2013/1(11)

Содержание

Теоретическая культурология

Астафьева О. Н.
Флиер А. Я.

Козьякова М. И.

Историческая культурология

Хачатурян В. М.

Прикладная культурология

Ефимова Т. В.

Николаева Е. В.

Гуманитарные исследования

Ройфе А. Б.

Штрекер Н. Ю.

Смирнова-Сеславинская М. В.

Малая культурологическая энциклопедия

Шестаков В. П.

Экспертиза

Замай В. В.

Рецензии

Астафьева О. Н.

Прянишников Н. Е.

Кирпичёв Ю. В.

Научная жизнь

Купцова И. А.

Ионесов В. И.
Куруленко Э. А.

 
УДК 7.078:340.134
Замай В. В.
Меценатство: проблемы правового регулирования
особого вида благотворительной деятельности
Аннотация. Автор поднимает актуальную проблему меценатства, акцентируя внимание на вопросах правового регулирования негосударственной поддержки социально-значимых сфер, прежде всего культуры и образования. Подчеркивается роль традиций меценатства в развитии отечественной культуры, сохранении культурных ценностей. Раскрывается сложный путь разработки законопроекта о меценатстве в течение последних пятнадцати лет. Автор приводит высказывания и оценки известных деятелей культуры и искусства, ученых и экспертов, политиков о внесенном на рассмотрении Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации законопроекте «О меценатской деятельности». Это позволяет передать остроту дискуссий и общую заинтересованность в доработке законопроекта, в наполнении его правовым смыслом, который, по мнению автора статьи, должен происходить из самой природы такого сложного и многогранного явления как меценатство.

Ключевые слова:
культура, меценатство, благотворительность, законопроект «О меценатской деятельности».



Для того, чтобы процветало искусство,
нужны не только художники, но и меценаты.
К.С.Станиславский
(запись в альбоме Г.Л.Гиршман)


Долгожданный и многострадальный законопроект «О меценатской деятельности» в конце прошлого года, наконец, был внесен в Государственную Думу, и сейчас готовится к рассмотрению в первом чтении. По данным Комитета государственной Думы по культуре, законопроект уже поддержали пятьдесят три региона России и Совет Федерации.

Надо сказать, что меценатство,, как вид благотворительной деятельности, направленной на развитие и поддержку культурных ценностей, имеет глубокие исторические корни, является замечательной русской традицией, одним из самых интересных явлений в истории нашего отечества [1]. Общественная система помощи, возникнув в России с принятием христианства, в дальнейшем получила свое развитие, которое было связано, по мнению большинства исследователей, с ростом национального самосознания. Меценатская деятельность в области культуры, образования и науки была проникнута потребностью укрепления национального духа, самобытных начал русской жизни, упрочения национальной государственности. Расцвет меценатства в России пришелся на период конца ХIХ — начала ХХ в., когда деятельность эта стала системной, профессиональной, комплексной и масштабной. Характеризуя «золотой век» меценатства в России, важно отметить альтруизм, ответственность и бескорыстие благотворителей; высокую степень личного, непосредственного участия отечественных меценатов в преобразованиях различных сфер культуры. Выдающиеся представители российского меценатства — Морозовы, Мамонтовы, Третьяковы, Бахрушины, Кузнецовы, Рябушинские, Рахмановы, Шибаевые и др. — осознавали свою деятельность как вклад в духовное развитие общества, как особую миссию, как служение Родине и своему народу.

Прерванные в результате глобальных социокультурных трансформаций, произошедших в России в начале ХХ в., традиции меценатства возрождаются лишь 1990-е гг. Вместе с ростом частного капитала, введением в сферу культуры рыночных механизмов появляются и первые спонсоры культурной деятельности — крупные коммерческие структуры (ОАО «Газпром», КБ «Альфа Банк», компания «ИНТЕРРОС», НК «ЮКОС», КБ «Банк Москвы», АО «Лукойл», КБ «Зенит», «Внешторгбанк» и др.) и частные благотворительные фонды. Возникает потребность правового регулирования негосударственной поддержки социально-значимых сфер общественных отношений. Частично эти вопросы были затронуты в Федеральном законе от 11 августа 1995 года № 135-ФЗ «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях».

Первый законопроект о меценатстве появился в конце 1997 года. В разработке закона принимали участие депутаты всех крупных фракций Государственной Думы: Г.Волчек, Т.Гудима, С.Говорухин, Н.Губенко, М.Сеславинский, М. Мень и др.. Основной целью законопроекта № 97803567-2 «О меценатах и меценатстве», внесенного 08.12.1997, было создание условий для привлечения частных инвестиций в сферу культуры и искусства; установление правовых механизмов, стимулирующих частные денежные вклады в национальное культурное достояние; регулирование правоотношений сторон в интересах общественного благосостояния. В силу ряда объективных причин, данный законопроект потерпел неудачу, и несколько лет вопрос о продолжении работы над ним не поднимался.

Как отмечал в своем заключении Комитет Государственной Думы по культуре в 2010 г., многие положения законопроекта 1997 г. устарели, не соответствуют действующему законодательству, в том числе — о благотворительной деятельности и Гражданскому кодексу. Кроме того, положения о предоставлении налоговых льгот являются предметом регулирования законодательства о налогах и сборах. В законопроекте имелись и внутренние противоречия, терминологическая неточность. Общественной палата Российской Федерации, поддержав идею законопроекта, предлагала тщательно доработать положения и взять их в качестве основы для дополнений (в виде отдельной главы) к закону «О благотворительной деятельности и благотворительных организациях». В январе 2011 г. «по существу пустой закон о меценатстве… в котором никто не заинтересован, ибо в нем нет правового содержания» [2] был отклонен Государственной Думой в первом чтении.

В 2013 г. предпринята еще одна попытка создания законодательства, регулирующего меценатскую деятельность. По мнению авторов нового проекта федерального закона «О меценатской деятельности» (М.Максакова-Игенбергс, С.Говорухин, Л. Швецова, И. Кобзон и др.), принятие законопроекта позволит устранить пробелы правового регулирования меценатской деятельности; повысить привлекательность меценатской деятельности граждан и организации, которые могут и хотят направить свои средства на поддержание и развитие объектов культурных ценностей; привлечь дополнительные ресурсы для развития культурных ценностей страны. Законопроект направлен на поддержку меценатской деятельности как особого вида благотворительной деятельности, определяет участвующие стороны, устанавливает порядок оказания меценатской поддержки, регулирует отношения между меценатами, получателями меценатской поддержки и государством. Проект федерального закона «О внесении изменений в законодательные акты Российской Федерации в связи принятием федерального закона “О меценатской деятельности”» предлагает включить в Налоговый кодекс РФ нормы, стимулирующие привлечение к меценатской деятельности граждан и юридических лиц. В частности, предлагается признать расходы на меценатскую поддержку в размере, не превышающем 2,5 % от налогооблагаемой прибыли за установленный налоговый период; освободить государственные и муниципальные учреждения в сфере культуры от уплаты налога на имущество в отношении имущества, переданного в качестве меценатской поддержки. Конечная цель законопроекта — создание благоприятных условия для возрождения и развития меценатской деятельности в Российской Федерации, привлечение частных инвесторов к делу сохранения культурных ценностей страны.

Несмотря на то, что инициаторы законопроекта постарались учесть предыдущий негативный законотворческий опыт, в ходе широкого обсуждения законопроект получил неоднозначную оценку как специалистов, так и предполагаемых участников данных правоотношений. Так, в преддверии рассмотрения законопроекта в первом чтении в Государственной Думе состоялся ряд дискуссионных мероприятий, среди них — заседание Совета по культуре при Председателе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации (31 января 2013 г.) и круглый стол «О проекте федерального закона № 164510-6 “О меценатской деятельности” (1 марта 2013 г.), где участники заседаний выступили с различными точками зрения, внесли свои конструктивные предложения. Подчеркнув важность темы меценатства, Председатель Госдумы С.Е.Нарышкин отметил: «Мы нуждаемся в современной законодательной базе в этой сфере. В России существуют давние глубокие традиции меценатства. Достаточно вспомнить имена Морозова, Строганова, Третьякова. Благодаря этим людям строились театры, библиотеки, музеи, государству передавались уникальные коллекции, поддерживались молодые художники и актеры» [3]. По словам С.E.Нарышкина, возрождать меценатство необходимо на современной основе и на основе закона, проект которого внесен в Госдуму.

Законопроект поддержали также ректор ВГИКа В.Малышев, модельер В. Юдашкин, специальный представитель Президента по международному культурному сотрудничеству М.Швыдкой и советник Президента В.Толстой.

Директор Государственного музея изобразительных искусств им. А.С.Пушкина И.Антонова высказалась за налоговые льготы для меценатов. «Зная опыт США, где многие коллекции существуют только на такого рода пожертвования, могу сказать, что налоговые льготы обязательны», — сказала она, добавив, что известный в России фестиваль «Декабрьские вечера» существует только на меценатские деньги. Вместе с тем, по ее словам, среди меценатов встречаются «персонажи», которые считают, что если они платят, то вправе «заказывать музыку», и пытаются переиначить в свою пользу работу учреждения, которому оказывают помощь. «У нас нет никаких законов и постановлений и для попечительских советов. Это зачастую оборачивается попытками подчинить себе деятельность учреждения, в том числе и содержательную и идейную, и использовать в своих целях часть собственности. Договоры будут на пользу и меценатам, и получателям поддержки» [4], — сказала И. Антонова.

В свою очередь, Председатель Комитета по бюджету и налогам А. Макаров, высказал сомнение в том, что «проблемы меценатства могут быть решены одним только законом. К сожалению, в нашей сегодняшней ментальности культура рассматривается либо как возможность показать, какой ты крутой, либо как возможность ухода от налогов. Важно говорить о целевом характере меценатской помощи и о контроле за расходованием денег. Пока такого механизма никто предложить не смог» [5].

Член Общественной палаты Л.Зелькова высказалась против принятия специального закона о меценатстве, назвав его концепцию надуманной. Все возникающие вопросы, считает она, могут быть урегулированы в законодательстве о благотворительной деятельности.

Референт аппарата генерального директора Государственной корпорации «Ростех» Ю.Воронова для доработки закона предложила создать рабочую группу с участием юристов крупных компаний. По ее словам, закон о меценатстве должен распространиться не только на культуру, но и на образование, и не стоит ограничивать сферу действия закона только государственными и муниципальными учреждениями.

Директор центра прикладных экономических исследований и разработок Т.Абанкина, отметив, что закон о благотворительности не обеспечивает в должной степени поддержку культуры и образования, признала, что в законопроекте о меценатстве многие формулировки, вызывающие сомнения, могут быть доработаны ко второму чтению. В частности, меценатская помощь может распространяться не только на культурные ценности, но и на всю деятельность в сфере культуры и образования. По словам Т.Абанкиной, следует сохранить за получателями поддержки право самостоятельно распоряжаться средствами. В то же время и меценат должен быть уверен, что его средства будут направлены на те цели, на которые они были пожертвованы.

Авторы законопроекта, депутаты Государственной Думы — С.Говорухин, М.Максакова-Игенбергс, И.Кобзон в своих выступлениях отметили важность состоявшихся дискуссий и посчитали возможным при подготовке документа ко второму чтению учесть высказанные замечания и предложения.

Предположительно, внесенный в Государственную Думу законопроект «О меценатской деятельности», в ближайшее время будет принят в первом чтении. Следует, однако, согласиться с тем, что при всей важности и востребованности такого законодательного акта, он, безусловно, нуждается в серьезной доработке, в наполнении правовым смыслом, который очевидно должен происходить из самой природы такого сложного и многогранного явления как меценатство.

 
ПРИМЕЧАНИЯ
 
[1] Российская благотворительность и меценатство: история и современное развитие традиций : материалы Всерос. науч.-практ. конф. (Орехово-Зуево, 20 нояб. 2008 г.) / Моск. гос. обл. пед. ин-т ; отв. ред. Е. В Селезнева. Орехово-Зуево, 2008.

[2] Ивлиев Г.П. Пряник для мецената // Народный депутат : парламентский журнал. 2011. № 3. С. 42.

[3] Стенограмма заседания Совета по культуре при Председателе Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации. Режим доступа: http://www.duma.gov.ru/.

[4] Стенограмма «круглого стола» на тему: «О проекте федерального закона № 164510-6 «О меценатской деятельности». Режим доступа: http://www.duma.gov.ru/

[5] Стенограмма заседания Совета по культуре…
© Замай В. В. 2013

Материал поступил в редакцию 10 марта 2012 г.

Замай Вера Васильевна,
кандидат философских наук,
старший научный сотрудник
Cектора cтратегий социокультурной политики,
Российский институт культурологии (Москва),
e-mail: verazamai@pochta.ru

 

Издатель 
Российский
НИИ культурного
и природного
наследия
им. Д.С.Лихачева

Учредитель

Российский
институт
культурологии. 
C 2014 г. – Российский
НИИ культурного
и природного наследия
имени Д.С.Лихачёва

Свидетельство
о регистрации
средства массовой
информации
Эл. № ФС77-59205
от 3 сентября 2014 г.
 
Периодичность 

4 номера в год

Издается только
в электронном виде

Входит в "Перечень
рецензируемых
научных изданий"
ВАК (по сост. на
19.12.2023 г.).

Регистрация ЭНИ

№ 0421200152





Наш баннер:




Наши партнеры:




сайт издания




 


  
© Российский институт
    культурологии, 2010-2014.
© Российский научно-
    исследовательский
    институт культурного
    и природного наследия
    имени Д.С.Лихачёва,
    2014-2024.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
     The authors’ opinions expressed therein are not necessarily those of the Editor.

При полном или частичном использовании материалов
ссылка на cr-journal.ru обязательна.
     Any use of the website materials shall be accompanied by the web page reference.

Поддержка —
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Институт Наследия). 
     The website is managed by the 
Likhachev Russian Research Institute
     for Cultural and Natural Heritage (Heritage Institute).