Центр экспозиционно-выставочной деятельности музеев [1] – активно развивающееся подразделение Института Наследия, которое изучает различные феномены современного музейного проектирования, а также способствует продвижению наиболее актуальных и эффективных методов и технологий экспозиционного творчества.
Наш Центр продолжает лучшие советско-российские научные и творческие традиции, являясь наследником Отдела музееведения и Лаборатории музейного проектирования, успешно действовавших в Российском институте культурологии до объединения двух научно-исследовательских институтов в 2014 г. [2]. Преемственность знаний и подходов обеспечивается, в первую очередь, благодаря деятельности руководителя подразделения – Т. П. Полякова, кандидата исторических наук, опытного музейного проектировщика. Будет не лишним сказать, что наибольший успех ему принесла реализованная концепция экспозиции Государственного Музея В. В. Маяковского в Москве, ставшего одним из наиболее посещаемых столичных музеев (1989–2013 гг.) [3]. Здесь впервые и в полном объеме был применен новый, художественно-мифологический метод проектирования, разработанный на базе тогдашнего НИИ культуры [4]. Общественная дискуссия вокруг смелого авторского подхода, подтверждавшая известный закон диалектического противоречия, завершилась краткой оценкой известного искусствоведа Г. Ревзина: «В Москве есть хорошие музеи, а есть один гениальный. Маяковского. Это единственный в мире музей про то, как поэзия трансформирует физическое пространство» [5].
Сегодня Центр экспозиционно-выставочной деятельности музеев не только участвует в проекте модернизации этой легендарной экспозиции, но и старается сохранить главные ценности, обеспечившие рождение столь новаторского и успешного проекта. Это приоритет триады «ответственность – творчество – профессионализм» в решении рабочих задач, а также – уважительное отношение к посетителю как к субъекту музейной деятельности, нацеленному на личностное, не шаблонное восприятие исторических и культурных явлений.
Сотрудники Центра стремятся к реализации такого подхода в контексте двух основных направлений: осуществление научно-исследовательских работ (НИР) и участие в сценарном (литературном) проектировании экспозиций музеев и музейно-парковых комплексов. Следует подчеркнуть, что все творческие и исследовательские проекты нашего подразделения тесно взаимосвязаны, однако для удобства читателя представим их обособленно.
В центре всех НИР, проходящих на базе нашего подразделения, – актуальные проблемы и тенденции развития музейного дела в России. Например, в 2019 г. вышла коллективная монография «Тематические парки как учреждения музейного типа: проблемы и перспективы» (О.Ю.Нельзина, А.В.Окороков, Т.П.Поляков) [6]. Авторы издания, обобщив мировой и отечественный опыт в строительстве и развитии тематических парков, показали, что эти современные учреждения зачастую практикуют свойственные музеям формы деятельности и с успехом выполняют их отдельные функции.
Более детально данный феномен изучается в контексте НИР «Современные музейно-парковые комплексы в России: оригинальные проекты и проблемы их реализации», которая выполняется Центром в настоящее время. Цель исследования – выявление, анализ и разработка оригинальных проектов современных музейно-парковых комплексов [7] в России, а также определение и анализ основных проблем, связанных с реализацией подобных проектов. В итоге предполагается издать одноименную монографию (2022-2023 гг.). Предварительные результаты представлены в статьях «Музеи под открытым небом и музейно-парковые комплексы: генезис и подходы к классификации» (Т.А.Зотова) [8], «Концептуальные подходы к музеефикации Оранжерейного комплекса усадьбы Горки в Музее-заповеднике “Горки Ленинские”» (Т.П.Поляков, Т.А.Зотова) [9] и др.
Другим аспектам музейного проектирования посвящена коллективная монография «Экспозиционная деятельность музеев в контексте реализации “Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года”» (авторы – Т.П.Поляков, Т.А.Зотова, Ю.В.Пустовойт, О.Ю.Нельзина, А.А.Корнеева) [10], подготовленная в рамках НИР в 2019–2020 гг. Основная новизна исследования состояла в том, что впервые в отечественной практике наиболее актуальные методы, технологии и тенденции современной экспозиционной деятельности рассматривались в комплексе, во взаимосвязи друг с другом и, главное, в контексте стратегических идей развития культурной политики. В изданной монографии подробно описываются методы и технологии экспозиционного проектирования, способные обеспечить сохранение и актуализацию духовно-нравственных ценностей российского общества, а также повысить успешность и эффективность работы музеев. Особое внимание в тексте уделяется современным иммерсивным технологиям – «живого музея», мультимедиа и витрины-образа.
Говоря о публикациях Центра, нельзя обойти вниманием новую монографию Т.П.Полякова – «Музейная экспозиция: методы и технологии актуализации культурного наследия» [11]. Автор показывает коммуникативные возможности музея как специфического языка культуры, а музейные экспозиции – как оригинальные тексты, прошедшие эволюцию от предметных «словарей» и научно-популярных иллюстраций до оригинальных произведений искусства. Монография является своего рода итогом исследовательской, проектной и педагогической деятельности руководителя Центра и предназначена как для музейных проектировщиков, экспозиционеров и художников, так и для студентов (аспирантов), обучающихся по специальности «Музееведение, реставрация и консервация историко-культурных объектов». Следует добавить, что презентация книги проходила в рамках работы Международного фестиваля музеев «Интермузей-2019» и сопровождалась активным интересом российских музееведов, музейных проектировщиков и художников.
Необходимо отметить, что сотрудники Центра экспозиционно-выставочной деятельности музеев постоянно апробируют результаты собственных исследований на российских и международных научно-практических конференциях. Более того, на базе Центра в 2020 г. была организована Всероссийская научно-практическая конференция с международным участием «Экспозиционная деятельность музеев-заповедников и современные музейные практики в контексте реализации “Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года”: проблемы брендирования территорий».
В конференции приняли участие научные сотрудники музеев под открытым небом, преподаватели вузов и аспиранты из 24 регионов нашей страны, а также из Белоруссии и Узбекистана. Среди них – Архитектурно-этнографический музей «Тальцы», Государственный историко-архитектурный и этнографический музей-заповедник «Кижи», Государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник «Казанский Кремль», Переславль-Залесский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Государственный археологический музей-заповедник «Костёнки», Дербентский государственный историко-архитектурный и художественный музей-заповедник, Природный архитектурно-археологический музей-заповедник «Дивногорье», Историко-археологический и природный музей-заповедник «Гнёздово» и др.
Следует сказать, что соорганизатором мероприятия выступил Государственный исторический музей-заповедник «Горки Ленинские» (Московская область), которому была оказана консультативная и креативная помощь в разработке актуальной Концепции развития (2019). Напомним, что этот бывший идеологический комплекс в течение последних десятилетий находится в постоянном поиске новых культурных брендов, способных развивать его основную тематику. Предложенный сотрудниками Центра подход строился на том, что история данного «месторазвития» не ограничивается ни ленинской, ни усадебной темами, а включает реальную историю разных эпох, от времени финно-угорских племен до периода перестройки [12]. Показать уникальность всех объектов, составляющих историко-культурный ландшафт заповедника, – главная задача его коллектива.
В продолжение представим краткую информацию о других проектах Центра экспозиционно-выставочной деятельности музеев, разработанных в последние годы. В 2019–2020 гг. наше подразделение принимало участие в подготовке Концепции перспективного развития особо ценного объекта культурного наследия народов Российской Федерации «Ансамбль Новодевичьего монастыря» как объекта культурного наследия и как объекта музейного показа, при непосредственном взаимодействии с Государственным историческим музеем (Москва). Сотрудники Центра разработали первую часть данного документа – Концепцию музеефикации и развития территории особо ценного объекта культурного наследия «Ансамбль Новодевичьего монастыря» и его буферной (охранной) зоны (исполнители – Т.П.Поляков, Т.А.Зотова, Ю.В.Пустовойт). В тексте, базирующемся на основных идеях П.А.Флоренского о рождении «живого музея» на территории действующего монастыря, представлены предложения по экспозиционным зонам и объектам, расположенным в историческом пространстве комплекса.
В 2020 г. развернулась масштабная работа с Военно-историческим музейно-парковым комплексом проекта «Кронштадт. Остров фортов» (г.Кронштадт, Санкт-Петербург). Следует отметить, что этот проект, представляющий собой новый формат развития исторической территории, стремится к объединению инвестиционных и общественных интересов. Для креативной команды, возглавляемой К.С.Шойгу, сотрудники Центра подготовили несколько концептуальных документов, в которых обозначены базовые идеи для проектирования музейных объектов комплекса.
Особое место среди них занимает Концепция музеефикации и сюжетно-тематическая структура экспозиционного пространства трех фортов г. Кронштадта («Петр I», «Александр I» и «Кроншлот») (исполнители – Т.П.Поляков, Т.А.Зотова, О.Ю.Нельзина). Совершив незабываемую прогулку по бушующему Финскому заливу и лично осмотрев аутентичные постройки уникальных фортификационных сооружений, авторы сформулировали свое главное предложение: все общественные пространства, которые проектируются здесь, должны подчеркивать неповторимый облик каждого из объектов и актуализировать интереснейшую историю их строительства, функционирования и развития.
В процессе разработки концепции были определены основные темы, способные объединить разные функциональные зоны. Для форта «Петр I» таковой стало минно-пороховое дело. Для «Александра I», являющегося визитной карточкой города, – история строительства уникального казематированного форта и работа в его пространстве Особой лаборатории Императорского Института экспериментальной медицины. В качестве базовой темы «Кроншлота», ставшего первым укреплением острова, предлагалась история формирования и возведения всей системы кронштадтских фортов.
Данные музеефицированные памятники, согласно общей идее, должны были стать наиболее аттрактивной частью музейно-паркового комплекса, строящегося в пространстве бывшей Каботажной гавани Кронштадта. В дополнение к уже существующей «Аллее Героев» сотрудники Центра разработали варианты тематических исторических площадок, способных в познавательно-развлекательной форме показать героическую историю российского флота. Данные предложения вошли в Концепцию музеефикации и сюжетно-тематическую структуру экспозиционного пространства береговой (уличной) территории военно-исторического музейно-паркового комплекса проекта «Кронштадт. Остров Фортов» (исполнители – Т.П.Поляков, Т.А.Зотова).
Наконец, были разработаны главная идея, тематическая структура и сюжеты локальных инсталляций для музейной экспозиции «Военно-морская слава России», планируемой в центральном здании музейно-паркового комплекса. По задумке авторов, каждая из инсталляций должна обращаться к образу знаковых морских сражений, боевых походов, научно-разведывательных экспедиций или торжественных парадов и тем самым «погружать» посетителя в наиболее символические событиям военно-морской истории страны. Обеспечить это могут подлинные исторические предметы, актуализированные с помощью оригинальных витрин-образов, мультимедийных технологий и интерактивных зон «живого музея». Эти и другие предложения были изложены в Сценарии стационарной экспозиции «Военно-морской флот России» в центральном здании Военно-исторического музейно-паркового комплекса проекта «Кронштадт. Остров фортов» (исполнители – Т.П.Поляков, Т.А.Зотова).
Следующий проект стал для сотрудников Центра своеобразным профессиональным вызовом. Дело в том, что в 2021 г. появилась неожиданная задача – разработать Концепцию системы экспозиций Музея истории ВМФ России и сюжетно-тематическую структуру стационарной экспозиции «Московская летопись Военно-морского флота России» для Музейно-паркового комплекса «Северное Тушино» (Москва) (исполнители – Т.П.Поляков, Т.А.Зотова; главный консультант и автор идеи – Ю.В.Ермаков [13]). Если лейтмотивом предыдущего проекта был образ Кронштадта, ставшего колыбелью российского флота, то в данном случае предстояло впервые в музейной практике раскрыть «московский след» в создании и развитии ВМФ.
Для этого предлагается создать оригинальную музейную экспозицию, которая будет состоять из нескольких разделов, отображающих роль столицы в становлении флота, начиная с XVI в. В музейных инсталляциях через топографические и «корабельные» образы Москвы, а также через «морские» названия московских улиц, набережных и бульваров предстоит показать события допетровской и петровской эпох, рассказать о героической истории Российского Императорского военно-морского флота, о рождении советского ракетно-ядерного флота и, наконец, о восстановлении боевой мощи ВМФ РФ в начале XXI столетия. По авторской задумке, посетитель начнет путешествовать в экспозиционном пространстве из современной Москвы к ее истории, связанной с рождением регулярного флота, и будет периодически возвращаться в современное пространство столичных проспектов, улиц, бульваров и набережных, посвященных легендарным героям отечественного ВМФ, а затем вновь погружаться в историю…
Пожалуй, можно ограничиться описанием этих проектов – они достаточно полно рассказывают о современной сценарной работе Центра экспозиционно-выставочной деятельности музеев. Но следует добавить, что в последние годы развивались и развиваются научные и творческие контакты сотрудников подразделения с Государственным центральным театральным музеем им. А. А. Бахрушина (Москва), Российским этнографическим музеем (Санкт-Петербург), Военно-патриотическим парком культуры и отдыха Вооруженных Сил Российской Федерации «Патриот» (Московская обл.) и другими столичными и региональными музеями и учреждениями музейного типа. В каждом из наших проектов мы стремимся «вырастить» из историко-культурного потенциала уникальных объектов неповторимые, авторские экспозиции, рассчитанные на вдумчивое, а значит и неоднократное посещение.
[1] До 2020 г. – сектор в составе Центра изучения и проектирования музеев Института Наследия.
[2] Приказом Министерства культуры Российской Федерации 23 января 2014 г. Институт Наследия был объединен с Российским институтом культурологии (РИК).
[4 Научно-исследовательский институт культуры – будущий Российский институт культурологии (РИК).
Музей довольно острого мгновенья // Коммерсантъ Weekend. – 2010. – № 15 (161).
Тематические парки как учреждения музейного типа: проблемы и перспективы. – М.: Ин-т Наследия, 2019. – 288 с.
[7] То есть, социокультурных феноменов, синтезирующих в своем общественном пространстве основные принципы создания музеев под открытым небом (музеев-заповедников) и тематических парков с историко-культурной (этнографической, военно-исторической и т.п.) направленностью.
Музеи под открытым небом и музейно-парковые комплексы: генезис и подходы к классификации // Журнал Института Наследия: сетевое научное рецензируемое издание. – 2022. – №1 (28). – URL: http://nasledie-journal.ru/ru/journals/487.html (дата обращения: 22.03.2022).
Концептуальные подходы к музеефикации Оранжерейного комплекса усадьбы Горки в Музее-заповеднике «Горки Ленинские» (Московская область) // Культурологический журнал: сетевое научное рецензируемое издание. – 2021. – №4 (46). – URL: http://cr-journal.ru/rus/journals/559.html&j_id=49 (дата обращения: 12.04.2022).
[10] Экспозиционная деятельность музеев в контексте реализации «Стратегии государственной культурной политики на период до 2030 года» : монография /
. – М.: Институт Наследия, 2021. – 438 с.
Музейная экспозиция: методы и технологии актуализации культурного наследия. – М.: Вече; Ин-т наследия, 2019. – 592 c.
Музей-заповедник «Горки Ленинские»: проблемы ребрендинга // Культурное наследие России. – 2019. – № 4. – С. 62–69.
[13] Заместитель директора Музейно-паркового комплекса «Северное Тушино», полковник в запасе.
и природного наследия имени Д. С. Лихачёва»