2011/2(4)

Содержание

Теоретическая культурология

Межуев В.М.

Тлостанова М.В.

Историческая культурология

Шулепова Э.А.

Флиер А.Я.

Вишленкова Е.А.

Прикладная культурология

Астафьева О.Н.

Соколов А.В.

Гуманитарные исследования

Аванесова Г.А.

Илышев П.В.

Штейнер Е.С.

Малая культурологическая энциклопедия

Власенко В.В.

Шестаков В.П.

Юбилейные даты

Плоских В.М.

Поляков Т.П.

Хренов Н.А.

Рецензии

Кузнецова Т.Ф.

 
УДК 008:315.42
Плоских В.М.
В поисках древних путей ариев

Аннотация. Рассматривается «киргизский период» экспедиционных исследований Е.Е.Кузьминой и работа в Комплексной археолого-этнографической экспедиции Киргизии в 1970-е гг., когда утвердились ее непосредственные и долговременные профессиональные контакты с киргизскими исследователями. По мнению автора, именно изучение киргизских памятников было положено в основу теории Е.Е.Кузьминой о прародине индоиранцев и их продвижении на юг, нашедшей свое отражение в книге «Арии — путь на юг» (М., 2008).

Ключевые слова: Е.Е.Кузьмина, Комплексная археолого-этнографическая экспедиция Киргизии, Кетмень-Тюбе, происхождение индоиранцев, археология Иссык-Куля


Мое личное знакомство с Еленой Ефимовной Кузьминой состоялось летом 1973 г. Тогда мне, молодому еще заместителю директора по науке Института истории АН Киргизской ССР, пришлось возглавить Комплексную археолого-этнографическую экспедицию Киргизии. В эти годы все основные научные силы и финансы были брошены на возведение крупнейшей в Средней Азии Токтогульской ГЭС. Для ее строительства на одной из мощнейших рек Азии – реке Нарын – истоках Сыр-Дарьи (берет начало в горах Центрального Тянь-Шаня), необходимо было предварительно создать крупное водохранилище в долине Кетмень-Тюбе. Под затопление попадали сотни гектаров самой плодородной земли, на которой стояли десятки современных селений и с древности оставались курганы эпохи бронзы (арийской культуры), «царские» курганы саков (азиатских скифов), каменные изваяния и рунические эпитафии тюрков, средневековые городища и даже кокандские укрепления. Из огромного финансового фонда СССР, в соответствии с законом «Об охране памятников истории и культуры» были выделены сравнительно неблоьшие средства на изучение памятников, которые должны были через три-четыре года уйти под воду нового рукотворного озера Кетмень-Тюбе (современное Токтогульское водохранилище).
 
Это была одна из крупнейших тогда экспедиций Советского Союза. Она состояла из десяти отрядов археологов, историков, этнографов, палеолингвистов, антропологов, реставраторов, консерваторов, художников и топографов, куда вошли не только сотрудники АН Киргизской ССР, но и ученые Ленинградского отделения Института археологии, Института востоковедения АН СССР, Эрмитажа, ученые Душанбе, Самарканда и Алма-Аты.
 
Вспоминаются знаковые фигуры, имеющие мировую известность: Е.И.Лубо-Лесниченко, В.А.Лившиц, Я.А.Шер, С.Г.Кляшторный, В.М.Массон, В.Н.Настич, Н.М.Лебель и др. Среди них и новый для меня человек − кандидат исторических наук Елена Ефимовна Кузьмина. Из кыргызских коллег-археологов и историков работали И.К.Кожомбердиев, А.К.Абетеков, К.И.Антипина, Н.Г.Галочкина, Т.Д.Баялиева, В.П.Мокрынин, В.Горячева, К.И.Ташбаева, Б.Э.Аманбаева и др. С увлечением выполняли нелегкий труд землекопов студенты и школьники города Фрунзе. Появилась на раскопках мощная современная техника: бульдозеры, экскаваторы, транспортеры, самосвалы.
 
Основные научные интересы Е.Е.Кузьминой были сосредоточены на курганных раскопках эпохи бронзы Н.Г.Галочкиной и курганных могильниках ранних саков, которые раскапывал В.П.Мокрынин в составе отряда, возглавляемого И.К.Кожомбердиевым. Археолог с аристократической генеалогией Елена Ефимовна стойко переносила укусы комаров и муравьев, угрозы скорпионов, тарантулов и каракуртов, усидчиво копаясь в древних могильных ямах.
 
По итогам экспедиции 1970–1980-х гг., когда уже на всю мощь работала Токтогульская ГЭС, давая электричество и воду всем республикам Средней Азии, мы выпустили три солидных научных сборника. И одним из авторов в них выступала видный московский ученый, исследователь эпохи ариев Е.Е.Кузьмина. Можно сказать, что эталонный памятник эпохи бронзы, раскопанный отрядом Н.Г.Галочкиной в могильнике Джазы Кеч, а также другие памятники долины, разведанные с участием Е.Е.Кузьминой, позволили сделать ряд предварительных выводов, которые легли в основу последующих исследований ученого. В эпоху бронзы на территории Киргизии обитали небольшие обособленные общины, которые не только содержали скот, но и занимались пахотой, охотой, ремеслом. Между общинами должны были существовать связи и товарообмен, имелись средства переправы через бурную реку Нарын [1].

Стоит особо отметить серьезную публикацию Е.Е. Кузьминой, сделанную совместно с заведующим сектором археологии АН Киргизской ССР И.К.Кожомбердиевым: описание клада эпохи бронзы, обнаруженного в селе Шамши Кочкорского района Центрального Тянь-Шаня летом 1975 г. Двадцать семь бронзовых предметов лежали компактно в одном месте на глубине 30−40 см от поверхности земли (вислообушные топорики, втульчатое долото, тесло, серпы, копья, ножи, шило и т.д.). Их анализ привел ученых к выводу о высоком уровне местного производства бронзовых изделий, о начавшемся товарообмене с соседями и культурных связях местных племен. Спектральный анализ предметов Шамшинского клада и рудных месторождений Киргизии позволил сделать вывод об их местном изготовлении и существовании в Киргизии в эпоху поздней бронзы самостоятельного металлургического очага [2].
 
Не вдаваясь в детальные описания археологических артефактов эпохи бронзы на территории Киргизии и соседнего Казахстана, хочется подчеркнуть одно: по итогам работ двадцатипятилетней давности Елена Ефимовна выпустила во Фрунзе книгу, которая стала определенным этапом в исследовании эпохи бронзы и древних ариев на территории Кыргызстана [3]. Считаю, что именно с этой книги, в основу которой были положены материалы и исследования кыргызских памятников, и началось триумфальное и дискуссионное распространение идеи Е.Е.Кузьминой о глобальной проблеме древней истории – где родина ариев и откуда они пришли на юг.
 
В 2009 г. по приглашению Национальной академии наук Е.Е.Кузьмина как ведущий автор, начинавший свои исследования полвека назад с памятников Киргизии, а теперь уже опубликовавший серию книг по арийской проблеме, приехала в Бишкек. Видный общественный деятель республики, бывший госсекретарь страны, известный специалист в области манасоведения и тенгрианства у древних кочевников Дастан Исламович Сарыгулов профинансировал поездку, а мы как раз накануне напечатали рецензию на дискуссионную книгу Е.Е.Кузьминой «Арии – путь на юг» (М.; СПб., 2008) [4].

Не повторяясь, хочется отметить следующее. На обширной территории Средней Азии, которую можно воспринимать как одну из уникальных историко-этнографических областей, с древнейших времен происходили интересные исторические и культурные процессы. Локальные, специфические региональные особенности культуры населения, помимо прочего, детерминировались уровнем развития производительных сил и различными экологическими условиями. Здесь устанавливались и расширялись экономические, социальные, культурные, генетические контакты с представителями разных хозяйственно-культурных типов. Развивалась цивилизация, носившая пульсирующий характер. Древность Средней Азии всегда привлекала внимание специалистов, многие из которых стали известными учеными. Именно к их числу относится и Е.Е.Кузьмина.
 
В своей книге автор исследует проблему происхождения ариев – индоиранской ветви индоевропейцев – не только на основе среднеазиатских археологических артефактов, но и на материалах других регионов: Евразийская степь, Казахстан, Индия, Иран и Афганистан, а также Древний Восток. Не только на данных сравнительного языкознания, но и с анализом фольклора и эпосов. Эта работа Е.Е.Кузьминой представляет собой научный итог скрупулезной исследовательской работы продолжительностью в пятьдесят лет и является последней частью трилогии, посвященной истории и распространению ариев.
 
Обращаясь к вопросу о современном состоянии проблемы происхождения индоиранцев, автор подвергает анализу основные работы по теме. Рассматривая труды отечественных и зарубежных ученых, она обращает внимание читателей на эволюцию взглядов и пересмотр некоторых позиций одними исследователями (В.В.Иванов), выражает несогласие с мнением других о ее политической ангажированности (К.Ламберг-Карловский) и т.п.
 
В монографии есть, на наш взгляд, и дискуссионные моменты, что естественно для такой большой работы. Складывается впечатление, что недостаточное внимание уделено взаимосвязям индоевропейцев с протюркскими народами. Трудно однозначно и категорично утверждать, что археологическая культура соответствует этносу (что автор решает положительно). Вопросы вызывает и использование этнических индикаторов, которые могут в некоторых случаях выйти за границы этого типа социальной общности. В реконструкции древней культуры индоевропейских народов автор не обратилась к обрядам, в том числе праздничным, хотя в других своих работах использует эти материалы. В целом же, естественно, выход каждой новой книги Е.Е.Кузьминой всегда можно приветствовать. Все они вносят существенный вклад в историографию евроазиатской античности.
 
Заключая юбилейную статью, хочется отметить, что Елена Ефимовна в свои зрелые годы не из простого любопытства, а науки ради посетила Кыргызстан. Здесь, правда, в последние годы из-за отсутствия государственного финансирования практически прекратились экспедиционные исследования, и о былых временах приходится только с ностальгией вспоминать. Тем не менее, используя студенческий резерв вузов (в частности, Киргызско-Российского славянского университета − КРСУ), энтузиазм сподвижников (в частности, Конфедерации подводной деятельности России), мы вот уже четверть века проводим скромные подводные изыскания на затонувших памятниках Иссык-Куля. Со дна озера подняты десятки археологических артефактов, относящихся к эпохе бронзы. Е.Е.Кузьмина с ними ознакомилась в Музее подводных находок КРСУ и во время кратковременной поездки на Иссык-Куль*. Надеемся, они найдут место в ее будущих исследованиях и монографиях.


* В статье представлены изображения находок последних лет, которые Елена Ефимовна Кузьмина еще не видела.
 
 
ЛИТЕРАТУРА

[1] Кетмень-Тюбе. Археология и история / ред.: В.М. Плоских и Д.Д. Винник. Фрунзе, 1977. С. 37–38.

[2] По следам памятников истории и культуры Кыргызстана / под ред. В.М. Плоских. Фрунзе, 1982. С. 11, 18.

[3] Кузьмина Е.Е. Древнейшие скотоводы от Урала до Тянь-Шаня / под ред. В.П. Мокрынина. Фрунзе, 1986.

[4] Плоских В.М., Жапаров А.З., Сарыгулов Д.И.Ж. Диалог цивилизаций. Культурно-цивилизационные мосты и современность // Бишкек. 2009. № 9.
С. 151–153.
 

© Плоских В.М., 2011
© Фото, архив Иссык-Кульской археологической экспедиции (КРСУ), 2011

Статья поступила в редакцию 6 июня 2011 г.


Плоских Владимир Михайлович,
доктор исторических наук,
профессор Кыргызско-Российского славянского университета,
академик, вице-президент Национальной академии наук
Кыргызской Республики (Бишкек)
e-mail: ploskih37@mail.ru


 

Издатель 
Российский
НИИ культурного
и природного
наследия
им. Д.С.Лихачева

Учредитель

Российский
институт
культурологии. 
C 2014 г. – Российский
НИИ культурного
и природного наследия
им. Д.С.Лихачева

Свидетельство
о регистрации
средства массовой
информации
Эл. № ФС77-59205
от 3 сентября 2014 г.
 
Периодичность 

4 номера в год

Издается только
в электронном виде

Регистрация ЭНИ
№ 0421200152





Наш баннер:




Наши партнеры:




сайт издания




 


  
© Российский институт
    культурологии, 2010-2014.
© Российский научно-
    исследовательский институт
    культурного и природного
    наследия им. Д.С.Лихачева,
     2014-2021.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
     The authors’ opinions expressed therein are not necessarily those of the Editor.

При полном или частичном использовании материалов
ссылка на cr-journal.ru обязательна.
     Any use of the website materials shall be accompanied by the web page reference.

Поддержка —
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева. 
     The website is managed by the Russian Scientific Research Institute
     for Cultural and Natural Heritage named after D.Likhachev