2013/1(11)

Содержание

Теоретическая культурология

Астафьева О. Н.
Флиер А. Я.

Козьякова М. И.

Историческая культурология

Хачатурян В. М.

Прикладная культурология

Ефимова Т. В.

Николаева Е. В.

Гуманитарные исследования

Ройфе А. Б.

Штрекер Н. Ю.

Смирнова-Сеславинская М. В.

Малая культурологическая энциклопедия

Шестаков В. П.

Экспертиза

Замай В. В.

Рецензии

Астафьева О. Н.

Прянишников Н. Е.

Кирпичёв Ю. В.

Научная жизнь

Купцова И. А.

Ионесов В. И.
Куруленко Э. А.

 
УДК 316.77:001.8(049.32)
Астафьева О. Н.
Медиалогия как синтез наук: в объективе — изменяющаяся социокультурная реальность
Аннотация. Автор анализирует новую монографию Натальи Кирилловой «Медиалогия как синтез наук», выпущенную издательством «Академический проект». Сегодня к проблемам медиа обращаются многие гуманитарные дисциплины, термины «медиасреда», «медиапространство», «медиареальность» вошли в понятийный аппарат многих наук, появились такие направления деятельности как «медиаполитика» и «медиаменеджмент». За 15–20 лет произошла революция не только в медиа, но и в сознании общества, что создает основу для появления такой науки как медиалогия, синтезирующей все перечисленные направления.

Ключевые слова: медиа, медиалогия, медиакультура, медиаполитика, медиаменеджмента, медиапедагогика, синтез наук.


Новая книга Н. Б. Кирилловой [1] приковывает внимание уже самим названием. В эпоху интегративных процессов появление работ о синтезе наук и, тем более, деклараций о новых дисциплинах — событие если не закономерное, то уж точно предсказуемое.

С чувством ожидания нового от автора множества книг, посвященных направлению «медиа», и не скрываемым интересом к проблематике взаимодействия наук как продолжением темы, контурно обозначенной в предыдущих работах автора («Медиакультура: от модерна к постмодерну», «Медиасреда российской модернизации», «Медиаменеджмент как интегрирующая система», «Медиакультура: теория, история, практика» и др.), мною была открыта новая монография Н. Б. Кирилловой. Исследования актуальных проблем медиатизации общества и формирование нового типа культуры информационной эпохи [2] привели автора к идее синтеза наук.

Уже в ранних работах Н. Б. Кириллова рассматривала границы термина «медиа», введенного канадским социологом Гербертом Маршалом Маклюэном. В первой своей книге (которая во многом стала для меня основанием для внимательного наблюдения за всеми выходящими работами этого автора) она определила медиакультуру как совокупность информационно-коммуникационных средств, выработанных человечеством в процессе цивилизационного развития. При этом было замечено, что медиакультура — это не абстрактное понятие, а синтез культуры производства, культуры передачи и культуры потребления информации. Медиакультура тесно связана с мощным информационным потоком, обрушивающимся на современного человека — печатными СМИ, цифровыми фотографией и кино, телевидением (эфирное, кабельное, спутниковое), сотовой связью, компьютерными сетями, Интернетом и т. д.

Процессы изучения медиа, как отмечает в своей новой книге автор, стремительно расширяются. Сложно с этим поспорить, ведь современная медианаука прошла большой путь. Первоначально исследователи стремились выявить историю отдельных средств коммуникации, к примеру, наскальных рисунков, рукописной книги, устных культур и т. д. Эти проблемы до сих пор изучаются историей, археологией, антропологией, психологией, теорией коммуникаций и другими научными дисциплинами. Затем, по мере развития информационно-коммуникационных технологий исследователей стала привлекать сама система массовой коммуникации (СМК) и ее роль в обществе.

В первой половине XX века выделились два направления в изучении этой сферы. Первый научный метод был предложен американскими социологами и психологами (П. Лазарфельд, Г. Саймон, Б.Ф. Грин и др.) и состоял в том, чтобы определить степень воздействия СМК на личность. Второе направление, развитое в Европе, обычно связывают с Франкфуртской школой социологических исследований в Германии (Т.Адорно, М.Хоркхаймер, В.Беньямин, Г.Маркузе и др.) и деятельностью художественных критиков (Ф.Ливис, Д.Томпсон) в Великобритании. Революцию в медианауке произвел канадский социолог Г.М. Маклюэн, который дал обоснование культуртипологии как эволюции массовых коммуникаций, выделив, как известно, четыре периода: 
1) эпоху дописьменного варварства;
2) тысячелетие фонетического письма;
3) эпоху печатной культуры («галактику Гуттенберга»);
4) эру электронной культуры («галактику Маркони»).

На рубеже XX–XXI вв. появилась «галактика Интернет» (М.Кастельс), ускорившая способы передачи транслируемой информации и окончательно доказавшая гипотезу Э.Тоффлера о «метаморфозах власти», смещающейся к полюсу интеллекта, знания. Не менее значимыми для продвижения идей о необходимости и обоснованности научных подходов к анализу изменений, в частности, информационно-коммуникативных сред, медиареальности и выявлению специфики новых медиа стали работы многих отечественных исследователей еще в 1990-е гг. Но последовательность Н.Б. Кирилловой в этом вопросе очевидна.

Напомню, что о создании основ новой науки — медиалогии — Н.Б.Кириллова заявила на всероссийской конференции «Экранная культура в современном медиапространстве», которая прошла в 2006 г. в Уральском государственном университете [3], а затем и на организованной том же международной конференции «Судьба России: вектор перемен» (2007), где она была модератором секции «Медиакультура новой России». В этой конференции участвовали и сотрудники Российского института культурологии, которые подходили к изучению медиа как объекту междисциплинарных исследований. Помнится, что вышедшая по результатам обсуждения книга привлекла внимание профессионалов, а Н.Б. Кириллова продолжила развивать эти идеи на других научных симпозиумах в Москве и Санкт-Петербурге.

Н.Б.Кириллова изложила свои идеи в нескольких книгах, после прочтения которых убеждаешься, что ее трудно назвать кабинетным ученым, оторванным от реальности, — очевидно, что у нее большой практический опыт в сфере медиакультуры и медиаменеджмента. Думаю, в этой связи уместно напомнить основные вехи ее биографии. Из них видно, что Наталья Борисовна прошла путь от кинокритика и историка кино до крупного менеджера (несколько лет руководила областным киновидеообъединением в Екатеринбурге, была генеральным директором Свердловской государственной телерадиокомпании, вот уже более 10 лет является главным редактором общественного просветительского журнала «Уральский федеральный округ», одним из главных в котором является раздел «Культура. Медиа. Образование»); с 2006 г. руководит научно-методическим Центром медиакультуры и медиаобразования.

Думается, что именно накопленный практический опыт в сфере медиа позволил Н.Б.Кирилловой соединить в своих книгах теоретические обобщения с практикой. Кстати, не случайно в 2008 г. в том же издательстве вышел ее фундаментальный учебник для гуманитарных вузов страны «Медиакультура: теория, история, практика» [4]. Таким образом, все перечисленные выше исследования стали своеобразной теоретической базой для формирования основ науки — медиалогии.

Термин «медиалогия» впервые был использован французскими исследователями, в частности — политологом и социологом левой ориентации Режи Дебре. Правда, в его представлении новая дисциплина объясняет сами процессы техники коммуникаций в современном мире, способствующие передаче знаний. Этому посвящена его работа «Introduction à la médiologie» (2000), недавно переведенная на русский язык [5]. Термин медиалогия в начале XXI в. появился и в лексиконе российской журналистики для обозначения «системы анализа информации из открытых источников: газет, журналов, телевидения, информагентств, Интернет-ресурсов и др.» [6]. И все же это понятие более широкое и сложное.

Н.Б.Кириллова концентрирует внимание на медиалогии как науке, синтезирующей разные научные дисциплины. В книге «Медиалогия как синтез наук» процесс становления новой науки XXI века — медиалогии — рассматривается в контексте истории медиа, теории и практики медиакультуры и медиафилософии, медиаполитики, медиаменеджмента и медиапедагогики. Основная мысль автора состоит в том, что медиалогия — это синтез гуманитарных наук, трансформировавшихся в условиях эпохи глобализма и интенсивного развития информационно-коммуникационных технологий (ИКТ), влияющих на общественное сознание и процесс социализации личности. В этом вопросе автор, безусловно, солидарен с К.Э.Разлоговым, который считает, что изучение медиа «обусловлено социальными аспектами информационного общества и перспективами культурного прогресса в целом» [7]. В этой связи, как считает Н.Б. Кириллова, кибернетика, или наука об общих закономерностях процессов управления и передачи информации, и информатика, изучающая общие свойства, структуру информации и принципы ее создания, являются технологическим базисом новой науки о медиа. У них иные цели и задачи, в отличие от медиалогии, объект которой, как утверждает автор, — триада «общество, медиа, человек». Отсюда вывод автора: медиалогию можно определить как синтез гуманитарных наук [8].

Безусловно, гипотеза Н.Б.Кирилловой в чем-то является спорной, ибо многие из наук, составляющих блок социально-гуманитарного знания — культурология, социология, философия, филология, история, педагогика, — а также практика журналистики и др. преследуют свои цели и задачи, которые не всегда можно уложить в «прокрустово ложе» новой науки, хотя автор достаточно аргументировано многие направления систематизировала. Так ведь на то она и гипотеза, чтобы с ней не только соглашаться, но и спорить.

Новые идеи всегда трудно внедряются в общественное сознание. Однако сегодня очевидно, что многие интегративные по своей сути дисциплины уже изучают медиа: культурология — медиакультуру, в педагогике появился раздел «Медиаобразование», в философии — медиафилософия, а термины «медиасреда», «медиапространство» и «медиареальность» вошли в тезаурус многих наук; появились новые направления в практической сфере — медиаполитика и медиаменеджмент. За последние десять-пятнадцать лет произошла революция не только в медиасфере, но и в сознании общества. А это значит, что дискуссии вокруг медиалогия, синтезирующей все перечисленные направления, будет расширяться. Не случайно, в новую магистратуру Уральского федерального университета им. Б.Н.Ельцина по направлению «Аудиовизуальные коммуникации и медиатехнологии в социально-культурной деятельности», научным руководителем которой является Н.Б.Кириллова, приходят выпускники, получившие разные специальности — культурологи, журналисты, эстетики, менеджеры, дизайнеры и др. Все это доказывает жизнеспособность гипотезы автора.

Книга «Медиалогия как синтез наук» логично и интересно структурирована. Переходя от одной главы к другой, читатель раскрывает для себя разные аспекты медиа, которые позволяют составить общую картину научно-технических изменений и социокультурных трансформаций. Так, в первой главе «Медиагенезис» медиа рассматриваются как объект изучения и в контексте культуртипологии Г.М. Маклюэна; большое значение здесь приобретает медиасемиотика. В центре внимания — эволюция языка разных медиа и специфика новых медиа, обусловленных информационной цивилизацией.

Объектом внимания второй главы является медиакультура XX века. Автор выявляет проблемы воздействия технической революции на модернизацию социoкультурной сферы и появление медиаинноваций, связанных с развитием фотографии, массовой печати, телеграфных и телефонных сетей и др. Продвижение электронной культуры автор связывает с кинематографом и возможностями телевидения, которым посвящена третья глава книги, где медиакультура рассматривается как новая мифология XX века и как коммуникативная система, позволяющая создавать новые социальные мифы, в том числе и виртуальные мифы новой России.

В главе «Проблемное поле медиафилософии» Н.Б.Кириллова раскрывает такие понятия как «реальность» и «медиареальность», а также выявляет онтологические основания коммуникации, исследует актуальные проблемы человека в пространстве медиареальности и размышляет о бытии искусства, анализируя концепт модерна и постмодерна. Тем самым автор подводит нас к теме вызовов глобализации и проблемам демассификации печатных медиа, к метаморфозам экранной культуры, будущему искусства в виртуальной реальности и появлению клип-культуры. Говоря о разных формах влияния глобальной медиасреды на социум, Н.Б.Кириллова естественно переходит к теме медиаполитики и перспективам модернизации медиасферы современной России.

Изменения в издательской системе, расширение теле- и радиопространства, влияние информационных агентств и развитие разных моделей медиаинститутов актуализируют проблематику медиаполитики, выступающей как важный катализатор диалога власти и общества. Наконец, в седьмой главе книги Н.Б.Кириллова рассматривает медиаменеджмент как интегрирующую систему. И в этом смысле анализ законодательной базы как основы медиаменеджмента, изучение возможностей интернета и электронного менеджмента, сетевых коммуникаций и онлайн-журналистики, определение перспектив фестивального менеджмента в рамках одной дисциплины весьма затруднительно.

Обращение к проблемам медиапедагогики как составной части медиалогии показало, что это, прежде всего, комплексный процесс, система, включающая в себя как теоретические концепции, так и практику современной педагогической деятельности. Автор рассматривает основные направления российского медиаобразования как профессионального, так и массового, выявляя особую роль библиотеки в эпоху Интернета. Роль медиаобразования возрастает в условиях глобализации, когда Россия интегрируется с западноевропейским сообществом, когда создается новый тип социальности и мироустройства, который по всем формам и параметрам отличается от существующего. А медиаобразование ускоряет этот процесс, способствуя формированию личности нового типа.

Книга Н. Б. Кирилловой доказывает, что медиалогия — не догма, а динамичная, развивающаяся наука, возможности которой постоянно расширяются благодаря техническому прогрессу и тем процессам, которые происходят в социально-культурной сфере окружающего нас мира. Ее возможности не исчерпываются теми дисциплинами, которые представлены в данном исследовании. В условиях тотального воздействия медиа на человека, его образ жизни и нравственные ценности важное значение приобретают психоанализ медиа и медиаэтика.

Данная монография помогает читателю войти в лабораторию новой науки, охватывающей, по мнению автора, разные гуманитарные дисциплины, изучающие принципы модернизации социально-культурной сферы в контексте глобальных информационных процессов. Последние способствуют формированию нового мышления, плюралистических взглядов, толерантности, взаимопонимания между людьми и государствами. В эпоху, когда идеями междисциплинарного подхода как инструментом познания современного мира пронизано научное пространство [9], а исследователи социально-гуманитарных отраслей знания видят в этом естественный путь к пониманию сложнейших процессов, постановка вопроса об утверждении дисциплин, в основу которых заложен синтез, представляется достойным внимания и обсуждения не только в среде специалистов, но в широкой читательской аудитории. 

 
ПРИМЕЧАНИЯ
 
[1] Кириллова Н. Б. Медиакультура: теория, история, практика. М. : Акад. проект, 2008. 496 c. Автор книги Наталья Борисовна Кириллова — доктор культурологии, профессор Уральского федерального университета им. Б. Н. Ельцина, директор общественного научно-методического Центра медиакультуры и медиаобразования, Заслуженный деятель искусств Российской Федерации.

[2] См., например: Кириллова Н. Б. От медиакультуры к медиалогии // Культурологический журнал [Электронный ресурс]. 2011. № 4(6). URL: http://www.cr-journal.ru/rus/journals/98.html&j_id=8 (дата обращения: 25.03.2013).

[3] См.: Экранная культура в современном медиапространстве / под ред. Н.Б. Кирилловой, К.Э. Разлогова и др. М. ; Екатеринбург : Урал. рабочий, 2006.

[4] Кириллова Н. Б. Медиакультура: теория, история, практика : учеб. пособие. М. : Акад. проект ; Культура, 2008.

[5] Дебре Р. Введение в медиологию / пер. с фр. Б. М. Скуратова. М., 2010.

[6] Лозовский Б.Н. Журналистика и средства массовой информации : крат. словарь. Екатеринбург, 2007. С. 134.

[7] Электронная культура и экранное творчество / под ред. К. Э. Разлогова. М., 2006. С. 3.

[8] Кириллова Н. Б. Медиалогия как синтез наук. М., 2013. С. 7.

[9] Постнеклассические практики: опыт концептуализации / под ред. В. И. Аршинова, О.Н.Астафьевой. М., 2012.

© О. Н. Астафьева, 2013

Статья поступила в редакцию 19 января 2013 г.

Астафьева Ольга Николаевна,
доктор философских наук, профессор,
заведующая отделом Стратегий социокультурной политики
и модернизационных процессов,
Российский институт культурологии (Москва)
е-mail: onastafieva@mail.ru


Сведения об авторе книги: Кириллова Наталья Борисовна — доктор культурологии, профессор Уральского федерального университета им. Б.Н. Ельцина, директор общественного научно-методического Центра медиакультуры и медиаобразования, Заслуженный деятель искусств РФ.


 

Издатель 
Российский
НИИ культурного
и природного
наследия
им. Д.С.Лихачева

Учредитель

Российский
институт
культурологии. 
C 2014 г. – Российский
НИИ культурного
и природного наследия
имени Д.С.Лихачёва

Свидетельство
о регистрации
средства массовой
информации
Эл. № ФС77-59205
от 3 сентября 2014 г.
 
Периодичность 

4 номера в год

Издается только
в электронном виде

Входит в "Перечень
рецензируемых
научных изданий"
ВАК (по сост. на
19.12.2023 г.).

Регистрация ЭНИ

№ 0421200152





Наш баннер:




Наши партнеры:




сайт издания




 


  
© Российский институт
    культурологии, 2010-2014.
© Российский научно-
    исследовательский
    институт культурного
    и природного наследия
    имени Д.С.Лихачёва,
    2014-2024.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
     The authors’ opinions expressed therein are not necessarily those of the Editor.

При полном или частичном использовании материалов
ссылка на cr-journal.ru обязательна.
     Any use of the website materials shall be accompanied by the web page reference.

Поддержка —
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Институт Наследия). 
     The website is managed by the 
Likhachev Russian Research Institute
     for Cultural and Natural Heritage (Heritage Institute).