Аннотация. В статье раскрывается проблематика неоднозначности самооценки творческой личности, которая требует наблюдения и корректировки во избежание негативных последствий. Значимость проблемы заключается в получении творческой личностью статуса лидера общественного мнения, к которому она может быть не готова в силу своих психоэмоциональных особенностей и неоднозначной самооценки. Рассмотрены разновидности самооценки творческой личности, ее динамика от заниженной к завышенной и далее к утрированному варианту – «звездной болезни». Предлагаются рекомендации для творческой личности по нивелированию негативного воздействия на нее со стороны окружающих людей и собственных деструктивных установок, профилактике звездной болезни, выгорания.
Ключевые слова: самооценка, самоконтроль, творчество, творческая личность, креативность, звездная болезнь.
В современном социуме роль творческой личности возрастает вследствие широкого распространения коммуникативных средств, расширяющих поле проявления ее публичности. Так, благодаря телевидению, кинематографу, участию в рекламных акциях, в сетевых проектах творческие личности обретают большую узнаваемость, им подражают, к их мнению прислушиваются. Они дают интервью печатным и сетевым изданиям, журналистам, блогерам, ведут свои страницы в социальных сетях с миллионами подписчиков, тем самым имеют широкий охват и начинают позиционироваться как лидеры общественного мнения. Как следствие, в социуме им приписываются новые функции: их приглашают в качестве жюри на конкурсы, они выступают в роли экспертов на различных радио- и телепередачах, привлекаются в качестве доверенных лиц на выборах федерального и региональных уровней и т.д.
Эта ситуация определенным образом отражается на личности, поднимает уровень ее самооценки. Но чем выше человек поднимается в иерархии лидеров общественного мнения, очевидно, тем сильнее, должен повышаться и уровень его социальной ответственности за высказываемое в публичном пространстве. В реальной же жизни творческие личности оказываются не всегда достойными этой новой для них роли инфлюенсеров, ряд из них допускают неоднозначные или провокационные высказывания, совершают непродуманные и эпатажные действия, не осознавая социальных последствий своих поступков. Демонстрируя неверные ориентиры, они тем самым влияют на некритично мыслящих молодых людей, формируя у них аналогичные модели поведения.
Эта проблема, будучи изначально культурологической, базируется на психологической основе, заключающейся в неоднозначной самооценке творческой личности, недостаточном самоконтроле и подверженности влиянию со стороны публики, СМИ и имиджевых агентов. В настоящее время повышенная социодинамика, ускорившая и обострившая в сложных исторических условиях межпоколенческий разрыв, расшатавшая мировоззренческие основы общества, создала беспрецедентную ситуацию, требующую более пристального внимания к проблеме самооценки творческой личности и анализа ее влияния на сознание детей, подростков и молодежи.
Таким образом, актуальность темы обусловлена важностью формирования адекватной самооценки у творческих личностей во избежание транслирования ими эпатажных действий, неверных ориентиров и провокационных высказываний на широкую аудиторию, а также сохранения личного творческого потенциала, высокого уровня его художественной ценности. В нашей статье поднимается проблема культурологического плана – самооценки творческой личности в ее соотношении с особенностями и правилами публичного поведения.
Объектом рассмотрения в данной статье является творческая личность, предметом выступает самооценка творческой личности и ее репрезентация в публичном пространстве.
Цель статьи заключается в анализе вариантов и особенностей проявления самооценки творческой личности под воздействием множества объективных и субъективных факторов. Поставленная нами цель реализуется посредством рассмотрения следующих задач:
- дать определение понятиям «самооценка», «творческая личность», а также интегральному соотношению их содержательного наполнения в понятии «самооценка творческой личности»;
- рассмотреть разновидности самооценки творческой личности и вариантов ее проявления в публичном пространстве;
- выявить проблемы и противоречия, возникающие в самопрезентации творческой личности, связанные с завышенной и заниженной самооценкой;
- выработать рекомендации творческим личностям и социальным институтам, работающим с ними, в плане достижения адекватного уровня самооценки, формирования реального образа «Я».
Проблема самооценки обширно рассмотрена в психологии (Д.Майерс, Б.Г.Ананьев, А.Г.Спиркин, В.В.Столин, А.М.Прихожан, Е.А.Серебрякова, Н.В.Кузьмина, Ю.С.Бабахан, А.А.Налчаджян). Самооценка творческой личности является центральной в психологии творчества (А.Маслоу, А.Адлер, С.Г.Добротворская, И.Н.Андреева, С.Л.Рубинштейн, А.В.Брушлинский, Р.Стернберг, Л.Термен, К.Кокс, Д.Векслер, Г.Айзенк), в некоторых разделах педагогики, особенно связанных с профессиональной подготовкой в рамках творческих специальностей (Л.В.Бороздина, А.В.Захарова, Л.И.Божович, И.С.Кон, Д.Б.Богоявленская), а также отдельные вопросы этой проблематики затрагивались в культурологических исследованиях (Е.Б.Старовойтенко, Н.А.Сенченко, Р.А.Зобов и др.).
В целом исследователи констатировали: самооценка выступает во многих ипостасях: как компонент самосознания, самовоспитания, самокритичности, самосовершенствования, как механизм самоконтроля и регулятор развития личности, как детерминанта достижений личности, воздействующая на эмоции, как детерминанта значимости профессиональной и учебной деятельности человека, как основа профессиональной компетентности и жизненного успеха в целом, а также как фактор, зависящий от внешних оценок окружающих. Самооценка личности является системообразующим ядром индивидуальности, которая во многом определяет жизненные позиции человека, уровень его притязаний, всю систему оценок. Самооценка влияет на формирование стиля поведения и жизнедеятельность человека.
Но само понятие самооценки трактуется по-разному. Так, И.С.Кон пишет, что самооценка является общим знаменателем, итоговым измерением «Я», выражающим меру принятия или непринятия индивидом самого себя, положительное или отрицательное отношение к себе, производное от совокупности отдельных самооценок [7]. С.Куперсмит называет самооценкой отношение индивида к себе, которое складывается постепенно и приобретает привычный характер; оно проявляется как одобрение или неодобрение, степень которого определяет убежденность индивида в своей самоценности, значимости. Он указывает, что обобщенная самооценка есть сумма частных самооценок, «взвешенных» по субъективной значимости [8]. В трактовке У.Джеймса самооценка является эмоциональным компонентом, отражающим самодовольство субъекта (в ситуации успеха) или недовольство собой (в ситуации неудачи) [3].
А.В.Захарова предложила структурно-динамическую модель самооценки, в которой та функционирует в двух формах – общая и частная. Частные самооценки отражают оценку субъекта своих конкретных проявлений и качеств. Общую самооценку автор понимает как иерархическую систему частных самооценок, находящихся в динамическом взаимодействии между собой. Общая и частная самооценка характеризуются набором показателей, представленных в виде оппозиций: адекватная – неадекватная, высокая – низкая, устойчивая – неустойчивая и т.д. По временной отнесенности содержания самооценка бывает прогностическая, актуальная и ретроспективная [6]. Согласно выводам Л.Узле, Д.Марвела, М.Розенберга, более высокая значимость приписывается индивидом именно тем аспектам, по которым он успешен, а также формирование самооценки по какому-либо качеству на основании сравнения своих достижений с достижениями других людей [5].
В научных исследованиях чаще всего говорится о двух видах самооценки – высокой и низкой, при этом каждая из них может стремиться к утрированным вариантам: чересчур завышенной и аналогично заниженной. По большому счету самооценка выражает баланс между тем, как человек относится к себе и как его воспринимают окружающие. Если этот баланс выстроен оптимально, то это свидетельствует об умеренной адекватности самооценки – человек относится к себе хорошо, ровно, умеет анализировать свои поступки, чувства, мысли, трезво оценивает свои сильные и слабые стороны, выражает адекватные (конгруэнтные) эмоциональные реакции на происходящие в его жизни ситуации. Нарушение такого баланса служит основанием для внутриличностного конфликта.
Формирование адекватной самооценки важно для каждого человека, независимо от его характера, личностных качеств, профессиональной принадлежности. Но для людей творческого склада она складывается непросто. В процессе личностного и профессионального становления они неизбежно проходят через череду кризисов, когда их самооценка кардинально меняет свой вектор.
Творческая личность изначально противоречива. С одной стороны, она может характеризоваться как тонкая натура, ищущая себя, сомневающаяся в себе и своих способностях, т.е. с несколько заниженной самооценкой. Все эти трудности возникают в результате сравнения себя с другими успешными людьми или из-за страха критики и неудачи. Однако известно и то, что славу приобретают те, кто умеет пробиваться наверх, идёт к цели всеми способами, демонстрирует безграничную уверенность в себе и, возможно, достигает некоторых высот. Иногда успешной творческой личности способствует не только завышенная самооценка, но и вознесение человека «до небес» его окружением, чтобы, во-первых, стать ближе к нему и, во-вторых, в дальнейшем греться в лучах чужой славы. Это двойственность предполагает необходимость подробнее рассмотреть черты, свойственные творческим личностям.
По этой позиции мнения исследователей расходятся. По словам ряда исследователей, творчество определяется, прежде всего, уровнем развития интеллекта и проявляется на высоком уровне развития любых способностей (С.Л.Рубинштейн, А.В.Брушлинский, Р.Стернберг, Л.Термен, К.Кокс, Д.Векслер, Г.Айзенк). По мнению Д.Фельдхьюсена, у творческой личности имеется состоящее из трех пересекающихся окружностей (интеллектуальные способности, креативность и настойчивость) ядро, которое должно быть дополнено «Я – концепцией» и самоуважением. Как писал А.Маслоу, чем выше человек может подняться по иерархии потребностей, тем большие творческие возможности он продемонстрирует.
Другие авторы в большей степени акцентируют внимание на эмоциональной сфере. И.Н.Андреева указывает, что эмоциональные особенности творческой личности складываются на основе ряда биологических и социальных предпосылок (художественного типа высшей нервной деятельности, меланхолического темперамента, истероидного типа акцентуации характера), развиваясь и закрепляясь затем под воздействием творческого процесса [1].
Ряд авторов считают, что важным условием актуализации творческих способностей (креативности) являются самообладание и уверенность в себе. В.В.Бушуева, А.Н.Лощилин и Е.А.Тихомирова утверждают, что творческой личности присущи настойчивость, упорство в достижении цели, любознательность, оригинальность, нестандартность мышления, находчивость, гибкость [2]. Для нее показателен высокий уровень направленности на творчество, стойкость, активная творческая мотивация, неразрывно связанная с высоким уровнем творческих способностей [4]. С.Г.Добротворская, говоря о творческой личности, обозначает некую позитивную концепцию человека, который имеет свободу выбора, руководит своим поведением, преодолевает границы собственных достижений и возможностей, развивается и стремится к высокой самооценке и преобразованию собственного Я [4]. Она утверждает, что «творческие люди гораздо спокойней переносят негативные отклики в свой адрес, редко страдают от заниженной самооценки, в целом они более раскрепощены, трезво оценивают свои возможности, настроены на положительный результат, больше уверены в себе и своих действиях, воспринимают неудачи как новый урок, который принесет полезный опыт на будущее» [4]. Исходя из этих данных, самооценка творческой личности в принципе должна быть высокой, а в некоторых случаях даже завышенной.
Но с другой стороны, в стремлении возвыситься над другими людьми человека подстерегает опасность формирования утрированно завышенной самооценки, иногда именуемой «манией величия» или «звездной болезнью». Звёздная болезнь – деформация личности с выраженной завышенной самооценки и искаженным отношением к действительности под влиянием успехов в какой-либо деятельности, проявляющаяся социальной дезадаптацией и ведущая к деградации личности. При звездной болезни личность прочно убеждена в собственной популярности и всемогуществе.
Триггером звездной болезни может стать быстрое достижение: быстрый карьерный или профессиональный рост, достигнутый сверхрезультат в задачах, большой заработок. Но развитие этого поведенческого симптома в полную силу не обходится без реакции внешнего окружения, когда человека захваливают, ставя его на пьедестал не за определенные достижения, а в целом. Как правило, это результат многочисленных «поглаживаний», поощрений, лишенных органичности и являющихся манипуляцией со стороны родителей, средств массовой информации, имиджевых агентов. Если такое происходит постоянно, у человека начинает укрепляться впечатление, что он идеален сам по себе, в отрыве от своих результатов, что и приводит к звёздной болезни.
Подобная самооценка служит весомым стимулом к достижению еще больших успехов. Однако ее негативным результатом становится переоценка себя и своих возможностей, самоутверждение за счет чужих достижений. Сталкиваясь с жизненными трудностями, разбиваясь о них, личность с завышенной стремительно скатывается к заниженной самооценке («комплекс неполноценности»), которая характеризуется потерей веры в собственный успех вплоть до отказа что-то предпринимать, к доведенной до автоматизма беспомощности.
Ряд авторов разделяют позицию, согласно которой к факторам формирования звездной болезни относится низкая самооценка. Аргументом здесь служит то, что звездная болезнь как форма завышенной самооценки позволяет человеку стремиться к подтверждению своей ценности через внешнюю похвалу и признание со стороны других людей, тем самым компенсируя нехватку уверенности в собственной ценности.
Однако с этим предположением можно поспорить, ведь далеко не всегда звездная болезнь выступает компенсаторным механизмом для сокрытия низкой самооценки; в основном это свидетельство, напротив, завышенной самооценки, которая позволила человеку достичь определенных высот, признанных другими людьми.
К другим факторам формирования звездной болезни относятся: недостаток любви и внимания в детстве (который также становится компенсаторной потребностью в зрелом возрасте); нарциссизм (ввиду невротической потребности личности со звездной болезнью в постоянном признании и демонстрации своей превосходности и уникальности); истероидная акцентуация характера (по А.Личко), которой свойственны демонстративность, артистичность, высокомерие, перепады настроения, эмоциональность, отсутствие эмпатии, эпатаж в поведении; влияние социальных медиа на творческую личность, которые возносят ее на пьедестал благодаря восхвалению внешних атрибутов успеха творца, включая саму его наружность.
Творческая личность со своей неоднозначной самооценкой ввиду тонкой организации психики оказывается в иллюзорном мире, выстроенном для нее имиджевыми агентами, пиарщиками, журналистами, которые нещадно эксплуатируют творца в своих целях, чего он сам может не осознавать. Такие личности легко начинают верить в собственную исключительность, не осознают ограниченность ресурсов своей психики, а также собственные небезграничные способности. Но главная опасность в такой ситуации заключается в неизбежном столкновении с неприятием такой позиции в социуме. Об этом свидетельствуют многочисленные истории из жизни утративших известность и славу артистов. Многим из них очень болезненно далось осознание того, что их уже не носят на руках так, как раньше, их востребованность осталась в прошлом. Это довольно сложно пережить, поскольку из-за остающейся в сознании завышенной самооценки и не соответствующему ей диалогу с внешним миром разгорается внутриличностный конфликт, который снаружи нередко выражается в виде фрустрированного поведения, различных странностей, эпатажа, девиантного, аморального, самоповреждающего поведения, нервного срыва.
Надлом самооценки творческой личности может произойти вследствие довлеющих над ней высоких ожиданий, которым нужно соответствовать. Творцу приходится брать всё новую планку качества, он должен удивлять критиков, публику. Некоторым сложно себя выразить в продукте творчества без настроения, вдохновения и под давлением – все это порождает сильный дистресс, длительное и постоянное переживание. Защитные механизмы личности могут не выдержать такого напряжения, и психика дезорганизуется. Если неправильно отнестись к испытанию славой, последствия могут быть следующими:
- потеря доверия публики. Высокомерное поведение или отстраненность знаменитости может вызвать отрицательную реакцию у поклонников, что, в свою очередь, может привести к снижению популярности и дохода;
- проблемы с психологическим здоровьем. Постоянное навязчивое внимание и давление может вызывать стресс, тревогу и депрессию, что зачастую приводит к совершению необдуманных поступков, к употреблению запрещенных веществ, алкоголя. Так нередко случается с актерами, ощутившими на себе бремя славы в совсем еще юном возрасте (Маколей Калкин, Линдси Лохан, Аманда Байнс, Дэниел Рэдклифф и др.);
- проблемы в коммуникации. Высокомерие и неприятие других людей могут создавать сложности в отношениях с коллегами, друзьями и семьей. Это может привести к постоянным конфликтам вплоть до полной изоляции.
Творческая личность, добившаяся известности, вынуждена поддерживать свое «публичное» лицо в глазах общественности. В результате жизнь как бы разделяется на два плана – реальный, со своими сложностями и неудачами, и парадный, когда нужно демонстрировать свой успех, иногда мнимый. А высокомерный имидж на самом деле может оказаться социальной маской, за которой скрывается упавшая достаточно низко самооценка и неуверенность в своих творческих возможностях.
В интересах самой творческой личности поддерживать образ высокой самооценки, даже если на самом деле она занижена. Активность журналистов и блогеров, эксплуатирующих эту тематику, нельзя снизить, но можно и должно оставаться стойким к их влиянию. Творческая личность должна быть заранее готова к испытанию славой, несению его бремени, и четко осознавать одномоментную возможность ее потери. Важно стремиться поддерживать самооценку на одном комфортном для себя уровне. Безусловно, отношение к своей самооценке и самому себе во многом зависит от уровня рефлексии человека, от степени стрессоустойчивости, самоиронии, от диапазона его способностей и возможностей. А выдержать испытания славой помогают трудолюбие, сила характера и сохранение высоких требований к себе. Завоевав доверие масс людей, творческий деятель несет большую социальную ответственность, а значит, должен правильно ей распорядиться.
Рассмотрение этой проблематики в историко-культурном аспекте свидетельствует о том, что творческие деятели во все времена пользовались повышенным интересом публики, причем не только к результатам их творчества, но и к жизненному пути, личной жизни, взаимоотношениям с ближайшим окружением. Но в силу современных возможностей коммуникативных технологий эта тематика все больше и больше завоевывает публичное пространство, что, в свою очередь, создает некий дисбаланс. Необходим поиск противовесов. В частности, необходим контроль за тем материалом, который наполняет публичное пространство. Важен диалог общественности и руководителей средств массовой информации по вопросу разработки неких правил об оптимальном позиционировании творческих деятелей с целью избегания или преуменьшения их негативного влияния на социум. А также разработка перечня критериев для блокирования эпатажного контента. Возможно, ситуацию может помочь исправить выпуск кинолент в виде ненавязчивых поучительных историй, в которых в художественной форме на протяжении хронометража фильма перед глазами зрителей проходит жизнь творческой личности, показывается обратная сторона славы, к чему ведет неправильное отношение к ней и какой финал может ждать артиста, творческого деятеля, если он не проявит вовремя силу характера, не выработает стойкость к славе, не осознает условность и относительность всего происходящего. При этом должны быть показаны и позитивные примеры распоряжения своим данным от природы талантом. А также можно предложить включение в учебный процесс студентов творческих специальностей социально-психологических тренингов, направленных на сглаживание нежелательных реакций на жизненные ситуации, на развитие саморефлексии, самоконтроля, профилактику профессионального выгорания.
Эмоциональные особенности творческой личности. – Текст : электронный // Психология. – 2003. – № 1. – С. 51-60. –
URL: https://andreeva.by/emocionalnye-osobennosti-tvorcheskoj-lichnosti.html (дата обращения: 23.01.2025).
Некоторые особенности творческой личности. – Текст : электронный //
// Вестник Московского государственного лингвистического университета. Образование и педагогические науки. – 2020. – № 4(837). – URL: https://cyberleninka.ru/
article/n/nekotorye-osobennosti-tvorcheskoy-lichnosti (дата обращения: 16.12.2024).
Психология. – Москва : Педагогика, 1991. – 368 с.
Самоотношение творческой личности. – Текст : электронный // Андреевские чтения : Современные концепции и технологии педагогического образования в контексте творческого саморазвития личности : сб. трудов Всерос. науч.-практич. конф. – Казань : ЦИТ, 2017. – URL: https://dspace.kpfu.ru/xmlui/bitstream/handle/net/117286/F_
Samootnoshenie_tvorcheskoj_lichnosti._Statya.pdf?sequence=-1 (дата обращения: 16.12.2024).
Психодиагностика общих способностей. – Москва : Academ A, 1996. – 224 с.
Структурно-динамическая модель самооценки // Вопросы психологии. – 1989. – № 1. – С. 5-14.
Открытие Я. – Москва : Политиздат, 1978. – С. 72.
The Antecedents of self-esteem. – San Francisco :
W.H. Freeman&Co. 1967. – 283 p.
Самооценка творческой личности: к постановке проблемы. – DOI 10.34685/HI.2025.18.79.028. – Текст : электронный // Культурологический журнал. – 2025. – № 3(61). – С. 22-27. – URL: http://cr-journal.ru/rus/journals/706.html&j_id=65.