2011/2(4)

Содержание

Теоретическая культурология

Межуев В.М.

Тлостанова М.В.

Историческая культурология

Шулепова Э.А.

Флиер А.Я.

Вишленкова Е.А.

Прикладная культурология

Астафьева О.Н.

Соколов А.В.

Гуманитарные исследования

Аванесова Г.А.

Илышев П.В.

Штейнер Е.С.

Малая культурологическая энциклопедия

Власенко В.В.

Шестаков В.П.

Юбилейные даты

Плоских В.М.

Поляков Т.П.

Хренов Н.А.

Рецензии

Кузнецова Т.Ф.

 
УДК 008:001.8
Кузнецова Т.Ф.
Культурологический поиск: от фундаментального к прикладному:
рецензия на книгу:
«Культурология: фундаментальные основания прикладных исследований»
(М.: Смысл, 2010. 640 с.)

Проблемы развития прикладного научного знания относятся к числу вопросов, которые никогда не перестают активно обсуждаться. Это вполне объяснимо – общество, при всем уважении к научной деятельности вообще, стремится понять, а каким образом можно использовать, практически применить те или иные концепции, теоретические модели, логические построения, созданные учеными.

Культурология, как и иные социально-гуманитарные науки, не является исключением. Ожидания, связанные с возможностями актуализации ее практически-прикладного потенциала, несомненно, имеют полное право на существование; они должны получать соответствующие ответы-предложения со стороны специалистов-культурологов. Рецензируемое издание – это пример весомого ответа на социальный запрос, сформировавшийся в отношении современного культурологического знания. О серьезности этого ответа свидетельствуют и объем рецензируемой книги, и – что гораздо более существенно, – состав коллектива авторов, логика структуры и содержание монографии. Необходимо также отметить, что данное издание является очередным этапом развития прикладного культурологического знания, его структурирования и систематизации, последовательно проводимого коллективом авторов (частично меняющим, а точнее – расширяющим, свой состав) под руководством профессора И.М.Быховской. Мое знакомство с предыдущими работами этого авторского коллектива, посвященными проблемам прикладной культурологи [1], дает весомые основания для утверждения, что рецензируемая книга – не «плод-скороспелка», а действительно очередной серьезный шаг по расширению и углублению знания в данной области.

В предисловии научный редактор справедливо отмечает, что становление и развитие прикладного вектора культурологического знания тесно вплетено в институционализацию культурологии как науки в целом. При этом акцентируются три периода «на линии судьбы» (по выражению автора) этой подсистемы научного знания:
   – этап «предыстории» (формирование знания, культурологического по сути,
     
но при отсутствии собственно термина «культурология»);
   – период «кристаллизации» культурологии как самостоятельного
      направления, 
сопровождавшийся борьбой за право существования;
   – период легитимного развития культурологии как научной и учебной
      дисциплины, когда быть «культурологом» даже (в определенном смысле)
      
становится модным.

Анализ этих основных этапов, в соотнесении со становлением и развитием прикладного культурологического знания (раздел 1 «Прикладная культурология: конституирование, статус, социальные функции»), красноречиво подтверждает: одним из важнейших векторов формирования культурологии как самостоятельной науки, одной из ее «точек роста» стало проведение прикладных, практически ориентированных исследований. Это приобщение к поиску и обоснованию практических решений актуальных проблем (первоначально в основном по вопросам, связанным с социокультурным развитием регионов, с практиками в области социально-культурной деятельности), действительно, было настоящим катализатором становления и укрепления культурологического знания. Авторы издания с уважением называют имена тех, кто уже в 80−90-е гг. ХХ в. внес серьезную лепту в развитие прикладного культурологического знания (безотносительно к наличию или отсутствию самого этого термина): М.А.Ариарский, В.Л.Глазычев, Б.С.Ерасов, Л.Г.Ионин, Л.Н.Коган, А.П.Марков, Э.А.Орлова, В.М.Розин и др.

В то же время, прослеживая историю развития отечественной прикладной культурологии, авторы книги (см., например, подразделы 1.1 и 1.3 − авторы И.М.Быховская и Н.А.Хренов) отмечают ее непростой путь, когда де-юре и де-факто существования прикладного культурологического знания весьма заметно разделились. Будучи некогда ликвидирована, «Прикладная культурология» и по сей день отсутствует как научная специальность, хотя необходимость ее очевидна, а потребность в ней – несомненна. Рецензируемая работа ярко это демонстрирует.

Обращаясь к логике и структуре издания, отметим продуманность и действительно логичность его построения. На наш взгляд, в структуре книги отчетливо просматриваются два больших блока, в которые по смыслу могут быть объединены представленные в книге пять разделов.

Первый блок (разделы 1 и 2) включает вопросы, связанные со статусом, спецификой, функциями прикладной культурологии, с методологическими основаниями прикладных культурологических исследований. Необходимо отметить, что столь детальная проработка вопроса статуса, истории становления, специфики прикладного культурологического знания (в сопоставлении как с другими частями культурологии, так и со смежными социально-гуманитарными науками), пожалуй, представлена в нашей литературе впервые. Этот науковедческий, по своей сути, анализ (добавим к именам, уже названным выше, также и подраздел 1.2 − автор О.И.Горяинова) является важным и с точки зрения репрезентации и понимания культурологического знания как такового, а не только рассматриваемого прикладного сегмента. Несомненный интерес представляет также и весь раздел 2, направленный на выявление возможностей использования различных методологических традиций при проведении прикладного культурологического анализа. Авторами этого раздела предпринята попытка реализовать принцип, который нередко декларируется, но не всегда актуализируется: теоретико-концептуальная схема является реальным методологическим основанием для конкретного исследования. Анализ, проведенный А.М.Улановским («Социальный конструкционизм и прикладные исследования культуры»), А.А.Трошиным («Семантический анализ культуры как методологическое основание прикладных исследований»), О.И.Горяиновой («Структурно-функциональные модели в прикладной культурологии») и другими авторами, дает реальные модели того, как концептуально-теоретическое знание может быть трансформировано в методологические основания проведения прикладных культурологических исследований. Очевидно, подзаголовок книги «фундаментальные основания прикладных исследований» имеет самое непосредственное отношение к данной части работы.

Второй блок, в который, по сути, могут быть объединены разделы 3, 4 и 5, посвящен различным видам и типам социокультурных практик, рассмотренных под углом зрения, соответствующим поставленным целям. Несомненно, что даже простой перечень этих практик и связанных с ними проблемных полей не может не вызывать уважения с точки зрения проделанной работы. Это, своего рода, обширный справочник по прикладной культурологии, где специалисты в самых разных областях деятельности могут найти подсказки, как проанализировать интересующую их сферу с культурологической точки зрения, какие возможности для прикладного анализа той или иной социальной практики, социальной проблемы предоставляет наука культурология. Даже не пытаясь перечислить здесь все сегменты, попавшие в поле зрение исследователей, назову все же некоторые, чтобы обозначить масштабность представленного в работе континуума:
   – культурная политика и проблемы культурного потребления,
      креативные (культурные) индустрии и современные медиакоммуникации;
   – постцифровой мир искусства и сохранение
      культурного наследия;
   – музейное пространство и театральное дело;
   – образование и туризм;
   – экспертиза и инфосоциализация;
   – массовая культура и межкультурный менеджмент;
   – этно- и гендерная составляющие в современной культуре;
   – терроризм как социальное явление и военная культура;
   – культурная травма и бренд-менеджмент;
   – спорт и экология.

Важно отметить, что при всей масштабности и разноликости того поля, в котором работают авторы, ощущения произвольного нагромождения, заполнения выделенного пространства по принципу «обо всем понемногу» не возникает. В этом многообразии продолжает чувствоваться определенная логика. Хотя, как представляется, при продолжении работы коллектива в заявленном направлении, именно задача структурирования конкретных предметных и проблемных областей, являющихся полем для применения прикладной культурологии, должна стать одной из ключевых. Здесь явно есть, над чем еще подумать.

Заключая, отмечу еще раз, что высокий уровень проведенной работы – это в большой степени производная от уровня квалификации авторов данной коллективной монографии, которые представляют ведущие научные и образовательные организации (Российский институт культурологии, Институт философии РАН, МГУ им. М.В.Ломоносова, Российская академия народного хозяйства и государственной службы при Президенте Российской Федерации, Московский педагогический государственный университет, Российский государственный гуманитарный университет, Государственный университет − Высшая школа экономики и др.). Не сомневаюсь, что данный фундаментальный труд по проблемам прикладной культурологии будет активно востребован и в научной, и в образовательной среде. Залог этого – сочетание масштабности и глубины анализа, богатейшая библиография по каждой теме (включающая как отечественные, так и иноязычные источники), ориентированность исследователей на сегодняшние, высоко актуальные социокультурные проблемы.

ПРИМЕЧАНИЯ
 
[1] См., например: Культурные основания и культурологические смыслы социальных практик // Основы культурологии / под ред. И.М. Быховской. М., 2005. С. 337−493.
 
© Кузнецова Т.Ф., 2011

Статья поступила в редакцию 25 апреля 2011 г.

 
Кузнецова Татьяна Федоровна,
доктор философских наук, профессор,
заведующая кафедрой культурологии
факультета социологии, экономики и права
Московского государственного педагогического университета (Москва)
e-mail: kuzline@mail.ru


 

Издатель 
Российский
НИИ культурного
и природного
наследия
им. Д.С.Лихачева

Учредитель

Российский
институт
культурологии. 
C 2014 г. – Российский
НИИ культурного
и природного наследия
имени Д.С.Лихачёва

Свидетельство
о регистрации
средства массовой
информации
Эл. № ФС77-59205
от 3 сентября 2014 г.
 
Периодичность 

4 номера в год

Издается только
в электронном виде

Входит в "Перечень
рецензируемых
научных изданий"
ВАК (по сост. на
19.12.2023 г.).

Регистрация ЭНИ

№ 0421200152





Наш баннер:




Наши партнеры:




сайт издания




 


  
© Российский институт
    культурологии, 2010-2014.
© Российский научно-
    исследовательский
    институт культурного
    и природного наследия
    имени Д.С.Лихачёва,
    2014-2024.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
     The authors’ opinions expressed therein are not necessarily those of the Editor.

При полном или частичном использовании материалов
ссылка на cr-journal.ru обязательна.
     Any use of the website materials shall be accompanied by the web page reference.

Поддержка —
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Институт Наследия). 
     The website is managed by the 
Likhachev Russian Research Institute
     for Cultural and Natural Heritage (Heritage Institute).