Ченцов А.С.
Аннотация. В статье рассмотрены вопросы создания и деятельности органов пожарной охраны на территории Калининградской области на начальном этапе ее существования. На основе ранее не введенных в научный оборот документов, находящихся на хранении в архиве Управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Калининградской области, рассмотрены особенности создания структур, обеспечивающих пожарную безопасность в регионе, определены трудности, с которыми пришлось столкнуться органам пожарной охраны при осуществлении своей деятельности, отражены особенности профилактической работы по предупреждению пожаров и снижению причиненных ими убытков.
Ключевые слова: Калининградская область, органы МВД, профилактика пожаров, городские пожарные команды, военизированная пожарная охрана.
Интеграционные процессы, связанные с вхождением по итогам Второй мировой войны территории бывшей германской провинции Восточная Пруссия в состав Советского Союза, проходили при активном участии органов МВД, сформированных в регионе в мае 1946 г. Среди многочисленных направлений деятельности как Управления МВД по Кенигсбергской области, так и его периферийных органов в 1946–1949 г. следует выделить организацию пожарной охраны, которая способствовала обеспечению безопасности как восстанавливаемых промышленных предприятий, создаваемых колхозов и совхозов, так и жилого фонда.
После окончания боевых действий на территории Восточной Пруссии обеспечение пожарной безопасности промышленных объектов было возложено на органы военной администрации, которые осуществляли руководство пожарными командами, создаваемыми на каждом восстанавливаемом предприятии [1, с. 91]. В последующем, после создания в составе РСФСР Кенигсбергской области, городскими управлениями по гражданским делам были сформированы несколько городских пожарных команд.
В соответствии с приказом МВД СССР от 24 мая 1946 г. № 00484 в штате сформированного Управления МВД по Кенигсбергской области был организован отдел пожарной охраны [2, л. 47–48]. Вместе с тем, как сообщал начальник Управления МВД по Кенигсбергской области генерал-майор Б.П.Трофимов в докладной записке министру внутренних дел СССР генерал-полковнику С. Н. Круглову от 17 июня 1946 г. № 00972, укомплектовать отдел не представлялось возможным «из-за отсутствия на месте соответствующих кандидатур для назначения на руководящие должности, а также личного состава» [3, л. 88]. В целях обеспечения комплектования отдела генерал-майор Б.П.Трофимов предлагал следующее: «Срочно направить в мое распоряжение не менее 50 чел. пожарных специалистов, в том числе руководящих областных и городских работников» [3, л. 90].
Благодаря принятым мерам к августу 1946 г. в Управлении МВД по Калининградской области и его периферийных органах была сформирована следующая система пожарной охраны: ее организация возлагалась на отдел пожарной охраны Управления МВД по Калининградской области, Калининградское городское управление пожарной охраны, пожарных инспекторов, входивших в состав каждого городского и районного отдела (отделения) МВД, а непосредственное тушение пожаров – на городские пожарные команды, переданные в августе 1946 г. в ведение МВД от городских управлений по гражданским делам.
Вместе с тем, докладная записка начальника Управления МВД по Калининградской области генерал-майора Б.П.Трофимова министру внутренних дел СССР генерал-полковнику С.Н.Круглову от 1 сентября 1946 г. вновь касалась вопросов штатов пожарной охраны. По мнению генерал-майора Б.П.Трофимова, разработанный Главным управлением пожарной охраны МВД СССР штат отдела, не мог «обеспечить в современных условиях этот важный участок работы УМВД» [3, л. 116]. Обосновывая необходимость расширения пожарных структур в городе Калининграде, генерал-майор Б.П.Трофимов указывал на введение в строй 40 промышленных предприятий, а также на значительное увеличение численности городского населения. В качестве необходимых мер предлагалось:
«1. Разрешить организацию в г. Калининграде военизированной пожарной охраны…
2. Обязать ГУПО МВД СССР срочно выделить для гор. Калининграда минимум пожарной техники, а именно: 2 автонасоса «ЗИС-11», 2 автоцистерны «ЗИС-5», 2 автонасоса «ГАЗ-АА», 2 грузовых и 2 легковых автомашины для оперативных и хозяйственных нужд пожарной охраны, а также 5 тыс. метров выкидных рукавов в 75 и 50 мм и 3 комплекта выдвижных пожарных лестниц (выдвижные, штурмовые и лестницы-палки).
3. Разрешить вопрос об организации военизированной пожарной охраны МВД Калининградского морского порта.
4. Поставить вопрос перед Министерством связи о срочном изучении степени разрушенности пожарной связи и сигнализации в г. Калининграде и выяснении возможности их восстановления» [3, л. 118].
Однако данные мероприятия, особенно в отношении создания военизированной пожарной охраны, не были проведены, что объяснялось необходимостью изменения штатов как Управления МВД по Калининградской области, так и его периферийных органов.
Следует отметить, что подчинение пожарных инспекторов, входивших в состав каждого городского и районного отдела (отделения) МВД, приводило к различным трудностям, связанных с выполнением ими должностных обязанностей. На пожарных инспекторов, которые подбирались из лиц офицерского состава со средне-специальной пожарно-технической подготовкой и опытом практической работы, возлагалась задача противопожарного обследования всех действующих в городах и районах промышленных предприятий, государственных учреждений, больниц, школ, колхозов, совхозов, подсобных хозяйств и других объектов [4, л. 64]. Несмотря на то, что директива начальника Управления МВД по Калининградской области от 15 ноября 1946 г. № 37 категорически запрещала использование пожарных инспекторов на различных работах в городских и районных отделах (отделениях) МВД, не связанных с исполнением их прямых служебных обязанностей [4, л. 71], практика показала, что в основном пожарные инспекторы привлекались начальниками органов МВД к выполнению не свойственных им задач. Так, например, в ходе проверки, проведенной в мае 1947 г., было выявлено, что районные пожарные инспекторы Черняховского городского отдела МВД, Гвардейского районного отдела МВД, Правдинского и Славского районных отделений МВД в командировках находились от 7 до 12 дней в месяц, вследствие чего противопожарная агитация на предприятиях, в учреждениях и колхозах этих районов велась в недостаточном объеме, а работа с существующими добровольными пожарными дружинами не проводилась [5, л. 132].
Значительные трудности наблюдались и в работе городских пожарных команд. Их большая часть создавалась на базе принятых от управлений по гражданским делам трофейной противопожарной техники и вооружения, личного состава и помещений, а также финансировалась из местного бюджета. К 1 июня 1947 г. на территории Калининградской области действовали 12 городских пожарных команд: четыре – в Калининграде, по одной – в городах Советск, Черняховск, Гусев, Гвардейск, Правдинск, Нахимовск (Зеленоградск), Славск и Раушен (Светлогорск). Общая штатная численность городских пожарных команд составляла 223 человека, а списочная – 145 человек, в том числе 89 русских и 72 немца. На вооружении команд находилась отремонтированная трофейная противопожарная техника, а также отечественные грузовые автомашины [6, л. 34].
Деятельность городских пожарных команд постоянно вызывала серьезные нарекания со стороны надзорных органов. Так, военный прокурор Калининградского гарнизона подполковник юстиции П.И.Дунаевский в своем отношении начальнику Управления МВД по Калининградской области генерал-майору Б.П.Трофимову от 18 ноября 1946 г. отмечал следующие причины, способствовавшие несвоевременному тушению продолжавшегося более пяти часов пожара жилого дома на улице Монтажной в городе Калининград, принадлежащего 7-му аэродромно-строительному полку: отсутствие телефонной связи с пожарной командой, техническая неисправность всех пожарных автомашин и отсутствие в них воды, необходимой для тушения пожара [7, с. 270–271].
Широкое распространение пожаров на территории Калининградской области, недостаточные меры оперативного реагирования на них, низкий уровень следственной работы по пожарам и поджогам привели к тому, что приказом начальника Управления МВД по Калининградской области от 27 января 1947 г. № 07 все лица, виновные в возникновении пожаров, должны были привлекаться к уголовной или административной ответственности в зависимости от степени виновности [5, л. 17–17 об.].
Вместе с тем, как показывают материалы справки начальника отдела пожарной охраны Управления МВД по Калининградской области подполковника Н.А.Иванова от 30 мая 1947 г., принимаемые меры не могли существенно повлиять на снижение числа пожаров в регионе. Так, в исследуемый период на территории Калининградской области произошел 191 пожар, в ходе которого было уничтожено 26 промышленных зданий, 45 подсобных помещений, 131 жилой дом, 32 т зерна, 85 т сена и соломы. Общая сумма причиненного ущерба составила 1 976 904 рубля. Основными причинами пожаров являлись неисправность приборов отопления (49 случаев, или 25,65%), поджоги (46 случаев, или 24,08%), неисправность электрооборудования (36 случаев, или 18,84%) и халатность в обращении с огнем (32 случая, или 16,75%). Однако за возникшие пожары и невыполнение требований пожарной безопасности в период с 1 августа 1946 г. по 30 мая 1947 г. было привлечено к уголовной ответственности и осуждено всего 6 человек, а 37 человек – оштрафовано на сумму 14 300 рублей [6, л. 36].
Единственный выход из создавшейся ситуации начальник отдела пожарной охраны Управления МВД по Калининградской области подполковник Н.А.Иванов видел в организации подразделений военизированной пожарной охраны. Однако данный вопрос, поставленный как перед руководством МВД СССР, так и перед заместителем председателя Совета министров СССР Л.П.Берия, в 1947 г. разрешения не получил.
В первом квартале 1948 г. произошли значительные изменения в структуре и организации деятельности пожарной охраны. Так, в соответствии с приказом МВД СССР от 19 марта 1948 г. № 00283 городская пожарная охрана города Калининграда с 1 апреля 1948 г. была переведена на положение военизированной пожарной охраны (ВПО). В ее состав вошли четыре отдельные и одна вспомогательная военизированные пожарные команды общей численностью 310 человек [6, л. 122; 8, л. 69–73]. Однако уже 15 апреля 1948 г. в составе ВПО Калининградского гарнизона произошли изменения – в ее состав были включены еще две военизированные пожарные команды, сформированные на заводе № 820 Министерства судостроительной промышленности и ГРЭС № 2 [6, л. 121, 8, л. 78–80]. Общая численность личного состава военизированных пожарных команд составила 442 человека.
Подготовке военизированных пожарных команд уделялось особое внимание со стороны руководства отдела пожарной охраны Управления МВД по Калининградской области, переформированного с 10 мая в управление пожарной охраны [9, л. 96–98]. Так, уже 31 мая 1948 г. в Калининграде были проведены первые пожарно-прикладные соревнования частей ВПО, в которых приняли участие лучшие отделения от четырех военизированных пожарных команд. Соревнования показали значительное улучшение боевой готовности частей и удовлетворительное освоение личным составом противопожарного вооружения и техники. Лучшим было признано отделение 3-й военизированной пожарной команды (начальник – младший техник-лейтенант Ф.И.Григорьев).
Вместе с тем, в приказе начальника Управления МВД по Калининградской области от 18 июня 1948 г. № 108 были отмечены следующие недостатки в подготовке личного состава частей ВПО, выявленные в ходе соревнований: «Личный состав не натренирован для быстрого и умелого переноса пожарно-технического вооружения. Прокладка, подъем на высоту, закрепление и свертывание рукавных линий проводятся не однообразно, медленно и неумело, первые и вторые номера не натренированы для работы и маневрирования со стволом. Шоферы боевых машин неумело пользуются вакуумными аппаратами и центробежными насосами при заборе воды из открытого водоисточника. Работа с пенными стволами и пенотушение проводилось кустарно и неумело» [8, л. 149].
Следует отметить, что помимо ежегодных соревнований, в практику подготовки частей ВПО вводились смотры и тактические учения личного состава с привлечением противопожарной техники. Первое тактическое учение частей ВПО Калининградского гарнизона было проведено в августе 1948 г. [10, л. 180].
Осуществленная в первом квартале 1949 г. проверка частей ВПО Калининградского гарнизона показала повышение уровня боевой и политической подготовки личного состава, а также проводимой профилактической работы. Приказ начальника Управления МВД по Калининградской области от 21 июня 1949 г. № 162 ставил перед начальниками частей ВПО следующие задачи:
- повысить качество проведения занятий с сержантским и рядовым составом («Занятия проводить целеустремленно, приближенно к действительной обстановке, не ограничиваться только рассказом, но и обязательным практическим показом с применением приборов пожарно-технического вооружения и снаряжения, добиваясь отличного усвоения всем личным составом программы боевой подготовки»);
- организовать систематическую и качественную подготовку подразделений путем решения пожарно-тактических задач как в дневное, так и ночное время, а также учений на местности с привлечением пожарной техники [11, л. 222].
Благодаря высокому уровню подготовки части ВПО успешно действовали при ликвидации сложных пожаров. Так, 9 июня 1949 г. в 15 часов на заводе «Судохладмонтаж» в городе Калининграде на строящемся корабле «Невельск» возник пожар в нижней части трюма. Огонь быстро охватил весь трюм, создавая угрозу уничтожения всего корабля. Тушение пожара осуществлялось тремя военизированными пожарными командами под общим руководством начальника управления пожарной охраны Управления МВД по Калининградской области подполковника Н.А.Иванова. В приказе начальника Управления МВД по Калининградской области от 14 июня 1949 г. № 251 следующим образом описывались действия личного состава: «Быстро и правильно были расставлены силы и технические средства пожарных команд. Через прорези, сделанные автогенными аппаратами в корпусе и переборках корабля, были введены мощные стволы в очаг пожара. Кроме того, умело были применены кислородно-изолирующие приборы. В результате этого и самоотверженной работы личного состава пожарных команд к 19 часам распространение огня было остановлено, а к 23 часам пожар был ликвидирован. Удалось сохранить от деформации корпус, шахту и коммуникации гребного винта корабля, и все помещение первой палубы горевшего трюма. Корабль был спасен, пожар в сложившихся условиях причинил незначительный ущерб» [11, л. 209].
Следует отметить, что части ВПО в исследуемый период были сформированы только в городе Калининграде. В остальных городах областного подчинения, а также районных центрах продолжали существовать городские пожарные команды, новые штаты которых были введены приказом начальника Управления МВД по Калининградской области от 18 марта 1948 г. № 38 [8, л. 55–58], а укомплектованность к концу первого квартала 1948 г. составила 86,6% [10, л. 112].
Очередная реорганизация городских пожарных команд была проведена в начале 1949 г. В соответствии с приказом начальника Управления МВД по Калининградской области от 9 февраля 1949 г. № 21 в каждом районном центре находилась одна городская пожарная команда, численность которой зависела от размеров населенного пункта (от 12 до 32 человек). Общая численность 16 городских пожарных команд составила 260 человек [11, л. 25–30].
Управлением пожарной охраны Управления МВД по Калининградской области была проведена значительная работа по улучшению качества подготовки и обеспечения городских пожарных команд, что в немалой степени способствовало эффективному противодействию пожарам в области. Так, проведенная по итогам 1948 г. инспекторская проверка выявила следующие недостатки в организации и деятельности городских пожарных команд:
- отсутствие повседневного, глубокого и всестороннего изучения кадров, их политических и деловых качеств;
- отвлеченный и формальный характер проводимой политико-воспитательной работы;
- низкое качество службы (невыполнение распорядка дня, неудовлетворительное содержание техники, отсутствие проверок боевой готовность караулов, неправильное и небрежное составление служебной документации);
- низкий уровень организации и качества боевой подготовки (теоретическая учеба не закрепляется практическими занятиями, а также отработкой нормативов);
- некачественное проведение профилактической работы [11, л. 225–226].
Однако по результатам инспекторской проверки за 1949 г. управление пожарной охраны Управления МВД по Калининградской области констатировало, что работа большинства городских пожарных команд области улучшилась, увеличилось количество, содержание и применение пожарного вооружения и техники, проведена значительная работа по обеспечению личного состава специальной одеждой, обмундированием и обувью. Лучшими по результатам инспекторской проверки стали Зеленоградская, Правдинская и Светлогорская городских пожарные команды [12, л. 142].
Наряду с совершенствованием работы частей ВПО и городских пожарных команд управление пожарной охраны Управления МВД по Калининградской области уделяло большое внимание проведению противопожарных мероприятий. 6 февраля 1948 г. по инициативе Управления МВД по Калининградской области Калининградский областной исполнительный комитет вынес решение № 114 «О мероприятиях по усилению пожарной охраны в сельской местности и лесах Калининградской области», а 27 февраля 1948 г. – решение № 200 «О мероприятиях по усилению пожарной охраны в городах, райцентрах, рабочих поселках и на промышленных предприятиях области» [10, л. 35–36]. Директивой начальника Управления МВД по Калининградской области от 15 апреля 1948 г. № 7 начальникам городских и районных отделов (отделений) МВД были поставлены следующие задачи по проведению противопожарных мероприятий в весенне-летний период 1948 г.:
- силами пожарных инспекторов и личного состава пожарных команд обеспечить тщательную проверку в противопожарном отношении всех объектов промышленности, населенных пунктов, мест разработки леса и торфа с составлением актов и предписаний по результатам обследований;
- проверить боевую готовность, состояние службы, бдительности всех имеющихся в городе (районе) пожарных и пожарно-сторожевых команд;
- организовать добровольные пожарные дружины во всех колхозах;
- проверить и потребовать привести в исправное состояние все средства пожаротушения и ведомственной связи; произвести ремонт водоемов и подъездов к ним; обеспечить своевременный контроль за выполнением этих мероприятий [13, л. 18].
Проведенная управлением пожарной охраны Управления МВД по Калининградской области в июне – июле 1948 г. проверка выполнения на местах этих решений показала, что большинство начальников городских и районных отделов (отделений) МВД «правильно поняли поставленные задачи по организации пожарной охраны, сумели мобилизовать общественность на охрану социалистической и личной собственности от пожаров, в результате чего противопожарное состояние городов, колхозов и совхозов, МТС и промышленных предприятий значительно улучшилось. Повысилась боеспособность промышленных пожарных команд, организованы и укреплены добровольные пожарные дружины, активизировано население в проведении противопожарных мероприятий, отремонтировано и изготовлено значительное количество пожарного инвентаря» [8, л. 223].
Значительное внимание уделялось и сохранности урожая в период его уборки и обмолота, а также при хранении на ссыпных пунктах, элеваторах и зернохранилищах. Директива начальника Управления МВД по Калининградской области от 2 июня 1948 г. №10 требовала от начальников районных отделов (отделений) МВД проведения следующих мероприятий:
- организовать бригады из комсомольцев, советского и партийного актива, при помощи которых осуществить проверку противопожарного состояния всех колхозов, совхозов и машинно-тракторных станций района;
- проверить боевую готовность добровольных пожарных дружин, наличие и исправность противопожарного инвентаря, а также потребовать от председателей колхозов, директоров совхозов и МТС обеспечить выставление дежурных лошадей и людей при пожарных депо;
- вести активную борьбу с нарушителями противопожарного режима, привлекая виновных в невыполнении требований противопожарной безопасности к административной ответственности, в виновных в возникновении пожара – к уголовной ответственности;
- усилить противопожарную агитационно-массовую работу среди населения путем проведения бесед, докладов, лекций, выступлений по радио, публикаций статей в районных газетах;
- распространить в колхозах, совхозах и МТС разработанные управлением пожарной охраны Управления МВД по Калининградской области инструкции о мерах пожарной безопасности при уборке, обмолоте и хранении хлеба; потребовать от руководителей колхозов, совхозов и МТС ее изучения с колхозниками, рабочими и служащими, а также размещения на видном месте на каждом молотильном току, в зерносушилках и зернохранилищах [13, л. 23–24].
Одновременно с этим управлением пожарной охраны Управления МВД по Калининградской области проводилась активная агитационная работа с населением. Так, только в третьем квартале 1948 г. по городам и районам области было распространено 9 тыс. плакатов и лозунгов на противопожарные темы, издан в количестве 1500 экземпляров и распространен сборник материалов «О государственном пожарном надзоре по пожарной охране городов и сельской местности», разработан цикл радиопередач, а также размещено 12 заметок в районных газетах по вопросам охраны урожая от пожаров [10, л. 200].
Проведенные мероприятия способствовали снижению количества пожаров и их убыточности. Так, если в третьем квартале 1947 г. на территории области произошло 62 пожара с нанесенным убытком на сумму 182 552 рубля [10, л. 13], то в третьем квартале 1948 г. их число снизилось до 37 (снижение на 40,33%), а причиненные убытки составили 42 967 рублей (снижение на 76,47%) [10, л. 200].
Таким образом, проведенный анализ деятельности пожарной охраны на территории Калининградской области в начальный период ее существования показал, что основное внимание обращалось на формирование структур, обеспечивающих организацию борьбы с пожарами, а также проведение противопожарных мероприятий. Руководство ими обеспечивал отдел (управление) пожарной охраны Управления МВД по Калининградской области. Однако до начала 1948 г., несмотря на значительное количество пожаров и нанесенные ими убытки, вопрос о создании в области частей военизированной пожарной охраны не получал своего разрешения, а городские пожарные команды не были в необходимой степени обеспечены противопожарной техникой и имуществом. Вместе с тем, принятые в 1948 г. решения о создании частей ВПО Калининградского гарнизона и уточнению штатов городских пожарных команд в районных центрах, повышенное внимание к их укомплектованию, обеспечению и подготовке личного состава, а также активная профилактическая работа позволили к концу исследуемого периода добиться снижения количества пожаров и их убыточности.
ЛИТЕРАТУРА И ИСТОЧНИКИ
[1] Приказы военного коменданта города и крепости Кенигсберг за 1945 г.
(Из фондов Государственного архива Калининградской области) / сост. В.Н.Маслов // Калининградские архивы. Материалы и исследования. Вып.4. – Калининград, 2003. – С. 58-124.
[2] Отделение специальных фондов и реабилитации жертв политических репрессий информационного центра Управления МВД по Калининградской области (далее – ОСФ ИЦ УМВД КО). Ф. 33. Оп. 1. Д. 3.
[3] ОСФ ИЦ УМВД КО. Ф. 48. Оп. 1. Д. 1.
[4] ОСФ ИЦ УМВД КО. Ф. 48. Оп. 3. Д. 5.
[5] ОСФ ИЦ УМВД КО. Ф. 48. Оп. 3. Д. 10.
[6] ОСФ ИЦ УМВД КО. Ф. 33. Оп. 1. Д. 16.
[7] В начале нового пути: Документы и материалы о развитии Калининградской области в годы деятельности чрезвычайных органов управления (апрель 1945 – июнь 1947) / сост. В.Н.Маслов. – Калининград : ИП Мишуткиной И.В., 2004. – 400 с.
[8] ОСФ ИЦ УМВД КО. Ф. 48. Оп. 3. Д. 18.
[9] ОСФ ИЦ УМВД КО. Ф. 48. Оп. 3. Д. 15.
[10] ОСФ ИЦ УМВД КО. Ф. 48. Оп. 1. Д. 52.
[11] ОСФ ИЦ УМВД КО. Ф. 48. Оп. 3. Д. 25.
[12] ОСФ ИЦ УМВД КО. Ф. 48. Оп. 3. Д. 26.
[13] ОСФ ИЦ УМВД КО. Ф. 48. Оп. 3. Д. 20.
Ченцов Алексей Станиславович,
кандидат исторических наук, старший научный сотрудник
научно-исследовательского центра Военного университета
имени князя Александра Невского» (Москва)
Email: aschentsov@mail.ru
© Ченцов А.С., текст, 2025
Статья поступила в редакцию 30.01.2025.
Публикуется в авторской редакции.
Открыть PDF-файл
Ссылка на статью:
Ченцов, А. С. Деятельность органов пожарной охраны на территории Калининградской области в 1946-1949 гг. – DOI 10.34685/HI.2025.99.25.010. – Текст : электронный // Культурологический журнал. – 2025. – № 1. – С. 37-43. – URL: http://cr-journal.ru/rus/journals/682.html&j_id=63.