Аннотация. В Российской Федерации 2024 год объявлен Годом семьи. В статье рассматриваются цели, задачи и форматы работы с семейной аудиторией в художественном музее, способствующие развитию традиционных семейных ценностей, анализируются сложности и их причины. Исследование показало, что художественные музеи имеют большой потенциал для укрепления семейных ценностей посредством образовательной деятельности с семейной аудиторией, формирующей доброжелательную атмосферу в семье, выстраивающую доверительную межличностную коммуникацию и развивающую творческое мышление. В исследовании применялись теоретические и эмпирические методы: проведен анализ педагогической, психологической, философской научной литературы по теме исследования; применены индуктивный, дедуктивный и логический методы научного анализа, в числе эмпирических методов: наблюдение и сравнение. Разработанные форматы работы с семейной аудиторией могут применяться музейными педагогами и школьными учителями.
Ключевые слова: семейные ценности, художественный музей, музейная педагогика, эстетическое развитие, воспитание.
В 2024 году в Российской Федерации, согласно Указу Президента России № 875 от 22.11.2023 [6], проходил Год семьи. Необходимость в документе такого высокого уровня обусловлена трансформацией отношения общества к институту брака, материнству и отцовству, рождению и воспитанию детей и связана, прежде всего, с изменившимся приоритетом граждан нашей страны.
За последние 30 лет гуманистические приоритеты настолько ослабели, что общество все больше и больше приобретает характер потребительского, концентрирующего свое внимание на получении материальных благ в ущерб культурным и гуманистическим ценностям, не задумываясь о метафизической основе бытия, человеческих отношениях, традиционных семейных ценностях, к которым относятся любовь и верность, уважение и взаимопонимание. Умение чувствовать радость или огорчаться, сопереживать, поддерживать – это то, на что человек обращает все меньшее внимание, отдавая предпочтение поддержанию отношений с «нужными» людьми, высоким формальным показателям, не всегда объективно отражающим уровень знаний и умений, престижности места работы или учебного заведения.
В книге «Революция надежды» (1968) немецкий социолог, философ, психоаналитик и социальный психолог Эрих Фромм писал: «Односторонне сосредоточившись на технике и потреблении материальных благ, человек утратил контакт с самим собой, с жизнью. <…> он сконцентрировался на ценностях технических и материальных и лишился способности испытывать глубокие эмоциональные переживания, радость и сопровождающую ее грусть» [1, c. 21].
Прошло больше полувека с момента написания этих строк, но ситуация только усугубилась. Безразличие, грубость прежде всего между членами семьи, авторитарное воспитание детей, стресс и давление, погоня за престижем и материальными благами стремительно разрушают хрупкие семейные отношения. Если государство ставит своей целью воспитание общества с высокими морально-нравственными устоями, уважающее и сохраняющее семейные ценности, то в первую очередь необходимо проанализировать потенциал и ресурсы в деятельности государственных учреждений культуры в данном контексте, создавать новые форматы работы с семейной аудиторией, помогающие сохранять и развивать традиционные семейные ценности, повышая авторитет семьи, особенно это относится к многодетным семьям. Ведь бездуховное, безнравственное и эгоистическое общество представляет опасность для человека, нации и государства в целом. Выступая в формате видеоконференции на Пленарном заседании XXV Всемирного Русского народного собора 28 ноября 2023 года, Президент Российской Федерации В.В.Путин сказал: «Семья – это не просто основа государства и общества, это духовное явление, основа нравственности» [5].
Совместное проведение досуга семьи претерпело изменения. В российских музеях работает много кружков для детей, есть изостудии, творческие мастерские, проводятся занятия, мастер-классы и другие формы креативного воспитания детей и юношества. Все больше форматов предлагают музеи для семейной аудитории. Однако роль родителей все более удаляется и теперь зачастую сводится к задаче привезти и увезти своих детей, но не заниматься чем-то вместе. Совместное творчество, семейное чтение, домашний театр безнадежно мало присутствуют в семейном досуге. Главное, родители и дети все меньше общаются друг с другом. А такое общение необходимо вовсе не для того, чтобы узнать, поел ли ребенок, сделал ли домашнее задание и каковы оценки в школе: имеется в виду неспешная беседа... об узорах на морозном стекле, о разноцветье осеннего леса, о героях фильма, недавно просмотренном вместе, или прочитанной вслух книге, о добре и зле, о силе духа, воли и других важных для ребенка, но, возможно, незначительных с точки зрения взрослого вещах. В большинстве случаев причина вовсе не в том, что у родителей нет времени, хотя именно на это обычно они ссылаются. Причина, на наш взгляд, кроется в приоритетах, которые родители часто меняются не в пользу общения с ребенком. Таким образом, несмотря на явную потребность, накапливается неудовлетворенность детей и их родителей в доверительном общении, разговоре, беседе друг с другом, что справедливо как для молодых родителей, так и для родителей старшего поколения – бабушек и дедушек. Причем общение на равных, с уважением к мнению всех членов семьи без исключения, независимо от их возраста. Не нашедшая удовлетворение потребность, накопившиеся обиды и недосказанности постепенно перерождаются в комплексы и агрессию. И напротив, способность бескорыстно любить – этот ценнейший дар, необходимый человеку для выстраивания прежде всего семейных отношений – не находит места в воспитательно-образовательном процессе, поскольку современное общество и его культурные институты фактически даже не ставят перед собой такую цель.
Закладывать основы гуманизма, традиций, семейных ценностей необходимо с самого младшего возраста. Активное душевное состояние детей дошкольного и младшего школьного возраста еще не угасло, они способны ощущать эмоции без сдерживания, быть непосредственным и свободными от предварительного осмысления. Это состояние детей нужно беречь и развивать, деликатно помогая ребенку формировать свою индивидуальность, Я-сознание с ощущением ответственного и уважительного отношения как к своему отчему дому, так и к своей будущей семейной жизни. В своей работе «Конфликты детской души» швейцарский психолог, основоположник аналитической психологии Карл Густав Юнг (1875-1961) писал: «К детям обычно прислушиваются очень мало и обращаются с ними (на всех возрастных ступенях) во всех существенных вопросах как к невменяемым. Но во всем несущественном их дрессируют до автоматического совершенства» [7, c. 17-18].
Просветительская деятельность художественных музеев может не только давать знания об истории искусств, живописи и скульптуре, но также оказывать сильное влияние на эстетическое воспитание человека и семьи, тем самым укрепляя семейные ценности, ведь искусство – это комплекс различных направлений культурной деятельности человека, который посредством реальных и художественных образов воссоздает, моделирует и дополняет жизнь, расширяя и обогащая жизненный опыт. В художественных музеях есть огромное количество материала для обсуждения самых сложных вопросов межличностных отношений и философии жизни, которые могут рассматриваться в отношении человека, семьи и общества.
Одним из самых очевидных способов является работа с семейными группами. Однако выбор формата работы с семейной аудиторией становится наиболее важным и сложным, так как он должен быть интересным и захватывающим как для детей, так и для их родителей.
В 2024 году Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» предложил публике несколько новых форматов.
К Международному дню защиты детей 1 июня для детей от 5 до 10 лет музей подготовил праздничную программу: музыкальный детский спектакль «Разбойники из Кардамона» по сказочному роману норвежского писателя Турбьерна Эгнера «Люди и разбойники из Кардамона» в исполнении Школы классического вокала заслуженной артистки России Ларисы Рудаковой, конкурс по сбору пазла и мастер-класс по совместному рисованию большого плаката с изображением птички Плюсика – маскота детского центра музея, который затем должны были прикрепить к аэростату для полета над зданием музеем.
После спектакля в концертном зале музея всех желающих пригласили на конкурс: собрать на скорость пазл (48 элементов) с изображением картины Филиппа Малявина «Смеющаяся девочка», представленной на проходившей в это время временной выставке «Мастер Репин. Эпизоды из жизни учителя и учеников». Призы должны были получить 3 человека с лучшим показателем времени, потраченного на головоломку. Ожидалось, что пазл привлечёт внимание детей и их родителей к картине Филиппа Малявина, у них возникнет желание пойти на выставку и вместе внимательно рассмотреть эту картину, обсуждая разные детали героини данного сюжета. Конкурс как часть праздничной программы вносит элемент соперничества, который дает объективную оценку способностей и подготовки детей. Когда не удается быстро справиться с задачей, то должно возникнуть желание найти способы преодоления сложностей, что можно было бы решить путем изучения картины и тренировки сбора пазла дома, возможно, совместного в семейном кругу. Тем более, что пазлы с изображением разных картин – участниц этой выставки можно было приобрести в сувенирном магазине музея, ведь сувенирная линейка к каждой выставке в обязательном порядке учитывает интересы юных посетителей.
Данный вид программы обнажил ряд проблем. Дети отнеслись к конкурсу с интересом, многие из них были готовы попробовать свои силы. Однако некоторые мамы начали нервничать и повышать на детей голос из-за их неправильных действий. Но дети, как оказалось, первый раз в жизни собирали пазл, бессистемно пытаясь сложить элементы в рисунок. Нервозность мам и их желание непременно видеть в числе победителей своих детей тут же сказалась на настроении детей, которые уже не с таким интересом занимались сбором пазла, все больше ощущая стрессовую ситуацию. Организаторы конкурса незамедлительно огласили ряд послаблений в правилах для урегулирования ситуации: разрешили родителям помогать своим детям, тем самым сформировать семейные команды, и призы были обещаны уже всем участникам. Это немного ослабило напряжение, но не решило проблему. В погоне за призовыми местами родители не давали возможности детям спокойно пробовать что-то для них новое не с целью получения приза или какой-либо другой награды, а для собственного удовольствия нового познания.
Музей «Новый Иерусалим» расположен в построенном 10 лет назад здании, специально для него предназначенном. Помимо выставочно-экспозиционного пространства в музее есть акустический концертный зал на 300 мест, где на постоянной основе проходят концерты классической музыки и музыкальные спектакли для детей. В концертном сезоне 2024-2025 гг. был впервые сформирован детский музыкальный абонемент «Музыкальная азбука. Занимательные концерты с фантазиями и картинками», целью которого является знакомство детей дошкольного и младшего школьного возраста с основными музыкальными терминами, жанрами, стилями, формами и не только. Перед организаторами стояла цель привлечь в музей, в концертный зал семейную аудиторию, чтобы с детства приучать детей к классической музыке, а родителям – не только проводить досуг со своими детьми, но и восполнять возможные пробелы. К сожалению, еще есть много людей, которые «боятся» классическую музыку, считая ее скучной и неинтересной. А если взрослые не ходят на такие концерты, то и не следует ожидать, что дети станут их посещать, даже когда станут взрослыми. Представляется, что для преодоления этой проблемы организация просветительских концертных программ для всей семьи является удачной.
Ожидания организаторов основывались на следующем: для образования и развития детей взрослые, как правило, все-таки находят время, на специально подготовленные для этого абонемента концерты дети придут вместе с родителями. Совместное участие даст участникам больше тем для обсуждений, обмена впечатлениями в кругу семьи, соответственно улучшая семейный климат и укрепляя семейные отношения.
Однако оказалось, что довольно много родителей покупали абонементы только для своих детей. Проводив их до концертного зала, они уходили на выставку или ждали в кафе. С одной стороны, это хорошо, что у родителей появилась возможность отдохнуть, посмотреть новую выставку, посвятить себе час времени. Но, с другой стороны, вряд ли можно сравнить ту степень вовлеченности родителей и детей в обсуждение увиденного и услышанного, на которую мы рассчитывали, при совместном посещении концертов. Стало очевидным, что есть четкая граница между детским и взрослым мероприятием, которую последние не хотят стирать. Каким же тогда должен быть семейный досуг, в частности, в музее?!
Невероятно популярный во всем мире японский писатель Харуки Мураками отозвался в своих впечатлениях от интервью в формате встреч с выдающимся японским дирижером Сейдзи Одзава: «Для многих людей в мире, музыка – ценнейшее топливо, питающее их желание жить» [4, c. 16]. Мысль, в которой так много философии, жизненного опыта, впечатлений и знаний, подталкивает организаторов музыкальной концертной деятельности музея постоянно думать о том, как можно и нужно лучше и полнее донести эстетику и мудрость классической музыки до публики, прежде всего до детей и молодежи.
В 2024 году был разработан еще один формат работы с семейной аудиторией. Программа получила название «Хочу в музей!» [2]. Уже в названии заложен позитивный посыл, дающий четкое понимание, что предлагается интересное и увлекательное содержание и надо поскорее отправляться в музей.
Программа занятия состояла из трех компонентов: краткий рассказ о Союзмультфильме, авторах и создателях мультипликационных фильмов с показом 5-7 минутных эпизодов этих фильмов в виртуальном концертном зале музея, посещение экспозиции выставки и в заключение – мастер-класс, где участники занятия могли закрепить полученные знания. Научные сотрудники музейного детского центра «Экспонариум» разработали три программы: «По следам кота в сапогах», «Что расскажет Мойдодыр?» и «Путешествие по царствам-государствам».
В программе «По следам кота в сапогах» помимо рассказа о Союзмультфильме, режиссерах Валентине и Зинаиде Брумберг, показали эпизод созданного ими в 1968 году мультипликационного фильма «Кот в сапогах». Продолжение занятия уже было в зале временной выставки «Культурный полюс. Таруса», где участники рассматривали и обсуждали технику мозаики на примере работ прекрасного итальянского мозаичиста Марко Бравура, проживающего и работающего последние тринадцать лет в небольшом городе Таруса в Калужской области. На последовавшем за этим мастер-классе участники создавали свои иллюстрации к сказке в технике аппликации, относительно близкой к мозаике.
В программе «Путешествие по царствам-государствам» рассказ искусствоведов детского центра был уже об авторе сценария мультипликационного фильма «Вовка в тридевятом царстве» Вадиме Коростылеве и о режиссере Борисе Степанцеве, просмотр эпизода рисованного фильма-сказки «Вовка в тридевятом царстве» 1965 года, показ работ Виктора Борисова-Мусатова на тарусской выставке и создание витража по мотивам сказки на мастер-классе.
Третья программа под названием «Что расскажет Мойдодыр?» носила больше характер естественнонаучный нежели искусствоведческий. Замечательный мультипликационный фильм «Мойдодыр» 1954 года режиссера Ивана Иванова-Вано по одноименной сказке К.И.Чуковского погрузил участников в тему вирусов и бактерий. Ребята рассматривали под микроскопом микроорганизмы, обсуждали роль воды в жизни человека, говорили о важности соблюдения чистоты и гигиены.
Все участники этих программ были очень довольны, занимались с искренним интересом. Однако на этапе продажи билетов ощущалась та же проблема, что и с музыкальным абонементом. Родители предпочитают привозить детей на занятие, но не участвовать самим. Причины такого отношения родителей можно сформулировать так:
1. Родители не привыкли и не умеют заниматься совместным творчеством со своими детьми.
2. Родителям кажется, что занятия для них будут скучными. Это особенно актуально для пап.
3. Родители избегают ситуаций, которые в присутствии их детей обнаруживают, что они чего-то не знают или не понимают.
4. Родители не считают совместное участие в семейных программах важным и нужным их детям и им самим.
Интересен успешный опыт работы с семейной аудиторией в Государственном музее изобразительных искусств имени А.С.Пушкина, который много десятилетий работает с детской аудиторией школьного возраста. Эти дети уже выросли и привели в кружки музея своих детей и даже внуков. В 2006 году директор музея И.А.Антонова, понимая значимость работы по эстетическому воспитанию детей, открыла Центр эстетического воспитания детей и юношества «Мусейон», который вошел в состав музея. Расширенные возможности работы с детьми позволили начать проводить занятия с детьми 5-7 лет в детских кружках «Семейные группы». На занятиях подразумевается присутствие родителей, задача которых – слушать и сопровождать детей, но не мешать и не отвечать на вопросы, адресованные детям. Занятия, объединенные в абонемент, проходят 8 раз в течение учебного года. Цикл «Семейные группы» был рассчитан на два года. Дети знакомятся с музеем, осваивают различные жанры искусства, рассматривают памятники, учатся понимать живопись и скульптуру, видеть невидимое, формулировать и высказывать свои мысли грамотно и четко. Эти занятия помогают детям создать целостную картину мира, которую они проецируют на свою семью, друзей и окружающих. Опытные искусствоведы – руководители кружков ЦЭВ «Мусейон» - выстраивают занятия таким образом, чтобы получился доверительный диалог, в котором дети могут рассуждать «по-взрослому», приводить свои аргументы, формулируя свое независимое мнение, к которому гарантированно будет очень внимательное отношение руководителя кружка и, соответственно, родителя, присутствующего на занятии.
Задача музейного педагога – ввести ребенка в широкий мир, мотивировать думать и рассуждать, не подавлять авторитетом, но быть авторитетной личностью, а родителей – слушать и внимательно наблюдать за своими детьми, анализируя их вопросы, мысли и высказывания. После таких занятий в музее находится много тем для обсуждения в семейном кругу, причем на равных. Доверительное, искреннее общение между членами семьи укрепляет уважительное отношение друг к другу, формирует доброжелательную атмосферу в семье.
В связи с особым психологическим взаимодействием родителей и детей, занятия с семейной аудиторией особенно эффективны для детей с 5 лет до 9 лет. Уже упоминавшийся выше Карл Густав Юнг утверждал: «Как организм ребенка в эмбриональном состоянии есть почти исключительно только часть материнского тела и всецело зависит от состояния этого тела, так и психика раннего детства есть в известном смысле только часть материнской психики, а позже, вследствие общности психологической атмосферы в семье, также и отцовской психики. Первое психическое состояние есть состояние слитности с психологией родителей. Собственная психология наличествует лишь в зачаточном виде. Именно поэтому нервные и психические нарушения у детей вплоть до среднего школьного возраста основаны, можно сказать, исключительно на нарушениях психической сферы родителей» [8, c. 57].
Вопросы эстетического воспитания и развития в музее рассматриваются в трудах, относящихся к разным научным сферам: философии, социологии, психологии, педагогики и музееведении. Подлинной целью учреждения культуры должно стать эстетическое воспитание человека, развитие его внутренней независимости и неповторимой индивидуальности. Музеям необходимо использовать научные исследования новейшего времени для разработки и внедрения новых форматов работы с семейной аудиторией с целью раскрытия большого потенциала добра и справедливости, любви и гуманности, который есть в каждом человеке, будь то ребенок или взрослый. На данный момент вклад музеев в формирование общественного мнения по отношению к семейным ценностям, детям, эстетике межличностных отношений, выстраиванию правильных приоритетов в обществе является недостаточным. Такие задачи учреждениям культуры даже не сформулированы. Скидки при покупке билетов, где такие льготы предлагаются, безусловно, оказывают финансовую помощь многодетным семьям, но не решают проблему моральной поддержки, что под силу общественному мнению. Нейтральное, а иногда откровенно негативное отношение к многодетным семьям с четырьмя, пяти и более детьми в обществе недопустимо. В своей коммуникативной стратегии учреждения культуры и музеи, в частности, должны вырабатывать специальные механизмы для работы с многодетными семьями и выгодно представлять их в информационном поле. Эрих Фромм считал: «Мы недооцениваем роль анонимной власти в лице общественного мнения или “здравого смысла”, которые могущественны в силу того, что мы готовы следовать ожиданиям остальных и ужасно боимся от них отличаться» [7, c. 108].
Работа со взрослой аудиторией важна и необходима. Юнг отмечал, что «бесчисленное множество неудачных и несчастных браков, бесчисленное множество разочарованных в своей профессии специалистов возникает полностью и исключительно по причине недостаточного воспитания взрослых, которые часто пребывают в глубочайшем невежестве относительно самых важных вещей» [8, c. 62]. Один из способов это делать – проводить в музее занятия и мероприятия для семейной аудитории, на которых было бы интересно как взрослым, так и детям. Следует учитывать, что методы работы со взрослой аудиторией существенно отличаются и должны носить характер косвенных, так как у взрослого человека уже сформировались убеждения, психика уже не настолько пластичная и восприимчивая. Воздействие на взрослых людей должно происходить особенно деликатно, так, чтобы они могли самостоятельно воспитывать и убеждать себя, меняя свое мнение и действия не из-за очевидного внешнего влияния, обращая внимание на новые для него аспекты отношений и жизненных ситуаций.
Художественный музей имеет очень хороший потенциал для активного продвижения культуры семейных отношений, защищая и развивая семейные ценности. По мнению культуролога и филолога Ю.М.Лотмана, «культура есть форма общения между людьми и возможна лишь в такой группе, в которой люди общаются» [3, c. 4-5]. Художественный музей не как пассивный передатчик, а как активный участник такого общения должен ставить себе задачу создавать метафизическую основу воспитания личности, влиять на нравственно-эмоциональную сферу, имеющую гуманистическую направленность и формулирующую систему ориентации между добром и злом, необходимую для полноценного развития личности, развивать творческое мышление, внутреннюю независимость и индивидуальность, что в итоге делает людей свободными и счастливыми.
[1] Воспитание гуманизма и нравственности. Жизнь для блага других (по трудам Э.Фромма). – Москва : Амрита-Русь, 2023. – 268 с.
[2] Государственный историко-художественный музей «Новый Иерусалим» : официальный сайт. – URL: https://njerusalem.ru/news/hochu-v-muzej-novyj-tsikl-semejnyh-programm-v-muzee-novyj-ierusalim/ (дата обращения: 12.11.2024).
Беседы о русской культуре. Быт и традиции русского дворянства (XVIII – начало XIX века). – Москва : Проспект, 2024. – 576 с.
Беседы о музыке с Сейдзи Одзавой / Харуки Мураками : Пер. с яп. Ю.Чинаревой. – Москва : Эксмо, 2023. 320 с.
Выступление Президента России на пленарном заседании Всемирного русского народного собора // Русская Православная Церковь : официальный сайт Московского Патриархата. – URL: http://www.patriarchia.ru/db/text/6080867.html?ysclid=m39wtrnef3740638867 (дата обращения: 12.11.2024).
[6] Указ Президента Российской Федерации «О проведении в Российской Федерации Года семьи» № 875 от 22.11.2023 г. // 2024. Год семьи : [сайт]. – URL: https://xn--2024-u4d6b7a9f1a.xn--p1ai/documents/263 (дата обращения: 30.01.2025).
Бегство от свободы / Пер. с англ. Александровой А.В. – Москва : АСТ, 2024. – 288 с.
Конфликты детской души / Пер. с нем. – Москва : Канон; Реабилитация, 2021. – 320 с. (История психологической мысли в памятниках).
Роль художественного музея как фактора укрепления семейных ценностей. – DOI 10.34685/HI.2025.78.37.007. – Текст : электронный // Культурологический журнал. – 2025. – № 1. – С. 84-90. –