2025/2(60)

Содержание

ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Тхагапсоев Х.Г.
Леонов И.В.

ИСТОРИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Майоров А.А.

Наумов, Ю. М.

Пряхин Ю.В.

Степанова Е.Е.

Филин П.А.

ПРИКЛАДНАЯ КУЛЬТУРОЛОГИЯ

Давиденко Е.А.

Макухина А.В.

Ипполитов С.С.

Плещенко В.И.

МУЗЕЕВЕДЕНИЕ

Бычкова О.И.

Карабанова И.М.

Скороход А.А.

Таловин К.Д.

 
DOI 10.34685/HI.2025.58.53.020
Таловин К.Д.
К вопросу о трактовке термина «превентивная консервация»
Аннотация. В статье рассматривается многогранность понятия «превентивная консервация». Приводится краткая справка развития и анализ современного состояния данного направления. Автором подчеркивается слабая практическая и теоретическая разработанность методов превентивной консервации, недостаток методической литературы на русском языке. На основании рассмотренных материалов даются пути решения сложившейся ситуации в нашей стране.

Ключевые слова: превентивная консервация, сохранение историко-культурного наследия, артефакт, метод микросреды, археологические находки.



Предмет является важным источником информации, доступной при условии грамотной интерпретации. Полученные сведения дают исследователям возможность корректно атрибутировать обнаруженный артефакт и интегрировать его в культурный контекст соответствующей исторической эпохи. Тем не менее, для того чтобы сделать обоснованные выводы, в первую очередь необходимо сохранить артефакты. В полевых условиях это сделать гораздо сложнее, чем в лаборатории. В некоторых случаях требуется незамедлительное вмешательство. Например, предметы из органических компонентов (кожи, ткани, дерева, кости) могут начать разрушаться через несколько минут после извлечения из грунта. Замедлить такие процессы практически невозможно. В результате, предмет изменяется в размерах, деформируется и распадается на бесформенные фрагменты. Часть информации (исторического знания), которую мы могли извлечь из него и передать будущим поколениям, навсегда теряется.

Одним из решений данной проблемы может стать применение методов превентивной консервации. В отличие от интервенционных практик она не затрагивает физико-химических свойств предмета и не вмешивается в его внутреннюю структуру. Превентивная консервация может быть определена как любая мера, которая снижает вероятность или предотвращает ущерб историко-культурному наследию. Данное направление включает контроль за температурно-влажностным режимом в музейных помещениях и условиями хранения и экспонирования, меры безопасности при транспортировке культурных ценностей, охрану, обучение персонала и т.д. [1]

Одним из её ключевых направлений является создание микросреды, суть которого заключается в разработке оптимальных параметров с заданными свойствами внутри пространства, изолированного от остальной части помещения [2].

Методы превентивной консервации могут помочь там, где нет физической возможности отреставрировать все предметы, нуждающиеся в оперативном вмешательстве.

Развитие превентивной консервации можно разделить на три периода: с XIX до 1930-х, с 1930-х до 1990-х, с 1990-х до настоящего времени [3].

Однако это не говорит о том, что в прошлом люди не осознавали процессы разрушения различных материалов, но именно в XIX веке возникновение научного объяснения перенесло эту тему из области эмпирического наблюдения причин и следствий в сферу науки, где были установлены точные химические механизмы распада материальной основы артефактов.

С момента публикации работы немецкого ученого Фридриха Ратгена “Konservierung von Altertumsfunden” («Сохранение древностей»), которая положила начало становления превентивной консервации, и до середины 1990-х годов эта дисциплина прошла значительный путь развития [4]. Она трансформировалась из набора простых правил о том, что можно и что нельзя делать, в область, требующую серьезного профессионального подхода, где применяются компромиссы и балансы [5].

С 1990-х и до настоящего времени превентивная консервация уделяет внимание комплексному подходу, выявляя наиболее серьезные угрозы и стремясь к их минимизации. В настоящее время превентивная консервация выделилась в самостоятельную дисциплину, которой отдается приоритет при сохранении объектов культурного наследия многими ведущими музеями мира (Британский музей, музей Метрополитен, Берлинский и т.д.).

Однако среди отечественных специалистов отношение к данному направлению неоднозначное. В музейной среде существует стереотип, что использование данных материалов – дорогостоящее занятие, а сама методика – вопрос будущего времени. В данном случае складывается двойственная ситуация, которая можно отразить через философскую концепцию Т.Куна «Смена парадигм» [6]. В ней Кун критикует устоявшиеся взгляды на развитие науки: например, постепенное накопление знаний, в результате чего наука прогрессирует линейно, накапливая независимые от теории факты.

Для Куна история науки характеризуется революциями в научном мировоззрении («парадигмы»). Парадигма – это общепризнанное научное достижение, которое на некоторое время предоставляет ученым типовые проблемы и решения. Это набор норм, диктующий ученым, как думать и вести себя. И хотя в науке существуют конкурирующие школы мысли, есть единая парадигма, которая не подвергается критической оценке. В разные периоды развития науки в зависимости от исторического контекста над мышлением исследователей господствовали определенные взгляды.

Т.Кун выделяет 4 фазы развития науки:

1. До науки. На данном этапе общепризнанная парадигма еще не определена, научное сообщество не пришло к единому консенсусу.

2. «Нормальная» наука. Устанавливается парадигма, которая закладывает основы для работы в рамках дисциплины.

3. Кризис. Происходит смена парадигмы.

4. Революция. Устанавливается новая научная парадигма [7].

Таким образом, автор стремился рассмотреть эволюцию науки через призму изменения, прежде всего, «психологических парадигм», которые приводят к возникновению новых научных гипотез и теорий. Он подчеркивал, что принятие или отвержение определенной парадигмы представляет собой не только логический, но и социальный процесс. Ключевые концепции реставрации культурного наследия, выделяемые в различные исторические периоды, также отражают многогранность процессов (социальных, политических, религиозных) в обществе, тем самым демонстрируя многогранность культуры в целом.

Согласно теории Т.Куна, сейчас в вопросе превентивной консервации мы находимся между фазами развития науки «до научной» и «нормальной наукой». В этом для нашей страны характерен определенный парадокс: есть общая признанная парадигма, которая хорошо известна и работает во многих других странах. Ученые единогласно пришли к консенсусу об её актуальности и эффективности. Данная практика показала свою работоспособность, что подтверждается, проведенными экспериментами и наблюдениями. Однако у нас, за исключением крупных музеев, широкого распространения она не получила.

Выделяются следующие причины сложившейся ситуации:

1. Нет единого определения понятия «превентивная консервация». Практика показывает, что в большинстве случаев под превентивной консервацией понимается поддержание определенных параметров окружающей среды, зафиксированных в нормативных документах. Превентивная консервация как метод сохранения археологических артефактов практически не рассматривается как самостоятельное направление в рамках полевой консервации.

2. Превентивная консервация применима только для сохранения историко-культурного наследия в условиях длительного музейного хранения.

По устоявшемуся мнению, метод микросреды и превентивную консервацию в целом принято рассматривать как создание благоприятных условий в долгосрочной перспективе для хранения музейных артефактов в масштабах коллекций, а не отдельных предметов. На наш взгляд, это не совсем верное понимание данного направления.

3. Недостаточное количество количества специалистов в данной сфере.

4. Отсутствие дисциплины «Превентивная консервация» в образовательных программах учреждений, готовящих специалистов в сфере сохранения историко-культурного наследия.

5. Нет понимания сложности и глубины понятия «превентивная консервация» как многогранной деятельности, включающей различные взаимосвязанные аспекты.

Проведенный нами всероссийский опрос практикующих археологов и сотрудников музеев (хранителей), охватывающий различные регионы России, показал, что уровень знаний в области превентивной консервации находится на низком уровне. В большинстве случаев эти знания сводятся к показателям температурно-влажностного режима. Подавляющая часть респондентов ответили, что они не знакомы с методом микросреды.

В настоящее время метод микросреды применяется в Эрмитаже, Нижегородском историко-архитектурном музее-заповеднике, музее-заповеднике «Херсонес Таврический», а также в рамках реализации Национальной программы сохранения библиотечных фондов Российской Федерации, одной из форм которой является фазовая консервация [8].

Микросреда создается посредством применения упаковки (например, контейнера или барьерной пленки), в которую помещаются один или несколько специализированных материалов, таких как влагопоглотитель для снижения относительной влажности, газовый сорбент для захвата определённых загрязняющих веществ или поглотителя кислорода, который создает бескислородную среду и предотвращает процессы окисления [9].

Опыт использования метода микросреды позволяет выделить следующие его преимущества:

- экономичность использования, т.е. он позволяет значительно снизить расходы по сравнению с традиционными методами реставрации;

- возможность создать условия для любой группы находок, повышающих эффективность хранения;

- доступность материалов для создания среды с заданными параметрами.

Региональные музеи отдают на реставрацию предметы культурного наследия в крупные реставрационные центры (Грабаря или ГОСНИИР) в Москву, у которых стоимость работ весьма высока. Кроме того, такая реставрация обычно является вынужденной мерой, свидетельствующая о том, что объект находится в критическом состоянии и существует риск его утраты. Экономически целесообразнее сразу создать благоприятные условия для предметов и периодически осуществлять их мониторинг сохранности.

Например, для неотреставрированного металла показатель влажности необходимо поддерживать на уровне 10-15%, а для артефактов из кожи – 40% [10]. В некоторых случаях, когда невозможно использовать сорбент влажности (комбинированные предметы из органики и металла), задействуют поглотитель кислорода. Зная свойства и механизм работы сорбентов в замкнутом объеме, можно создать идеальные условия для конкретной группы материалов. Вопреки стереотипам, материалы для создания микросреды широко доступны на отечественном рынке. Их невысокая стоимость открывает большие возможности для внедрения в сферу сохранения культурного наследия.

Другой проблемой, с которой приходится сталкиваться, – консервативность и косность мировоззрения некоторых музейных сотрудников, придерживающихся устоявшихся традиционных методов контроля окружающей среды и хранения объектов культурного наследия. Например, снятия показаний 2 раза в день и их запись в специальный журнал. Данная частота контроля показателей окружающей среды недостаточна. Она может привести к ошибочности выводов о состоянии микроклимата внутри помещения.

Проведенный нами эксперимент по фиксации показаний влажности и температуры в трех разных музеях нашей страны показал неутешительный результат. Данные писались беспрерывно каждый час на протяжении одного года. Впервые в отечественной практике фиксация показаний велась настолько подробно. Удалось зафиксировать все сезонные колебания окружающей среды. В разное время года показания варьировались от 20% (зимой) до 80% (летом). Такие скачки влажности наиболее губительны для неотреставрированных предметов.

Создание микросреды для отдельных памятников культурного наследия целесообразно для проведения межоперационных реставрационных мероприятий в лаборатории и в ходе археологических исследований для обеспечения оптимальных условий временного хранения наиболее чувствительных материалов.

Эксперименты разной направленности, проведенные в ходе археологических сезонов 2023 и 2024 годов доказали эффективность методов превентивной консервации в полевых условиях и позволили сохранить ряд ценных находок (железные и бронзовые артефакты, кожаные ремни, фрагмент позумента, фрагменты погребальной подложки из луба).

Таким образом, формирование микросреды и определение ее временных границ как для отдельного экспоната, так и для всей коллекции в целом зависит от тех целей и задач, которые мы ставим. Методы превентивной консервации должны рассматриваться как самостоятельное направление по сохранению археологических артефактов в рамках полевой консервации.

Сложившиеся к настоящему времени понимание термина «превентивная консервация» не отражает в полной мере весь комплекс мероприятий, направленных на сохранение историко-культурного наследия.

Для перехода к новой парадигме, направленной на повышение эффективности сохранения культурного наследия нашей страны, необходимо, на наш взгляд, выполнить следующие шаги:

- сформулировать единое понятие термина «превентивная консервация», включающее все многообразие аспектов данной деятельности;

- включить курс «Превентивной консервации» в образовательные программы ВУЗов, готовящих специалистов в сфере сохранения историко-культурного наследия и смежных специальностей;

- организовать выпуск методической литературы и пособий по превентивной консервации.

Разуменнтся, не все артефакты и музейные экспонаты требует подобного хранения. В каждом случае решение должно приниматься индивидуально в зависимости от сохранности каждого предмета. Тем не менее, понимание всех механизмов дает возможность эффективно использовать методы превентивной консервации в стратегии сохранения историко-культурного наследия.

Таким образом, можно сформулировать следующее определение термина «превентивная консервация»: это не только ряд мер, направленных на сохранение физической основы памятника без прямого взаимодействия с ним, но и мировоззренческие установки, которые должны формироваться на основе новой парадигмы. Она предполагает более широкое видение и осознанное отношение каждого члена сообщества, причастного к сохранению культурного наследия на всех этапах от выявления памятника до постановки его на учет.


ПРИМЕЧАНИЯ

[1] Cronyn, J. The elements of archaeological conservation. – London : Routledge, 1990. – P. 196-197.

[2] Guidelines for the storage and display of archaeological metalwork / Rimmer, M., Thickett, D., Watkinson, D., Ganiari,s H. – London : English Heritage, 2013. – P. 17-18.

[3] Caple, C. Preventive Conservation in Museums. – London : Routledge, 2012. – 624 p.

[4] Rathgen, F. Die Konservierung von Altertumsfunden. – Berlin : W. Spemann, 1898.

[5] Waller, R., Michalski, S. Effective Preservation: From Reaction to Prediction. – Getty Conservation Institute, 2004. – P. 1-4.

[6] Кун, Т. Структура научных революций. – Москва, 2009.

[7] Там же. С. 63–207.

[8] Беляева, И. М. Превентивная консервация как перспективное направление обеспечения сохранности фондов научных библиотек: дис. … канд. пед. наук. – Санкт-Петербург, 2001.

[9] Таловин, К. Д. К вопросу о перспективности использования превентивной консервации археологических музейных предметов из металла. – Текст : электронный // Журнал Института Наследия. – 2022. – № 3. – С. 47-53. – URL: https://nasledie-journal.ru/ru/journals/740.html (дата обращения: 02.03.2025).

[10] Приказ Министерства культуры Российской Федерации от 23.07.2020 г. № 827. «Об утверждении Единых правил организации комплектования, учета, хранения и использования музейных предметов и музейных коллекций» (с изм. на 29 авг. 2024 г.). Ст. 11.5 // Электронный фонд правовых и нормативно-технических документов : [сайт]. – URL: https://docs.cntd.ru/document/542672925 (дата обращения: 02.03.2025).


Таловин Константин Дмитриевич,
аспирант, Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачева (Москва)
Email: konstantintalovin@yandex.ru

© Таловин К.Д., текст, 2025
Статья поступила в редакцию 10.04.2025.
Открыть PDF-файл


Ссылка на статью:
Таловин, К. Д. К вопросу о трактовке термина «превентивная консервация». – DOI 10.34685/HI.2025.58.53.020. – Текст : электронный // Культурологический журнал. – 2025. – № 2. – С. 102-106. – URL: http://cr-journal.ru/rus/journals/698.html&j_id=64.



 

Издатель 
Российский
НИИ культурного
и природного
наследия
им. Д.С.Лихачева

Учредитель

Российский
институт
культурологии. 
C 2014 г. – Российский
НИИ культурного
и природного наследия
имени Д.С.Лихачёва

Свидетельство
о регистрации
средства массовой
информации
Эл. № ФС77-59205
от 3 сентября 2014 г.
 
Периодичность 

4 номера в год

Издается только
в электронном виде

Входит в "Перечень
рецензируемых
научных изданий"
ВАК (по сост. на
19.12.2023 г.).

Регистрация ЭНИ

№ 0421200152





Наш баннер:




Наши партнеры:




сайт издания




 


  
© Российский институт
    культурологии, 2010-2014.
© Российский научно-
    исследовательский
    институт культурного
    и природного наследия
    имени Д.С.Лихачёва,
    2014-2025.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
     The authors’ opinions expressed therein are not necessarily those of the Editor.

При полном или частичном использовании материалов
ссылка на cr-journal.ru обязательна.
     Any use of the website materials shall be accompanied by the web page reference.

Поддержка —
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Институт Наследия). 
     The website is managed by the 
Likhachev Russian Research Institute
     for Cultural and Natural Heritage (Heritage Institute).