2014/2(16)

Содержание

Теоретическая культурология

Трошин А.А.

Культурное наследие России

Дудочкин Б.Н.

Барышев И.Б.,
Кулиев А.Н.,
Умняшов А.Б.

Историческая культурология

Московская Д.С

Гуманитарные исследования

Чекалов К.А.

Монгуш М.В.,
Зайцева А.А.,
Бакшеев Е.С.

Языки культур

Довгий О.Л.

Pro memoria

Житенёв С.Ю.

Рецензии

Пархоменко Е.В.

Санагурский Д.Ю

Гринько И.А.

Булавка-Бузгалина Л.А.

Научная жизнь

Юрьева Т.В.

Замятин Д.Н.

 
УДК 316.752
Пархоменко Е.В.
«Теория Девушки». Рецензия на книгу журнала «Тиккун»
Аннотация. В рецензии рассматривается теоретическая и практическая значимость текста «Теория девушки», принадлежащего группе авторов журнала «Тиккун» (Tiqqun). «Девушка» – это модель гражданина, созданная рыночным обществом после Первой мировой войны в ответ на угрозу революции.

Ключевые слова: Tiqqun, теория девушки, общество потребления, антропоморфизация, анархизм.



В 2014 г. вышел в свет перевод книги «Теория Девушки». Ее написали, вернее – собрали, молодые издатели одиозного журнала Tiqqun, семь человек, самому юному из которых было 19 лет.

Группа авторов сложилась после студенческих волнений в Сорбонне в декабре 1997 года. Их не устраивал современный мировой порядок, власть и лицемерие капитала, они были полны революционных идей и жаждали свободы. В основу их политических взглядов среди прочего легли: Ситуационистский Интернационал, дада и сюрреализм, Франкфуртская школа, работы Ханы Арендт о революции и Гершома Шолена о еврейской мистике [1]. Высокий интеллектуальный уровень участников, обширные познания в области философии и литературы, желание изменить мир «здесь и сейчас» стали краеугольными камнями в создании дискуссионного клуба, а немного позже – журнала.

Название издания – «Тиккун» – стало отсылкой к традиции еврейской мистики, где выражение «тиккун олам» означает исправление утратившего гармонию мира. Статьи члены группы писали совместно.

«Теория Девушки» впервые была опубликована во втором номере журнала в 1999 г., а в 2001 г., расширенная и дополненная, увидела свет в качестве небольшой по объему книги.

Первое, что бросается в глаза потенциальному читателю этого труда – провокационное название. Создается впечатление, что речь пойдет о гендере – будет ли это в сексистском или же феминистском ключе – не ясно. Однако книга совсем не об этом.

За названием скрывается не менее провокационный текст. Для описания этой книги прежде всего стоит отметить, что речь идет совершенно не о девушках. Гендер и возраст не имеют значения для представленного Тиккуном концепта Девушки. «В действительности Девушка – это лишь модель гражданина, созданная рыночным обществом после Первой мировой войны в ответ на угрозу революции», – пишут авторы [2].

Какова же она, эта модель? Во введении нам сообщают, что Девушка – своеобразное дитя, продукт, оружие и цель (в одном лице) в скрытой войне, которую ведет капитализм. В современном обществе корпорациям необходимо постоянно создавать спрос на, в общем, не очень нужные продукты, стимулировать товарооборот за счет моды и рекламы; политикам нужен механизм контроля населения, который не позволял бы человеку даже подумать о перевороте и смене элит. Создается идеология потребления, стремления к материальному достатку в урон духовным ценностям, культивируется желание купить, а не сотворить – ложные идеалы, навязанные рынком.

Реклама прививает людям образ поведения и образ мысли. В чести красота, здоровье, молодость и женственность. (Отмечу, что идея отнюдь не нова и пользуется популярностью на протяжении как минимум восьми тысяч лет: это Иштар, Изида, Венера, Афродита и т.п.). Масс-медиа, кинематограф и современная литература дополняют список: человек должен быть одновременно целомудренным и развратным, скромным и сексуальным, сильным и слабым, идти вверх по карьерной лестнице и строить идеальную семью, получать удовольствие от работы и жаловаться на нее и т.д. Формируется противоречивая и недостижимая модель идеального человека, которая старается вместить в себя все, будучи по сути безликим «ничем».

Людей, стремящихся добиться этого рекламного «идеала» Тиккун метафорически назвал Девушками, взяв за основу их ориентированность исключительно на себя, свой образ. А способ взаимодействия масс-медиа с Девушками и Девушек между собой – Спектаклем, подменяющим жизнь.

Книга ведет читателя сквозь этот феномен, который постоянно усложняется, зацикливается, уничтожает и воссоздает себя, подобно мифической змее, поглощающей собственный хвост.

Девушка со всех сторон обложена различными «должна» (соответствовать, стремиться, быть), она сама создает рамки себе и обществу вокруг себя, контролируя общество не хуже спецслужб. Девушка следует моде и создает спрос. Девушка смотрит на других, сравнивает себя с ними, овеществляет других и таким образом становится вещью сама. Девушка считает тело капиталом, половой акт для нее «служит монетизации самоуважения» [3], и, следовательно, она старается продать себя подороже. Происходит потребление потребителя. Девушка подменяет внутреннее внешним, путает любовь и «контракт» по продаже себя, свободу и предельное исполнение желаний.

Тиккун с ненавистью, буквально капающей со страниц, пишет о том, как рынок извращает человеческие ценности, меняет местами черное и белое и ставит изначально положительные качества на службу товарному производству и обогащению.

Эта книга больше похожа на анархо-коммунистический манифест, нежели на серьезное исследование. Тиккун не делает научного анализа представленного концепта, ограничиваясь лишь легкой философией, описанием и критикой феномена человека-потребителя – Девушки, периодически вздыхая о том, что «так жить нельзя».

С максималистским презрением смотрят авторы на офисных работников, домохозяек, девушек на выданье и мужчин с кризисом среднего возраста. Текст чрезвычайно агрессивен, местами наивен, наряду с философскими размышлениями в нем присутствуют достойные политической программы лозунги, иногда проскальзывает и мат. Негативные эмоции авторов прорываются сквозь описания и метафизику: они осуждают современный мир, капиталистический строй, озабоченность людей собственной внешностью и желание жить с комфортом.

В предисловии авторы говорят о том, что намеренно представили именно первичные материалы, лишь разделив их на рубрики. Действительно, подача материала несколько бессвязна: каждый раздел состоит скорее из тезисов, набросков и подслушанных цитат, нежели из абзацев текста.

Однако, несмотря на обилие очевидных недостатков, книга может стать подспорьем для современных культурологов и социологов, исследователей общества потребления. Написанная чрезвычайно эмоционально, с душой и искренним желанием улучшить мировой порядок, она, быть может, заставит читателя пересмотреть некоторые аспекты своей жизни.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1]
Tiqqun. – 1999. – №1.

[2] Тиккун. Теория девушки. Предварительные материалы / Пер. с франц. С. Михайленко. – М.: Гилея, 2014. – С.12.

[3] Там же. С.78.

© Пархоменко Е.В., 2014.

Материал поступил в редакцию 28 мая 2014 г.


Пархоменко Евгения Викторовна,
научный сотрудник,
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва),
e-mail: eva.parchomenko@mail.ru