2014/4(18)

Содержание

Гуманитарные исследования

Зайцева А.А.

Жуковский А.Ю.

Мацевич А.А.

Довгий О.Л.

Лебедева Е.Г.

Языки культуры

Ненарокова М.Р.

Фарсетти А.

Гончаренко А.А.

Акимова А. С.

Окулова С.Н.

Малая культурологическая энциклопедия

Бакшеев Е.С.

Рецензии

Климов В.Р.

Умняшов А.Б

Монгуш М.В.

Монгуш М.В

Софронова Л.А.

Кашбык-оол С.

Лакутина Н.П.

Научная жизнь

Барышев И.Б.
Кулиев А.Н.
Печерский О.Е.
Попов А.С.

Довгий О.Л.

 
УДК 808.1
Довгий О.Л.
Конференция «Бестиарный код культуры» (RES et VERBA – 4)
 
Аннотация. Материал представляет собой краткий отчет о прошедшей в сентябре 2014 г. в Российском государственном гуманитарном университете (РГГУ) Международной научной конференции «Бестиарный код культуры» (RES et VERBA – 4).

Ключевые слова: бестиарий, семиотика культуры, символ, метафора, эмблема, программа «RES et VERVA».


 

26-27 сентября 2014 г. в Российском государственном гуманитарном университете прошла международная научная конференция «Бестиарный код культуры». Это четвертая встреча в рамках программы «RES et VERBA», которую проводит гуманитарный клуб «Intrada» совместно с Институтом филологии и истории РГГУ. В этом году к числу организаторов присоединился Институт мировой литературы им. А.М.Горького (ИМЛИ РАН).

Если на трех предыдущих конференциях речь шла в основном о бестиариях разных авторов, то на четвёртой участники занимались собиранием бестиарных ключей, кодов в единую картинку. Иначе говоря, целью встречи было осмысление бестиария как семиотической системы.

Тон конференции задавала откровенно хулиганская заставка на экране Профессорской аудитории: картина неизвестного французского художника 18 века «Обезьяна-живописец» из Руанского музея, а на слишком открытой части тела натурщицы ярко-красная надпись: «18+» – как ответ чересчур рьяным блюстителям нравственности.

В конференции участвовали 45 учёных из Москвы, Санкт-Петербурга, Уфы, Новосибирска, Калининграда, Екатеринбурга, Костромы, Нижнего Новгорода, Лондона – среди них как заядлые «бестиарщики» (не пропускающие ни одной встречи), так и вновь присоединившиеся. Как всегда, активны были представители МГУ (филфак и журфак), РГГУ, СПбГУ; большие «десанты» прибыли из ИМЛИ и Высшей школы экономики. За два дня было прослушано 45 докладов; их хронологическая, географическая и тематическая амплитуда могла удовлетворить вкусы самых капризных и искушенных слушателей. Все сообщения были посвящены бестиарным шифрам в различных культурных дискурсах (политическом, религиозном, философском, социологическом, поэтологическом).

На этой конференции не было деления на секции: все слушали всех. При составлении программы организаторы старались придерживаться хронологического принципа, но жизнь, как всегда, внесла свои коррективы – и, как потом оказалось, в этом художественном беспорядке есть глубокий смысл. Открыл парад зверей дельфин. Е.В.Пчелов подробно описал его путь от эпохи античности до Московского царства. А дальше начался настоящий карнавал. Как в калейдоскопе, сменяли друг друга птицы, звери, насекомые на полях рисунков в алхимическом трактате Соломона Трисмозина «Splendor solis» (А.В.Нестеров); бестиарные символы и метафоры в «Вертограде многоцветном» Симеона Полоцкого (А.В.Архангельская); превращения Бегемота и Левиафана в русской литературе XVIII – нач. XIX вв. (В.Л.Коровин); звери святого Антония у Дм.Бобышева и М.Шемякина (Ю.Б.Орлицкий), ломоносовские «безразумные козлята» (Д.П.Ивинский), новый постсоветский оборотень (А.Арендт); животные Кулика и Сорокина (Д.М.Давыдов); тарологическая конюшня Райдера-Уэйта (О.Лемберг) и многое-многое другое.

Многое увиделось в новом свете. Крокодиловы слёзы при поедании человека – лицемерие или истинное раскаяние (А.Е.Махов)? Осталась ли химера в прошлом или ее следы можно обнаружить в современных вымыслах (М.Ф.Надъярных)? Зачем мы пользуемся вторичной бестиарной номинацией; что дают характеристики, вроде: «Сей лев – осёл»; «Конь летит орлом» (О.Л.Довгий)? В обличье каких зверей предстают Н.Саркози и Ф.Олланд в глазах СМИ? (О.А.Кулагина)?

На этой конференции нет деления на молодых и маститых, в программе отсутствует указание титулов и степеней. Доклад студентов 3-го курса Высшей школы экономики Е.А.Кузьменко, А.О.Максимовой, Э.Г.Мустакимовой о звуках животных в языках мира вызвал не меньший интерес, чем выступление их преподавателей А.С.Выренковой, Б.В.Орехова, Т.И.Резниковой о том, какие семантические сдвиги происходят при перенесении бестиарных глаголов на человека: когда мы говорим, что люди ржут, блеют, хрюкают.

Конференция всегда проходит в два дня, независимо от количества докладов. Соблюдение регламента, по убеждению организаторов, – это не оковы, а повод сделать свое сообщение максимально информативным, ярким, запоминающимся.

Все, кто хоть раз побывал на бестиарной встрече, отмечают, что это совсем не похоже на строгую научную конференцию; говорят об особой атмосфере, царящей там. Это встреча друзей, интересная игра – хотя вопросы обсуждаются совсем не шуточные; и научный уровень очень высок.

Четыре года участники складывали бестиарную картинку мира из самых мелких кусочков, добавляемых историками, философами, филологами, лингвистами, искусствоведами, тарологами. Кони античности, кони в эмблематике, конская метафора в русской поэзии, кони в театре, конские звуки, перенесённые на человека, кони в картах Таро… А в результате – мир в зеркале коня, прочитанный и увиденный совершенно по-новому. И так – с каждым животным. Каждый зверь добавляет свои краски в общую семиотическую систему. «Все говорили про разное, а картинка складывалась единая», - так выразил идею встречи Зюзель Вульф.

По общему мнению, этот бестиарий – самый удачный. И, тем не менее, организаторы задумали изменить формат встреч. Почему? А потому что автоматизация, съедающая «вещи, платье, мебель, жену и страх войны» (В.Б.Шкловский), неминуемо должна коснуться и бестиарных конференций. Чтобы остаться, они должны измениться. Пятая встреча будет называться «Пять чувств: Люди и звери».

В заключение обзора мы просто приведем полную программу конференции.

Пятница 26 сентября

10.00–14.00 – утреннее заседание

Пчелов Евгений Владимирович (Москва)
Путь дельфина: Античность, Ренессанс, Московская Русь - к истории символической семантики образа

Надъярных Мария Фёдоровна (Москва)
Мифологика терратоморфизма или Следы химеры в современных вымыслах

Зеленин Даниил Андреевич (Ижевск- Москва)
Риторические стратегии совмещения человеческого и звериного в эмблематике

Субботина Ольга Владимировна (Санкт-Петербург)
Визуализация греха в европейских первопечатных книгах: истоки и развитие бестиарных образов гордыни

Махов Александр Евгеньевич (Москва) Трансформация средневековых бестиарных мотивов в ренессансной эмблематике

Нестеров Антон Викторович (Москва)
Украшение или ключ: «птицы, звери, насекомые» на полях рисунков в алхимическом трактате Соломона Трисмозина «Splendor solis»

Нейматзаде Сабина (Баку)
Бестиарный код и мусульманская каллиграфия

Рогова Ася Георгиевна (Санкт-Петербург) Райские птицы у английских романтиков.

14.45–19.00 – вечернее заседание

Гуревич Татьяна Александровна (Москва)
«Животный магнетизм» мемуарной прозы Томаса Де Квинси.
Ивинский Александр Дмитриевич (Москва) Люди, животные и проблема воспитания в русской журналистике 1760-х гг.

Довгий Ольга Львовна (Москва)
Вторичная бестиарная номинация

Рыбина Мария Сергеевна (Уфа)
Птичья метафора в творчестве М.Пруста

Кулагина Ольга Анатольевна (Москва)
Елисейский зоопарк, или бестиарные портреты Н.Саркози и Ф.Олланда

Попова Александра Александровна (Балашов)
Семиотика бестиарности в поэмах Томаса Элиота

Федунина Ольга Владимировна (Москва)
Мотив двойничества в «Кошке» Колетт

Ганиева Регина Равильевна (Москва)
Человек-лошадь Висенте Бласко Ибаньеса

Голубцова Анастасия Викторовна (Москва) «Змей» Луиджи Малербы

Резниченко Анна Игоревна (Москва)
Бестиарий Сергея Раевского

Фаризова Нина Омаровна (Москва)
Бестиарий Александра Введенского

Устинов Алексей Валерьевич (Кострома)
Бестиарность в художественном творчестве Д.Л. Мордовцева

Голубков Андрей Васильевич (Москва)
Хамелеон во французском прециозном дискурсе 17 столетия
 

Суббота 27 сентября

10.00–14.00 – утреннее заседание 

Архангельская Анна Валерьевна (Москва)
Бестиарные символы и метафоры в «Вертограде многоцветном» Симеона Полоцкого.

Коровин Владимир Леонидович (Москва)
Превращения Бегемота и Левиафана в русской литературе XVIII – нач. XIX вв

Ивинский Дмитрий Павлович (Москва)
А за безразумных козлят ответишь!..: К описанию культурных контекстов «Гимна бороде»

Алпатова Татьяна Александровна (Москва)
Бестиарий М.Ю.Лермонтова

Орлицкий Юрий Борисович (Москва)
Звери святого Антония у Дм. Бобышева и М. Шемякина

Волховская Анна Григорьевна (Москва)
1001 петух А.С.Пушкина

Ненарокова Мария Равильевна (Москва)
История Пташечки-Соловья в бестиариях и книгах эмблем

Казакова Екатерина Владимировна (Нижний Новгород)
Анималистические персонажи Средневековья во французском литературном сознании ХХ века (бестиарии и «Роман о Лисе» Мориса Женевуа)

Овчинникова Лада Олеговна (Калининград)
Одухотворение животного мира как фундаментальная особенность аксиологической картины мира Куранова

Скрябина Алиса Вадимовна (Калининград)
Чудесный зверинец Н.Кононова

Зюзель Вульф (Санкт-Петербург)
Роман «Суер-Выер» и легко решаемая проблема Сциапода

Казмирчук Ольга Юрьевна (Москва)
Оппозиция «Чёрное – белое» при создании образов кошек и собак (на материале литературного творчества детей).

14.45–19.00 – вечернее заседание 

Арендт Ариадна Александровна (Лондон)
Новый постсоветский оборотень

Выренкова Анастасия Сергеевна, Орехов Борис Валерьевич, Резникова Татьяна Исидоровна (Москва)
Звуки животных в мире людей: типология семантических сдвигов

Кузьменко Елизавета Алексеевна, Максимова Анастасия Олеговна, Мустакимова Эльмира Гаязовна (Москва)
Грустное рычание и бодрое мычание: какие звуки издают животные в разных языках

Купцова Ольга Николаевна (Москва)
«Все мы немножко лошади» (кони-лошади в драматическом театре)

Нестеренко Мария Александровна (Москва)
Рогатая кошка, балхашский тигр: бестиарий в романе Юрия Домбровского «Факультет ненужных вещей».

Закутняя Ольга Валерьевна (Москва)
Бестиарий «Коралины» Нила Геймана: образы, персонажи, герои.

Антанасиевич Ирина (Белград)
Забытые супергерои: животные в комиксах

Ткачук Лилия Александровна (Москва)
Архаичный космос эвенков и его зооморфные обитатели.

Давыдов Данила Михайлович (Москва)
Животное как субъект: от Кулика и Сорокина до Кузнецова и Горалик

Лемберг Ольна (Москва)
«Три белых коня» и «Четыре Всадника» – конюшня Райдера-Уэйта

© О.Л.Довгий, 2014.

Материал поступил в редакцию 06.10.2014.

Довгий Ольга Львовна,
кандидат филологических наук,
факультет журналистики
МГУ им. М.В. Ломоносова (Москва),
e-mail: olga.dovgy@yandex.ru

 

Издатель 
Российский
НИИ культурного
и природного
наследия
им. Д.С.Лихачева

Учредитель

Российский
институт
культурологии. 
C 2014 г. – Российский
НИИ культурного
и природного наследия
имени Д.С.Лихачёва

Свидетельство
о регистрации
средства массовой
информации
Эл. № ФС77-59205
от 3 сентября 2014 г.
 
Периодичность 

4 номера в год

Издается только
в электронном виде

Входит в "Перечень
рецензируемых
научных изданий"
ВАК (по сост. на
19.12.2023 г.).

Регистрация ЭНИ

№ 0421200152





Наш баннер:




Наши партнеры:




сайт издания




 


  
© Российский институт
    культурологии, 2010-2014.
© Российский научно-
    исследовательский
    институт культурного
    и природного наследия
    имени Д.С.Лихачёва,
    2014-2024.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
     The authors’ opinions expressed therein are not necessarily those of the Editor.

При полном или частичном использовании материалов
ссылка на cr-journal.ru обязательна.
     Any use of the website materials shall be accompanied by the web page reference.

Поддержка —
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Институт Наследия). 
     The website is managed by the 
Likhachev Russian Research Institute
     for Cultural and Natural Heritage (Heritage Institute).