Румянцев М. В.
Лаптева М. А.
Зеленцова Е. В.
Мельвиль Е. Х.
Андреева С. В.
Аннотация. В статье представлены результаты комплексного исследования развития креативных индустрий в Красноярске, содержащие оценку рыночного потенциала данного сектора. Характеризуется его доля в экономике города и влияние на формирование социокультурной среды. Представлены как общие оценки состояния креативных индустрий Красноярска, так и характеристики отдельных сегментов, а также экспертные оценки готовности города и края к разработке и реализации стратегии развития творческих индустрий и создания творческой среды*.
Ключевые слова: креативные индустрии, творческие индустрии Красноярска, инновационная экономика, секторы творческих индустрий
Описание: Румянцев М. В., Лаптева М. А., Зеленцова Е. В., Мельвиль Е. Х., Андреева С. В. Междисциплинарное исследование креативных индустрий и творческой экономики Красноярска // Культурологический журнал [Электронный ресурс]. 2012. № 1 (7). URL: http://www.cr-journal.ru/rus/journals/110.html&j_id=9 (дата обращения: ...). № гос. регистрации 0421200152/0007.
Заданный руководством страны курс на инновационную экономику, основанную на внедрении новых технологий и активизации интеллектуального и творческого потенциала нации, требует новых политических и экономических подходов к развитию не только производственной, но и социально-культурной сферы. Инновационная, несырьевая экономика — это не только экономика технических достижений, но и экономика творчества, креативности и знаний. Именно такая парадигма развития стала доминирующей в постиндустриальных странах.
Креативные индустрии — тип социально-культурных практик, интегрирующей доминантой которых является творческая, культурная компонента. В соответствии со сложившимися на сегодня концепциями и подходами, к креативным индустриям относят деятельность в области визуальных и исполнительских искусств, ремесел и дизайна, кино, телевидения и медиа. Креативные индустрии можно также определить как отрасль экономики, объединяющую предприятия и предпринимателей, продукция которых несет в себе потенциал создания добавочной стоимости и рабочих мест путем производства и эксплуатации интеллектуальной собственности. Развитие креативных индустрий служит социально-экономическому развитию территорий, городов, стран и регионов мира в условиях новой постиндустриальной экономики.
По данным ООН, секторы экономики, основанные на творчестве и креативности — дизайн, мода, изобразительное искусство, декоративное искусство и т.д., — обладают вдвое большей динамикой роста, чем традиционные секторы (например, химическая и автомобильная промышленность). Творческие ресурсы генерируют новую, исключительно ценную добавленную стоимость и становятся важнейшим фактором экономического роста и социального развития. Использование потенциала креативных индустрий в экономическом развитии становится сегодня необходимым условием развития Красноярска и Красноярского края.
Красноярский край в последние годы лидирует в развитии масштабных инвестиционных проектов, проводит политику, ориентированную на формирование благоприятной социальной и культурной среды. Для закрепления позиции региона-лидера Красноярскому краю необходимо развивать один из наиболее перспективных секторов экономики, который может стать «флагманом модернизации», — сектор креативных индустрий.
Сегодня товарный рынок (от предметов интерьера до предметов одежды), а также рынок интеллектуальных и культурных услуг (от рекламы до кино) насыщен почти исключительно зарубежной продукцией. Количество хозяйствующих субъектов (прежде всего, малых и средних предприятий), вовлеченных в изготовление, распространение и продвижение отечественной творческой продукции невелико. Количество и качество культурных продуктов российского производства недостаточны для обеспечения даже существующего на них сегодня спроса. Кроме того, в России действуют государственные учреждения культуры (музеи, театры, библиотеки), но существуют они преимущественно как дотационная сфера. В этих условиях развитие креативных индустрий в Красноярске может способствовать модернизации традиционных культурных институций, расширению спектра товаров и услуг в секторе культуры и творчества, содействовать развитию культурного туризма.
Для того чтобы запустить механизмы развития инновационной, творческой экономики в Красноярском крае, необходима серьезная исследовательская работа по оценке рыночного потенциала сектора креативных индустрий. С целью ее организации и был задуман проект «Креативные индустрии как сектор инновационной экономики Красноярска», инициированный Гуманитарным институтом Сибирского федерального университета в партнерстве с агентством «Творческие индустрии» (Москва) и финансируемый Краевым фондом поддержки научной и научно-технической деятельности [1].
Проект актуализировал задачи, которые стоят сегодня перед сектором креативных индустрий в Красноярске, и позволил оценить долю креативных индустрий в экономике и их место в социокультурной сфере города. Такого рода оценка чрезвычайно важна для формирования взвешенной программы поддержки креативных индустрий как в части развития малых и средних творческих бизнесов, так и в части создания специализированных бизнес-инкубаторов, формирования системы льгот и преференций, проведения презентационных мероприятий и запуска туристических программ.
В соответствии с утвержденными Постановлением Правительства Красноярского края № 24-П от 20.01.2009 «Основными направлениями стратегии культурной политики Красноярского края на 2009–2020 годы» приоритетным направлением реализации культурной политики в крае являются креативные индустрии. Таким образом, проведение прикладных научных исследований по данной проблематике было напрямую связано с реализацией политики краевого Правительства.
К творческим индустриям обычно относят деятельность в следующих тринадцати сегментах экономики, каждый их которых имеет свои возможности развития. Это реклама; архитектура; художественный и антикварный рынок; ремесла; дизайн; мода; производство кино- и видеопродукции; программирование (включая создание развлекательных интерактивных программ и компьютерных игр); музыка; исполнительские искусства; издательское дело; теле-, радио- и интернет-вещание.
Применительно к обозначенным выше сегментам экономической деятельности был сформирован следующий перечень исследовательских мероприятий:
- выявление предприятий и/или организаций, осуществляющих
креативную деятельность (в соответствии кодами ОКВЭД);
- проведение социологического опроса с целью оценить потенциал
креативных индустрий, реализованные проекты и перспективы развития
творческого сектора экономики Красноярска;
- организация серии экспертных интервью с ведущими специалистами
сферы креативных индустрий города.
Выявление предприятий и/или организаций, относящихся к сфере креативной деятельности, было осуществлено при поддержке партнера проекта — Министерства культуры Красноярского края. Последнее направило письмо в адрес Территориального органа Федеральной службы государственной статистики по Красноярскому краю с просьбой предоставить перечень таких организаций, зарегистрированных на территории Красноярского края на 2008–2010 гг. (по видам деятельности, связанным с креативными индустриями). Запрашиваемые сведения включали наименование организации (или сведения об индивидуальном предпринимателе), данные о среднесписочной численности и начисленной заработной плате работников, информацию о количестве отгруженных товаров собственного производства, выполненных собственными силами работах и услугах, об объеме выручки от продажи товаров, продукции, работ, услуг. Хотя представленная статистическим ведомством информация требовала постоянных уточнений в связи с часто меняющейся ситуацией, полученные данные, характеризующие творческие индустрии Красноярска с точки зрения соотношения в них различных видов деятельности, могут быть представлены следующим образом (Диаграмма 1).
Анализ статистических данных выявил такие проблемы, как: неполнота информации, касающейся экономических показателей (например, бизнес-структурам свойственно занижение своих экономических показателей, таких как выручка, отгрузка, занятость; велика и доля «теневого рынка»), дублирование данных, сложность учета по секторам (архитектура, прочие услуги), отсутствие данных по индивидуальным предпринимателям и микропредприятиям и др.
Для комплексной оценки потенциала креативных индустрий в Красноярске был проведен опрос экспертов, среди которых были представлены:
- продюсеры, директора креативных бизнесов, которые могут оценить
ситуацию различных видов креативной деятельности;
- представители власти, которые могут оценить сектор креативных
индустрий с точки зрения его значимости для города, а также
охарактеризовать возможные условия поддержки;
- наконец, «потребители», или те, кто может оценить сектор
креативных индустрий с точки зрения востребованности
различных видов предлагаемых продуктов и услуг,
а также обозначить перспективные потребительские приоритеты.
В результате опроса был выявлен ряд важных факторов и особенностей, определяющих возможности и ограничения развития данного сектора в Красноярске. Сравнительно высокие оценки получили виды креативной деятельности, связанные с оказанием тех услуг, содержание, технологии и стандарты качества которых определяются разработчиками, находящимися вне Красноярского края. Эксперты достаточно высоко оценили вклад креативных индустрий в развитие Красноярска (средний балл 3,7 по пятибалльной шкале). При этом наиболее значимым оказывается вклад в создание рабочих мест, особенно для творческой молодежи, влияние индустрий на формирование бренда города и его привлекательного имиджа в России и в мире (Диаграмма 2).
Кроме того, экспертами была оценена важность различных проблем, сдерживающих развитие креативных индустрий в Красноярске (см. Диаграмму 3). Более всего препятствует их развитию «менталитет потребителей, предпочитающих стандартную и недорогую продукцию». Острыми проблемами являются «сложившийся низкий уровень цен на продукцию креативных индустрий в нашем регионе», «отсутствие источников инвестиций», «отток талантливой молодежи в другие города», «слабый платежеспособный спрос со стороны предприятий и организаций и со стороны населения».
Существенным результатом исследования стало выявление расхождений между представителями власти, с одной стороны, и продюсерами, руководителями креативного бизнеса, а также потребителями, с другой, в оценке приоритетности тех или иных проблем, связанных с развитием творческого сектора. Очевидно, что первым шагом в разворачивании общественного дискурса, необходимого для подъема креативных индустрий, должно стать формирование дискуссионной «повестки дня», общей для власти, бизнеса и общества, и согласование представлений о «важных» и «не важных» темах и проблемах.
Значимой частью исследования стало проведение глубинных интервью с экспертами в различных областях творческих индустрий Красноярска. Еще на этапе формирования технического задания были определены ведущие специалисты, которые обладают аргументированной точкой зрения на развитие творческого сектора экономики в регионе и способны оценить его инвестиционную привлекательность. Работая на данном рынке довольно продолжительное время, они видят (и могут сформулировать) имеющиеся проблемы и в силу своей довольно активной профессиональной и гражданской позиции готовы выносить их на обсуждение, предлагать свое видение и возможные пути их решения.
В соответствии с задачами исследования, участники опроса, обладающие необходимым статусом и опытом, а также достигшие определенных профессиональных успехов, представили такие секторы творческих индустрий, как: медиаиндустрии; кино- и видеопроизводство, мультипликация; производство видеоигр, мультимедиа, компьютерных игр, развлекательного программного обеспечения; мода; дизайн; туризм; визуальные искусства (галерейный бизнес, фотография, медиа-арт); реклама и маркетинговые коммуникации; исполнительские искусства (театр, танец, музыка) и продюсирование; литература и издательский бизнес. В ходе опроса экспертам были предложены вопросы, ориентированные на оценку ситуации на соответствующих рынках товаров и услуг, а также местном рынке творческого труда и выявление проблем интересующего их сектора творческих индустрий.
В результате удалось получить некоторые обобщенные оценки. Интересным представляется взгляд представителей городской администрации, курирующих творческий сектор. В целом их позиция выглядит довольно оптимистично. Красноярск характеризуется ими как творческий город, констатируется наличие стратегической деятельности по развитию «городской креативности». Правда, это утверждение не конкретизируется. В настоящее время, по их оценке, идет процесс подготовки городского сообщества к новому — креативному — качеству. Среди перспективных направлений в области творческих индустрий были отмечены танец, СМИ (особенно электронные), изобразительное искусство и дизайн. К слаборазвитым секторам были отнесены музыка, литература, мода. В качестве причин, объясняющих пассивность в этих секторах, были названы отсутствие среды, насыщенной событиями, и просто творчески активных людей, а также разобщенность последних и их стремление к индивидуальному успеху.
Участники опроса отмечали успешность и креативность социальных технологий, призванных сплотить городское сообщество и стимулировать его к творчеству (Городской форум, День города, карнавал). Кроме того, как успешная практика была отмечена общегородская ассамблея «Красноярск. Технологии будущего», предоставляющая возможность как коллективам, так и отдельным людям предъявить городскому сообществу свои идеи и проекты. В данной позиции особенно ценным видится акцент на необходимости формирования местного сообщества, осуществляемого по принципу налаживания внутренних связей, которые со временем могут представлять собой своего рода уникальный сплав индивидуальных, технических и организационных компетенций и развиваться благодаря концентрации деятельности в ограниченных пространствах (кластеры).
Медиаиндустрии — телевещание. Представители данной сферы оценивают уровень развития регионального рынка медиаиндустрии выше среднего уровня, отмечается довольно высокое качество производимого местными каналами и студиями продукта. Общий объем местных программ составляет в среднем около 100 часов в месяц. Основной проблемой развития телевизионного рынка опрошенные называют недостаточное финансирование, от чего напрямую зависит количество местных телепрограмм. Профессиональных сообществ в Красноярске и крае нет. Возможно, именно отсутствие профессионального сообщества является причиной того, что каналы сегодня не готовы заказывать производство программ сторонним студиям, хотя собственного ресурса уже недостаточно.
Информационные технологии (ИТ). Практически все участники опроса отмечают устойчивый рост данного сегмента творческих индустрий и его «взросление». Возрастающий спрос предприятий на разработку и внедрение комплексных информационных систем в значительной мере стимулирует развитие местного рынка. Предлагаются услуги по созданию и продаже систем хранения данных и защиты информации, локальных вычислительных сетей, системной интеграции, разработке программного обеспечения. Появились и заметные игроки на этом рынке. Красноярская ассоциация компаний в сфере информационных технологий до некоторой степени решает проблему недобросовестной конкуренции, занимается вопросами развития регионального рынка ИТ, берет на себя организацию Сибирского ИТ-фестиваля. По мнению опрошенных, этот сектор креативных индустрий близок к созданию городского кластера информационных технологий.
Несмотря на успешное развитие названной сферы, опрошенные единодушно обозначают как проблему сильную конкуренцию со стороны московских компаний как в получении заказов, так и в привлечении кадров. Отсутствие адекватных заработных плат и интересных проектов являются причинами, по которым молодые ИТ специалисты уезжают работать в столичные фирмы.
Художественный рынок. Бóльшая часть опрошенных сходится во мнении, что в Красноярске пока не сложилась ситуация полноценно действующего арт-рынка. Не сформирована своя художественная элита, к которой опрошенные причисляли заинтересованных зрителей, коллекционеров, критиков и художников, активно влияющая на вкусы публики, вырабатывающая некую общую точку зрения, обеспечивая, в результате, коммерческий успех того или иного проекта.
Наиболее активными участниками художественного рынка в Красноярске были названы частные художественные галереи («Хинган», частная «Арт-галерея Романовых», галерея современного искусства «Секач»). Тем не менее, об арт-бизнесе в полноте объема данного понятия применительно к частным галереям говорить было бы не совсем правильно, поскольку большая их часть работает на грани рентабельности. Основная масса сибирских арт-галерей функционирует на основе двух моделей деятельности: они либо имеют дополнительный бизнес (как правило, магазин художественных материалов или багетную мастерскую), либо содержатся на доходы, которые приносит владельцу его другой бизнес.
В числе причин, тормозящих развитие арт-бизнеса в Красноярске, называют неготовность художников вступать в договорные отношениями с галереями и непонимание ими роли галерей как посредников в полноценных отношениях между производителями символических ценностей и потребителями (зрителями, покупателями). Негативную роль, по оценкам опрошенных, играют отсутствие региональной художественной элиты и общественной потребности в произведениях современного искусства, неподготовленность общества к его восприятию и недостаток профессионалов-посредников, арт-менеджеров, кураторов, осуществляющих и развивающих устойчивые связи как с художниками, так и с покупателями, публикой.
Современное искусство. Практически все опрошенные, обозначив арт-рынок как несуществующий, перешли к формулированию проблем развития сферы современного искусства, которые лежат в самых различных областях общественной жизни и социальной ситуации в целом. К числу таких проблем были отнесены отсутствие учебных курсов по современному искусству в художественных образовательных учреждениях города и края, а также нахождение вопросов поддержки современного искусства вне поле зрения региональной культурной политики. Отмечены также отсутствие потенциальных потребителей современного искусства, невовлеченность современного искусства в экономические процессы, несформированность сообщества ценителей современного искусства.
Некоторые опрошенные отметили недостаточность событий-катализаторов в данной области, а это очень продуктивный способ информирования городского сообщества о том, что в городе есть современное искусство и что оно активно развивается. Среди значимых событий отмечается только биеннале современного искусства. Такого рода события явились бы своеобразными «выбросами энергии», стимулирующими творческую деятельность в целом, в том числе и в области современного искусства.
Мода. Эксперты из этого сектора характеризуют рынок моды в городе и крае как слабый и неустойчивый, и это в то время, как значимые события в этой области происходят регулярно: например, ежегодный конкурс молодых дизайнеров одежды «Модельер Сибири», который дает возможность заявить о себе дальше на всероссийских конкурсах. Есть и ряд организаций и отдельных личностей, которые определяют направления развития индустрии моды. Выходит журнал «Fashioncollection Красноярск», посвященный моде и модным событиям, существует несколько местных интернет-порталов, посвященных моде. За последние годы открыто несколько новых брендовых бутиков, но при этом практически отсутствуют специализированные дизайнерские магазинчики.
Среди проблем данной сферы называются отсутствие должного внимания со стороны городских властей, недостаточный спрос на продукты творческого труда модельеров, явно недостаточное количество профессиональных мероприятий и как следствие — творческий вакуум. Красноярская ассоциация модельеров прекратила свою работу три года назад, что негативно сказалось на состоянии профессионального общения.
Музыкальная индустрия. Участники опроса не считают возможным говорить о наличии полноценной музыкальной индустрии в регионе, так как ее разрозненные составляющие не представляют собой некий законченный цикл, систему. Есть композиторы, исполнители, музыкальные коллективы, специализированный вуз. Существует достаточно устойчивый интерес к музыкальному искусству и к самодеятельному творчеству в данной области, но отсутствуют такие необходимые элементы музыкальной инфраструктуры, как звукозаписывающие и продюсерские компании. И это несмотря на то, что в городе существуют уже хорошо известные зрительской аудитории новые площадки, дающие возможность коллективам представлять свое творчество.
Можно сказать, что спрос существует, но не отлажен механизм, способный этот спрос удовлетворить. Среди причин, объясняющих недостаток необходимых элементов в структуре музыкальной индустрии, был назван недостаток заинтересованных инвесторов, что связано с существованием множества рисков и отсутствием гарантии прибыли. Выход видится в возможности финансирования музыкальных проектов со стороны бизнес-структур или в финансовой и организационной поддержке со стороны властей.
Реклама. Сегодня в городе существует около двухсот рекламных компаний, но только десять из них — агентства полного цикла. Остальные либо специализируются на одном виде деятельности, либо слишком мелки и их профиль невозможно определить. Развиваются новые, специализированные сегменты рекламы: BTL, event-маркетинг, интернет-реклама. В настоящее время на местном рекламном рынке наметились следующие проблемы и тенденции: низкое качество продуктов красноярских рекламистов; отсутствие оригинальных идей; часто непрофессиональный, некачественный результат; трудности вхождения на рынок небольших молодых компаний, которые способны создавать действительно качественный и креативный рекламный продукт, но поглощаются крупными компаниями. Обе проблемы зачастую связаны с менталитетом местных рекламодателей, либо не готовых воспринимать смелые идеи, либо привыкших к стандартному и недорогому продукту.
Архитектура и дизайн. На красноярском рынке архитектурного проектирования активно работают около ста проектных фирм, бюро и мастерских, при этом многие из них работают на грани рентабельности. Причиной являются низкие цены, сформировавшиеся на данный вид услуг. С рынком архитектурного проектирования тесно связан рынок услуг дизайна интерьеров. Некоторые компании оказывают комплексные услуги по дизайну и архитектурному проектированию. Спрос на дизайн и архитектуру неуклонно растет: активно развивается сфера услуг и развлечений. Сегодня архитектурные и дизайнерские мастерские стараются работать с крупными фирмами, а не с физическими лицами. Частных заказов немного — в основном это проектирование небольших домов (коттеджей).
В области дизайна большое количество корпоративных проектов служит показателем статуса организации. Однако, чтобы сегодня удержаться на рынке дизайнерского проектирования, фирмам приходится вести смежный бизнес (отделка помещений, продажа мебели, производство индивидуального оборудования для торговых залов и др.). В сегменте архитектурных работ и доходность, и уровень рентабельности выше.
Красноярская организация Союза архитекторов России объединяет около ста физических лиц, за каждым из которых во многих случаях стоит юридически оформленная фирма. Недавно в ней был создан новый орган — Совет старейшин, задачей которого стали организация и поддержка профессионального взаимодействия с депутатами, правительством края и местными органами самоуправления, проведение законотворческих инициатив по проблемам региональной архитектуры и градостроительства, контроль за соблюдением профессиональной этики и защита прав архитекторов.
В целом же, к основным проблемам рассмотренных выше рынков можно отнести следующие: отсутствие квалифицированных специалистов и присутствие на рынке большого количества фрилансеров, снижающих цены и производящих некачественный продукт. Опрос экспертов, давший представление о состоянии рынка творческих индустрий и выявивший его слабые и сильные стороны, позволяет очертить круг проблем данной области, которые в процентном соотношении представлены на Диаграмме 4.
Если же говорить о готовности города и края к разработке и реализации стратегии развития творческих индустрий и создания творческой среды, то, по мнению экспертов, ситуация выглядит следующим образом. В Красноярске существует человеческий ресурс с достаточно глубокими и оригинальными знаниями, набором умений и навыков, а также потребность в коммуникации с целью обмена опытом и идеями, организации работы над конкретными проектами. При этом возможностей для неформального внутреннего и внешнего общения, формирующего атмосферу для развития творческого разнообразия, недостаточно, а прочная финансовая основа, дающая возможность осуществлять смелые эксперименты, отсутствует. Существующая структурная нестабильность может расцениваться и как негативный (незавершенные циклы), и как позитивный фактор, поскольку нестабильность дает возможность ощутить дисбаланс между тем, что есть, и тем, что может быть, и таким образом стимулирует творческую активность.
Таким образом, полученные результаты исследования позволили выявить проблемные зоны в различных секторах креативных индустрий, осмысление которых необходимо для разработки рекомендаций по развитию креативного сектора экономики края и города.
* Статья подготовлена по материалам выступления на Международной научной конференции «Культурные индустрии в Российской Федерации в контексте мировых тенденций» (17–18 октября 2011 г., Москва).
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] На первом этапе работ был проведен сбор статистической информации о предприятиях и организациях, зарегистрированных на территории Красноярского края на 2008–2010 гг., по видам экономической деятельности, связанной с субсекторами креативной экономики. На 65% было выполнено социологическое исследование, направленное на оценку потенциала креативных индустрий и перспектив их развития в Красноярске. Проведена серия экспертных интервью с ведущими специалистами в области креативного бизнеса Красноярска и разработано технического задание на реализацию информационной базы исследования.
ЛИТЕРАТУРА
Зеленцова Е. В., Гладких Н.В. Творческие индустрии: теории и практики. М., 2009. 240 с.
Зеленцова Е. В., Мельвиль Е. Х. Развитие творческих индустрий в России: проблемы и перспективы // Культурологический журнал [Электронный ресурс]. 2011. № 4 (6). URL: http://cr-journal.ru/rus/journals/92.html&j_id=8 (дата обращения 10.03.2012).
Флорида Р. Креативный класс: люди, которые меняют будущее. М., 2005. 430 с.
© Авторы, 2012
Статья поступила в редакцию 25 ноября 2011 г.
Андреева Светлана Викторовна,
старший преподаватель кафедры информационных технологий
в креативных и культурных индустриях Гуманитарного института,
Сибирский федеральный университет (Красноярск),
e-mail: mkkrsk@yandex.ru
Зеленцова Елена Валентиновна,
кандидат культурологии, директор,
Агентство «Творческие индустрии» (Москва),
e-mail: lz@creativeindustries.ru
Лаптева Марина Анатольевна,
кандидат философских наук,
доцент кафедры информационных технологий
в креативных и культурных индустриях
Гуманитарного института,
Сибирский федеральный университет (Красноярск)
e-mail: krasmargo@mail.ru
Мельвиль Елена Хасымована,
заместитель директора,
Агентство «Творческие индустрии» (Москва),
e-mail: mex@creativeindustries.ru
Румянцев Максим Валерьевич,
кандидат философских наук,
доцент кафедры информационных технологий
в креативных и культурных индустриях
Гуманитарного института,
Сибирский федеральный университет (Красноярск),
e-mail: m-rumyantsev@yandex.ru