Бондарь В.В.
Аннотация. В статье проанализированы обстоятельства введения в оборот, бытования и трансформаций законодательной номинации «историческое поселение», рассмотрена проблема отсутствия норм, устанавливающих тождественность понятий, обозначающих исторические населенные места, и преемственность между ранее утвержденными списками таковых и ныне действующими перечнями исторических поселений; установлено, что отсутствие содержательно исчерпывающего определения исторического поселения как феномена культурного наследия и неполноценность, в сравнении с объектами культурного наследия, его охранного статуса в значительной степени обусловливают проблему обеспечения сохранности и реализации социально-культурных функций как всего массива, так и отдельных исторических поселений страны. В качестве вывода констатирована необходимость, во-первых, наделения исторических поселений значением объектов культурного наследия, во-вторых, концептуализации понятия, придания ему значения универсального термина, равнозначного для правовой, административной, научной и практической сфер.
Ключевые слова: историческое поселение, исторический город, объект культурного наследия, памятники истории и культуры, охрана культурного наследия, памятникоохранное законодательство, концептуализация.
Введение в российское правовое поле понятия «историческое поселение» Федеральным законом «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» от 25.06.2002 № 73-ФЗ (далее – Закон № 73-ФЗ) [1], принятым после многолетних, начиная с 1996 года, обсуждений, корректировок законопроектов и работы согласительной комиссии Государственной Думы и Совета Федерации [2; 3], со всей очевидностью проявило основанное на результатах научного дискурса и практического опыта сохранения и презентации недвижимого наследия стремление профессионального сообщества к выходу за рамки объектно-ориентированных памятникоохранных практик, нацеленных на сохранение отдельных объектов и ансамблей, и утверждению ландшафтно-средового подхода, подразумевающего сохранение целостности историко-градостроительной среды [4; 5, с. 75-76, 78-79; 6].
Ко времени принятия закона в отечественном памятниковедении – как в теоретической сфере, так и в практике сохранения недвижимого наследия – в достаточной степени устоялось понимание явления, именовавшегося «историческим городом»: еще в 1946 году был утвержден включавший 32 позиции список исторических городов Советского Союза (из них по РСФСР – 17) [7, с. 60–63]. Позже Приказом Комитета по делам архитектуры при Совете Министров СССР от 8 апреля 1949 года об утверждении Инструкции «О порядке учета, регистрации, содержания и реставрации памятников архитектуры, состоящих под государственной охраной» [8] список исторических городов был сокращен до 20 позиций. Применительно к РСФСР послевоенный список, по мере развития градостроительной науки, совершенствования памятникоохранной деятельности, введения в оборот и осмысления новых данных, дополнялся дважды – в 1970 году, когда число позиций было доведено до 115 (Постановлением коллегии Министерства культуры РСФСР и Государственным комитетом Совета Министров РСФСР по делам строительства от 31 июля 1970 г. № 36), и в 1990 году, в результате чего число позиций в списке превысило полутысячу (совместным Постановлением коллегии Министерства культуры РСФСР от 19 февраля 1990 г. № 12, коллегии Госстроя РСФСР от 28 февраля 1990 г. № 3 и президиума Центрального совета ВООПИК от 16 февраля 1990 г. № 12(162). Как следует из наименований: «Список городов и других населенных мест РСФСР, имеющих архитектурные памятники, градостроительные ансамбли и комплексы, являющиеся памятниками национальной культуры, а также сохранившиеся природные ландшафты и древний культурный слой земли, представляющий археологическую и историческую ценность» (1970 г.) и «Список исторических населенных мест РСФСР» (1990 г.),– оба документа включали, помимо собственно городов, и негородские поселения – села, станицы, поселки и хутора: в списке 1990 года их значилось 112 при общем числе 539 [9].
Можно предположить, что, включая в 2002 г. в Закон № 73-ФЗ главу XII «Исторические поселения» и собственно универсальное понятие «историческое поселение» (в предшествовавших нормативных актах – союзном Законе «Об охране и использовании памятников истории и культуры» от 29.10.1976 года № 4692-IX [10] и республиканском «Об охране и использовании памятников истории и культуры» от 15.12.1978 года [11] – понятия «исторический город» либо «историческое поселение» не применялись), законодатели, помимо прочего, намеревались преодолеть различия в обозначениях феномена, бытовавших в подзаконных актах и практиках сохранения и популяризации материального наследия – «исторический город», «историческое населенное место» («населенный пункт»), полагая, что понятие «исторический город» выступает частным случаем понятия «историческое поселение», а понятия «поселение» и «населенное место» синонимичны.
Действительно, словари и энциклопедии однозначно определяют понятия «поселение», «населенный пункт», «населенное место» как тождественные. Например, в «Большой советской энциклопедии» дано такое определение: «Населенное место, населенный пункт – первичная единица расселения людей» [12, с. 196], в «Демографическом энциклопедическом словаре» – «Поселение, населённое место, населённый пункт, постоянно или сезонно обитаемое место» [13, с. 339], в «Словаре русского языка» – «Поселение... населенный пункт, селение» [14, с. 313].
В современном российском законодательстве понятие «поселение» было впервые употреблено в статье 131 Конституции 1993 года для обозначения городских и сельских территорий местного самоуправления [15, с. 56], определения же их были даны позже, в статье 2 «Основные термины и понятия» Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации»: «сельское поселение – один или несколько объединенных общей территорией сельских населенных пунктов (сел, станиц, деревень, хуторов, кишлаков, аулов и других сельских населенных пунктов), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; городское поселение – город или поселок с прилегающей территорией (в составе городского поселения также могут находиться сельские населенные пункты, не являющиеся сельскими поселениями в соответствии с настоящим Федеральным законом и законами субъектов Российской Федерации), в которых местное самоуправление осуществляется населением непосредственно и (или) через выборные и иные органы местного самоуправления; поселение – городское или сельское поселение» [16]. И если при введении понятия «историческое поселение» в законодательство оно было соотнесено с первым, а позже, автоматически, со вторым, названными актами, а в пункте 1 статьи 59 Закона 73-ФЗ наличествовало, пусть и чрезмерно обобщенное, определение явления: «Историческим поселением в целях настоящего Федерального закона является городское или сельское поселение, в границах территории которого расположены объекты культурного наследия: памятники, ансамбли, достопримечательные места, а также иные культурные ценности, созданные в прошлом, представляющие собой археологическую, историческую, архитектурную, градостроительную, эстетическую, научную или социально-культурную ценность, имеющие важное значение для сохранения самобытности народов Российской Федерации, их вклада в мировую цивилизацию», то в действующей с 12.11.2012 г. редакции того же пункта употреблено выражение «населенный пункт либо его часть», а определение фактически заменено отсылкой к перечням исторических поселений – федерального и регионального значения: «Историческим поселением в целях настоящего Федерального закона являются включенные в перечень исторических поселений федерального значения или в перечень исторических поселений регионального значения населенный пункт или его часть, в границах которых расположены объекты культурного наследия, включенные в реестр, выявленные объекты культурного наследия и объекты, составляющие предмет охраны исторического поселения» [17]. При этом глоссария в Законе № 73-ФЗ по-прежнему нет, а названные перечни никакими актами не соотнесены со Списком исторических населенных мест РСФСР 1990 года.
Фактически в 2002 году посредством введения новой законодательной номинации произошла юридизация феномена исторических поселений как некой категории культурного наследия. При этом само обозначение феномена ни тогда, ни позже не было концептуализировано ни в теоретико-методологическом, ни, соответственно, в законодательном полях: это отчетливо проявляется в отсутствии в тексте закона исчерпывающего определения, происходящего из наделения словосочетания «историческое поселение» теоретическим и практическим смыслом, что, собственно, и должно было сделать его понятием. Существующее ограниченное, сугубо инструктивное обозначение исторических поселений, бесспорно, облегчает правоприменительные процедуры, но не дает системного представления о целях введения этой законодательной номинации и сопутствующих ей установлений, составляющих целую главу закона, обусловливает неопределенность и противоречивость охранного статуса исторических поселений, что отмечалось целым рядом исследователей [18–23]. Отказ же от соотнесения понятия «историческое поселение» со смежными понятиями «исторический город» и «историческое населенное место» не только усугубил расхождения в интерпретациях сущности явления, но и породил новую проблему сохранения исторических населенных мест России: условная синонимия, как скоро выяснилось, не означает тождественности понятий с позиций действующего законодательства и, как следствие, административных практик.
Как известно, совместным Приказом Министерства культуры Российской Федерации (№ 418) и Министерства регионального развития Российской Федерации (№ 339) от 29 июля 2010 года был утвержден Перечень исторических поселений, включавший всего 41 позицию, что фактически противопоставило его «Списку исторических населенных мест РСФСР» 1990 года с его 539-тью позициями, причем в «новый» Перечень парадоксальным образом не были включены такие исторические города, как Архангельск, Великий Новгород, Вязьма, Гатчина, Дмитров, Звенигород, Ивангород, Изборск, Казань, Калуга, Кисловодск, Можайск, Муром, Оренбург, Переславль-Залесский, Псков, Пятигорск, Рязань, Сергиев Посад, Старая Русса, Тверь, Тула, Углич и др., и даже столица России – Москва. Двойственность такого положения ярко иллюстрируется тем фактом, что названные города, как и прочие, общим числом 478 (включая поселки городского типа), ранее составили «Перечень исторических городов России», приложенный к федеральной целевой программе «Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002–2010 годы)», принятой Постановлением Правительства Российской Федерации 26 ноября 2001 года [24], то есть за несколько месяцев до принятия Закона № 73-ФЗ, вводившего законодательную номинацию «историческое поселение».
Фактически, ввиду распространения положений Закона № 73-ФЗ исключительно на «исторические поселения», вошедшие в Перечень 2010 года, города и села, составлявшие список 1990 года, то есть «исторические населенные места РСФСР», оказались лишенными какого-либо охранного статуса: при том, что сам список никаким актом отменен не был (в отличие от «Перечня...» 2001 г. [25]), действующий Федеральный закон не содержит нормы, согласно которой сохраняют силу правовые акты, принятые в отношении «исторических населенных мест РСФСР» до введения его в действие, как и нормы, устанавливающей равноценность для целей Закона понятий «историческое населенное место» и «историческое поселение», что было отмечено выше.
Сложившуюся ситуацию наглядно иллюстрирует опубликованное в прессе разъяснение Министерства культуры РФ по запросу общественности Гатчины о судьбе неопределенного, после введения «Перечня...» 2010 года, охранного статуса города: «Действующим федеральным законодательством «историческое населённое место» не предусмотрено, следовательно, указанный список не несёт правовых последствий. В ст. 59 Федерального закона определено понятие «историческое поселение» [26].
Такое положение дел ожидаемо вызвало непонимание и возмущение профессионального сообщества и вообще ревнителей старины, справедливо отмечавших, что подавляющее большинство исторических населенных мест, и без того понесших в период постперестроечного «градостроительного хаоса», становления новой законодательной базы и новых же правоприменительных практик очевидные утраты историко-градостроительной целостности, впредь фактически оказывалось вне государственного памятникоохранного законодательства и, тем самым, становилось уязвимыми для любых действий, разрушающих подлинную историко-градостроительную среду [27–31].
Впрочем, и до издания пресловутого Приказа 2010 года городские и сельские поселения не могли иметь статуса исторических по причине отсутствия соответствующего перечня. Исключением стали лишь исторические поселения Краснодарского края, статус которых, перечень, границы территорий и режимы градостроительной деятельности в этих границах были установлены краевым законом № 487-КЗ «О землях недвижимых объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального и местного значения, расположенных на территории Краснодарского края, и зонах их охраны», изданным 6 июня 2002 г. [32], за три недели до Федерального закона № 73-ФЗ.
По прошествии двух лет после принятия Перечня исторических поселений Министерство культуры РФ Письмом от 18 октября 2012 г. № 2098-12-05 сообщало: «...приказом от 29.07.2010 № 418/339 утвержден перечень исторических поселений, которым предусмотрена возможность подготовки предложений по дополнению перечня. Данная работа будет продолжена Минкультуры России после внесения соответствующих изменений в законодательство Российской Федерации. Одновременно информируем, что Список исторических населенных мест РСФСР, утвержденный в феврале 1990 г. постановлением коллегии Минкультуры РСФСР, является действующим документом в части определения населенных пунктов, имеющих объекты культурного наследия и являющихся памятниками национальной культуры, сыгравших важную административно-политическую, экономическую, культурную роль в истории России» [33]. Таким образом, министерство, с одной стороны, обратило внимание на возможность пополнения Перечня исторических поселений в неопределенном будущем, с другой – подтвердило актуальность Списка исторических населенных мест РСФСР 1990 года и историко-культурного значения числящихся в нем поселений, не обозначив, однако, главного: правовой статус самого Списка и включенных в него поселений, а также проистекающих из статуса «исторических населенных мест» правовых, административных и хозяйственно-экономических механизмов их сохранения, регенерации и реализации социально-культурных функций. В действительности же, как показала административная практика тех лет и отдельные попытки регулирования градостроительной деятельности в исторических населенных местах посредством общественного контроля, статус этот оставался сугубо номинальным: он не подразумевал законодательного требования установления предмета охраны, границ территорий исторических населенных мест и, соответственно, режимов градостроительной деятельности в этих границах. Само же понятие «историческое населенное место» де-факто выпало из употребления, а феномен «исторический город» стал, большей частью, предметом хотя и довольно обширного, но сугубо научного дискурса [34–39].
Разделение условного массива исторических поселений на две категории историко-культурного значения – федеральную и региональную, введенное посредством изложения пункта 1 статьи 59 Закона № 73-ФЗ в новой, процитированной выше, редакции, установленной Федеральным законом от 12 ноября 2012 г., было фактически запоздалым компромиссом между «Перечнем исторических поселений» 2010 года и «Списком исторических населенных мест РСФСР», посредством которого открывалась возможность актуализации сугубо номинального охранного статуса в новом качестве.
Описанные трансформации законодательной номинации «историческое поселение», состава и иерархии исторических поселений страны, как и отсутствие преемственности между «Списком исторических населенных мест РСФСР» 1990 года, и поздними «Перечнями» федерального и регионального уровней, обусловлены отсутствием смысловой полноты и цельности наличествующей в Законе 73-ФЗ формулировки понятия и неопределенностью охранного статуса исторических поселений в контексте положений этого закона.
Во-первых, как было показано выше, пункт 1 статьи 59 «Понятие исторического поселения» не содержит собственно дефиниции – объяснения сути феномена, не дает целостного, системного представления о нем и его месте в структуре культурного наследия. Во-вторых, не имеет объяснения использование применительно к историческим поселениям формулировки «предмет охраны» (пункт 2 статьи 59): согласно подпункту 6 пункта 2 статьи 18 этого же закона, таковым считаются «особенности объекта, являющиеся основаниями для включения его в реестр и подлежащие обязательному сохранению», тогда как исторические поселения к объектам культурного наследия, согласно статье 3 Закона № 73-ФЗ, не отнесены и в едином государственном реестре, соответственно, не регистрируются. Последнее противоречие, составляющее, на наш взгляд, сердцевину проблемы соотношения сущности феномена и обозначающей его законодательной номинации, весьма наглядно: в законе, именуемом «Об объектах культурного наследия...» наличествует глава «Исторические поселения», посвященная феномену культурного наследия, парадоксальным образом к собственно объектам культурного наследия не отнесенного.
Даже в пространной «Концепции по развитию исторических поселений...», утвержденной Министерством культуры РФ в 2017 году и определяющей «приоритеты государственной политики в области сохранения своеобразия населенных пунктов в процессе их развития», содержится лишь образное определение феномена и своеобразное объяснение его особого статуса в массиве недвижимых памятников: «Исторические поселения – опорные центры географии культуры в регионах. Они обладают огромной притягательностью, некоторые из них являются популярными центрами туризма, хранителями ценнейшего историко-культурного достояния страны. Эти населенные пункты – своеобразная часть мирового культурного наследия...» и далее: «Историческое поселение является не составной частью системы объектов культурного наследия, а основной, объединяющей все мелкомасштабные объекты в единое целое – это урбанистическая структура высокого уровня сложности и многогранности, связанная с самобытностью населенного пункта и сохранившая исторические планировочные, объемно-пространственные и композиционные особенности» [40].
На наш взгляд, такое отрицание объектной сущности исторического поселения несостоятельно: будучи ландшафтно-средовым феноменом, оно является одновременно и цельной, в смысле единства границ, связей объектов и их качеств, территорией – объектом, вполне подходящим под приведенное в статье 3 Закона № 73-ФЗ описание разновидностей достопримечательных мест – одного из видов объектов культурного наследия: «...центры исторических поселений или фрагменты градостроительной планировки и застройки; памятные места, культурные и природные ландшафты, связанные с историей формирования народов и иных этнических общностей на территории Российской Федерации... В границах территории достопримечательного места могут находиться памятники и (или) ансамбли».
Показательно, что по прошествии восьми лет после утверждения «Концепции по развитию исторических поселений...» предложенные ею механизмы «разворота» градостроительной политики в сторону сохранения историко-градостроительной среды поселений, «главной целью которого является повышение качества жизни населения», остались нереализованными и, соответственно, не оказали заметного влияния на положение дел в социально-культурной сфере. Статус исторического поселения не только не стал действенным инструментом сохранения подлинной историко-градостроительной среды городов и сельских населенных мест, но напротив, в большинстве случаев воспринимается гражданами, их объединениями, бизнес-сообществами и даже властями разных уровней как избыточное обременение, излишняя нагрузка на бюджет и т.п. В значительной мере этому способствует, несомненно, непонимание сущности культурного феномена и важности сохранения конкретных исторических поселений, которое, в свою очередь проистекает из отсутствия точной формулировки понятия в базовом «отраслевом» законе и неполноценности охранного статуса исторических поселений в сравнении с объектами культурного наследия.
Подводя итог анализа обстоятельств бытования и трансформаций наличествующей в российском законодательстве номинации «историческое поселение» и связанных с ними проблем сохранения как всего массива, так и отдельных исторических поселений страны, констатируем две острые необходимости: во-первых, отнесения исторических поселений к объектам культурного наследия (вида «достопримечательные места», либо же, что должно быть установлено по результатам специальных исследований, отдельного вида), во-вторых, полноценной концептуализации понятия, придании ему значения универсального термина, равнозначного для правовой, административной, научной и практической сфер. Под концептуализацией в данном контексте понимается наделение названного культурного феномена содержательно исчерпывающим, исключающим разночтения, определением, фиксирующим его сущностные характеристики, место и функции в системе материального наследия страны. В этом же русле на законодательном уровне должны быть решены вопросы о взаимосвязях понятия «историческое поселение» с использовавшимися ранее в нормативных актах и практической памятникоохранной деятельности понятиями «исторический город» и «историческое населенное место», о статусе «Списка исторических населенных мест РСФСР» 1990 года и вытекающих из этого статуса правовых последствиях, а также о степени соотнесенности «Списка» с действующими Перечнями исторических поселений. Уточненное и расширенное понимание феномена исторических поселений и его ценности для культуры страны должно быть внедрено в административные, градостроительные, социокультурные практики и, в конечном счете, укоренено в общественном сознании.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Собрание законодательства РФ. – 2002. – № 26. – 1 июля. – Ст. 2519.
[2] Законопроект № 99109360-2 // Система обеспечения законодательной деятельности «Законотворчество» : [сайт]. – URL: https://sozd.duma.gov.ru/bill/99109360-2 (дата обращения: 12.02.2025).
[3]
Шестова, С. М. Российское законодательство об охране и использовании памятников истории и культуры // Обсерватория культуры. – 2008. – № 4. – С. 56–61.
[4]
Лихачев, Д. С. Экология культуры // Памятники Отечества : Альманах Всерос. об-ва охраны памятников истории и культуры. – 1982. – № 2. –
С. 10–16.
[5]
Славина, Т. А., Семенцов, С. В. Историко-культурное наследие города // Культура города: проблемы качества городской среды. – Москва, 1986. –
С. 73–80.
[6]
Веденин, Ю. А., Шульгин, П. М. Новые подходы к сохранению и использованию культурного и природного наследия в России // Известия Российской академии наук : Серия географическая. – 1992. – № 3. –
С. 93–95.
[7] Сборник постановлений, приказов и инструкций по вопросам планировки населенных мест и архитектурного проектирования / Ком. по делам архитектуры при Совете министров СССР. – Москва : Гос. архитект. изд-во, 1948. – 296 с.
[8] Инструкция о порядке учета, регистрации, содержания и реставрации памятников архитектуры, состоящих под государственной охраной / Гл. упр. охраны памятников архитектуры Ком. по делам архитектуры при Совете министров СССР. — Москва : Гос. архитект. изд-во, 1949. – 90 с.
[9] Постановление коллегии Министерства культуры РСФСР от 19 февраля 1990 г. № 12, коллегии Госстроя РСФСР от 28 февраля 1990 г. № 3 и президиума Центрального совета ВООПИК от 16 февраля 1990 г. № 12 (162) «Об утверждении нового списка исторических населенных мест РСФСР». Приложение // Официальный интернет-портал правовой информации : [сайт].–
URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/doc_itself=&backlink=1&nd=
102101396&page=1&rdk=0#I0 (дата обращения: 18.08.2024).
[10] Закон Союза Советских социалистических республик об охране и использовании памятников истории и культуры : Принят Верховным Советом СССР 20 окт. 1976 г. : Постановление Верховного Совета о порядке введения в действие закона СССР «Об охране...». – Москва : Известия, 1976. – 16 с.
[11] Закон Российской Советской Федеративной Социалистической Республики «Об охране и использовании памятников истории и культуры». Принят на 9-й сессии Верхов. Совета РСФСР 9-го созыва 15 дек. 1978 г. — Москва, 1979. – 24 с.
[12]
Покшишевский, В. В. Населенное место // Большая советская энциклопедия : [В 30 т.] Т. 17: Моршин-Никиш / Гл. ред. А.М.Прохоров;
3-е изд. – Москва : Сов. энц., 1974. – 616 с.
[13]
Хорев, Б. С. Поселение // Демографический энциклопедический словарь / гл. ред. Д.И.Валентейн. – Москва : Сов. энц., 1985. – 607 с.
[14] Поселение // Словарь русского языка : В 4 т. Т. 3: П–Р. / Изд. 3-е, стереотип. – Москва : Рус. язык, 1987 – 750 с.
[15] Конституция Российской Федерации. — Москва : Юр лит., 1993. – 64 с.
[16] Федеральный закон от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» // КонсультантПлюс : [сайт]. –
URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_
44571/6d3b1321c4f9966d07ca33533fc7ca347581c3a8/ (дата обращения: 11.09.2024.
[17] Федеральный закон от 12.11.2012 № 179-ФЗ «О внесении изменений
в Федеральный закон «Об объектах культурного наследия (памятниках истории и культуры) народов Российской Федерации» и Градостроительный кодекс Российской Федерации» // Официальный интернет-портал правовой информации : [сайт]. –
URL: http://publication.pravo.gov.ru/document/0001201211130012?index=3
(дата обращения: 24.08.2024.
[18]
Синицына, О. Н. Проекты сохранения и возрождения исторических городов: опыт регионов России // Исторические города: сохранение и развитие : материалы науч.-практ. конф. (26 июня 2013 г., Санкт-Петербург). – Санкт-Петербург, 2013. – С. 7–25.
[19]
Шевченко, Э. А. Что фактически фиксируется в качестве исторического поселения // Academia. Архитектура и строительство. – 2020. – № 2. –
С. 107–112.
[20]
Бондарь, В. В., Маркова, О. Н. К проблеме официального статуса исторических поселений и культурных ландшафтов // Культурное наследие России. – 2020. – № 3. – С. 14–19.
[21]
Яковлева, С. И. Историческое поселение как оценочное понятие // Вестник ТвГУ. Серия: География и геоэкология. – 2020. – № 4(32) – С. 33–46.
[22]
Грозовская, С. В. Историческое поселение: почему не все города утверждают охранные документы? // Городские исследования и практики. – 2022. – Т. 7. – № 3. – С. 65–79.
[23]
Калинин, Г. И. Некоторые проблемы административно-правового регулирования статуса исторических поселений и элементов предмета их охраны // Административное право и процесс. – 2022. – № 6. – С. 53–56.
[24] Постановление Правительства Российской Федерации от 26 ноября 2001 года № 815 «О федеральной целевой программе «Сохранение и развитие архитектуры исторических городов (2002-2010 годы)»» // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов : [сайт]. – URL: https://docs.cntd.ru/document/901807199 (дата обращения: 01.03.2025).
[25] Распоряжение Правительства Российской Федерации от 11 ноября 2006 года N 1546-р «О завершении реализации некоторых федеральных целевых программ» // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов : [сайт]. – URL: https://docs.cntd.ru/document/902013970 (дата обращения: 01.05.2025).
[26] Куда девались исторические города? Сохранение культурного наследия как сохранение России // Спектр-Гатчина. – 2018. – № 11. – 22 мар.
[27] Наследие России сократят в 10 раз // Свободная пресса. 16.08.2010 : [сайт]. – URL: https://svpressa.ru/society/article/28999/ (дата обращения: 12.12.2024).
[28] Список исторических городов существенно урезали // Вести.Ru : [сайт]. – URL: https://www.vesti.ru/29.10.2010 (дата обращения: 24.12.2024).
[29] Псков, Новгород Вологду и др. вычеркнули из списка исторических городов России // Livejournal : [сайт]. – 26.11.2010. – URL: https://arttasalov.livejournal.com/482471.html (дата обращения: 11.09.2024).
[30] О сокращении списка исторических поселений // Livejournal : [сайт]. – 26.11.2010. – URL: https://tomsk-da.livejournal.com/68516.html (дата обращения: 12.09.2024.
[31] В России больше нет и может уже не быть исторических поселений? // Livejournal. 17.06.2004 : [сайт]. – URL: https://nathalie-zh.livejournal.com/123462.html (дата обращения: 11.02.2025).
[32] Закон Краснодарского края от 6 июня 2002 г. № 487-КЗ «О землях недвижимых объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) регионального и местного значения, расположенных на территории Краснодарского края, и зонах их охраны» (с изменениями
от 7 августа 2002 г.). Принят Законодательным Собранием Краснодарского края 29 мая 2002 года // Официальный интернет-портал правовой информации : [сайт]. –
URL: http://pravo.gov.ru/proxy/ips/?docbody=&prevDoc=
140015560&backlink=1&&nd=140005674 (дата обращения: 02.03.2025).
[33] Письмо Минкультуры России от 18.10.2012 N 2098-12-05 «О Списке исторических населенных мест РСФСР» // КонсультантПлюс : [сайт]. –
URL: https://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_160212/ (дата обращения 12.03.2025).
[34]
Крогиус, В. Р. Исторические города России как феномен ее культурного наследия. – Москва : Прогресс-Традиция, 2009 – 310 с.
[35]
Веселова, М. Н. Проблемы определения понятия и сущности исторического города // Вестник ЛГУ им. А. С. Пушкина. – 2009. – № 2. –
С. 117–124.
[36] Исторический город русской провинции – культурный универсум / науч. ред.: Т.С.Злотникова, Н.А.Дидковская. – Ярославль : Ярослав. гос. пед. ун-т им. К.Д.Ушинского, 2009. — 232 с.
[37]
Науменко, В. Е., Султанов, Р. С. «Исторический город»: к определению понятия // Культурная жизнь Юга России. – 2010. – № 4(38). – С. 5–7.
[38]
Прохненко, В. В. Эволюция центров исторических городов и проблема сохранения образа города // Историческая урбанистика: прошлое и настоящее города : Сб. науч. стат. Всерос. конф. – Курган : Курган. дом печати, 2015. – С. 755–764.
[39] Визуальная антропология – 2022. Исторический город: актуализация прошлого в перспективе будущего : Материалы IV Междунар. науч. конф. / ред.: С. С.Аванесов, Е. И.Спешилова. – Великий Новгород : Новгор. Гос. ун-т им. Яр. Мудрого, 2022. – 242 с.
[40] Концепция по развитию исторических поселений, поддержке и популяризации культурных и туристских возможностей, развитию экономики культурного наследия на период до 2030 года [опубл. 31 октября 2017 г.] // Министерство культуры Российской Федерации : официальный сайт. –
URL: https://culture.gov.ru/documents/kontseptsiya-po-razvitiyu-istoricheskikh-
poseleniy-podderzhke-i-populyarizatsii-kulturnykh-i-turists/ (дата обращения: 28.01.2025).
Бондарь Виталий Вячеславович,
кандидат исторических наук,
начальник отдела изучения культурного наследия
и экспертной деятельности, Южный филиал
Российского научно-исследовательского института
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Краснодар)
Email: bonvita@yandex.ru
Статья подготовлена в рамках выполнения государственного задания
Южного филиала Российского НИИ культурного
и природного наследия им. Д.С.Лихачёва
по теме «Исторические поселения как категория
недвижимого культурного наследия:
проблема охранного статуса и социально-культурных функций»,
гос. рег. № 12401280052–4.
© Бондарь В.В., текст, 2025
Статья поступила в редакцию 14.08.2025.
Публикется в авторской редакции.
Открыть PDF-файл
Ссылка на статью:
Бондарь, В. В. Историческое поселение как законодательная номинация и феномен культурного наследия: к концептуализации понятия. –
DOI 10.34685/HI.2025.29.82.039. – Текст : электронный // Культурологический журнал. – 2025. – № 3(61). – С. 14-21. – URL: http://cr-journal.ru/rus/journals/705.html&j_id=65.