Скороход А.А.
Аннотация. Статья рассказывает о шведском изобразительном искусстве XIX века на примере творчества четырех художников: это Йохан Филип Корн (1728–1796), Густав Эриксон Фишер (1846–1893), Аксель Вильгельм Нордгрен (1828–1888), Франц Одельмарк (1849–1937). Работа основана на материалах архива экспертизы Государственного научно-исследовательского института реставрации (ГОСНИИР). Уникальность материала состоит в том, что речь идет о малоизвестных картинах шведских мастеров, на которых представлены крестьянские и религиозные сцены, портрет шведского короля Густава III и великолепный пейзаж с фьордом. Рассказ о живописных работах сопровожден иллюстрациями.
Также в статье затрагиваются отношения стран Северной Европы и России в XIX веке, рассказано о ярких представителях шведского художественного мира, кто формировал художественную мысль данного региона.
Ключевые слова: шведское изобразительное искусство, Северная Европа, экспертиза, ГОСНИИР.
Изобразительное искусство Швеции после своего расцвета в XVIII столетии при короле Густаве III в XIX веке переживало свой упадок, что нашло свое отражение и в собраниях российских музеев того времени [1]. Лишь датская живопись XIX века прочно вошла в собрания таких российских музеев как Государственный Эрмитаж, Государственный Исторический музей, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина.

Что же касается шведских художников в России, то наиболее выделяется Карл Мазер (1807–1884), который жил в России в период с 1838 по 1854 год. Он оставил после себя уникальный труд по картографии Сибири, с подробными рисунками местности, местных костюмов, сделанных с фотографической точностью.

Также стоит сказать об Александре Леонтьевиче Витберге (Карл Магнус Витберг (1787–1855), известном русском художнике шведского проис-хождения, представившего проект храма Христа Спасителя в Москве и финском художнике шведского происхождения Эмануэле Теннинге (1767–1831), внесшего существенный вклад в развитие изобразительного искусства Финляндии. За работу «Открытие Сейма в Порвоо» 1812 года он получал ежегодную государственную пенсию в размере 600 рублей. Умер художник в Петербурге в 1831 году в возрасте 64 лет [2].


И конечно нужно сказать пару слов о крупнейших представителях шведского изобразительного искусства второй половины XIX века – Карле Ларссоне (1853–1919) и Андерсе Цорне (1860 – 1920). Они радикально изменили подход к изобразительному языку, вырабатывая свой, уникальный язык. Карл Ларссон явил миру свою частичку шведского романтизма, модного в ту пору течения. Наивысшей точкой его творчества стало шестиметровое полотно «Зимняя жертва» или «Жертвоприношение в середине зимы» 1915 года, на котором был изображен ритуал кородя Домальда в храме Уппсалы. Благодаря развитию технологии цветопередачи свет увидел труд Карла Ларссона «Дом под солнцем» с великолепными графическими акварелями автора. Книга является шведским бестселлером и по сей день издается большими тиражами, в том числе и на русском языке.
Андерс Цорн стал известен в первую очередь своими портретами. Художник находился под влиянием импрессионизма, работая в, почти эскизной манере, смелыми пастозными мазками, ловко передавая эмоции изображаемых людей. К примеру, можно привести такие работы, как «Автопортрет в красном» 1915 г., «Автопортрет с моделью», «Тост в редакции газеты «Идун», «Портрет С.И.Мамонтова» и многие другие.
5-7
Со второй половины XIX века культурным центром для молодых художников того времени становится Париж. Многие молодые мастера со всего света стремятся попасть сюда, дабы впитать модные направления и течения. Еще с XVIII века закрепляются контакты Швеции с Францией.
В XIX веке эта тенденция стала развиваться – начинающие художники стремились в Англию, Францию и Германию для получения современных и актуальных на тот момент знаний. Уже к 1870-м годам множество скандинавских художников обосновались во Франции, образовав целые колонии. В конце XIX в. через Париж прошли такие шведские художники, как упомянутые выше Андерс Цорн, Карл Ларссон, Нильс Крёгер, Карл Нордстрем, Бруно Лильефорс, Ричард Берг [3].
Важным стал фактор выбора школы, которые в тот момент начинают активно развиваться в Западной Европе. Каждая из этих школ имела свой уникальный стиль преподавания. Так, Дюссельдорфская Академия художеств специализировалась на работе с натуры и исследовании изображения природы. Именно данная школа сказалась на манере многих шведских художников того времени.
Искусствовед Анна Познанская во вступительном слове к каталогу «Страна живительной прохлады» отметила: «Влияние дюссельдорфской школы с ее романтическим уклоном сказалось прежде всего в живописи Швеции и Финляндии, в кто время как на искусство Норвегии в большей степени повлияли художественные школы Берлина, Мюнхена и Карлсруэ. Однако и норвежские художники воздавали должное дюссельдорфской школе, о чем свидетельствует замечание К.Герца в отзыве о Всемирной выставке 1873 года в Вене: “Главное место на выставке занимает искусство Франции и Германии, особенно Дюссельдорфская школа во главе с Кнаусом. Швеция и Норвегия в лице своих лучших живописцев принадлежит к этой же Дюссельдорфской школе”» [4].
Музейная жизнь в России также не прошла мимо этого явления. Много лет назад в ГМИИ им. А.С.Пушкина была показана обстоятельная и интересная выставка живописи Дюссельдорфской школы [5]. И уже в наши дни в Музее русского пейзажа в городе Плёсе Ивановской области была открыта выставка европейской живописи этого периода и этого региона из собрания Пушкинского музея, которая пользовалась большим успехом. Публике были представлены картины, которые редко покидают запасники. И этот факт и придал экспозиции особую новизну [6].
В настоящей статье мы хотим затронуть четырех шведских художников, которые в разное время проходили исследование в отделе экспертизы ГОСНИИР – одна работа XVIII века, четыре работы XIX века из частных собраний. В исследованиях приняли участие сотрудники отдела Экспертизы ГОСНИИР М.М.Красилин, К.А.Николаев, Ю.А.Халтурин, С.А.Кочкин и автор данной статьи.
Йохан Филип Корн (Korn, Johan Filip,1728–1796).
Крестьянская сцена на берегу. Конец XVIII в.
Холст (подведены кромки), масло. 37 х 48,5. Швеция
Краткая заметка о художнике. Й.Ф.Корн – пейзажист, мастер декоративной живописи. Родился в городе Уддевалла на западном побережье Швеции. Учился первоначально у живописца Хр. Христиана, на чьей дочери затем женился. Потом учился в Стокгольме у Шульца, в стокгольмской Академии у Севенборна. В 1859 г. он получил звание художника. Выполнял главным образом декоративные панно, скомпонованные из пейзажей (уличные сценки с изображением построек, речные пейзажи с маленькими стаффажными фигурками), выполненных на основе натурных штудий, под влиянием голландских гравюр, а также с использованием мотивов работ Ф. Буше. Писал на холсте и на дереве, в узнаваемой зеленоватой или коричневатой гамме. В поздний период испытывал нужду, что подтолкнуло его в 1782 году занять пост смотрителя в стокгольмской Академии художеств. Умер в Стокгольме, где и хранятся многие его работы (в Академии художеств, с собрании Стокгольмского университета, в Национальном музее и ряде других музейных собраний).
Исследование работы. Специфика образно-стилистического решения работы, особенности приемов техники живописи дают основания для такой датировки. Поздняя надпись на подрамнике служит косвенным указанием на авторство шведского художника Й.Ф.Корна. Подписи на картине нет, но, как указывается в справочной литературе, работы Корна редко подписаны (Thieme/Becker. Leipzig, 1999. Band 21, 313). На европейских аукционах нередко проходят небольшие по размерам пейзажи этого мастера. Среди них есть ряд архитектурных «фантазий» с руиной на берегу и фигурками крестьян и рыбаков, отличающиеся стремлением к поэтизации будничной жизни. Они отмечены определенным влиянием голландской традиции XVII века с ее специфичными средствами живописно-пластического рассказа. Композиционно многие работы Корна напоминают рассматриваемую картину. Ей близки и свойственные живописи этого художника своеобразная декоративная организация плоскости в изображении облаков, светлая колористическая гамма с преобладанием коричневатых оттенков, характерные в своем своеобразии пропорции стаффажных фигур, в том числе фигурок детей. Произведение выполнено на профессиональном уровне и имеет музейное значение.
Густав Эриксон Фишер (Fischer, Gustav Ericson, 1846-1893).
В конюшне. Мальчик с лошадью.1885. Холст, масло. 57 х 44,7. Швеция
Краткая заметка о художнике. Шведский живописец Густав Эриксон Фишер учился в Академии художеств в Стокгольме, затем в Веймаре (1880). Писал пейзажи, жанровые мотивы с изображением лошадей. Произведения Фишера фигурируют на европейских художественных аукционах.
Исследование работы. Специфика образно-стилистического решения и особенности приемов техники живописи дают основания для датировки 1885 годом и позволяют связать рассматриваемую картину с североевропейской живописью этого периода. Выбор камерного бытового мотива из сельской жизни вполне характерен для «национального романтизма» скандинавской живописи 1880-1890-х, своеобразным манифестом которого стал совет Ж.Бастьен-Лепажа, данный в 1885 году одному из скандинавских художников в Париже: «Пишите свой дом, свои деревья, своих крестьян… Художник, оторванный от своих корней, бесполезен». В характерной тенденции к работе с натуры проявлялось также влияние дюссельдорфской школы, поскольку многие скандинавские художники учились в Германии. Подпись на работе соответствует авторскому красочному слою и указывает на авторство шведского художника Густава Эриксона Фишера. Характер живописной манеры свидетельствует об основательной академической подготовке и творческом опыте автора картины. Сюжет работы и характер изобразительного языка полностью соответствуют творческой практике Г.Э.Фишера, известного своими камерными сюжетными сценами, в том числе с изображением лошадей и конюхов. В частности, близкая по тематике и колориту картина с изображением сцены в конюшне (холст, масло, 1883) проходила в 2013 году на художественном аукционе во Франции. Обстоятельная передача бытовых деталей подчинена здесь стремлению к лирически-созерцательной наполненности повествовательного мотива, передаче спокойной и теплой атмосферы изображенной бытовой сцены. Выраженная светотеневая моделировка корпусным формообразующим мазком с использованием жидкого коричневого подмалевка позволяет художнику ясно и умеренно подробно передать разницу фактур материалов предметной обстановки, пластическую весомость форм. Во всех деталях антуража картина объединена своеобразным неспешно-задумчивым настроением, достаточно характерным для чистого «бытовизма» скандинавских жанровых сцен. Работа исполнена на уверенном профессиональном уровне и имеет музейное значение.
Аксель Вильгельм Нордгрен (Nordgren, Axel Wilhelm),
(1828, Стокгольм – 1888, Дюссельдорф).
Норвежский фьорд с рыбацкими лодками (Romsdalsfjord). 1870–80-е годы.
Холст, масло. 56,2 х 97,7. Швеция – Германия
Краткая заметка о художнике. Аксель Нордгрен – шведский пейзажист. Родился в Стокгольме. Учился в Академии художеств в Стокгольме, затем с 1851 – в Академии художеств в Дюссельдорфе у Ганса Гуде (Hans Fredrik Gude, 1825-1903). Нордгрен несколько раз совершал поездки в Норвегию. В 1868 стал членом Королевской академии искусств. Жил и работал в Дюссельдорфе. Работы Нордгрена имеются в собрании различных музеев – в Бергене, Дрездене, Дюссельдорфе, Любеке, Майнце, Гетеборге, Стокгольме (Национальный музей) и др.
Исследование работы. Характер использованных материалов и признаки их старения, выраженные естественным образом, а также особенности манеры исполнения позволяют соотносить время создания работы с последней третью XIX в.
Подпись на изображении, аутентичная живопись, дает основание рассматривать в качестве автора художника А.В.Нордгрена (1828-1888). Графика начертания подписи обнаруживает сходство с сигнатурами Нордгрена на его эталонных работах.
Пейзажный мотив и его живописно-образная трактовка согласуются с творчеством этого художника. Нордгрен часто обращался к подобным сюжетам с изображением норвежских фьордов, основанным на материале своих поездок в Норвегию. Изобразительный язык пейзажа можно сравнить, например, с такими произведениями художника, как «Северный пейзаж с оленями», около 1870 г. (Дюссельдорф, музей Кунстпаласт), «Шведская рыбацкая деревня зимой», 1884 г. (Дрезден, Галерея новых мастеров). Особенности композиционного решения пейзажа, построение пейзажного пространства с плавным чередованием планов – широкий передний план с изображением залива с рыбацкой деревней на берегу, окруженного горными склонами, – трактовка световоздушного пространства, сдержанная тонально нюансированная контрастная цветовая гамма, полностью согласуются с оригинальными произведениями Нордгрена 1870–1880-х гг. Манера исполнения пейзажа, приемы техники письма указывают на уверенную академическую подготовку художника. Красочное изображение исполнено в манере свободного фактурно разнородного письма близкого технике alla prima, с использованием жидкой цветовой подготовки, размечающей основные композиционные планы. Моделировка предметных форм ведется корпусными, преимущественно слегка продолговатыми по форме мазками, положенными раздельными ударами кисти и слитными касаниями при изображении крупных по площади композиционных участков – небо, заснеженные горные вершины, – проработанных с деликатным использованием мастихина. Изобразительные приемы, убедительность передачи освещения, привычное использование живописных приемов свидетельствуют о широкой творческой практике работы художника в этом жанре. Картина реставрировалась.
Франц Вильгельм Одельмарк (Odelmark, Frans Wilhelm, 1849–1937).
После службы. 1871. Холст, масло. 34,7 х 28,2. Швеция
Краткая заметка о художнике. Франц Одельмарк – шведский художник. Писал архитектурные пейзажи, жанровые сцены, преимущественно на темы Востока. Учился в Академии художеств в Стокгольме (1866–1868). В 1870–1882 работал в Дюссельдорфе, Италии, Испании, в 1882–1884 – в Мюнхене. Член Академии искусств в Стокгольме с 1897.
Исследование работы. Образность исследуемой картины и сюжетный мотив характерны для североевропейской жанровой живописи второй половины XIX века в общем и для творчества Одельмарка, в частности. Произведение написано на уверенном профессиональном уровне в классической послойной системе живописи. Изображение построено по цветному полупрозрачному подмалевку мелким рельефным мазком. По границам форм подмалевок оставлен не перекрытым, благодаря чему формируется мягкий контур фигур и усиливается впечатление глубины пространства. Работу отличает выразительная фактура красочной поверхности, живописное обобщение при убедительной передаче фактуры изображаемых форм и материалов.
Нижняя часть произведения прописывалась, когда картина находилась в раме. Старая подпись была перекрыта и заново прописана.
Характер использованных материалов и признаки старения всей структуры произведения, выраженные естественным образом, не противоречат возможности его создания в 1871 году. Манера исполнения и стилистика исследуемой работы также соотносятся с художественной практикой североевропейской живописи того времени.
* * *
В заключение отметим, что Отдел научной экспертизы ГОСНИИР на протяжении многих лет встречается с работами художников Северной Европы, каталогизирует исследуемый материал. Архив экспертизы постоянно пополняется, причем преимущественно работами из частных собраний. Прошедшие всестороннее обследование произведения, представленные в данной статье, свидетельствуют о явно возросшем качестве приобретавшихся работ. В этом ряду нашли свое подтверждение произведения как весьма заметных, так и малоизвестных художников региона. Закономерно, что многие из них находят свое место в собраниях таких крупных музеев, как Эрмитаж, Метрополитен и др.
ЛИТЕРАТУРА
[1] «Страна живительной прохлады…» : Искусство стран Северной Европы XVIII – начала XX века из собраний музеев России: Дания, Исландия, Норвегия, Финляндия, Швеция : каталог. – Москва : Красная площадь, 2001. – С. 26.
[2] Сайт биографий известных финнов: https://kansallisbiografia.fi/
kansallisbiografia/henkilo/3660.
[3] «Страна живительной прохлады…»… С. 26.
[4] Там же. С. 26–27.
[5] Дюссельдорфская школа живописи XIX века : Каталог выставки / ГМИИ им. А.С.Пушкина. – Москва, 1985. – С. 113.
[6] Западноевропейский пейзаж XIX века из собрания Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина : Каталог выставки. – Плес, 2024. – С. 44.
Скороход Александр Александрович,
младший научный, Государственный научно-исследовательский
институт реставрации (Москва)
Email: skorohodios@yandex.ru
© Скороход А.А., текст, ил., 2025
Статья поступила в редакцию 20.02.2025.
Открыть PDF-файл
Ссылка на статью:
Скороход, А. А. Шведское изобразительное искусство XIX века
(по материалам архива экспертизы ГОСНИИР). –
DOI 10.34685/HI.2025.12.69.017. – Текст : электронный //
Культурологический журнал. – 2025. – № 2. – С. 96-101. –
URL: http://cr-journal.ru/rus/journals/697.html&j_id=64.