2014/4(18)

Содержание

Гуманитарные исследования

Зайцева А.А.

Жуковский А.Ю.

Мацевич А.А.

Довгий О.Л.

Лебедева Е.Г.

Языки культуры

Ненарокова М.Р.

Фарсетти А.

Гончаренко А.А.

Акимова А. С.

Окулова С.Н.

Малая культурологическая энциклопедия

Бакшеев Е.С.

Рецензии

Климов В.Р.

Умняшов А.Б

Монгуш М.В.

Монгуш М.В

Софронова Л.А.

Кашбык-оол С.

Лакутина Н.П.

Научная жизнь

Барышев И.Б.
Кулиев А.Н.
Печерский О.Е.
Попов А.С.

Довгий О.Л.

 
УДК 811.161.1+398.541
Софронова Л.А.
Живая традиционная культура и ее изучение
 
Аннотация. В статье рецензируется книга С.Е.Никитиной «Конфессиональные культуры в их территориальных вариантах». В этой книге на материале авторских полевых исследований устной традиции трех русских конфессиональных групп – молоканской, старообрядческой и духоборской – впервые рассматриваются проблемы описания конфессиональной культуры в ее разных территориальных вариантах в современных условиях. На конкретных примерах изучаются разные уровни сохранности культуры.

Ключевые слова: конфессиональная культура, народные представления религиозного содержания, молокане, духоборцы, старообрядчество, культурный ландшафт, диалектология.

 

Книга Серафимы Евгеньевны Никитиной посвящена изучению живой культурной традиции трех русских конфессиональных групп: молокан, духоборцев и староверов*. Культура исследуется в её опоре на слово, и, соответственно, на священную книгу. В синтезе нового и старого видится подлинно живая традиция. Автор показывает и то, как древнерусские модели построения текстов работали в ХХ веке, и то, как события уже самого ХХ века – например, разорение церквей в тридцатые годы – вошли в тексты этих групп.

С.Е.Никитина в название своей работы вынесла территориальность, о которой она пишет следующее: «… делая акцент на слове территориальный, мы связываем это понятие с понятием географического пространства, культурного ландшафта, природного и культурного окружения; мы имеем дело с таким взаимодействием природного ландшафта и существующей в этом пространстве культуры, когда и ландшафт, и культура испытывают во многих своих элементах взаимовлияние и несут на себе его печать». Именно как неразрывно связанные с пространством, в ее работе показаны и «жизнь» текста, и жизнь человека.

Категория времени, наделенная мощной эсхатологической направленностью, рассматривается в присущих ей разных формах на протяжении всей работы. Поэтому не только тексты, в которых закодированы культурные ценности данных групп, но сами их носители становятся «героями» этой книги. Им уделено значительное внимание: их судьбы, преемственность поколений во времени, значимость культурной миссии раскрываются автором. Она доносит до нас их живое слово, сохраненное в ее собственных записях. Так слова «малитв», духовных стихов, песнопений дополняются словом бытовым, а не только словом бесед, посвященных темам священным. Можно сказать, что для диалектологов это прекрасный материал для исследования.

Человек прочно связан со словом – оно свидетельствует о нем, а он себя в нем выражает. Так, в слове проступают очертания языковой личности, манифестирующей себя в слове сакральном и светском, сказанном о себе самом и обо всем мире, о вере и Боге («вер много, а Бог один»). Портрет этой личности и создает в своей работе С.Е.Никитина. Она настаивает на том, что портрет этот не индивидуален, так как языковую характеристику личности создают и коллективные тексты. В исследовании, таким образом, обосновывается переход от человека, носителя слова, к выраженной в этом слове картине мира, которая присуща данной культуре. Это слово не статично, так как дополняется пересказами, объяснениями, толкованиями: «По-видимому, чем выше самосознание культуры, тем больше в ней метатекстов герменевтического плана».

Два основных направления – геокультурное и лингвокультурное – сводятся в работе С.Е.Никитиной к единой точке – к категории идентификации и самоидентификации, которыми постоянно занимаются все три исследуемые ею группы. Самосознание в конфессиональном аспекте, противопоставление себя «чужим» и одновременно способность к адаптации в новом окружении в разной степени свойственны трем исследуемым группам, что детально показано в работе. Очевидно, что каждая из трех групп находит свой «баланс между замкнутостью и открытостью», необходимый для ее выживания; что каждая из них выставляет свои барьеры, которые все же нарушаются; что в них во всех маргинальность соседствует с избранностью.

Наравне с высокими смыслами священного текста и их многочисленными интерпретациями в работе анализируются и элементы бытовой культуры (одежда, посуда), что конкретизирует и существенно дополняет наблюдения автора над территориальными разновидностями конфессиональной культуры. «Исследование живой традиции – а оно всегда предполагает полевые исследования, где бы они не проходили – в деревне, городе, любом замкнутом социуме, – всегда есть исследование человека в культуре и культуры в человеке».

Работа С.Е.Никитиной выросла на основе ее многочисленных экспедиций. Непосредственный контакт с молоканами, духоборцами, староверами и привнес в работу социокультурный аспект: наблюдения не только над обрядовостью, но и над повседневностью оказались неоценимыми для анализа живой традиции.

Единственное замечание к книге можно сделать по следующему вопросу. Естественно, что в религиозном сознании общая картина мира с ее пространственно-временными параметрами, а также свод обычаев, правил и законов проецируется на земную жизнь человека. Но как представители русского народного протестантизма (духоборцы и молокане) видят еще два яруса мира – рай и ад – остается неясным в полной мере. Так, из рассказа одной молоканки следует, что в раю, стоя друг против друга, все в белом, чудесно поют и мужчины, и женщины: «Пения, такая пения!». Поющие христиане и в вышнем мире продолжают свою главную работу – пением славить Христа. Ад кратко описан Рудометкиным (можно сказать, главным философом молоканской культуры).

Несмотря на это, исследование С.Е.Никитиной представляется серьезной удачей автора. Оно привлекло внимание специалистов в самых разных областях. Внутреннее устройство культуры конфессиональных сообществ, его отношение с культурой внешнего мира, структура текстов и их функционирование описаны в работе С.Е.Никитиной. Она не только сумела раскрыть духовную жизнь изолированных сообществ, коснуться быта и истории трех групп, их перемещений – но и предложила принципиально новый синтез различных методов исследования, сделав, таким образом, серьезный вклад в развитие теории культуры.
 

ПРИМЕЧАНИЕ

* Никитина С.Е.Конфессиональные культуры в их территориальных вариантах (проблемы синхронного описания) [Текст] / С.Е.Никитина. – М.: Институт Наследия, 2013 – 312 с.: ил.

© Софронова Л.А.., 2013.

Материал поступил в редакцию 01.07.2014.

Софронова Людмила Александровна,
доктор филологических наук,
Институт славяноведения РАН (Москва).

 

Издатель 
Российский
НИИ культурного
и природного
наследия
им. Д.С.Лихачева

Учредитель

Российский
институт
культурологии. 
C 2014 г. – Российский
НИИ культурного
и природного наследия
имени Д.С.Лихачёва

Свидетельство
о регистрации
средства массовой
информации
Эл. № ФС77-59205
от 3 сентября 2014 г.
 
Периодичность 

4 номера в год

Издается только
в электронном виде

Входит в "Перечень
рецензируемых
научных изданий"
ВАК (по сост. на
19.12.2023 г.).

Регистрация ЭНИ

№ 0421200152





Наш баннер:




Наши партнеры:




сайт издания




 


  
© Российский институт
    культурологии, 2010-2014.
© Российский научно-
    исследовательский
    институт культурного
    и природного наследия
    имени Д.С.Лихачёва,
    2014-2024.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
     The authors’ opinions expressed therein are not necessarily those of the Editor.

При полном или частичном использовании материалов
ссылка на cr-journal.ru обязательна.
     Any use of the website materials shall be accompanied by the web page reference.

Поддержка —
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Институт Наследия). 
     The website is managed by the 
Likhachev Russian Research Institute
     for Cultural and Natural Heritage (Heritage Institute).