Если кратко обрисовать статистический портрет буддизма начала XXI века, то он выглядит следующим образом. Его исповедуют примерно 6-8% населения мира, что намного уступает христианству (примерно 33%), исламу (примерно 18%) и индуизму (примерно 13%) [2]. Буддизм, безусловно, остается азиатской религией: 99% буддистов живут в Азии, в том числе в азиатской части Российской Федерации. Но при этом сегодня эта религия стала своего рода глобальным интеллектуально-духовным ресурсом, открытым для всеобщего пользования. Интерес к истории буддизма и культуре связанных с ним народов давно перешел узкоконфессиональные рамки.
В 2014 г. вышел в свет уникальный фотоальбом известного петербургского специалиста по истории буддизма и Тибета Андрея Анатольевича Терентьева «Буддизм в России – царской и советской», который стал продолжением выставки Государственного Музея истории ГУЛАГа «Репрессированный буддизм». «Посвящается моему учителю, досточтимому Жимбе-Жамсо Цыбенову, выжившему в кошмаре сталинских лагерей, и тысячам бурятских, калмыцких и тувинских лам, которые там не выжили» – этими трогательными словами А.Терентьев предваряет коллекцию из 454 старых фотографий, с конца XIX века до горбачевской «перестройки». Помещенные в контекст исторического повествования, они дают возможность прикоснуться к уже забытому быту российского буддизма, воочию увидеть десятки сметенных с лица земли старинных храмов, взглянуть в глаза выдающимся духовным учителям прошлого.
В фотоальбом вошли редкие фотодокументы, иллюстрирующие, с одной стороны, расцвет буддизма в России, где к 1917 году было около 150 буддийских монастырей и более 20000 духовных лиц; с другой – его упадок, когда все храмы закрываются, разрушаются, а буддийских монахов расстреливают или сажают в тюрьмы. Фотографии повествуют и о том, как после Великой Отечественной войны буддизм реанимируют с помощью немногих выживших в лагерях лам, как светоч Дхармы полвека тлеет в двух маленьких монастырях Бурятии, чтобы после краха эпохи массового атеизма вспыхнуть с новой силой в 1988–1989 годах. На страницах альбома читатель также может познакомиться с редкими фотографиями известных исторических деятелей, начиная от Николая II и Агвана Доржиева и заканчивая Хамбо-ламой Даши-Доржо Итигэловым и Далай-ламой XIV.
Основной иллюстративный материал представлен из фондов Государственного Музея истории религии (г. Санкт-Петербург), Национального музея Республики Бурятия, Забайкальского краеведческого музея, Национального музея Республики Тыва, Российского этнографического музея, Архива Русского географического общества, Центрального государственного архива кино- и фотодокументов Санкт-Петербурга. Материалы альбома включают также больше сотни фотографий из личной коллекции автора, которую он собрал за 12 лет ежегодных поездок по буддийским регионам России в 1978-1990 гг. Большая их часть публикуется впервые. Цветная печать позволила передать подлинные оттенки старых чёрно-белых и коричневых фотографий, отреставрированных В.Сидоровым и Е.Михновской, а плотная мелованная бумага помогла качественно их воспроизвести.
Неудивительно, что этот мощный глянцевый фолиант вызвал живой отклик в научных и общественных кругах страны, ибо проблемы буддизма актуальны как для изучения новой истории России, так и для понимания ряда этнических, этнокультурных и этноконфессиональных процессов, происходящих в жизни современного российского общества.
Автор констатирует, что собрание получилось неровным – доминируют фотографии из Бурятии. Однако он дает этому объяснение: во-первых, Бурятия всегда была цитаделью буддизма в России – там было намного больше лам и монастырей, чем в Калмыкии или Туве. Во-вторых – калмыки практически утратили свои архивы при депортации. Когда в один зимний день 1943 г. весь калмыцкий народ погрузили в теплушки, дав час на сборы, все их богатство, все документы храмов остались на местах. Что касается Тувы, там с буддизмом произошло что-то еще худшее, чем в Калмыкии. Тува была присоединена к Российской империи в статусе протектората только в 1914 г. Со времен гражданской войны и до 1944 г. она была Тувинской народной республикой. «Ни в одной юрте, ни в одном доме в Туве (за исключением жилищ двух бывших лам – Кужугета и Оюна Люндупа) я не увидел ни одного буддийского предмета – даже открытки с изображением Будды или белой раковины», – пишет А.Терентьев [1. с.9]. Он отмечает, что при Сталине были уничтожены примерно полторы сотни буддийских монастырей. Из 15 тысяч буддийских священнослужителей из Бурятии до 1948 года дожили только 565 человек. В Калмыкии и Туве дело обстояло еще хуже – туда после войны вернулось не более нескольких десятков из приблизительно 8 тысяч лам.
Альбом включает в себя научный обзор, охватывающий историю проникновения, развития, упадка и возрождения буддизма в нашей стране. Книга представляет собой всестороннее и глубокое историческое исследование одной из основных наряду с православием, исламом и иудаизмом традиционных религиозных конфессий в Российской Федерации.
Данное издание, вне всякого сомнения, послужит серьезным подспорьем для современных историков, религиоведов, культурологов и всех интересующихся духовной историей нашей страны. Составленный чрезвычайно скрупулезно, с привлечением материалов русских и советских ученых-буддологов, а также редких и ценных по содержанию архивных документов, он, быть может, заставит читателя переосмыслить некоторые страницы истории России и пересмотреть взгляды на ее чрезвычайно богатое и разнообразное религиозное наследие.
Буддизм в России – царской и советской (старые фотографии) : [на рус., англ. яз ] / А. Терентьев. – СПб.: издание А. Терентьева, 2014. – 484 с.
World Christian Encyclopedia (2nd edition) (David Barrett, George Kurian and Todd Johnson.). – NY.: Oxford University Press, 2001.