Поляков Т.П.
С Еленой Ефимовной Кузьминой мы познакомились в середине 1980-х гг. Ухоженная, интеллигентная дама пришла в то время еще НИИ культуры заведовать легендарным и ныне «покойным» отделом музееведения. Это были переломные годы и для страны, и для отечественного музейного дела, – шла смена мировоззрений и поколений. Уходили «курлаты» и «михайловские», приходили молодые, азартные люди, готовые создавать новые музеи и новые музейные теории.
Я учился в аспирантуре, писал диссертацию, сочинял музейные сценарии и мало интересовался институтскими сплетнями. Но слухи просто догнали меня в каменных коридорах нашего памятника культуры. Говорили, что новая начальница со скандалом ушла из Института археологии, что она ничего не смыслит в музеях и что никакой перспективы нам, аспирантам, в частности, не светит. Надо признаться, эти три тезиса меня не напугали. Во-первых, я люблю скандальных людей в хорошем, творческом смысле слова. Во-вторых, дилетантка-начальница не обременена музееведческими клише, типа «социальных функций музея», и ей проще воспринять инновационные идеи. Наконец, в-третьих, меня прикрывал научный руководитель, директор института В.Б.Чурбанов. Собственно говоря, он и пригласил Е.Е.Кузьмину на эту беспокойную должность.
Первое время наши отношения складывались сложно. Я знал, что Елена Ефимовна крупный специалист по археологии и культуре Востока, что она автор серьезных работ в данной области. Все это вызывало уважение. Но дело в том, что я, по молодости лет, не признавал над собой никакого начальства, кроме В.Б.Чурбанова. А ведь заведующий отделом, как известно, должен руководить, указывать и направлять…
Все решила одна совместная командировка. Точнее – путешествие по Волге и Каме на белом пароходе. В течение двух лет мы с Н.Никишиным, Е.Галкиной и екатеринбургскими художниками работали над проектом новой, оригинальной экспозиции в Музее истории и культуры Среднего Прикамья, расположенном в удмуртском городке Сарапул. Руководство города решило устроить «всенародное обсуждение» спорного проекта, зафрахтовало пароход, собрав на нем известных и заинтересованных лиц, и отправило этот «ноев ковчег» по водам великих российских рек.
У проекта были не только доброжелатели, но и оппоненты. Помню, как все они собрались на корме нашего судна и после моего выступления стали бурно критиковать представленный макет будущей экспозиции. Следует отметить, что в проекте отсутствовали хронология и этнографическое наукообразие. Все строилось на поэтической мифологии и символических артефактах, которые размещались в непривычных, метафорических витринах. Оппоненты давили до выступления Е.Е.Кузьминой. Взяв слово, она мягко и интеллигентно стала опровергать их доводы, комментируя локальные экспозиционные образы примерами из мифопоэтической культуры народов Востока. Наш проект как будто ожил, приобрел дополнительные яркие краски, заставил зрителей по-новому взглянуть на будущее подобных музеев. Напомню, что это была поддержка известного специалиста, ученого, доктора исторических наук.
Вечером, пытаясь снять напряжение, я выпил коньячку и вышел на палубу. Дискуссия продолжалась на фоне летнего заката и темно-теплой воды. Я вдруг по-новому взглянул на Елену Ефимовну. Я увидел молодую, красивую женщину, с улыбкой смотрящую на пьяного проектировщика. Я подошел и стал читать стихи, я пригласил ее на танец, я… В общем, меня вовремя увели с палубы в пароходный буфет продолжать праздник.
С тех пор наши отношения стали дружескими. Елена Ефимовна помогала, чем могла. А помощь была крайне необходима. Ведь из десятка проектов, как правило, реализовывались от силы один или два. Приходилось писать, по сути, в стол. И вот однажды, услышав, что у меня есть сценарий музея Велимира Хлебникова в Астрахани, отвергнутый местной властью, моя начальница предложила опубликовать его в сборнике ученых трудов, посвященном проблемам культуры Востока и составленном из сугубо научных статей. Я с благодарностью согласился. Сценарий был опубликован практически без купюр, тем самым создался прецедент. С тех пор я периодически публикую свои проекты, с благодарностью вспоминая Е.Е.Кузьмину.
В середине 1990-х гг. наши пути не то чтобы разошлись, но пересекаться стали реже. Мы встречались в стенах Российского государственного гуманитарного университета, на кафедре музеологии, где профессор Кузьмина читала спецкурс «Музеи мира». Помню, как студенты с уважением и любовью отзывались о лекциях Елены Ефимовны, открывавших им музейный мир Европы. Мы встречались и встречаемся на заседаниях Ученого совета Российского института культурологии. Мы вспоминаем прошлое, наш бывший отдел и сарапульский Белый Пароход, где я впервые пожалел, что слишком поздно родился…
© Поляков Т. П., 2011
Статья поступила в редакцию 10 апреля 2011 г.
Поляков Тарас Пантелеймонович,
кандидат исторических наук,
профессор Академии переподготовки
работников искусства, культуры и туризма (Москва)
e-mail:
polyakov_t@mail.ru