ценностей интегрирует дискурс российской культурно-цивилизационной самобытности, дискурс государственного суверенитета и национальной безопасности, дискурс национальной идеи, дискурс государственной политики, т. е. базовые составляющие дискурса российского конституционализма.

Современной России удалось реализовать перспективный синтез конституционализма, осуществив интеграцию республиканской политической системы дискурсом традиционных ценностей, обосновав демократическую политическую систему, исходя из дискурса традиционных ценностей. России удалось стать оплотом синтеза традиционного духовного, высокого культурного и правового политического классицизма.

Благодаря подобному синтезированию Россия имеет все основания сегодня стать достойным подражания примером нравственно-правового народно-исторического государства. Такое государство является? проводником в жизнь высоких традиционных ценностей, исторически сложившихся на их основе представлений о солидарности.

Народно-историческое государство характеризуется непрерывной преемственностью в реализации задач. Его существование определяется не только настоящими задачами и потребностями, но и в не меньшей степени – задачами прошлого и будущего. Такое государство укоренено в истории, зиждется на глубинных народно-культурных основаниях. Оно призвано хранить культурные и цивилизационные начала народной жизни, обеспечивать связь времен и поколений. Речь идет о государстве ценностно насыщенной, высокой идентичности, о государстве, обладающем исторически выверенной стратегией развития, мощным ценностным фундаментом, четкими идентификационными ориентирами, продолжающими играть консолидирующую роль сегодня.

Нравственно-правовое государство выступает выразителем высшего нравственного порядка народной жизни, зиждется на нравственных приоритетах народного правосознания. Оно стремится возводить предписания нравственности в степень положительного закона, формировать юридические начала при опоре на традиционные духовно-нравственные ценности народа. Правовое регулирование здесь органически следует из нравственного права, правовая регламентация человеческих отношений обнаруживает свою зависимость от нравственного порядка общественной жизни как общего блага. Нравственно-правовое государство выражает классическое правопонимание, означающее, что право опирается на уходящие в века традиционные нравственные нормы.

Развитие современного российского конституционализма есть отражение традиционного консенсуса. Традиционный консенсус – достигнутое в прошлом и воспроизводимое в настоящем согласие касательно основополагающих для данного сообщества ценностей, обеспечивающее его консолидацию и непрерывность развития. Речь идет о согласии касательно признания значения традиционных ценностей и основанных на них образов жизни началами развития страны. Речь идет о формулировании принципов достойной жизни в соответствии с исторически сформировавшимися стержневыми ценностями и традиционными формами идентичности. Имеется в виду, что традиционные ценности и идентичности выступают источником современного развития. Движение в современность видится осуществляемым в органическом творческом единстве с исторически сформированными идентичностями, при творческом сохранении культурных почв, а не вопреки им.

Оптимальный путь воспроизводства традиционного консенсуса достигается через гармоничное стратегическое сотрудничество гражданского общества и государства.

В настоящее время в связи с распространением деструктивных практик глобализации, размывающих традиционные ценности стран и народов, для воспроизводства традиционного консенсуса резко возрастает значение социокультурного проектирования, направленного на придание устойчивого характера общественно-государственному развитию, общественно-государственную консолидацию, понижение уровня угроз, идущих извне.

Приходится констатировать серьезное снижение качества разработки и реализации программ социокультурного проектирования в современных национальных государствах и, в частности, в России. Возможно говорить о системном кризисе в сфере общественно-проектного социального знания и практики.

Современные национальные государства остро нуждаются в общественных проектировщиках, способных увидеть корни и содержание социальных проблем, определить оптимальные варианты их проектных решений. Речь идет об экспертах в сфере социального знания, понимающих роль политико-идеологических, ментальных, социально-психологических, духовно-ценностных факторов в общественно-политической жизни, владеющих искусством интерпретации общественно-государственной жизни как с позиции законодательства, так и с позиции ценностных воззрений. Речь идет об экспертах, владеющих глубокими социальными теориями, учитывающих в своей работе специфику истории и культуры страны, а не о «специалистах», односторонне акцентирующих технологические аспекты социального управления и упрощенно определяющих его суть через категории естествознания. Крайне востребовано экспертное сообщество, считающее, что разработка социально-культурных программ, их логики, структуры и содержания немыслима без целостной картины общества и человека. Сам анализ социальной ситуации, ее адекватное видение возможны лишь при использовании теорий, целостно описывающих и объясняющих социальное пространство, учитывающих всю его сложность и многообразие, значение как экономических, технологических, так и культурных, духовно-ценностных, идеологических, религиозных факторов.

Общественное проектирование определимо как проектирование социокультурное. Его методологические основания требуют видения общества, природы, техники и культуры в их неразрывной связи, признания, что в общественно-государственной жизни человек является субъектом глубоких духовных ценностей и культурных традиций, ответственным хранителем и возделывателем культурных ландшафтов.

Современную теорию общественного проектирования целесообразно развивать на базе интеллектуальных традиций национальных государств, в органической связи с их ценностными системами.

Социальное проектирование является органической составляющей жизни и фактором развития современного национального государства. Оно определимо как пакет современных культуросберегающих и следующих из них обществосберегающих и государствосберегающих программ, совершенствующих систему национальной безопасности и создающих условия для стабильного поступательного общественно-политического развития без революций и необратимых катастроф. Оно представляет собой созидательную творческую деятельность, имеющую целью устойчивое развитие государства на основе сохранения исторически сформированных традиционных духовных ценностей.
 

ПРИМЕЧАНИЕ

[1] См.: Аксиология российского конституционализма : история и современность /под ред. С.И.Дудкина, И.Д.Осипова. – СПб.: Изд-во СПбГУ, 2012. – 329 с.

© Посадский А.В., 2021.

Статья поступила в редакцию 10.04.2021.

Посадский Александр Владимирович,
кандидат философских наук,
директор Центра евразийских аксиологических исследований
Ленинградского государственного университета им. А.С.Пушкина (Пушкин),

 

Издатель 
Российский
НИИ культурного
и природного
наследия
им. Д.С.Лихачева

Учредитель

Российский
институт
культурологии. 
C 2014 г. – Российский
НИИ культурного
и природного наследия
имени Д.С.Лихачёва

Свидетельство
о регистрации
средства массовой
информации
Эл. № ФС77-59205
от 3 сентября 2014 г.
 
Периодичность 

4 номера в год

Издается только
в электронном виде

Входит в "Перечень
рецензируемых
научных изданий"
ВАК (по сост. на
19.12.2023 г.).

Регистрация ЭНИ

№ 0421200152





Наш баннер:




Наши партнеры:




сайт издания




 


  
© Российский институт
    культурологии, 2010-2014.
© Российский научно-
    исследовательский
    институт культурного
    и природного наследия
    имени Д.С.Лихачёва,
    2014-2024.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
     The authors’ opinions expressed therein are not necessarily those of the Editor.

При полном или частичном использовании материалов
ссылка на cr-journal.ru обязательна.
     Any use of the website materials shall be accompanied by the web page reference.

Поддержка —
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Институт Наследия). 
     The website is managed by the 
Likhachev Russian Research Institute
     for Cultural and Natural Heritage (Heritage Institute).