В 2022 году научным сообществом отмечаются две знаменательные даты: 90-летие со дня создания Центрального научно-исследовательского института методов краеведческой работы, впоследствии названного Российским институтом культурологии (РИК) и 30-летие создания Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия (Институт Наследия).
Их краткая история такова.
Центральный научно-исследовательский институт методов краеведческой работы был создан постановлением Совнаркома РСФСР № 455 от 03.05.1932 г. при Народном комиссариате просвещения РСФСР. В 1933 году Институт был передан в ведение Центрального бюро краеведения Наркомпроса РСФСР, а 1937 г. был объединен с Высшими музейными курсами и преобразован в Научно-исследовательский институт краеведческой и музейной работы.
Первоначально Институт состоял из четырех секторов: общих вопросов, изучения естественных богатств, экономического и национального краеведения, научного исследования краеведного движения. Благодаря заинтересованной работе сотрудников, с самого начала своего существования Институт стал играть заметную роль в изучении отечественной культуры и охране её культурного наследия.
Первый директор Института М.П.Потёмкин изложил задачи, стоящие перед Институтом, в журнале «Советское краеведение». Прежде всего, это было изучение тех вопросов, которые интересовали советское правительство. Краеведы должны были сосредоточиться на поиске сырья «для станков пятилетки», хотя основная задач Института виделась ему в изучении самого «процесса краеведной работы в целях выработки наиболее рациональных методов ее ведения» и разработке идеологически выдержанной методологии [1]. Задачей Института также стала организация краеведческой работы и непосредственное включение в нее, для чего в течение нескольких месяцев было выработано положение о внештатном сотрудничестве для привлечения широкой «пролетарской, колхозной и научной общественности». Другой не менее важной задачей стала подготовка высококвалифицированных кадров научных сотрудников и создание аспирантуры. С 1933 г. Институт стал издателем журнала «Советское краеведение» (выходил в 1930-1936 гг.). В эти годы общая численность сотрудников Института не превышала 50 человек, включая технический персонал.
К числу основных направлений научно-исследовательской работы Института того времени можно отнести также: анализ и оценку опыта работы музеев, методики комплектования и хранения коллекций, проблем экспозиционного показа, а также вопросы массовой и экскурсионно-лекционной работы, разработку принципов и методов краеведения и др.
Начавшаяся Великая Отечественная война внесла свои коррективы в научную деятельность сотрудников Института. Уже с первых дней войны его специалисты включились в работу по спасению движимых объектов культурного наследия и музейных коллекций. В 1942 г. по заданию Государственной чрезвычайной комиссии при СНК СССР Институт разработал принципы оценки музейных коллекций, которые применялись для определения ущерба, нанесенного нашей стране фашистской Германией.
В марте 1945 г. Институт был передан в ведение Комитета по делам культурно-просветительных учреждений при Совнаркоме РСФСР и с октября 1948 г. начал разработку научных методов охраны объектов истории и культуры, их реставрации и определения подлинности. Благодаря этой работе начался активный этап включения архитектурных памятников в музейные системы.
В 1955 г. Институт был переименован в НИИ музееведения, а с 1966 г. стал называться Научно-исследовательским институтом музееведения и охраны памятников истории и культуры Министерства культуры РСФСР. В это время научная работа сотрудников Института шла по трем основным фундаментальным направлениям.
Первое направление было связано с обобщением и анализом истории отечественного музейного дела. Это направление возглавлял А.М. Разгон, по его инициативе и при непосредственном участии были подготовлены и впоследствии изданы семь томов знаменитых «Очерков по истории музейного дела в СССР».
Второе направление касалось теоретических и методических проблем музееведения. Итоги многолетней научно-исследовательской работы были выражены в коллективной монографии «Основы советского музееведения» (1955), где анализировался и обобщался многолетний отечественный опыт по всем направлениям музейной деятельности – фондовой, научно-исследовательской, экспозиционной и культурно-просветительской. В монографии были сформулированы основные принципы работы советского музея как научно-просветительского учреждения и даны конкретные методические рекомендации для центральных, региональных и местных музеев. Итогом целенаправленной работы специалистов Института по созданию истории отечественного музейного дела стали семитомник «Очерков»и другие издания [2].
В 1969 г. Институт был переименован в Научно-исследовательский институт культуры МК РСФСР.
В 1992 г. по решению Министерства культуры и туризма Российской Федерации Институт вновь изменил название и стал называться Российским институтом культурологии (РИК). В этот период РИК создал сеть филиалов: в 1993 г. – Сибирский в Омске, в 1997 г. – в Санкт-Петербурге, а в 2012 г. – Южный филиал в Краснодаре.
Расширился и спектр исследований РИК. Он охватил всю систему культуры – от музеев и объектов наследия до кино, телевидения и новых информационных технологий, от краеведения и фольклористики до художественного творчества и культурной жизни населения. Особенно активно в первой половине 1990-х гг. развилось новое для направление Института, возглавленное известным отечественным культурологом и антропологом Э.А.Орловой, включавшее научные исследования социально-культурной антропологии и анализ модернизационных процессов в России. Велись интересные исследования по ряду направлений, связанных с философией и теорией культуры, в рамках которых была опубликована уникальная серия научных сборников «Постижение культуры».
Новый импульс получили прикладные исследования Института, включая изучение проблем государственной культурной политики, культурологического образования, социализации и инкультурации. Большая часть прикладных исследований и проектов была связана с основными направлениями деятельности Министерства культуры Российской Федерации.
Важным этапом в истории Института стала подготовка Доклада по национальной культурной политике (1996). Доклад, помимо выявления традиционных и актуальных проблем в сфере музейной деятельности и охраны объектов наследия, был призван способствовать новым исследованиям в сфере современной, в том числе массовой культуры и её технологий.
В начале XXI в. главной задачей Института стало изучение проблем культуры в широком теоретическом и методологическом, географическом и историческом диапазоне. Культура понималась, прежде всего, в антропологическом смысле – как система нравов, традиций, обычаев и ценностей, объединяющих то или иное сообщество (носителей той или иной культуры).
Таким образом, исследования Института развивались по следующим основным направлениям: теоретическая, историческая и прикладная культурология, гуманитарные исследования. Появились исследования по теории культуры, социально-культурной антропологии, проблемам модернизации, теории и истории художественного процесса и др.
Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия был образован в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 13.04.1992 г. № 241 на базе Центрального института повышения квалификации руководящих и творческих работников культуры и Научно-методического совета по охране памятников истории и культуры Министерства культуры и туризма России. 16 ноября1999 г. приказом Министерства культуры Российской Федерации Институту Наследия было присвоено имя академика РАН Дмитрия Сергеевича Лихачёва, в связи с чем он был переименован в Федеральное государственное учреждение науки «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С. Лихачёва».
Автором идеи о создании Института Наследия выступил заместитель Министра культуры и туризма России В.И. Азар, который считал необходимым создание системы государственной поддержки научных исследований в сфере культурного и природного наследия России. Кроме того, образование Института Наследия было связано с необходимостью «научного обеспечения государственной культурной политики и региональных программ по сохранению и использованию национального наследия» [3] в соответствии с Конвенцией ЮНЕСКО «Об охране Всемирного культурного и природного наследия» (1972).
Кадровую основу Института составила группа учёных, специалистов и общественных деятелей, участвовавших в работе научно-общественного Совета по уникальным историческим территориям при Советском фонде культуры (СФК).
Таким образом, научный коллектив Института Наследия с первых лет работы ставил перед собой задачи по созданию теории и методологии сохранения и использования культурного и природного наследия, разработку комплексных территориальных программ сохранения наследия, формирование системы особо охраняемых территорий, в том числе музеев-заповедников, картографическое обеспечение сферы охраны наследия. Большое внимание уделялось изучению зарубежного опыта сохранения и использования объектов наследия.
При общем стремлении к разработке вопросов культурной географии научная деятельность Института Наследия имела в тот период междисциплинарный характер. В последующие годы научные исследования Института Наследия, при продолжавшемся комплексном подходе к изучению наследия, стали особое внимание уделять экологическим и природоохранным аспектам, в том числе исследованию ландшафтов. Руководством Института Наследия в тот период уделялось большое внимание научно-методической поддержке существующим и вновь создаваемым музеям-заповедникам в России.
Во второй половине 1990-х гг. новым направлением в разработке комплексных региональных программ стали исследования полей исторических сражений на территории России. В 2000 г. Институт Наследия совместно с музеем-заповедником «Куликово поле» провёл Первый Конгресс полей исторических сражений с участием российских и зарубежных учёных и специалистов. Тема оказалась актуальной и востребованной, поэтому уже в 2002 г. Институт Наследия организовал и провёл Второй Конгресс полей исторических сражений, на котором обсуждались вопросы сохранения, мемориализации и использования территорий: Невской битвы в Ленинградской области, Ледового побоища на Чудском озере в Псковской области и других. Необходимо заметить, что комплексные региональные программы выполнялись с участием многих структур и научных сотрудников Института Наследия. При этом научные исследования по разработке программ культурного развития и стратегий развития исторических городов и сельских территорий, по сохранению полей исторических сражений, усадебных комплексов и т.п. проводились в различных регионах России. Особое внимание уделялось вопросам создания концепций и технологий развития таких известных музеев-заповедников, как «Куликово поле», «Михайловское», «Ясная Поляна», Болгарский музей-заповедник и других.
В 1992 г. один из организаторов и создателей Института Наследия П.В.Боярский перенёс из Российского института культурологии образованную им Морскую арктическую комплексную экспедицию (МАКЭ). Таким образом, комплексные научные исследования культурного наследия Севера России, а также островов и архипелагов, расположенных в Северном Ледовитом океане, получили своё продолжение в Институте Наследия. Для обеспечения деятельности МАКЭ в Институте Наследия были созданы: сектор исследований культурного и природного наследия Соловецкого архипелага и Беломорья и сектор исследования культурного и природного наследия Арктики, который занимался выявлением, описанием, мониторингом и сохранением историко-культурной и природной среды Арктики.
МАКЭ подготовил и издал более двух десятков томов научных трудов и монографий по культурному и природному наследию Арктики (Новая Земля, Земля Франца-Иосифа, остров Вайгач, Соловецкий архипелаг). Были изданы карты и книги-указатели к ним по природному и культурному наследию Новой Земли, о. Вайгач и Соловецкого архипелага. Издан на английском языке в Голландии том по результатам российско-голландских исследований зимовья и возможных мест захоронений голландских экспедиций 1594-1597 гг. под начальством В.Баренца, том «Полярный архив», в котором изданы уникальные неизвестные документы по истории освоения Арктики. С 2009 г. МАКЭ начала подготовку к изданию серии трудов «Острова и архипелаги Российской Арктики», в которых впервые было представлено полное описание истории освоения архипелагов, островов и материкового побережья, объектов культурного и природного наследия Российской Арктики.
Такова краткая история жизни двух Институтов-юбиляров.
23 января 2014 года приказом Министерства культуры Российской Федерации Институт Наследия был объединён с Российским институтом культурологии (РИК) под единым названием: «Российский научно-исследовательский институт культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва».
В связи с объединением Института Наследия и РИК, Санкт-Петербургское отделение РИК было преобразовано 1 июля 2014 г. в Северо-Западный филиал Института Наследия. 12 марта 2015 г. Северо-Западный филиал Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия им. Д.С.Лихачёва был сокращен и основной коллектив филиала вошел в состав Центра фундаментальных исследований в сфере культуры Института Наследия. В Институт Наследия также влились два филиала РИК: Сибирский, расположенный в Омске, и Южный, находящийся в Краснодаре, которому в 2022 г. исполняется 10 лет. 30 мая .2014 г. решением Совета глав правительств Содружества Независимых Государств Институту Наследия был предоставлен статус базовой организации государств-участников Содружества Независимых Государств в сфере сохранения Всемирного наследия.
В 2022 г. Институт Наследия вступает в 90 год своей научной деятельности, который объявлен Годом культурного наследия народов Российской Федерации. За плечами научного коллектива Института Наследия почти вековой путь работы по развитию науки о культуре и культурном наследии России, ознаменованный выдающимися исследованиями, теоретическими, методологическими и практическими трудами, сотрудничеством с международными и зарубежными центрами изучения, сохранения и использования наследия. Научный коллектив Института Наследия продолжает славные традиции своих предшественников в деле развития научных исследований культуры и культурного наследия нашей Родины.
Центральный Научный исследовательский институт методов краеведческой работы // Советское краеведение. – 1932. – № 8-9. – С. 30-32.
[2] История музейного дела в СССР : сб. статей. – М., 1957; Очерки истории музейного дела в России. Вып. I-VII. – М., 1957-1971.
[3] Постановление Правительства Российской Федерации от 13 апреля 1992 г. № 241 «О создании Российского научно-исследовательского института культурного и природного наследия». – Официальный интернет-портал правовой информации : [сайт]. – URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=102022735&backlink=1&&nd=102015757 (дата обращения: 24.04.2022).
культурного и природного наследия им. Д.С. Лихачева (Москва)