Астафьева О. Н.
Аннотация. Автор анализирует новую монографию Натальи Кирилловой «Медиалогия как синтез наук», выпущенную издательством «Академический проект». Сегодня к проблемам медиа обращаются многие гуманитарные дисциплины, термины «медиасреда», «медиапространство», «медиареальность» вошли в понятийный аппарат многих наук, появились такие направления деятельности как «медиаполитика» и «медиаменеджмент». За 15–20 лет произошла революция не только в медиа, но и в сознании общества, что создает основу для появления такой науки как медиалогия, синтезирующей все перечисленные направления.
Ключевые слова: медиа, медиалогия, медиакультура, медиаполитика, медиаменеджмента, медиапедагогика, синтез наук.
Новая книга Н. Б. Кирилловой
[1] приковывает внимание уже самим названием. В эпоху интегративных процессов появление работ о синтезе наук и, тем более, деклараций о новых дисциплинах — событие если не закономерное, то уж точно предсказуемое.
С чувством ожидания нового от автора множества книг, посвященных направлению «медиа», и не скрываемым интересом к проблематике взаимодействия наук как продолжением темы, контурно обозначенной в предыдущих работах автора («Медиакультура: от модерна к постмодерну», «Медиасреда российской модернизации», «Медиаменеджмент как интегрирующая система», «Медиакультура: теория, история, практика» и др.), мною была открыта новая монография Н. Б. Кирилловой. Исследования актуальных проблем медиатизации общества и формирование нового типа культуры информационной эпохи
[2] привели автора к идее синтеза наук.
Уже в ранних работах Н. Б. Кириллова рассматривала границы термина «медиа», введенного канадским социологом Гербертом Маршалом Маклюэном. В первой своей книге (которая во многом стала для меня основанием для внимательного наблюдения за всеми выходящими работами этого автора) она определила медиакультуру как совокупность информационно-коммуникационных средств, выработанных человечеством в процессе цивилизационного развития. При этом было замечено, что медиакультура — это не абстрактное понятие, а синтез культуры производства, культуры передачи и культуры потребления информации. Медиакультура тесно связана с мощным информационным потоком, обрушивающимся на современного человека — печатными СМИ, цифровыми фотографией и кино, телевидением (эфирное, кабельное, спутниковое), сотовой связью, компьютерными сетями, Интернетом и т. д.
Процессы изучения медиа, как отмечает в своей новой книге автор, стремительно расширяются. Сложно с этим поспорить, ведь современная медианаука прошла большой путь. Первоначально исследователи стремились выявить историю отдельных средств коммуникации, к примеру, наскальных рисунков, рукописной книги, устных культур и т. д. Эти проблемы до сих пор изучаются историей, археологией, антропологией, психологией, теорией коммуникаций и другими научными дисциплинами. Затем, по мере развития информационно-коммуникационных технологий исследователей стала привлекать сама система массовой коммуникации (СМК) и ее роль в обществе.
В первой половине XX века выделились два направления в изучении этой сферы. Первый научный метод был предложен американскими социологами и психологами (П. Лазарфельд, Г. Саймон, Б.Ф. Грин и др.) и состоял в том, чтобы определить степень воздействия СМК на личность. Второе направление, развитое в Европе, обычно связывают с Франкфуртской школой социологических исследований в Германии (Т.Адорно, М.Хоркхаймер, В.Беньямин, Г.Маркузе и др.) и деятельностью художественных критиков (Ф.Ливис, Д.Томпсон) в Великобритании. Революцию в медианауке произвел канадский социолог Г.М. Маклюэн, который дал обоснование культуртипологии как эволюции массовых коммуникаций, выделив, как известно, четыре периода:
1) эпоху дописьменного варварства;
2) тысячелетие фонетического письма;
3) эпоху печатной культуры («галактику Гуттенберга»);
4) эру электронной культуры («галактику Маркони»).
На рубеже XX–XXI вв. появилась «галактика Интернет» (М.Кастельс), ускорившая способы передачи транслируемой информации и окончательно доказавшая гипотезу Э.Тоффлера о «метаморфозах власти», смещающейся к полюсу интеллекта, знания. Не менее значимыми для продвижения идей о необходимости и обоснованности научных подходов к анализу изменений, в частности, информационно-коммуникативных сред, медиареальности и выявлению специфики новых медиа стали работы многих отечественных исследователей еще в 1990-е гг. Но последовательность Н.Б. Кирилловой в этом вопросе очевидна.
Напомню, что о создании основ новой науки — медиалогии — Н.Б.Кириллова заявила на всероссийской конференции «Экранная культура в современном медиапространстве», которая прошла в 2006 г. в Уральском государственном университете [3], а затем и на организованной том же международной конференции «Судьба России: вектор перемен» (2007), где она была модератором секции «Медиакультура новой России». В этой конференции участвовали и сотрудники Российского института культурологии, которые подходили к изучению медиа как объекту междисциплинарных исследований. Помнится, что вышедшая по результатам обсуждения книга привлекла внимание профессионалов, а Н.Б. Кириллова продолжила развивать эти идеи на других научных симпозиумах в Москве и Санкт-Петербурге.
Н.Б.Кириллова изложила свои идеи в нескольких книгах, после прочтения которых убеждаешься, что ее трудно назвать кабинетным ученым, оторванным от реальности, — очевидно, что у нее большой практический опыт в сфере медиакультуры и медиаменеджмента. Думаю, в этой связи уместно напомнить основные вехи ее биографии. Из них видно, что Наталья Борисовна прошла путь от кинокритика и историка кино до крупного менеджера (несколько лет руководила областным киновидеообъединением в Екатеринбурге, была генеральным директором Свердловской государственной телерадиокомпании, вот уже более 10 лет является главным редактором общественного просветительского журнала «Уральский федеральный округ», одним из главных в котором является раздел «Культура. Медиа. Образование»); с 2006 г. руководит научно-методическим Центром медиакультуры и медиаобразования.
Думается, что именно накопленный практический опыт в сфере медиа позволил Н.Б.Кирилловой соединить в своих книгах теоретические обобщения с практикой. Кстати, не случайно в 2008 г. в том же издательстве вышел ее фундаментальный учебник для гуманитарных вузов страны «Медиакультура: теория, история, практика» [4]. Таким образом, все перечисленные выше исследования стали своеобразной теоретической базой для формирования основ науки — медиалогии.
Термин «медиалогия» впервые был использован французскими исследователями, в частности — политологом и социологом левой ориентации Режи Дебре. Правда, в его представлении новая дисциплина объясняет сами процессы техники коммуникаций в современном мире, способствующие передаче знаний. Этому посвящена его работа «Introduction à la médiologie» (2000), недавно переведенная на русский язык [5]. Термин медиалогия в начале XXI в. появился и в лексиконе российской журналистики для обозначения «системы анализа информации из открытых источников: газет, журналов, телевидения, информагентств, Интернет-ресурсов и др.» [6]. И все же это понятие более широкое и сложное.
Н.Б.Кириллова концентрирует внимание на медиалогии как науке, синтезирующей разные научные дисциплины. В книге «Медиалогия как синтез наук» процесс становления новой науки XXI века — медиалогии — рассматривается в контексте истории медиа, теории и практики медиакультуры и медиафилософии, медиаполитики, медиаменеджмента и медиапедагогики. Основная мысль автора состоит в том, что медиалогия — это синтез гуманитарных наук, трансформировавшихся в условиях эпохи глобализма и интенсивного развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), влияющих на общественное сознание и процесс социализации личности. В этом вопросе автор, безусловно, солидарен с К.Э.Разлоговым, который считает, что изучение медиа «обусловлено социальными аспектами информационного общества и перспективами культурного прогресса в целом» [7]. В этой связи, как считает Н.Б. Кириллова, кибернетика, или наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации, и информатика, изучающая общие свойства, структуру информации и принципы ее создания, являются технологическим базисом новой науки о медиа. У них иные цели и задачи, в отличие от медиалогии, объект которой, как утверждает автор, — триада «общество, медиа, человек». Отсюда вывод автора: медиалогию можно определить как синтез гуманитарных наук [8].
Безусловно, гипотеза Н.Б.Кирилловой в чем-то является спорной, ибо многие из наук, составляющих блок социально-гуманитарного знания — культурология, социология, философия, филология, история, педагогика, — а также практика журналистики и др. преследуют свои цели и задачи, которые не всегда можно уложить в «прокрустово ложе» новой науки, хотя автор достаточно аргументировано многие направления систематизировала. Так ведь на то она и гипотеза, чтобы с ней не только соглашаться, но и спорить.
Новые идеи всегда трудно внедряются в общественное сознание. Однако сегодня очевидно, что многие интегративные по своей сути дисциплины уже изучают медиа: культурология — медиакультуру, в педагогике появился раздел «Медиаобразование», в философии — медиафилософия, а термины «медиасреда», «медиапространство» и «медиареальность» вошли в тезаурус многих наук; появились новые направления в практической сфере — медиаполитика и медиаменеджмент. За последние десять-пятнадцать лет произошла революция не только в медиасфере, но и в сознании общества. А это значит, что дискуссии вокруг медиалогия, синтезирующей все перечисленные направления, будет расширяться. Не случайно, в новую магистратуру Уральского федерального университета им. Б.Н.Ельцина по направлению «Аудиовизуальные коммуникации и медиатехнологии в социально-культурной деятельности», научным руководителем которой является Н.Б.Кириллова, приходят выпускники, получившие разные специальности — культурологи, журналисты, эстетики, менеджеры, дизайнеры и др. Все это доказывает жизнеспособность гипотезы автора.
Книга «Медиалогия как синтез наук» логично и интересно структурирована. Переходя от одной главы к другой, читатель раскрывает для себя разные аспекты медиа, которые позволяют составить общую картину научно-технических изменений и социокультурных трансформаций. Так, в первой главе «Медиагенезис» медиа рассматриваются как объект изучения и в контексте культуртипологии Г.М. Маклюэна; большое значение здесь приобретает медиасемиотика. В центре внимания — эволюция языка разных медиа и специфика новых медиа, обусловленных информационной цивилизацией.
Объектом внимания второй главы является медиакультура XX века. Автор выявляет проблемы воздействия технической революции на модернизацию социoкультурной сферы и появление медиаинноваций, связанных с развитием фотографии, массовой печати, телеграфных и телефонных сетей и др. Продвижение электронной культуры автор связывает с кинематографом и возможностями телевидения, которым посвящена третья глава книги, где медиакультура рассматривается как новая мифология XX века и как коммуникативная система, позволяющая создавать новые социальные мифы, в том числе и виртуальные мифы новой России.
В главе «Проблемное поле медиафилософии» Н.Б.Кириллова раскрывает такие понятия как «реальность» и «медиареальность», а также выявляет онтологические основания коммуникации, исследует актуальные проблемы человека в пространстве медиареальности и размышляет о бытии искусства, анализируя концепт модерна и постмодерна. Тем самым автор подводит нас к теме вызовов глобализации и проблемам демассификации печатных медиа, к метаморфозам экранной культуры, будущему искусства в виртуальной реальности и появлению клип-культуры. Говоря о разных формах влияния глобальной медиасреды на социум, Н.Б.Кириллова естественно переходит к теме медиаполитики и перспективам модернизации медиасферы современной России.
Изменения в издательской системе, расширение теле- и радиопространства, влияние информационных агентств и развитие разных моделей медиаинститутов актуализируют проблематику медиаполитики, выступающей как важный катализатор диалога власти и общества. Наконец, в седьмой главе книги Н.Б.Кириллова рассматривает медиаменеджмент как интегрирующую систему. И в этом смысле анализ законодательной базы как основы медиаменеджмента, изучение возможностей интернета и электронного менеджмента, сетевых коммуникаций и онлайн-журналистики, определение перспектив фестивального менеджмента в рамках одной дисциплины весьма затруднительно.
Обращение к проблемам медиапедагогики как составной части медиалогии показало, что это, прежде всего, комплексный процесс, система, включающая в себя как теоретические концепции, так и практику современной педагогической деятельности. Автор рассматривает основные направления российского медиаобразования как профессионального, так и массового, выявляя особую роль библиотеки в эпоху Интернета. Роль медиаобразования возрастает в условиях глобализации, когда Россия интегрируется с западноевропейским сообществом, когда создается новый тип социальности и мироустройства, который по всем формам и параметрам отличается от существующего. А медиаобразование ускоряет этот процесс, способствуя формированию личности нового типа.
Книга Н. Б. Кирилловой доказывает, что медиалогия — не догма, а динамичная, развивающаяся наука, возможности которой постоянно расширяются благодаря техническому прогрессу и тем процессам, которые происходят в социально-культурной сфере окружающего нас мира. Ее возможности не исчерпываются теми дисциплинами, которые представлены в данном исследовании. В условиях тотального воздействия медиа на человека, его образ жизни и нравственные ценности важное значение приобретают психоанализ медиа и медиаэтика.
Данная монография помогает читателю войти в лабораторию новой науки, охватывающей, по мнению автора, разные гуманитарные дисциплины, изучающие принципы модернизации социально-культурной сферы в контексте глобальных информационных процессов. Последние способствуют формированию нового мышления, плюралистических взглядов, толерантности, взаимопонимания между людьми и государствами. В эпоху, когда идеями междисциплинарного подхода как инструментом познания современного мира пронизано научное пространство [9], а исследователи социально-гуманитарных отраслей знания видят в этом естественный путь к пониманию сложнейших процессов, постановка вопроса об утверждении дисциплин, в основу которых заложен синтез, представляется достойным внимания и обсуждения не только в среде специалистов, но в широкой читательской аудитории.
ПРИМЕЧАНИЯ
[1] Кириллова Н. Б. Медиакультура: теория, история, практика. М. : Акад. проект, 2008. 496 c. Автор книги Наталья Борисовна Кириллова — доктор культурологии, профессор Уральского федерального университета им. Б. Н. Ельцина, директор общественного научно-методического Центра медиакультуры и медиаобразования, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации.
[2] См., например:
Кириллова Н. Б. От медиакультуры к медиалогии // Культурологический журнал [Электронный ресурс]. 2011. № 4(6). URL: http://www.cr-journal.ru/rus/journals/98.html&j_id=8 (дата обращения: 25.03.2013).
[3] См.: Экранная культура в современном медиапространстве / под ред. Н.Б. Кирилловой, К.Э. Разлогова и др. М. ; Екатеринбург : Урал. рабочий, 2006.
[4] Кириллова Н. Б. Медиакультура: теория, история, практика : учеб. пособие. М. : Акад. проект ; Культура, 2008.
[5] Дебре Р. Введение в медиологию / пер. с фр. Б. М. Скуратова. М., 2010.
[6] Лозовский Б.Н. Журналистика и средства массовой информации : крат. словарь. Екатеринбург, 2007. С. 134.
[7] Электронная культура и экранное творчество / под ред. К. Э. Разлогова. М., 2006. С. 3.
[8] Кириллова Н. Б. Медиалогия как синтез наук. М., 2013. С. 7.
[9] Постнеклассические практики: опыт концептуализации / под ред. В. И. Аршинова, О.Н.Астафьевой. М., 2012.
© О. Н. Астафьева, 2013
Статья поступила в редакцию 19 января 2013 г.
Астафьева Ольга Николаевна,
доктор философских наук, профессор,
заведующая отделом Стратегий социокультурной политики
и модернизационных процессов,
Российский институт культурологии (Москва)
е-mail: onastafieva@mail.ru
Сведения об авторе книги: Кириллова Наталья Борисовна — доктор культурологии, профессор Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина, директор общественного научно-методического Центра медиакультуры и медиаобразования, Заслуженный деятель искусств РФ.