2013/1(11)

Содержание

Теоретическая культурология

Астафьева О. Н.
Флиер А. Я.

Козьякова М. И.

Историческая культурология

Хачатурян В. М.

Прикладная культурология

Ефимова Т. В.

Николаева Е. В.

Гуманитарные исследования

Ройфе А. Б.

Штрекер Н. Ю.

Смирнова-Сеславинская М. В.

Малая культурологическая энциклопедия

Шестаков В. П.

Экспертиза

Замай В. В.

Рецензии

Астафьева О. Н.

Прянишников Н. Е.

Кирпичёв Ю. В.

Научная жизнь

Купцова И. А.

Ионесов В. И.
Куруленко Э. А.

 
УДК 008:316.752
Ионесов В. И.
Куруленко Э. А.
Культура, миротворчество и социальное подвижничество в региональных проектных практиках
Аннотация. Обзор посвящен международному проекту Самарского культурологического общества «Человек культуры мира». Цель проекта — представить широкой общественности индивидуальное видение перспектив развития культуры и мировой цивилизации нашими выдающимися современниками. Собранные образцы служения культуре представляют поучительный опыт утверждения культуры мира, философии ненасилия и толерантности в культурном разнообразии человечества.

Ключевые слова:
культура мира и ненасилия, социальное проектирование, артефакты миротворчества, гуманистические ресурсы культуры, Самарское культурологическое общество




Я спал и мне приснился сон, что жизнь — это радость,
Но, когда я проснулся, я увидел, что жизнь — это служение.
Я стал служить и, тем самым, обрел радость
.
Рабиндранат Тагор


Среди достойных уважения человеческих свершений, пожалуй, следует считать самым благодетельным и существенным живое миротворчество отдельного человека, бесшумно, в культуре нашей повседневности творящего и утверждающего мир энергией своей доброй мысли, слова и дела. Речь идет о благодеянии с человеческим лицом, которое только и может быть для нас по-настоящему значительным, притягательным и поучительным образцом личностного соучастия, подвижничества в гармонизации общечеловеческой жизни, особенно важного для преображе ния и развития современной российской культуры.

Самарское культурологическое общество «Артефакт — культурное разнообразие» является одним из старейших культурологических объединений России (общество учреждено в 1994 г.). Один из проектов Самарского культурологического общества получил название «Человек культуры мира». Через этот проект мы стремимся включить самарских культурологов в диалог с выдающимися деятелями науки и культуры современности с целью получить ответы на животрепещущие вопросы выживания культуры в эпоху социальной турбулентности.

Собеседниками Общества стали известные и авторитетные люди планеты — нобелевские лауреаты, выдающиеся первопроходцы, основатели крупных научных школ и направлений, знаменитые писатели, режиссеры, художники, музыканты, политические деятели… Состоявшийся диалог еще раз показал нам, как мы близки друг к другу, несмотря на различия (а, может быть, благодаря им!) жизненных стилей и мировоззренческих видений. Стало очевидным, что великое и малое, современ ное и традиционное в палитре культурного разнообразия есть ценности равнозначные и взаимозависимые для единства мира и цивилизации. Между людьми не должно быть барьеров - политических, социальных, идеологических, религиозных... Все мы дети планеты Земля и судьба человечества есть судьба каждого из нас — будь то нобелевский лауреат или ученик сельской школы.

Идея проекта очень проста и конкретна: есть человек, его дело, его индивидуальный вклад в развитие науки, культуры, экономики, социальной сферы; эти достижения бесспорны и социально признаны. Образцы этого личностного подвижничества в культуре, безусловно, могут и должны быть полезными и поучительными для других. Проект решает эту задачу и позволяет объединить людей самых разных профессий, статусов и культур вокруг идеи мира и ненасилия, тем самым распространяется бесценный опыт индивидуального миротворчества в самых разных областях культурной жизни. Проект еще раз доказывает: все, что способствует культурному развитию, способствует и укреплению мира на планете.

У культуры мира есть много проявлений, но у каждого проявления - человеческое лицо, ибо только через человека и его деятельность мир обретает для людей не абстрактное, а вполне конкретное содержание. Нет мира без человека, как нет человека без мира. История миротворчества — великая школа мысли и гуманизма. В этой школе много учителей, дисциплин, знаний, инициатив и творчества, но, главное, в ней открывается широкий круг возможностей для диалога и взаимопонимания. В ней многому можно научиться. Важно обратить бесценные ресурсы индивидуального культурного подвижничества на службу человечества. Сделать так, чтобы образцы культуры мира в своей предельной человеческой конкретике помогали решать самые сложные задачи социального преобразования. Если правильным является наш тезис, что истинно человеческого в человеке ровно столько, сколько в нем есть мира, то отсюда следует, что самые яркие, доступные и поучительные образцы миротворчества исходят именно от людей, преуспевших в своих индивидуальных человеческих свершениях/творениях. Притом, чем более персонифицировано выражается миротворчество отдельного человека, тем более универсальным становится его социальное значимость. И трудно назвать силу, которая бы влияла на группы людей и их умонастроение сильнее, чем живые образцы личного подвижничества в культуре.

Международный проект «Человек культуры мира», может привести к появлению уникального издания, в котором наши собеседники представят свои эксклюзивные ответы на вопросы о том, в чем состоит смысл культуры, что означает культура мира и что спасет культуру в ХХI веке. В число участников прямого диалога о смысле и назначении культуры в современном мире вошли более 100 деятелей науки, искусства и образования, в том числе, 25 нобелевских лауреатов, 12 лауреатов премий Оскара и Грэмми, а также выдающиеся философы, культурологи, писатели, режиссеры, общественные деятели и пр. Среди них Илья Пригожин, Фредерик Сангер, Артур Кларк, Вацлав Гавел, Хосе Каррерас, Жан-Мари Лен, Фрэнк Вильчек, Йохан Галтунг, Энтони Смит, Фредерик де Клерк, Вандана Шива, Десмонд Туту, Дейв Брубек, Джон Маклафлин, Эвелин Гленни, Ян Андерсон, Спайдер Робинсон, Джон Корильяно, Барри Маршалл, Гарри Триандис, Энтони Гидденс, а также наши соотечественники Светлана Махлина, Ольга Астафьева, Акоп Назаретян и многие другие.

Одним из первых в 1998 г. на проект самарских культурологов откликнулся французский антрополог Клод Леви-Строс (1908–2009). По его мнению, смысл культуры состоит «в приобщение к творчеству и знанию прошлого». «Культура мира есть культура такого мира, где люди соглашаются занимать более скромное место на планете, где видовое разнообразие животного и растительного мира, чистота воздуха и воды будут сохранены».

Свое послание в адрес Общества прислал выдающийся путешественник Тур Хейердал (19014–2002): «Я с великим интересом узнал о ваших усилиях по осуществлению проекта “Человек культуры мира”, направленного на поддержание дружеских отношений и культурного прогресса между людьми и народами нашей беспокойной планеты». Норвежский антрополог видит смысл культуры в «культивировании способности человечества думать с помощью слов, осваивать природу, обустраивать мир и приводить в гармонию жизнь на Земле». Спасти культуру и человечество от экспансии насилия может «всемирное соглашение по эффективному применению закона, запрещающего любой нации, отправлять оружие и армию вне своих национальных границ». Т. Хейердал видит в культуре мира и ненасилия путь «поступательного продвижения человечества — от каменного, бронзового, железного и атомного веков — к истинной цивилизации, основанной на приоритете моральных ценностей».

Отвечая на вопрос о смысле культуры, Нобелевский лауреат по экономике Милтон Фридман (1912–2006), писал: «Культура — это разделяемые людьми и группами человеческие ценности, которые связывают их друг с другом». Мир могут спасти только «толерантность в разнообразии». Для знаменитого экономиста культура мира есть «признание уникальности каждого индивидуума и важности поддержания мира, в котором каждый человек свободен в выражении своих собственных ценностей до тех пор, пока он не мешает другим делать то же самое».

Свое понимание культуры выразил и Нобелевский лауреат по литературе Клод Симон (1913–2005). Он определяет культуру «как согласованное объединение человеческих усилий, направленных к тому, чтобы возвыситься над своей животной природой». Будущее культуры может быть обеспечено лишь через «уважение и любовь во всех их колоссальных проявлениях». Французский писатель рассматривает культуру ненасилия как «отказ от всех форм фанатизма, будь то религиозный, идеологический, националистический или расистский».

Том Стоппард (род. 1937), авторитетный британский драматург, киносценарист и критик, в своем послании в адрес Общества отмечает: «У меня нет отдельных ответов на поставленные три вопроса. Каждый из них, вероятно, заслуживает целой статьи. Но я хотел бы сказать, что если мы проведем “мысленный эксперимент” и изымем культуру из общества, мы увидим в остатке антиутопию (dystopia). Что же касается культуры мира, то это мир, который выражает культуру человеческого великодушия, противостоящую культуре самовозвеличивания».

Автор современной концепции креативной экономики и мирового бестселлера «Креативная экономика. Как делать деньги из идей» Джон Хокинс (род. 1945) в своих ответах дает обстоятельный комментарий по поводу смысла и назначения культуры. По мнению британского культуролога и экономиста, «культура появляется там, где люди преодолевают изначальные границы своего существования. Здоровое общество все время изменяет свою культуру... Я за сохраняемое культурное наследие. Вместе с тем я выступаю за необходимость обновления культуры, своевременное реагирование на ее вызовы и даже за мятеж против культуры».

Интерес представляет послание выдающегося режиссера театра и кино Питера Брука (род. 1925). «Есть дерево под названием Правда со скрытыми корнями и бесчисленными ветвями. Различные виды искусств ветвятся в кроне дерева и сосредоточены в листьях. Мы должны проявить большую заботу, чтобы не превратить культуру в ложного бога. С гордостью распознавая структуры этой кроны посредством различных теорий, методов и политических интервенций можно легко обезводить и умертвить листья. Правда всегда открывается впервые, и у нее нет очевидных форм. Она должна обнаруживаться всякий раз заново, вновь и вновь. Только тогда культура соответствует своему истинному значению — изменять и возделывать мир».

Завершим обзор уникальных по своему содержанию идей о культуре очень лаконичным, но одновременно и очень точным высказыванием по теме проекта, пришедшем к нам совсем недавно (12 февраля 2013 г.) от знаменитого кинорежиссера и сценариста Милоша Формана (род. 1932): «Без культуры наш мир стал бы скучным адом». И с этим нельзя не согласиться. 

 
© Ионесов В. И., Куруленко Э. А., 2013

Статья поступила в редакцию 6 марта 2013 г.

Ионесов Владимир Иванович,
доктор культурологии,
профессор кафедры теории и истории культуры,
Самарская государственная академия культуры и искусств,
Президент Самарского культурологического общества
«Артефакт — культурное разнообразие» (Самара),
e-mail: ionesov@mail.ru

Куруленко Элеонора Александровна,
доктор культурологии, профессор,
Ректор Самарской государственной академии
культуры и искусств (Самара),
e-mail: ekurulenko@mail.ru

 

Издатель 
Российский
НИИ культурного
и природного
наследия
им. Д.С.Лихачева

Учредитель

Российский
институт
культурологии. 
C 2014 г. – Российский
НИИ культурного
и природного наследия
имени Д.С.Лихачёва

Свидетельство
о регистрации
средства массовой
информации
Эл. № ФС77-59205
от 3 сентября 2014 г.
 
Периодичность 

4 номера в год

Издается только
в электронном виде

Входит в "Перечень
рецензируемых
научных изданий"
ВАК (по сост. на
19.12.2023 г.).

Регистрация ЭНИ

№ 0421200152





Наш баннер:




Наши партнеры:




сайт издания




 


  
© Российский институт
    культурологии, 2010-2014.
© Российский научно-
    исследовательский
    институт культурного
    и природного наследия
    имени Д.С.Лихачёва,
    2014-2024.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
     The authors’ opinions expressed therein are not necessarily those of the Editor.

При полном или частичном использовании материалов
ссылка на cr-journal.ru обязательна.
     Any use of the website materials shall be accompanied by the web page reference.

Поддержка —
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Институт Наследия). 
     The website is managed by the 
Likhachev Russian Research Institute
     for Cultural and Natural Heritage (Heritage Institute).