2014/4(18)

Содержание

Гуманитарные исследования

Зайцева А.А.

Жуковский А.Ю.

Мацевич А.А.

Довгий О.Л.

Лебедева Е.Г.

Языки культуры

Ненарокова М.Р.

Фарсетти А.

Гончаренко А.А.

Акимова А. С.

Окулова С.Н.

Малая культурологическая энциклопедия

Бакшеев Е.С.

Рецензии

Климов В.Р.

Умняшов А.Б

Монгуш М.В.

Монгуш М.В

Софронова Л.А.

Кашбык-оол С.

Лакутина Н.П.

Научная жизнь

Барышев И.Б.
Кулиев А.Н.
Печерский О.Е.
Попов А.С.

Довгий О.Л.

 
УДК 294.321
Монгуш М.В
Советское государство и буддизм в 1917–1946 гг.
 
Аннотация. В рецензии описывается монография Ф.Л.Синицына «Красная буря»: Советское государство и буддизм в 1917–1946 гг.» (Санкт-Петербург, 2013), которая посвящена анализу советской государственной политики по отношению к буддийской конфессии, а также жизни буддийской общины в один из сложнейших периодов истории России.

Ключевые слова: буддизм, религиозная политика, национальная политика, Бурятия, Калмыкия, Тува, Монголия.

 

Монография Ф.Л.Синицына [1] посвящена рассмотрению научно значимой и актуальной темы – политики Советского государства по отношению к буддийской конфессии в один из наиболее сложных и противоречивых периодов истории нашей страны (1917–1946 гг.). К разработке этой темы автор подошел фундаментально, до издания монографии опубликовав в ведущих научных журналах и сборниках серию статей, посвященных «буддийскому фактору» в советской политике, в том числе в сфере здравоохранения, народного образования, культуры и литературы [2], антибуддийской пропаганде в СССР [3] и воздействию «буддийского фактора» на международное положение и внешнюю политику Советского Союза.

В первой главе монографии Ф.Л.Синицын анализирует внутреннее положение буддизма и его взаимоотношения с Советским государством. В рассматриваемый период эта религия пережила один из самых ярких и трагических эпизодов своей истории, включая попытку «обновления», предпринятую лидерами буддийской общины в СССР во главе с Агваном Доржиевым. В качестве отдельных тем автор анализирует борьбу консервативного, «обновленческого» и «нейтрального» течений в общине, а также возникновение и развитие теории «общности» буддийского учения и коммунистической идеологии, которая активно пропагандировалась среди верующих в первое послереволюционное десятилетие. Автор подробно изучил деятельность Советского государства по принудительной ликвидации буддийской религии, основную роль в которой сыграли жестокие репрессии в отношении духовенства, а также преследование верующих-мирян и физическое разрушение большинства храмов и монастырей Бурятии, Калмыкии, Монголии и Тувы. Автор отмечает, что, несмотря на ликвидацию буддийской конфессиональной организации в СССР, религиозность сохранилась в народной среде, что способствовало возрождению буддизма в СССР в 1945–1946 гг.

Во второй главе исследуются отдельные аспекты борьбы Советского государства с «буддийскими проявлениями» в разных сферах общественной жизни, в том числе политика по отношению к культуре и искусству, системам здравоохранения и образования, воздействие «буддийского фактора» на политику в области языка и литературы, а также подрыв административными и репрессивными мерами экономической базы этой конфессии.

В третьей главе анализируется отражение «буддийского фактора» в материалах советской пропаганды, которая была направлена на дискредитацию как самого учения, так и духовенства. Ф.Л.Синицын исследовал антибуддийскую деятельность «Союза воинствующих безбожников», а также раскрыл основные аспекты советской пропаганды «отмирания» данной религии. Автор делает вывод, что пропагандистские материалы, направленные на дискредитацию буддийского учения и священнослужителей, следует расценивать как выходящие за рамки нормальной идеологической полемики, содержащие извращение фактов, грубые и циничные характеристики.

Четвертая глава посвящена основным аспектам внешнеполитического фактора в отношениях между Советским государством и буддийской конфессией. Автор рассматривает положение буддизма в Монголии и Туве, «тибетский фактор» во внешней политике Советского Союза, влияние международной деятельности Панчен-ламы IX на внешне- и внутриполитическое положение СССР, деятельность «Тибето-Монгольской миссии», а также «буддийский фактор» в советско-японском военно-политическом противостоянии. Последний играл важную роль в международном положении СССР в 1920-е и 1930-е годы. В частности, стремление советского руководства полностью уничтожить буддизм в Монголии и Туве диктовалось намерением создать абсолютно советизированную среду в этих государствах, которые в указанный период были единственными союзниками СССР.

Монография Ф.Л.Синицына представляет собой серьезное и оригинальное научное исследование, рекомендуемое к изучению и использованию в своей работе специалистам в области истории, культурологии, политологии и других наук, а также всем, кто интересуется историей буддизма в России. 

ЛИТЕРАТУРА

[1] Синицын Ф.Л. «Красная буря»: Советское государство и буддизм в 1917–1946 гг. – СПб: Издание А.Терентьева и Фонда «Сохраним Тибет», 2013. – 528 с.

[2] Синицын Ф.Л.. Советское государство и буддисты // Российская история. – 2013. – № 1. – С. 62–76;  Синицын Ф.Л. Советская политика в сфере литературы и «буддийский фактор» (1920–1950-е годы) // Вопросы литературы. – 2013. – № 5. – С. 327–346; Синицын Ф.Л. К истории возникновения теории общности буддийского учения и коммунистической идеологии // Вопросы философии. – 2012. – № 6. – С. 106–115.

[3] Синицын Ф.Л. Антибуддийская пропаганда в СССР в 1925–1946 гг. // Вопросы истории. – 2012. – № 7. – С. 65–76.

© Монгуш Марина Васильевна, 2014.

Материал поступил в редакцию 01.12.2014.

Монгуш Марина Васильевна,

доктор исторических наук, ведущий научный сотрудник,
Российский научно-исследовательский институт 
культурного и природного наследия им.Д.Лихачева (Москва),
e-mail: monmarvas@mail.ru

 

Издатель 
Российский
НИИ культурного
и природного
наследия
им. Д.С.Лихачева

Учредитель

Российский
институт
культурологии. 
C 2014 г. – Российский
НИИ культурного
и природного наследия
имени Д.С.Лихачёва

Свидетельство
о регистрации
средства массовой
информации
Эл. № ФС77-59205
от 3 сентября 2014 г.
 
Периодичность 

4 номера в год

Издается только
в электронном виде

Входит в "Перечень
рецензируемых
научных изданий"
ВАК (по сост. на
19.12.2023 г.).

Регистрация ЭНИ

№ 0421200152





Наш баннер:




Наши партнеры:




сайт издания




 


  
© Российский институт
    культурологии, 2010-2014.
© Российский научно-
    исследовательский
    институт культурного
    и природного наследия
    имени Д.С.Лихачёва,
    2014-2024.

 


Мнение редакции может не совпадать с мнением авторов.
     The authors’ opinions expressed therein are not necessarily those of the Editor.

При полном или частичном использовании материалов
ссылка на cr-journal.ru обязательна.
     Any use of the website materials shall be accompanied by the web page reference.

Поддержка —
Российский научно-исследовательский институт
культурного и природного наследия имени Д.С.Лихачёва (Институт Наследия). 
     The website is managed by the 
Likhachev Russian Research Institute
     for Cultural and Natural Heritage (Heritage Institute).