2025/1(59) Содержание КУЛЬТУРНАЯ ПОЛИТИКА Аристархов В.В. Шашкин П.А. ИСТОРИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ Береснева Ж.А. Чекменева Р.Р. Чекменев А.И. Сушкова-Ирина Я.И. Ченцов А.С. ПРИКЛАДНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ Кокшенёва К.А. Лиджиева Е.Н. Маркарьянц И.Ю. Жачемук В.Ш. МУЗЕЕВЕДЕНИЕ Грачева М.П. Галкина А.К. Казарина Н.И. Карабанова И.М.
|
|
DOI 10.34685/HI.2025.20.12.005 Лиджиева Е.Н. Буддизм в повседневной жизни современной калмыцкой молодежи: результаты социологического исследования Аннотация. В статье на основе эмпирических данных анализируется влияние буддизма на повседневную жизнь представителей современной калмыцкой молодежи. Акцентируются два аспекта вопросы: 1) основные способы выражения приверженности к буддийской религии в повседневной жизни, главные мотивы посещения религиозных мест и священнослужителей; 2) соблюдение буддийских религиозных практик (обряды, ритуалы, соблюдение постов и обетов). Эмпирические данные получены методом социологического опроса в форме анонимного анкетирования представителей молодежи, являющихся этническими калмыками. Выявлено, что буддизм в повседневном поведении современной калмыцкой молодежи выражается в большей мере через соблюдение нравственных ценностей, этических норм и принципов универсального характера, а также посредством соблюдения буддийских религиозных традиций (праздники, домашние моления) и посещения религиозных мест и священнослужителей. Сделан вывод, что доминирующим фактором посещения представителями калмыцкой молодежи буддийских храмов и священнослужителей является духовная потребность в проведении ритуалов, обрядов, заказе молебнов, а также у немалой части молодежи основным мотивом выступает внутреннее духовное стремление. Отмечается, что наибольшая часть калмыцкой молодежи не выполняет либо частично выполняет такие духовные религиозные практики, как соблюдение ежемесячных «дней поста», поста в священный месяц Урс Сар, принятие буддийских нравственных обетов.
Ключевые слова: буддизм, буддийские ценности, буддийская этика, буддийские религиозные традиции, Калмыкия, калмыцкая культура, калмыцкая молодежь, религиозность, повседневное поведение, ценностные ориентации.
Духовное совершенствование человека, формирование его мировоззрения и ценностного мира является важнейшим условием развития общества и культуры. Немаловажную роль в этом процессе играют религиозные традиции с их упорядоченной системой ценностей, норм и установок. Однако в настоящее время в современном мире наблюдаются негативные процессы утраты традиционных духовно-нравственных и этических основ, унификация культурных смыслов и повсеместное внедрение секулярных принципов и неолиберальных ценностей.
В сложившихся социально-культурных условиях актуализируется обращение к традиционным религиям с целью использования заложенного в них нравственного содержания и ценностных ориентиров. В связи с этим выявление влияния религии, в том числе буддийского религиозно-философского учения, на личностное становление человека, формирование системы его ценностей и повседневное поведение является одним из приоритетных направлений современных научных исследований. Актуальность анализа буддийского учения в современной России также связана с изучением собственных исторических и этнокультурных основ, поиском путей сохранения, развития и укрепления традиционных ценностей.
Республика Калмыкия является одним из субъектов Российской Федерации, входящих в Южный федеральный округ. Согласно данным Всероссийской переписи населения 2020 г., национальный состав населения республики представляет собой этнически смешанную общность с преобладанием титульной этнической группы – калмыки (59,57% от общей численности населения) [1].
Буддийское учение составляет одну из важнейших основ становления и развития национальной культуры калмыцкого народа, обеспечивая его культурно-мировоззренческое единство и общие духовно-нравственные ценности. Буддизм, как и любая религиозная традиция, сохраняется и передается благодаря процессу социокультурной преемственности, являющемуся основным механизмом сохранения, передачи и усвоения норм, ценностей и идеалов от поколения к поколению. В этом процессе получателями и в дальнейшем воспроизводителями сложившейся системы ценностей выступает особая социально-демографическая группа – калмыцкая молодежь. Поскольку для любого молодого поколения характерна потребность в самоопределении и выборе своего жизненного пути, буддизм как философия и религия может явиться высшим образцом и ориентиром для духовно-нравственного развития калмыцкой молодежи.
Сохранение и передача буддийского учения как важнейшей составляющей национальной калмыцкой культуры в представлениях молодого поколения калмыков, формирование социокультурных установок в русле буддийских идей составляет один из вопросов, который требует исследования с различных аспектов, в том числе и с позиции определения влияния буддизма на ценностные ориентации и повседневное поведение представителей калмыцкой молодежи. Поскольку отношение современных представителей молодого поколения калмыцкого этноса к буддийской религии – вопрос, требующий детального изучения, возникает потребность в актуальных качественных эмпирических данных.
Исследованию калмыцкой буддийской тематики посвящено достаточно много научных трудов. Спектр изучаемых сегодня вопросов включает рассмотрение этнической специфики буддизма, религиозного культурного наследия (изобразительное искусство, скульптура, архитектурные культовые сооружения), письменные памятники и буддийские тексты, религиозные организации и священнослужители, роль буддизма в культуре калмыков, формировании этнического сознания и идентичности и др. Данные направления рассматривались в работах таких исследователей, как Э.П.Бакаева [2], С.Г.Батырева [3], К.А.Наднеева [4], Д.Н.Музраева [5], Г.Ш.Дорджиева [6], Б.У.Китинов [7], Б.А.Бичеев [8], М.С.Уланов [9], М.Б.Марзаева [10].
В контексте изучения вопроса также необходимо отметить исследователей, рассматривающих социально-культурные, этнокультурные и идентификационные процессы в среде калмыцкой молодежи. В рамках данного направления следует отметить научные работы Л.В.Намруевой [11], М.Б.Марзаевой [12], А.М.Нуксуновой [13].
В рамках исследования следует обозначить понимание термина «ценностные ориентации» и определить его взаимосвязь с социальным поведением личности. В отечественной науке термин «ценностные ориентации» стал активно использоваться с середины 1960-х гг. в работах А.Г.Здравомыслова, В.А.Ядова, Г.М.Андреевой и др. Социолог А.Г.Здравомыслов определял «ценности» как материальные и идеальные предметы, обладающие определенной значимостью для личности, а «ценностные ориентации» как производные – установки личности на ценности материальной и духовной культуры [14]. Согласно данной исследовательской позиции, ценностные ориентации – это важнейший компонент структуры личности, который обеспечивает ее устойчивость и стабильность, а также «резюмирует весь жизненный опыт, накопленный личностью в ее индивидуальном развитии» [15]. Таким образом, ценностные ориентации формируются в процессе усвоения личностью социального опыта и выражаются в идеалах, убеждениях, установках и других проявлениях системы ценностей человека.
Ценностные ориентации как важнейший внутренний регулятор тесно связаны с социальным поведением. Так, с точки зрения психолога Б.Г.Ананьева ценностные ориентации вместе со статусом и ролями образуют первичный класс свойств личности и определяют особенности мотивации и общественного поведения [16]. Ценностные ориентации, образуя своего рода внутренний духовно-нравственный каркас личности, обуславливают линию его поведения и служат мотивационной основой в выборе тех или иных поступков и действий. Они в целом характеризуют общий подход человека к миру и к самому себе, закрепляют его предпочтения и личностную жизненную позицию, придают смысл и направление его повседневной деятельности.
Цель настоящего исследования – на основе эмпирических данных проанализировать влияние буддизма на ценностные ориентации и повседневную жизнь представителей современной калмыцкой молодежи. Исследование было направлено на (1) выявление приоритетных ценностей современной калмыцкой молодежи, (2) определение уровня религиозной идентичности молодежи, (3) выявление степени понимания молодыми людьми основных буддийских понятий (религиозно-философских идей, этических норм) и тенденций к использованию этих понятий в качестве ориентиров для жизни и повседневного поведения.
Для проведения исследования в качестве основных понятий, выражающих ценностные установки, были выбраны следующие буддийские религиозно-философские идеи и нормы: Благородный восьмеричный путь, воздержание от «десяти недобродетелей», «сансара», «карма», «Четыре благородные истины». Содержание исходных понятий, направленных на проявление религиозности в поведении калмыцкой молодежи представлено следующими направлениями: посещение буддийских хурулов и иных культовых религиозных мест / посещение священнослужителей; обращение для проведения обрядов и ритуалов; соблюдение «дней поста» (калм. «мацг ?др») и поста во время священного буддийского месяца Урс Сар (калм. «?рс Сар»); принятие буддийских нравственных обетов.
Эмпирический материал был собран методом массового опроса в форме анонимного анкетирования молодежи, представляющей калмыцкий этнос. Выборка опрашиваемых осуществлялась по признакам: пол и возраст – от 17 до 35 лет; группы опрошенных: обучающаяся и работающая молодежь. В рамках исследования было опрошено 100 респондентов, из которых 45 человек – юноши, 55 человек – девушки. Структура анкетного листа включала в себя блоки вопросов, отражающие основные направления исследования согласно выбранной цели. Исследование проводилось в 2023 году, полученные данные были сформированы в единую базу с наименованием «Буддизм в ценностных ориентациях современной калмыцкой молодежи» (свидетельство государственной регистрации №2023624061 от 20.11.2023 г.).
Результаты первой части исследования показали, что для молодого поколения буддизм является значимой духовной ценностью, его связывают с такими общечеловеческими духовно-нравственными ценностями, как любовь и сострадание, честность и справедливость. Исследование выявило, что наибольшая часть представителей молодого поколения идентифицируют себя как верующие буддисты, что свидетельствует о наличии высокого уровня религиозной идентичности. Выявлено, что современная калмыцкая молодежь достаточно хорошо знакома с представленными в исследовании основными буддийскими религиозно-философскими идеями и этическими нормами, они занимают одно из определяющих мест в системе ценностных ориентаций. Основная часть молодежи руководствуется в жизни базовыми понятиями и нормами буддизма, их стараются придерживаться и в соответствии с ними регулировать свое поведение.
Однако нельзя утверждать, что представители калмыцкой молодежи в полной мере понимают религиозно-философское содержание идей и этики буддийского учения. Детально данная часть исследования опубликована в 2023 г. в № 4 научного журнала «Наследие веков».
Следующая часть исследования была посвящена влияния буддизма на повседневное поведение представителей калмыцкой молодежи. В контексте исследования внимание было акцентировано на изучении поведения молодых людей в двух аспектах повседневности: 1) определение наиболее распространенных способов выражения религиозности и выявление мотивов посещения культовых мест и священнослужителей; 2) выявление проявлений религиозности в поведении через участие в буддийских культовых практиках (обряды, ритуалы, соблюдение постов и обетов).
 Результаты исследования показали, что наиболее распространенные способы выражения религиозности у калмыцкой молодежи ранжируются следующим образом: 68% опрошенных в повседневной жизни стараются делать больше добрых поступков (калм. «буин») и придерживаться моральных принципов буддизма; 37% респондентов отмечают буддийские религиозные праздники; 31% – имеют домашний алтарь и молятся; 20% – посещают религиозные места и буддийских священнослужителей; 16% считают, что на их поведении отношение к буддизму не сказывается; и лишь 4% изучают доктринально буддийское учение и занимаются различными духовными практиками ( Рис.1).
Полученные данные свидетельствуют о том, что отношение к буддизму у молодого поколения в большей степени отражается в соблюдении духовно-нравственных ценностей и этических норм универсального характера, а также посредством соблюдения религиозных традиций и посещения культовых религиозных мест. Необходимо отметить, что небольшой показатель количества изучающих буддийское учение подтверждает тезис о том, что молодые люди в большинстве своем знакомы с основными этическими нормами и идеями религиозно-философской концепции буддизма, но их знания недостаточны и носят фрагментарный характер. Более активное проявление религиозности в повседневном поведении через посещение буддийских храмов (калм. «хурул») и иных культовых мест подтверждается также тем, что большинство респондентов посещают подобные места изредка или довольно часто – 56% и 41% опрошенных соответственно ( Рис.2).
 Полученные данные позволили выявить, что для 49% респондентов основным мотивом посещения религиозных мест и буддийских священнослужителей является духовная потребность в проведении различных ритуалов и заказа молебна, 37% опрошенных посещают подобные места по своему внутреннему духовному стремлению, 30% – по большим праздничным молебнам (Рис. 3). Таким образом, доминирующим фактором посещения современной молодежью религиозных мест является по требность в проведении ритуально-обрядовых действий, которые представляют собой устойчивый элемент культовой практики буддизма и закреплены традициями и культурой калмыцкого этноса. Данный тезис также подтверждается тем, что подавляющее большинство обращались когда-либо в буддийский храм и к служителям культа для проведения обрядов и ритуалов – 77% респондентов ( Рис.4). В данном случае имелись в виду наиболее распространенные в религиозной среде региона буддийские обряды: обряд продления жизни (калм. «насан утдулх»), обряд отрезание «черного языка» (калм. «хара келе утулган»). Необходимо отметить, что религиозность современных верующих чаще всего связана с личными или семейными неполадками, бедами, болезнями и другими негативными или иными событиями в жизни. Именно в подобные моменты в большей степени проявляется религиозность, что также подтверждается результатами исследования: 29% опрошенных посещают буддийский храм (калм. «хурул») для получения совета по личным вопросам; 21% – в случае несчастья, болезни.
 В целях детального исследования респондентам были заданы несколько вопросов, касающиеся соблюдения некоторых буддийских практик. Результаты ответа на вопрос «Соблюдаете ли Вы три раза в месяц «дни поста» (калм. «мацг ?др»)?» ранжируются следующим образом: 42% – не соблюдают данную практику; 31% – соблюдают не в полной мере; 15% – не соблюдают «дни поста», однако у них есть желание; 10% – не соблюдают и не имеют желание соблюдать в будущем; и лишь 2% ответили положительно ( Рис. 5).
 Здесь необходимо отметить, что соблюдение «мацг ?др» у большей части населения, в том числе молодежи, ассоциируется с практикой возжигания лампад и традиции домашних молений три раза в месяц. Подобная форма довольно часто соблюдается в повседневной религиозной практике в калмыцких семьях. Однако традиция воздержания от употребления от мяса и продуктов животного происхождения распространена не так широко. Отсюда становится понятной тенденция соблюдения «мацг ?др» не в полной мере, т.е. ограниченная соблюдением лишь некоторых аспектов. Данные по вопросу о соблюдении поста в священный месяц «Урс Сар» представлены следующим образом: 43% респондентов – не соблюдают пост; 23% – не соблюдают, но имеют желание соблюдать; 21% – соблюдают не в полной мере; 7% – соблюдают пост; 6% – не соблюдают и не собираются соблюдать в будущем ( Рис.6).
 Здесь стоит отметить, что желание соблюдать пост в будущем объясняется как стремлением к духовному совершенствованию, так и мотивацией молодых людей вести здоровый образ жизни, поскольку в настоящее время наблюдается тенденция к соблюдению правильного питания, популяризации вегетарианства и отказа от вредных привычек. Таким образом, для многих представителей молодежи соблюдение поста в «Урс Сар» – это практика накопления духовных заслуг и одновременно возможность поправить свое физическое здоровье. Подобная ситуация наблюдается при анализе полученных данных на вопрос о принятии буддийских обетов нравственности: 44% – не принимали подобные обеты; 30% – не принимали, но имеют желание; 20% – принимали обеты; 6% – не принимали и не имеют желание принимать в будущем ( Рис.7).
В данном случае речь идет о наиболее популярных однодневных обетах Махаяны (отказ от убийства, воровства, лжи, прелюбодеяния, алкоголя, табака, от восседания на «высоком» троне, отказ от увеселительных занятий, от украшений и использования косметики, парфюмерии, отказ от принятия пищи в послеобеденное время) и обетах трезвости «цер» (отказ от употребления алкоголя и/или курения). Несмотря на то, что большинство современной молодежи не придерживаются указанных духовных практик, многие планируют вести их в дальнейшем. С каждым годом наблюдается увеличение количества практикующих буддистов. Это, в частности, отмечает экс-руководитель Центрального хурула Калмыкии «Золотая обитель Будды Шакьямуни», председатель организации «Центральное духовное управление буддистов» геше Йонтен Лодой: «Отрадно видеть ещё больше молодежи, принявшей обеты трезвости и отказа от курения, причем эти отказы не просто на этот месяц, а на более долгий срок. Такая тенденция, безусловно, радует» [17].
Резюмируя материалы исследования, можно сделать следующие выводы. Буддизм в повседневном поведении современной калмыцкой молодежи выражается в наибольшей мере через соблюдение общих этических норм и нравственных ценностей универсального характера, а также посредством соблюдения религиозных традиций (буддийские праздники, традиция домашний молений) и посещения религиозных мест и священнослужителей.
Во многом данная тенденция обусловлена сохранением и поддержкой буддийских религиозных традиций в семье и национальной калмыцкой культурой в целом. Как показали результаты исследования, доминирующим фактором посещения представителями молодежи буддийских храмов и священнослужителей является духовная потребность в проведении ритуалов, обрядов, заказе молебнов и т.п. Данная ритуально-обрядовая практика представляет собой устойчивый элемент специфики буддизма, в том числе национальной, и также закреплена религиозными традициями калмыцкого этноса. Необходимо отметить, что проявление религиозности у калмыцкой молодежи связана, прежде всего, с различными перипетиями в жизни, личными и семейными трудностями, болезнями и иными невзгодами. Как показывает практика, именно в такие моменты молодые люди чаще всего обращаются к религии. Эта тенденция подтверждается полученными данными: наибольшая часть респондентов посещают буддийский храм для получения совета по личным вопросам и в случае несчастья или болезни. Вместе с тем, у немалой части калмыцкой молодежи мотивом для посещения религиозных мест выступает внутреннее духовное стремление, что свидетельствует не о формальном характере необходимости посещения, продиктованного религиозными традициями, а о наличии сознательного желания.
Буддизм в повседневном поведении современной калмыцкой молодежи также проявляется через участие в буддийской религиозной практике: соблюдении «дней поста», поста в священный месяц Урс Сар, принятия нравственных обетов Махаяны и обетов трезвости (отказ от употребления алкоголя и/или курения). В то же время, исследование показало, что наибольшая часть калмыцкой молодежи не соблюдает духовные практики либо соблюдает, но не в полной мере. Подобная тенденция во многом объясняется отсутствием или неполным соблюдением подобных практик в большинстве калмыцких семей. Вместе с тем, немалое количество молодых людей изъявляют желание соблюдать посты и обеты в будущем. Это обуславливается различными факторами, в первую очередь – стремлением калмыцкой молодежи к духовному совершенствованию, познанию буддийских религиозных традиций, а также современным трендом поддержки здорового образа жизни и отказа от вредных привычек.
Полученные результаты являются попыткой отразить актуальное состояние места и роли буддизма в системе ценностных ориентаций и повседневного поведения калмыцкой молодежи. Вместе с тем, автор видит необходимым проведение дополнительного исследования на основе анализа экспертного мнения о современном состоянии буддийского учения в молодежной среде региона и получения рекомендаций по повышению уровня знаний о буддизме и духовного развития молодого поколения. В качестве экспертов предполагается привлечение исследователей в области философии, религиоведения, социологии, культурологии и иных наук, региональных компетентных специалистов в области культуры и молодежной политики, религиозных и общественных деятелей.
Работа выполнена в рамках государственного задания
Министерства науки и высшего образования Российской Федерации
(№075-03-2024-113 «Буддизм и глобальные вызовы современного мира»).
ЛИТЕРАТУРА
[1] Итоги Всероссийской переписи населения 2020 года. Национальный состав населения // Федеральная служба государственной статистики : официальный сайт. – URL: https://rosstat.gov.ru/vpn_popul (дата обращения: 27.03.2023).
[2] Бакаева, Э. П. Буддизм в Калмыкии. Историко-этнографические очерки. – Элиста : Калм. кн. изд-во, 1994. – 128 с.
[3] Батырева, С. Г. Старокалмыцкое искусство : Альбом. – Элиста : Калм. кн. изд-во. 1991. – 127 с., 102 ил.
[4] Наднеева, К. А. Буддизм в Калмыкии: нравственные основы. – Элиста : Калм. кн. из-во, 1994. – 75 с.
[5] Музраева, Д. Н. Буддийские письменные источники на тибетском и ойратском языках в коллекциях Калмыкии. – Элиста : Джангар, 2012. – 224 с.
[6] Дорджиева, Г. Ш. Буддийская церковь Калмыкии в конце XIX – первой половине XX в. – Москва, 2001. – 181 с.
[7] Китинов, Б. У. Буддийский фактор в политической и этнической истории ойратов (середина XV в. – 1771 г.): дис. … док. ист. наук. – Москва, 2020. – 546 с.
[8] Бичеев, Б. А. Мифолого-религиозные основы формирования этнического сознания калмыков: дис. … док. философ. наук. – Ставрополь, 2005. – 364 с.
[9] Уланов, М. С. Буддизм в социокультурном пространстве России. – Элиста : Изд-во КалмГУ, 2009. – 236 с.
[10] Марзаева, М. Б. Буддийские культовые объекты Калмыкии // Бааза-багши и его духовное наследие. – Элиста : Джангар, 2013. – С.63-72.
[11] Намруева, Л. В. Этническая социализация молодежи Республики Калмыкия (анализ 2000-2010-х гг.). – Элиста : Калм.. ин-т гуманит. исслед. РАН, 2015. – 195 с.
[12] Марзаева, М. Б. Молодежь в конфессиональных процессах Республики Калмыкия / М.Б.Марзаева // Гуманитарные и социальные науки. – 2012. –
№ 1. – С. 386-388.
[13] Нуксунова, А. М. Формирование идентичности калмыцкой молодежи в условиях постсоветской трансформации калмыцкого общества: дис. … канд. социол. наук. – Москва, 2016.
[14] Здравомыслов, А. Г. Потребности. Интересы. Ценности. – Москва : Политиздат, 1986. – С. 197.
[15] Здравомыслов, А. Г., Ядов, В. А. Отношение к труду и ценностные ориентации личности // Социология в СССР : [В 2 т.]. Т. 2. / [Ред.-сост. Г.В.Осипов]. – Москва : Мысль,1965. – С. 199.
[16] Ананьев, Б. Г. О проблемах современного человекознания. – Санкт-Петербург : Питер, 2001. –272 с.
[17] Центральный хурул Калмыкии : [официальный сайт] // ВКонтакте : социальная сеть. – URL: https://vk.com/khurul?w=wall-57920652_8779
(дата обращения: 20.04.2024).
Лиджиева Екатерина Николаевна,
заместитель директора научной библиотеки,
инженер-исследователь научной лаборатории
«Комплексные буддологические исследования»
Калмыцкого государственного университета
имени Б.Б. Городовикова (Элиста, Республика Калмыкия)
Email: kmankhadykova@mail.ru
© Лиджиева Е.Н., текст, ил., 2025
Статья поступила в редакцию 20.01.2025.
Открыть PDF-файл
Ссылка на статью:
Лиджиева, Е. Н. Буддизм в повседневной жизни современной
калмыцкой молодежи: результаты социологического исследования. –
DOI 10.34685/HI.2025.20.12.005. – Текст : электронный // Культурологический журнал. – 2025. – № 1. – С. 55-62. – URL: http://cr-journal.ru/rus/journals/684.html&j_id=63.
|
|
Издатель
Российский
НИИ культурного
и природного
наследия
им. Д.С.Лихачева
Учредитель
Российский
институт
культурологии.
C 2014 г. – Российский
НИИ культурного
и природного наследия
имени Д.С.Лихачёва
Свидетельство
о регистрации
средства массовой
информации
Эл. № ФС77-59205
от 3 сентября 2014 г.
Периодичность
4 номера в год
Издается только
в электронном виде
Входит в "Перечень
рецензируемых
научных изданий"
ВАК (по сост. на
19.12.2023 г.).
Регистрация ЭНИ
№ 0421200152
Наш баннер:
Наши партнеры:
|