Аристархов В.В.
Шашкин П.А.
Аннотация. В статье рассматривается смысловое содержание и соотношение правовых понятий «традиционные российские духовно-нравственные ценности» и «конституционные ценности» Российской Федерации. Согласно выводам авторов, российские конституционные ценности высшего порядка входят в число традиционных российских духовно-нравственных ценностей, составляющих основу российского общества и исторически сложившегося государства. Традиционные российские духовно-нравственные ценности – аксиологическое ядро действующей Конституции, они носят не узкоэтнический или религиозный, но общегражданский характер, являются главным фактором формирования гражданского единства, общероссийской идентичности, российской государственности и цивилизационной самобытности. Иные, присутствующие в Конституции России фундаментальные ценности – исконные общечеловеческие ценности равным образом рассматриваются как присущие России ценности, составляющие основу традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Таким образом, традиционные российские и общечеловеческие ценности представляют собой единую систему конституционных ценностей, в которой традиционные ценности либо прямо и непосредственно соотносятся с конституционными нормами, либо последние являются их органичным правовым выражением, исторически обусловленным самобытным развитием российской цивилизации и отечественной правовой системы. При дальнейшей разработке документов стратегического планирования, особенно в области образовательной политики, авторами предлагается уделять приоритетное значение в воспитании именно традиционным российским духовно-нравственным ценностям по отношению к иным конституционным ценностям, что имеет решающее значение для сохранения и укрепления цивилизационной идентичности народа России и культурного суверенитета страны.
Ключевые слова: традиционные российские духовно-нравственные ценности, конституционные ценности, культурная политика, конституционализм, самобытность российской нации, общероссийская гражданская идентичность, культурная преемственность, культурный суверенитет, национальная безопасность.
С утверждением Указом Президента России в 2015 году Стратегии национальной безопасности Российской Федерации [1] в правовое поле Российского государства был включен термин «традиционные российские духовно-нравственные ценности», рассматриваемые как основа российского общества и общероссийской идентичности народов Российской Федерации (пункты 76-77). Новая редакция Стратегии национальной безопасности России (далее – СНБ) [2], утвержденная в 2021 году, констатирует, что «российские духовно-нравственные идеалы и культурно-исторические ценности <…> лежат в основе государственности и являются фундаментом для дальнейшего развития страны» (пункт 28), «Российская Федерация рассматривает свои базовые, формировавшиеся на протяжении столетий отечественной истории духовно-нравственные и культурно-исторические ценности, нормы морали и нравственности в качестве основы российского общества…» (пункт 90).
Утвержденные в 2022 году Основы государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей (далее – ОГПЦ) [3] – документ стратегического планирования, развивающий положения СНБ, определяет традиционные ценности как основу российского общества (пункт 7) и дает им развернутое определение: «нравственные ориентиры, формирующие мировоззрение граждан России, передаваемые от поколения к поколению, лежащие в основе общероссийской гражданской идентичности и единого культурного пространства страны, укрепляющие гражданское единство, нашедшие свое уникальное, самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии многонационального народа России» (пункт 4).
В прочтении данных документов стратегического планирования, имеющих своим основанием целеполагание Конституции Российской Федерации, традиционные российские духовно-нравственные ценности носят не узкоэтнический или религиозный, но общегражданский характер, являются главным фактором формирования гражданского единства, общероссийской идентичности и российской государственности, выступают основой общества и соотносятся с ключевыми конституционными нормами. Так, действующая СНБ [2] прямо указывает, что «Конституцией Российской Федерации закреплены фундаментальные ценности и принципы, формирующие основы российского общества <…> в котором высшее значение имеют соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина, повышение благосостояния народа, защита достоинства граждан Российской Федерации» (пункт 1). Перечисленные конституционные ценности высшего порядка входят в число ценностей, традиционных для российского общества и исторически сложившегося государства (пункт 91 СНБ, пункт 5 ОГПЦ).
Отмечая значительный вклад, который оказали на формирование традиционных российских ценностей религии России, и в первую очередь, Православие, ОГПЦ (пункт 6) подчеркивает, тем не менее, светский гражданский характер традиционных ценностей, «общих для всех верующих и неверующих граждан» [3], что строго соответствует основам конституционного строя России как многонационального и светского государства. Тем самым СНБ и ОГПЦ, развивая целеполагание обновленной в 2020 году Конституции, выполняют важную управленческую задачу дальнейшего закрепления нормативным порядком конституционных принципов и ценностей для последующей реализации их на практике, формирования инструментария публичного управления ценностно ориентированной политики для утверждения в действительности идей конституционализма – конституционного государства и обеспечения свободы личности.
Встречающиеся в последнее время попытки противопоставления традиционных российских ценностей и ценностей конституционных, предложения развести и придать принципиально различное прочтение этим правовым понятиям представляются откровенно некорректными и лишенными исторического и правового содержания. Общая направленность СНБ и ОГПЦ на реализацию принципов – руководящих идей Конституции очевидна. Данные документы стратегического планирования приняты во исполнение Конституции и преследуют цель актуализации главнейших конституционных ценностей как ценностей традиционных, дальнейшее воплощение их в правовой системе государства. Перечень традиционных российских духовно-нравственных ценностей, приведённый СНБ и ОГПЦ, содержит именно ключевые конституционные ценности Российской Федерации и её многонационального народа, но не является исчерпывающим. Относя к числу традиционных российских ценностей прежде всего 17 из них, СНБ подразумевает, что иные, присутствующие в Конституции России фундаментальные ценности, в том числе исконные* общечеловеческие ценности, нашедшие свое отражение, например, в общепризнанных принципах и нормах международного права, равным образом рассматриваются как присущие России ценности, составляющие основу традиционных российских духовно-нравственных ценностей. Таким образом, традиционные российские и общечеловеческие ценности либо прямо и непосредственно соотносятся с конституционными нормами, либо последние являются их органичным правовым выражением, исторически обусловленным самобытным развитием российской цивилизации и отечественной правовой системы (см. таблицу в Приложении).
Более того, речь идёт о единстве системы конституционных ценностей – традиционных российских и традиционных общечеловеческих, от которых, собственно, и происходят российские ценности. На единство системы конституционных ценностей указывает, в частности, Концепция гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом, утверждённая Указом Президента Российской Федерации от 5 сентября 2022 г. № 611 [4], относя к принципам гуманитарной политики «единство системы конституционных ценностей, которые характеризуют Россию как социально ориентированное государство, формирующее условия для всестороннего развития личности, реализации её творческого потенциала, продвижения традиционных духовно-нравственных ценностей» (подпункт 1 пункта 16). Рассматривая исконные общечеловеческие духовно-нравственные ценности, закреплённые в том числе и в фундаментальных нормах и принципах международного права, как основу российских традиционных ценностей, нашедших свое самобытное проявление в духовном, историческом и культурном развитии народа России, СНБ и ОГПЦ прямо указывают, что защита традиционных российских ценностей осуществляется в целях сохранения исконных общечеловеческих принципов (пункт 92 СНБ), формирования на международной арене образа Российского государства как хранителя и защитника традиционных общечеловеческих духовно-нравственных ценностей (подпункт «в» пункта 23 ОГПЦ), ставят задачу повышения роли России в мире за счет продвижения традиционных российских духовно-нравственных ценностей, основанных на исконных общечеловеческих ценностях (подпункт «н» пункта 24 ОГПЦ).
Председатель Конституционного Суда Российской Федерации В.Д. Зорькин справедливо утверждает: «Важно помнить, что Конституция Российской Федерации в определённом смысле представляет собой систему ценностей-идеалов, выраженных в правовой форме, то есть посредством принципов и норм, которые регламентируют реальную повседневную жизнь людей и в то же время резюмируют в себе характеристики человека, его прав и свобод как высшей ценности. Российское государство сегодня относит к числу своих стратегических приоритетов защиту системы традиционных российских духовно-нравственных ценностей, рассматривает их сохранение и реализацию с защитой основ конституционного строя. Не случайно зафиксированный в Стратегии национальной безопасности Российской Федерации перечень традиционных российских духовно-нравственных ценностей, по сути, является суммой конституционных ценностей, включает в себя жизнь, достоинство, права и свободы человека, высокие нравственные идеалы, справедливость и преемственность поколений» [5]. «Конституция обладает высшей юридической силой и общеобязательным характером (для всего населения и на всей территории страны), закреплённая ею система ценностей имеет общенациональное идеологическое значение, то есть выступает в роли идеологии конституционализма» [6].
Аксиологический подход к сущности Конституции России подразумевает, что основной закон априори призван выражать культурную идентичность народа, иметь своим прочным основанием культурный фундамент общества, включая развитое национальное правосознание, приверженное базовым принципам и ценностям, составляющим основы конституционного строя страны. В этом случае Конституция, выполняя интегрирующее воздействие на общественные отношения, посредством конституционных ценностей и принципов формирует устойчивую общероссийскую гражданскую и культурную идентичность, укрепляет культурные и правовые основы государства и общества. Не случайно, подчеркивая важность конституционных принципов и ценностей для сохранения гражданского единства и стабильности преемственного государственного и общественного развития, Конституционный Суд России тем самым констатирует характер главных ценностей Конституции как ценностей исторически сложившихся, традиционных, передаваемых из поколения в поколение, укоренных в правосознании народа и его культуре. Реализуя охранительную функцию, Конституция гарантирует сохранение, приумножение и трансляцию такой единой системы традиционных для общества ценностей, составляющих основу его культурного и социального бытия, фундаментальных конституционных принципов, которые регулируют и преобразовывают всю национальную правовую систему на разных исторических этапах ее развития.
Подобный подход подтверждает обширная практика Конституционного Суда Российской Федерации, который неоднократно апеллировал в своих решениях к конституционным ценностям как к ценностям традиционным. Так, например, Суд руководствовался следующими положениями российской Конституции:
- «историческими традициями народов России, в основе которых лежит почитание предков, передавших последующим поколениям любовь к Отечеству, веру в добро и справедливость» (преамбула Конституции РФ) [7];
- принципами правового и социального государства, политика которого, «исходя из ответственности перед нынешним и будущими поколениями, стремления обеспечить благополучие и процветание России – направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека» (преамбула; ст.1; ч. 1 ст. 7 Конституции РФ) [8];
- приоритетами «прав и свобод человека, гражданского мира и согласия, сохранения исторически сложившегося государственного единства, возрождения суверенной государственности России и утверждения незыблемости ее демократической основы» (преамбула Конституции РФ) [9];
- принципом социального государства, «исходя из того, что семья, материнство и детство в их традиционном, воспринятом от предков понимании представляют собой те ценности, которые гарантируют непрерывную смену поколений, выступают условием сохранения и развития многонационального народа России» (ч. 2 ст. 7; ч.1 и 2 ст. 38 Конституции РФ) [10];
- основополагающим принципом и ценностью экономической, политической, социальной, в том числе межпоколенческой, солидарности, целью которой является поддержание гражданского мира и согласия как конституционного приоритета (ст. 75.1; ч. 6 ст. 75 Конституции РФ) [11].
В качестве общего вывода следует заключить, что понятие «российские конституционные ценности» является более широким, чем понятие «традиционные российские духовно-нравственные ценности». При этом традиционные российские духовно-нравственные ценности основываются на положениях Конституции Российской Федерации и составляют ее аксиологическое ядро, однако ценностное содержание Конституции не исчерпывается ими. Перечень традиционных российских духовно-нравственных ценностей отражает те базовые самобытные ценности, которые формируют специфику именно российской цивилизации и отечественного конституционализма. Вместе с тем в Конституции Российской Федерации нашли отражение и иные ключевые традиционные ценности, которые можно отнести к традиционным общечеловеческим духовно-нравственным ценностям, выступающим, в том числе, объективной основой формирования ценностей национальных. При этом перечень традиционных российских духовно-нравственных ценностей определён в действующих документах стратегического планирования (СНБ и ОГПЦ) – в то время как перечень иных конституционных ценностей может быть лишь выведен на основе текста Конституции Российской Федерации.
Таким образом, в процессе проектирования норм документов стратегического планирования целесообразно ссылаться на конституционные ценности – однако с добавлением «в том числе традиционные российские духовно-нравственные ценности». Такая формулировка, во-первых, позволит учесть все государствообразующие конституционные ценности; во-вторых, даст возможность избежать противопоставления российских конституционных ценностей и традиционных российских духовно-нравственных ценностей; в-третьих, обеспечит учёт положений документов стратегического планирования в сфере ценностно ориентированной политики наряду с Конституцией Российской Федерации.
Особое внимание необходимо уделить разрабатываемым в настоящее время ключевым документам государственной образовательной политики – Стратегии развития образования на период до 2036 года с перспективой до 2040 года и Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2030 года, обновлению федеральных государственных образовательных стандартов. Последовательное достижение целей государственной ценностно ориентированной политики предполагает, что приоритет в воспитательной работе должен отдаваться в первую очередь традиционным российским духовно-нравственным ценностям по отношению к иным конституционным ценностям. Поскольку именно российские общенациональные традиционные ценности исторически сформировали цивилизационную самобытность народа России, имеют решающее значение для сохранения и укрепления его общегражданской идентичности и культурного суверенитета страны.
______________________
* Термин «исконные» («подлинные») общечеловеческие ценности используется для указания на различие между якобы «общечеловеческими» ценностями, навязываемыми Западом в своих интересах – и объективно существующими общечеловеческими ценностями. Об исконных общечеловеческих принципах говорится в пункте 92 СНБ; об исконных общечеловеческих ценностях говорится в подпункте «н» пункта 24 ОГПЦ.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Указ Президента РФ от 31 декабря 2015 г. № 683 «О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации» // КонсультантПлюс : [сайт]. – URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_191669/
ce89a659b0137b9d7c3a1dd4eca2b51d7001589f/ (дата обращения: 07.10.2024).
[2] О Стратегии национальной безопасности Российской Федерации: Указ Президента Российской Федерации от 02.07.2021 г. № 400 // Президент России : официальный сайт. – URL: http://www.kremlin.ru/
acts/bank/47046 (дата обращения: 22.01.2024).
[3] Указ Президента РФ от 9 ноября 2022 года № 809 «Об утверждении Основ государственной политики по сохранению и укреплению традиционных российских духовно-нравственных ценностей» // Президент России : официальный сайт. – URL: http://www.kremlin.ru/acts/bank/48502 (дата обращения: 24.10.2024).
[4] Указ Президента РФ от 5 сентября 2022 г. № 611 «Об утверждении Концепции гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом» // Гарант.ру: информационно-правовой портал. – URL: https://www.garant.ru/
products/ipo/prime/doc/405140851/ (дата обращения: 27.11.2024).
[5] Российская общегражданская философия и вызовы нашего времени : Школа общегражданской философии 08.12.2022 // ЦСКП : [сайт]. –
URL: http://cskp.ru/2022/12/12/rossijskaya-obshhegrazhdanskaya-filosofiya-i-vyzovy-nashego-vremeni/?ysclid=m4k6je4hyg292904333 (дата обращения: 27.11.2024).
[6]
Зорькин, В. Д. Право России: альтернативы и риски в условиях глобальной кризисности // Конституционный Суд Российской Федерации : официальный сайт. – URL: https://ksrf.ru/ru (дата обращения: 27.11.2024).
[7] Постановление Конституционного Суда РФ от 6 февраля 2014 г. № 2-П // Конституционный Суд Российской Федерации : официальный сайт. –
URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_158816/ (дата обращения: 27.11.2024).
[8] Постановление Конституционного Суда РФ от 6 декабря 2012 г. № 31-П // Конституционный Суд Российской Федерации : официальный сайт. –
URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_138979/ (дата обращения: 27.11.2024).
[9] Постановление Конституционного Суда РФ от 24 декабря 2012 г. № 32-П // Конституционный Суд Российской Федерации : официальный сайт. –
URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_139674/(дата обращения: 27.11.2024).
[10] Постановление Конституционного Суда РФ от 20 июня 2018 г. № 25-П // Конституционный Суд Российской Федерации : официальный сайт. –
URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_300623/ (дата обращения: 27.11.2024).
[11] Информация Конституционного Суда РФ «Актуальные конституционно-правовые аспекты обеспечения экономической, политической и социальной солидарности: к 30-летию Конституции Российской Федерации (на основе решений Конституционного Суда Российской Федерации 2020-2023 годов)» (подготовлена Секретариатом Конституционного Суда РФ) (одобрена решением Конституционного Суда РФ от 14 ноября 2023 г.) // Конституционный Суд Российской Федерации : официальный сайт. –
URL: http://www.ksrf.ru/ru/Info/Maintenance/Documents/Report%202023.pdf (дата обращения: 12.12.2024).
Аристархов Владимир Владимирович,
директор Российского научно-исследовательского института
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачева (Москва)
Email: aristarkhov@heritage-institute.ru
Шашкин Павел Александрович,
кандидат философских наук,
старший научный сотрудник отдела культурологии
Российского научно-исследовательского института культурного
и природного наследия имени Д.С.Лихачева (Москва)
Email: paulshahskin@list.ru
© Аристархов В.В., Шашкин П.А., текст, 2025
Статья поступила в редакцию 20.01.2025.
Ссылка на статью:
Аристархов, В. В., Шашкин, П. А. О соотношении понятий «российские конституционные ценности» и «традиционные российские духовно-нравственные ценности». – DOI 10.34685/HI.2025.60.80.009. – Текст : электронный // Культурологический журнал. – 2025. – № 1. – С. 4-15. – URL: http://cr-journal.ru/rus/journals/679.html&j_id=63.