В 2014 г. вышел в свет перевод книги «Теория Девушки». Ее написали, вернее – собрали, молодые издатели одиозного журнала Tiqqun, семь человек, самому юному из которых было 19 лет.
Группа авторов сложилась после студенческих волнений в Сорбонне в декабре 1997 года. Их не устраивал современный мировой порядок, власть и лицемерие капитала, они были полны революционных идей и жаждали свободы. В основу их политических взглядов среди прочего легли: Ситуационистский Интернационал, дада и сюрреализм, Франкфуртская школа, работы Ханы Арендт о революции и Гершома Шолена о еврейской мистике
[1]. Высокий интеллектуальный уровень участников, обширные познания в области философии и литературы, желание изменить мир «здесь и сейчас» стали краеугольными камнями в создании дискуссионного клуба, а немного позже – журнала.
Название издания – «Тиккун» – стало отсылкой к традиции еврейской мистики, где выражение «тиккун олам» означает исправление утратившего гармонию мира. Статьи члены группы писали совместно.
«Теория Девушки» впервые была опубликована во втором номере журнала в 1999 г., а в 2001 г., расширенная и дополненная, увидела свет в качестве небольшой по объему книги.
Первое, что бросается в глаза потенциальному читателю этого труда – провокационное название. Создается впечатление, что речь пойдет о гендере – будет ли это в сексистском или же феминистском ключе – не ясно. Однако книга совсем не об этом.
За названием скрывается не менее провокационный текст. Для описания этой книги прежде всего стоит отметить, что речь идет совершенно не о девушках. Гендер и возраст не имеют значения для представленного Тиккуном концепта Девушки. «В действительности Девушка – это лишь модель гражданина, созданная рыночным обществом после Первой мировой войны в ответ на угрозу революции», – пишут авторы
[2].
Какова же она, эта модель? Во введении нам сообщают, что Девушка – своеобразное дитя, продукт, оружие и цель (в одном лице) в скрытой войне, которую ведет капитализм. В современном обществе корпорациям необходимо постоянно создавать спрос на, в общем, не очень нужные продукты, стимулировать товарооборот за счет моды и рекламы; политикам нужен механизм контроля населения, который не позволял бы человеку даже подумать о перевороте и смене элит. Создается идеология потребления, стремления к материальному достатку в урон духовным ценностям, культивируется желание купить, а не сотворить – ложные идеалы, навязанные рынком.
Реклама прививает людям образ поведения и образ мысли. В чести красота, здоровье, молодость и женственность. (Отмечу, что идея отнюдь не нова и пользуется популярностью на протяжении как минимум восьми тысяч лет: это Иштар, Изида, Венера, Афродита и т.п.). Масс-медиа, кинематограф и современная литература дополняют список: человек должен быть одновременно целомудренным и развратным, скромным и сексуальным, сильным и слабым, идти вверх по карьерной лестнице и строить идеальную семью, получать удовольствие от работы и жаловаться на нее и т.д. Формируется противоречивая и недостижимая модель идеального человека, которая старается вместить в себя все, будучи по сути безликим «ничем».
Людей, стремящихся добиться этого рекламного «идеала» Тиккун метафорически назвал Девушками, взяв за основу их ориентированность исключительно на себя, свой образ. А способ взаимодействия масс-медиа с Девушками и Девушек между собой – Спектаклем, подменяющим жизнь.
Книга ведет читателя сквозь этот феномен, который постоянно усложняется, зацикливается, уничтожает и воссоздает себя, подобно мифической змее, поглощающей собственный хвост.
Девушка со всех сторон обложена различными «должна» (соответствовать, стремиться, быть), она сама создает рамки себе и обществу вокруг себя, контролируя общество не хуже спецслужб. Девушка следует моде и создает спрос. Девушка смотрит на других, сравнивает себя с ними, овеществляет других и таким образом становится вещью сама. Девушка считает тело капиталом, половой акт для нее «служит монетизации самоуважения»
[3], и, следовательно, она старается продать себя подороже. Происходит потребление потребителя. Девушка подменяет внутреннее внешним, путает любовь и «контракт» по продаже себя, свободу и предельное исполнение желаний.
Тиккун с ненавистью, буквально капающей со страниц, пишет о том, как рынок извращает человеческие ценности, меняет местами черное и белое и ставит изначально положительные качества на службу товарному производству и обогащению.
Эта книга больше похожа на анархо-коммунистический манифест, нежели на серьезное исследование. Тиккун не делает научного анализа представленного концепта, ограничиваясь лишь легкой философией, описанием и критикой феномена человека-потребителя – Девушки, периодически вздыхая о том, что «так жить нельзя».
С максималистским презрением смотрят авторы на офисных работников, домохозяек, девушек на выданье и мужчин с кризисом среднего возраста. Текст чрезвычайно агрессивен, местами наивен, наряду с философскими размышлениями в нем присутствуют достойные политической программы лозунги, иногда проскальзывает и мат. Негативные эмоции авторов прорываются сквозь описания и метафизику: они осуждают современный мир, капиталистический строй, озабоченность людей собственной внешностью и желание жить с комфортом.
В предисловии авторы говорят о том, что намеренно представили именно первичные материалы, лишь разделив их на рубрики. Действительно, подача материала несколько бессвязна: каждый раздел состоит скорее из тезисов, набросков и подслушанных цитат, нежели из абзацев текста.
Однако, несмотря на обилие очевидных недостатков, книга может стать подспорьем для современных культурологов и социологов, исследователей общества потребления. Написанная чрезвычайно эмоционально, с душой и искренним желанием улучшить мировой порядок, она, быть может, заставит читателя пересмотреть некоторые аспекты своей жизни.
Тиккун. Теория девушки. Предварительные материалы / Пер. с франц. С. Михайленко. – М.: Гилея, 2014. – С.12.
Там же. С.78.
культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачева (Москва),