Соколов А.В.
Аннотация. Рассмотрено понятие «информационное общество», которое многозначно, что учитывается не всегда. Охарактеризованы разные интерпретации данного понятия, которыми оперируют культурологи: социологическая, научно-футурологическая, мифологическая. Охарактеризованы содержание этих интерпретаций, их взаимосвязи, причины появления.
Ключевые слова: информационное общество, социология, футурология, мифология
Нельзя сказать, что природа и сущность информации и информационного общества познаны современной наукой, но можно утверждать, что информационные праздники занимают значительное место в праздничном календаре России и многих других стран. 26 ноября отмечается Всемирный день информации (World Information Day), еще в 1992 г. инициированный Международной академией информатизации. Папа Иоанн Павел II в 1998 г. санкционировал Всемирный день Интернета, покровителем которого считается святой Исидор, епископ Севильский (560–636), который имеет репутацию первого энциклопедиста и одного из самых образованных ученых своего времени. В России День Интернета отмечается 30 сентября; кроме того, 7 апреля празднуется День рождения Рунета (RuNet). Именно в этот день в 1994 г. Россия была признана представленным в Интернете государством и домен Ru был внесен в международную базу данных национальных доменов верхнего уровня. 4 декабря считается Днем рождения информатики в России в память о том, что в 1948 г. советские инженеры И.С.Брук и Б.И.Рамеев получили авторское свидетельство как изобретатели цифровой электронной вычислительной машины.
В доинтернетовскую эру, начиная с 1969 г., 17 мая отмечался Всемирный день электросвязи в честь основания Международного союза электросвязи (МСЭ) и подписания первой Международной телеграфной конвенции в 1865 г. Этот профессиональный праздник способствовал развитию связи в мире со времен телеграфии до современных информационных коммуникаций. В 2005 г. Всемирный саммит по вопросам информационного общества в Тунисе принял обращение к Генеральной Ассамблее ООН с призывом объявить 17 мая Всемирным днем информационного общества. В ответ на это обращение Генеральная Ассамблея ООН в марте 2006 г. приняла резолюцию, в которой провозгласила 17 мая Всемирным днем информационного общества. В ноябре 2006 г. на Полномочной конференции Международного союза электросвязи (МСЭ) в Турции было предложено оба мероприятия (Всемирный день электросвязи и Всемирный день информационного общества) отмечать 17 мая как Всемирный день электросвязи и информационного общества (World Telecommunication and Information Society Day). Этот день считается теперь профессиональным праздником всех программистов, системных администраторов, провайдеров, веб-дизайнеров, редакторов интернет-изданий и всех тех, кто работает в сфере информационных технологий. Цель этого международного праздника заключается в том, чтобы способствовать повышению уровня осведомленности о возможностях, которые может принести обществам и странам использование Интернета и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), а также о путях преодоления «цифрового разрыва».
Генеральный секретарь ООН Кофи Аннан в своем послании 2006 г., посвященном Всемирному дню информационного общества, отметил важность установления этого памятного дня. Он призвал все государства-члены ООН развивать меры для повышения безопасности и укрепления доверия к информационно-коммуникационным технологиям с целью создать свободное и безопасное информационное общество, обеспечить неуклонный рост и развитие экономики всех, особенно развивающихся стран. Судя по словам Генерального секретаря, построение информационного общества − стратегическая цель мирового сообщества в целом и каждого государства в отдельности, поэтому нужно радоваться каждому шагу на пути информатизации и высоко ценить труд информационных работников. Приятно отметить, что руководство России постоянно уделяет внимание информационным процессам. Красноречивыми свидетельствами могут служить присоединение России к Окинавской хартии Глобального информационного общества, принятой на саммите стран «большой восьмерки» (июль 2000 г., Окинава), утверждение Президентом В.В.Путиным в феврале 2008 г. Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации, наконец, утверждение 20 октября 2010 г. Государственной программы Российской Федерации «Информационное общество (2011–2020 годы)» с общим ресурсным обеспечением 3 788 000 млн руб. в ценах соответствующих лет.
Учреждение Всемирного дня информационного общества еще не является доказательством существования информационного общества в социальной реальности. Если это было так, то Генеральному секретарю ООН не пришлось бы призывать к созданию «свободного и безопасного информационного общества» и не потребовалась бы российская Стратегия развития информационного общества. Пока полноценного информационного общества у нас нет, но мы располагаем реальными элементами информатизации экономики, культуры, образования, науки и обыденной жизни.
Глобальная паутина Интернет, мобильные телефоны и мультимедиа пленяют молодое поколение как супермагистраль, ведущая в информационное общество. Прогрессивные писатели, популяризаторы науки, умудренные профессора и шустрые аспиранты, восторгаясь победоносным ходом информационно-технологической революции, апеллируют к информационному обществу, как ветхозаветные пророки к Земле Обетованной. Ряды энтузиастов информационного социума охотно пополняют социальные философы и культурологи, бизнесмены и политические деятели, библиотекари-библиографы и социально-культурные работники. Их мотивы и ожидания, конечно, несовместимы, но всех их объединяет оптимистическая вера во всемогущество Информации. Например: «Информатизация − глобальный социально-техногенный процесс массового применения информационных технологий во всех сферах человеческой деятельности для поддержания уровня информированности всех членов общества и его различных институтов (структур), необходимого и достаточного для кардинального улучшения качества труда и условий жизни людей» [1]. Получается, что информатизация − гарант образованности, культурности населения и благотворных социально-экономических преобразований. Но День Победы информационного общества праздновать рановато.
Существуют скептики, которым беззастенчиво соблазнительная и агрессивно настойчивая реклама информационного общества кажется подозрительной и небескорыстной, подобно рекламе элитного жилья. Они отмечают несостоятельность технологического детерминизма, сомневаются в благотворном могуществе информационных технологий, отрицают будущность человечества как республики ученой элиты и опасаются нравственной деградации обитателей глобальной «информационной деревни». Анализируя опыт информатизированных государств, ученые педанты указывают на рост неквалифицированных занятий в сфере услуг, распространение примитивной массовой культуры, а не интеллектуализации масс, ставят под вопрос вывод о том, что эрудиция, наука и экспертные знания действительно являются гарантами социального благосостояния.
По мнению маститого лондонского профессора, информационное общество − «это такое общество, в котором создание и распространение информации подчинено целям рекламных компаний, стало делом специалистов по дезинформации из министерства обороны, экспертов по связям с общественностью, парламентских лоббистов» [2]. Другими словами: в информационном обществе просвещение оборачивается информацией, информация − рекламой, педагогика − манипулированием. Петербургский социолог Д.В.Иванов пришел к следующему выводу: «Информационное общество оказывается фантомом постиндустриальной эпохи. Технологические сдвиги, с которыми связывали формирование такого рода социальной организации, налицо, а ожидаемой перемены институциональной структуры не происходит» [3]. Челябинский культуролог И.Д.Тузовский, задавшись вопросом «Информационно-постиндустриальное общество: прогноз, проект или ангажировано-конъюнктурная провокация?» пришел к парадоксальному выводу, что «футурологический проект» информационного общества «не будет завершен никогда» [4]. Надо признать, что неумеренное распространение понятия «информационное общество» привело к его мифологизации, если не сказать вульгаризации. Например, философ В.Н.Катасонов озабоченно заметил: «Цивилизационный проект − информационное общество − при отсутствии философского самоконтроля общества легко превращается в новую утопию» [5].
Содержание мифов, утопий, цивилизационных программ отражает не реальный социальный факт, а виртуальное (возможное, желаемое) состояние будущего. Информационное общество в этом случае представляет собой элемент не социальной, а виртуальной реальности, т.е., не сущее, а возможное (иногда − и то, и другое). Возникает дилемма бытия информационного общества: социальная реальность или виртуальная реальность? Онтологическая проблема бытия информационного общества приобретает в настоящее время не только академический интерес, но и практическое значение. Долгосрочная государственная программа «Информационное общество (2011–2020)» предусматривает серьезные преобразования российского социума, т.е. актуальной социальной реальности. Вместе с тем содержание этой программы относится к вероятному, т.е. виртуальному, состоянию нашего общества, которого сейчас нет. Немаловажно осмыслить перспективы превращения виртуальной программы в актуальную социальную реальность. Таким образом, приходится поневоле столкнуться с фундаментальной социально-философской проблемой: что представляет собой информационное общество по природе и по существу?
Уже первоначальное знакомство с проблемой показало, что определения природы и сущности информационного общества выливаются в сложно структурированное системное исследование, поскольку понятия «информация» и «информационное общество» неоднозначно трактуются разными авторами. Противоречивость суждений не удивительна, ведь понятие «информационное общество» − это неологизм, недавно появившийся в научном и политическом обиходе. Выявляются, по крайней мере, три ответа на вопрос: «Что такое информационное общество?». И, соответственно, мы можем говорить о трех ликах информационного общества.
1. Социологическая интерпретация: информационное общество − это совокупность профессиональных и любительских социальных групп, неразрывно связанных с информационно-коммуникационными технологиями, реально существующая в современном обществе. Именно этим социальным группам адресованы информационные праздники (например, Всемирный день электросвязи и информационного общества). В пространстве современного социума информационное общество этого типа локализовано в информационной техносфере; его члены отличаются от прочих граждан владением специальными знаниями и умениями и технократическим, как правило, мировоззрением. В его структуре различаются:
а) творческая элита, определяющая прогресс в области информационно-коммуникационных технологий;
б) фанаты-киберпанки, предпочитающие виртуальное пространство Интернета социальной реальности;
в) масса информационных работников, репродуктивно воспроизводящих разработанные творческой элитой технологии.
Творческая элита, включающая талантливых, иногда гениальных творцов системных и программных решений в области информатики, явилась генератором идеи информационного общества и обеспечила ее развитие. Свой вклад в развитие идеи внесли любители-киберпанки, ощущающие себя коренными обитателями киберпространства.
2. Научно-футурологическая интерпретация: информационное общество − это гипотеза о грядущем постиндустриальном состоянии нынешнего индустриального общества. Этот тип информационного общества представлен в форме авторских концепций, обсуждаемых научным сообществом и широкой общественностью. Очевидно, что информационное общество основано на развитых информационно-коммуникационных технологиях (ИКТ), т.е. является техногенным, но не ясно, формируется ли оно естественноисторическим образом, независимо от воли людей, или можно искусственно спроектировать и внедрить информационные конгломераты в индустриальный социум. Нет единства мнений и по поводу вероятной социальной структуры информационного общества. Высказываются опасения относительно раскола этого общества на тонкий слой высокообразованных, богатых, счастливых «хозяев жизни» (анклав сверхпотребления) и обширное «гетто нищеты», лишенное доступа к информационным и прочим социальным благам. Превалируют, однако, оптимистические прогнозы. Гипотетические модели информационного общества используются в качестве основы для государственных программ и рекламных компаний коммерческих производителей информационной техники.
3. Мифологическая интерпретация: идея информационного общества − это рекламно-идеологический миф, используемый для управления современным обществом. Миф представляет собой синтез (сплав) правды и вымысла, скрепленный наивной верой. Правда содержится в элементах социальной реальности, вплетенных в контекст мифа, а вымысел привносится эмоционально привлекательной, но иллюзорной картиной будущего информационного общества. Искусство рекламиста или идеолога состоит в том, чтобы заставить простодушную публику поверить в ту версию информационного общества, которая соответствует интересам рекламодателей или государственной бюрократии. Компилируя рекламно-идеологические стереотипы, можно составить следующий мифологический образ информационного общества, манящий торжеством просвещения, свободного творчества и социальной справедливости, которых так не хватает в современной действительности:
− прогрессивная суть современной цивилизации заключается в революционном переходе от индустриального общества к глобальному информационному обществу;
− определяющее значение в экономике, социальной жизни, культуре приобретают информационные технологии; экономическая активность смещается от производства товаров к предоставлению услуг; соответственно сокращается доля рабочих мест в сельском хозяйстве и в промышленности, и большинство трудоспособного населения сосредоточено в сфере информационных услуг; интенсивное движение знаний, технологий, капиталов происходит в виртуальном информационном пространстве;
− информационное общество − это общество, активно и умело использующее информацию и информационно-компьютерные технологии для того, чтобы каждый его член мог жить достойно и безопасно; поскольку первичной считается не стоимость труда, а стоимость творческого таланта, общественные классы формируются в зависимости не от денежного, а от интеллектуального капитала, и ядро социальной структуры общества образуют квалифицированные профессионалы умственного труда, прежде всего − менеджеры, инженеры, учителя, медики, научные работники;
− в информационном обществе архаичная книжность заменяется глобальной «безбумажной» коммуникацией, которая позволяет эффективно искать, анализировать и оценивать информацию, разрешать проблемы и принимать решения, продуктивно и эффективно использовать инструменты повышения производительности труда, сотрудничать, производить и размещать информацию, быть информированным, ответственным, активным гражданином. Достигается такой уровень социальной коммуникации, при котором первоклассники носят в кармане мобильные телефоны, а их родители беседуют друг с другом, находясь на разных континентах.
Лики информационного общества, названные нами, взаимосвязаны и взаимообусловлены. Цепочка генетических зависимостей достаточно ясна. Создатель идеи информационного общества − творческая элита, без участия которой появление информационной техносферы невозможно. Осмысливая тенденции развития информационных технологий и систем, социальные философы и историки культуры предлагают свои концепции грядущего информационного (постиндустриального, постэкономического и т.п.) общества. Их научно-футуристические материалы используются специалистами рекламного дела и политтехнологами для практического манипулирования общественным сознанием. Выстраивается цепочка: «творчество идеи − разработка (культивирование) идеи − практическое внедрение (утилизация) идеи».
Целевые установки и субъективные мотивы звеньев представленной причинно-следственной последовательности, конечно, различны. Ученые, создававшие и культивировавшие идею информационного общества, руководствовались, как правило, бескорыстными познавательными интересами, в отличие от корыстно ориентированных служителей бизнеса и государства. Однако могущественное государство и предприимчивый частный бизнес играют определяющую роль в материально-технической реализации идеи информационного общества. Таким образом замыкается обратная связь «реализация − идея».
Ясно, что представленные интерпретации информационного общества возникли не спонтанно, а в силу определенных социальных потребностей. Формирование информационно-технического сектора экономики, основанного на компьютерных технологиях, обусловило потребность в кадрах соответствующей квалификации и появление особых групп пользователей, которые образовали не виртуальное, а реальное профессиональное сообщество (информационное общество в социологическом смысле). Потребность информационных социальных групп в самоопределении стимулировала разработку гипотез о перспективах развития информатизации, которые сформировали научно-футурологическую идею информационного общества (вторая интерпретация понятия «информационное общество»). Наконец, заинтересованность коммерческих и государственных структур в использовании информационно-технического потенциала вызвала к жизни третью интерпретацию − рекламно-идеологическую мифологию информационного общества.
Важно обратить внимание на переплетение объективных потребностей общества и субъективных интересов социальных групп в интерпретациях информационных процессов. Развитие информационно-технического сектора экономики − результат научно-технического прогресса, в котором заинтересовано все общество в целом. Поэтому профессиональные группы программистов, веб-дизайнеров, системных администраторов, операторов ЭВМ и другие специалисты информационно-технологического профиля неизменно востребованы на рынке труда, и общественная потребность в них очевидна. Научно-футурологические гипотезы, входящие в контекст исследований будущего, представляют интерес для определения возможных сценариев развития общества и адресованы научным и политическим кругам, но не широкой общественности. Привлечь внимание и пробудить интерес к информационному обществу не отдельных социальных групп, а общества в целом − задача рекламно-идеологической мифологии. Эта задача успешно решается благодаря неотразимой привлекательности идеи информационного общества.
Привлекательность данной идеи обусловлена, на мой взгляд, тремя факторами. Во-первых, ее футурологическая направленность раскрывает будущие перспективы человечества, которые не могут не волновать каждого человека. Во-вторых, это внушающие доверие родственные связи с авторитетными информационно-кибернетическими науками, прославившимися фантастическими достижениями в области микроэлектроники, вычислительной техники, телекоммуникации, которые часто именуют информационно-технологической революцией [6]. Можно сказать, что информационно-технологическая революция взрастила идею информационного общества, ибо она дала пытливым мыслителям и социальным философам аргументы для гипотетических сценариев «мира информации». В-третьих, идея информационного общества удовлетворяет глубинную, одну из первичных потребностей всякого человеческого социума − потребность в самоопределении и самореализации, т.е. в познании смысла своего существования и выполнении своей миссии. Не удивительно, что идея информационного общества в конце ХХ столетия быстро получила распространение во всех странах и на международной арене, разумеется, не без участия искусных имиджмейкеров.
Показательно, что сам термин «информационное общество» имеет рекламно-мифологическое происхождение. Его ввели в оборот японские информатики, работавшие в 1980-е гг. над амбициозным проектом «ЭВМ пятого поколения» − «интеллектуальной машиной информационной цивилизации» (дзёхо сякай).Авторство термина приписывается Юдзиро Хаяши, профессору Токийского технологического института или Ёнедзе Масуде, опубликовавшему в 1981 г. в США книгу «Информационное общество как постиндустриальное общество», получившую широкое признание. Ё.Масуда высказал уверенность, что в грядущем глобальном обществе главной отраслью экономики станут производство, аккумуляция и распространение информации посредством телекоммуникации. Исследователь наивно надеялся, что информационная техника послужит мощным средством для формирования новой социально-экономической формации, которая будет бесклассовой и бесконфликтной, соответствовать древним сказаниям о прекрасном будущем.
Информационная мифология сомкнулась, таким образом, с традиционной социальной мифологией. Это естественно. Гипотеза информационного общества, особенно в мифологическом обличии, несомненно, относится к массиву футурологического знания, т.е. предсказаний, предположений, прогнозов, концепций и даже теорий, посвященных будущему человечества. Секрет неотразимой привлекательности этой гипотезы заключен не в восторге по поводу того, что в следующем пятилетии первоклассники будут общаться по электронной почте, а в гарантии, что молодое поколение будет умным, образованным, физически и нравственно совершенным, что сбудутся давние мечты истомленных ветеранов труда. Именно футурологическая направленность идеи информационного общества позволяет использовать ее для удовлетворения личных и социальных потребностей в самоопределении и самореализации в нынешнюю непредсказуемую информационную эпоху. Поэтому резонно поискать предтечи идеи информационного общества в контексте футурологии, но этот сюжет выходит за пределы данной статьи.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Юсупов Р.М., Заболотский В.П. Научно-методологические основы информатизации. СПб., 2000. С. 305.
[2] Уэбстер Ф. Теории информационного общества. М., 2004. С. 217.
[3] Иванов Д.В. Информационное общество: фантом постиндустриальной эры // Информационное общество: сб. ст. М., 2004. С. 356, 363.
[4] Тузовский И.Д. Светлое завтра? Антиутопия футурологии и футурология антиутопий. Челябинск, 2009. С. 89.
[5] Катасонов В.Н. Технологии информационной цивилизации и мудрость книжной культуры // Общество и книга: от Гутенберга до Интернета. М., 2000. С. 77.
[6] Кастельс М. Информационная эпоха: экономика, общество и культура. М., 2000. С. 51.
© Соколов А.В., 2011
Статья поступила в редакцию 3 апреля 2011 г.
Соколов Аркадий Васильевич,
кандидат технических наук, доктор педагогических наук,
профессор Санкт-Петербургского государственного университета культуры и искусств (Санкт-Петербург)
e-mail:
sokolov1@front.ru